Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На уроке используются игровые моменты, которые помогают каждому обучающемуся быстро находить правильное решение поставленной задачи, а отработка новых знаний на практике способствует лучшему усвоению темы.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изучению раздела «Морфология», предусмотренного программой  

по УМК под ред. В.В. Бабайцевой Русский язык. 6 класс.

Урок-зачёт

Тема урока: «Имя числительное».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы                          МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока:

  1. Гностический аспект (ЗУН): проверить теоретические сведения по теме, закрепить навыки написания числительных, склонения числительных, отличия числительных от слов с числовым значением.
  2. Развивающий аспект: самостоятельное исследование по теме, составление кроссвордов, ребусов, словарных диктовок и др.
  3. Воспитательный аспект: умение работать в группах, привитие интереса к УНТ.

Оборудование:

  1. Словарные диктовки.
  2. ОК «Ь в числительных».
  3. Кроссворды, ребусы.
  4. Перфокарты.
  5. Карточка с фразеологизмами.

Ход урока

  1. Сообщение темы, постановка целей и задач, привлечение помощи ассистентов.

  1. Индивидуальный, дифференцированный опрос.
  1. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам (в тетради и у доски).

В индивидуальных тетрадях:

У доски:

работают трое учеников.

работают трое учеников.

  1. Дифференцированные задания.

I вариант

II вариант

Словарная диктовка, проводимая учеником (диктовка подготовлена дома).

Образование сложных слов на основе сочетания числительного с существительным

(Образец: трёхэтажный, двузначный и т.д.)

  1. Учитель и класс проверяют работы у доски; ассистенты – индивидуальные работы.

  1. Экскурсия в «Страну чисел».
  1. Индивидуальные работы у доски.

а) карточка – 1 ученик.

б) карточка  - 2 ученик.

в) II вариант: индивидуальная работа в тетради.

  1. Сообщения учащихся из истории числительных (домашнее задание).

а) Из истории числительного «7».

Задания: записать примеры двух - трёх пословиц.

I вариант

II вариант

С числительным «7».

Любые пословицы с числительными.

Учитель дополняет фразеологизмы.

Дифференцированное задание.

I вариант

II вариант

Составление предложений с фразеологическими оборотами.

Запись загадок, пословиц с числительными.

б) Из истории числительного сорок.

Задание: расскажите, как склоняются числительные 40, 90, 100. Какие числительные имеют две формы?

в) из истории числительного миллион.

  1. Проверка индивидуальных работ.

  1. Кроссворды, ребусы, загадки, подготовленные учениками (домашнее задание).
  1. Индивидуальная работа с ребусом (у доски).
  2. Индивидуальная работа с кроссвордами (у доски).
  3. Отгадывание кроссворда классом (проводит ученик – ассистент).

  1. Повторение орфограмм числительных.
  1. Назовите орфограммы числительных (Ь; И 5-30; заглавная буква в названии праздников)
  2. Дифференцированное задание.

I вариант

II вариант

Выполнение перфокарты

(Ь в числительных)

  1. Склонение словосочетания: 35 учеников.
  2. Индивидуальная работа – словарные диктанты.
  1. Подведение итогов.
  1. Значение числительных в жизни человека и необходимость правильного употребления их в речи.
  2. Отметить творческие задания, словарные диктовки.
  3. Оценки за урок.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию контрольного диктанта.

Приложение  к уроку.

Фразеологические обороты с числительным семь: семь чудес света, до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь вёрст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, семь бед – один ответ, семеро одного не ждут, спустить семь шкур с кого-то.

Перфокарта «Ь в числительных»

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Семьсот, восемьдесят, одиннадцать, девяносто, пятнадцать, двести, шестьсот, восемнадцать, пятнадцать.

Из истории числительного «сорок».

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор  на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками)  и, наконец, числительное сорок.

Из истории числительного «миллион».

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состояло из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и он, соответствующего увеличительному суффиксу – ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Составьте словосочетания «числительное+существительное».

(Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята, (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы.

От данных словосочетаний образуйте сложные слова.

Сорок ведер, пять литров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).

Чувствовать себя очень счастливым (7), часто менять решения (7), изнурять себя тяжёлой работой (7), знать что-нибудь очень хорошо (5), быть очень умным (7), запутаться в простом деле (3).

Загадки

  1. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.

  1. Два ушка, четыре усика.

  1. Три брата пошли купаться; два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьего повисли.

;

 

  1. Пять чуланов, одна дверь.

  1. Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны.

  1. Шесть ног, две головы, один хвост.

  1. Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось?

  1. Летело стадо гусей, увидел их мужик и говорит: «Поди, вас сто!» А гуси и отвечают: «Кабы нас столько, да ещё столько, да полстолька, да четверть столько, да ты бы с нами - сто и было бы». Сколько гусей?

 

  1. Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, одно – чёрное.

;

;

 

;

;

Ребусы

100г

100л

5 'ница

100лб

9 '''

3 о

2 'ор

5 'но

6'

10 '''на

Кроссворды

1Ч

2

И

3С

4

Л

5

И

6

Т

7

Е

8

Л

9

Ь

10Н

11

О

12

Е

  1. 1, 2, 30, 70, 15, 11 – это …
  2. От 5 до 20 и … на конце пишется Ь.
  3. Числительное …, 90, 100.
  4. Слова с несколькими корнями – это … числительные.
  5. Количественные  числительные не имеют числа, кроме слова …
  6. Какое  числительное состоит из нескольких слов?
  7. Какие числительные называются не целыми?
  8. … числительные обозначают количество предметов.
  9. Двое, семеро, пятеро, оба – это … числительные.
  10. Порядковые  числительные обозначают порядковый …
  11. Какие числительные отвечают на вопрос (какой?) и его формы?
  12. Слово с одним корнем – это … числительное.

1

2

1

2

3

По горизонтали:

  1. На ладошке целый дом,                                                                                       (…) сестричек в нём.                                                                                         Посоветую я детям,                                                                                                    Не играйте дома с этим (спички).
  2. Без (…) углов изба не рубится.
  3. Четыре брата под одной крышей. Что это?

По вертикали:

  1. (…) одёжек и все без застёжек (капуста).
  2. (…) одного не ждут

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Имя числительное"

Обобщающий урок по теме"Имя числительное".Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об имени числительном.Задачи урока:обучающие: познакомить с историей происхождения некоторых имен числительны...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку "Простые и составные числительные" 6 класс

Открытый урок по теме: "Простые и составные числительные" 6 класс...