Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На уроке используются игровые моменты, которые помогают каждому обучающемуся быстро находить правильное решение поставленной задачи, а отработка новых знаний на практике способствует лучшему усвоению темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изучению раздела «Морфология», предусмотренного программой
по УМК под ред. В.В. Бабайцевой Русский язык. 6 класс.
Урок-зачёт
Тема урока: «Имя числительное».
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ»
Цели урока:
- Гностический аспект (ЗУН): проверить теоретические сведения по теме, закрепить навыки написания числительных, склонения числительных, отличия числительных от слов с числовым значением.
- Развивающий аспект: самостоятельное исследование по теме, составление кроссвордов, ребусов, словарных диктовок и др.
- Воспитательный аспект: умение работать в группах, привитие интереса к УНТ.
Оборудование:
- Словарные диктовки.
- ОК «Ь в числительных».
- Кроссворды, ребусы.
- Перфокарты.
- Карточка с фразеологизмами.
Ход урока
- Сообщение темы, постановка целей и задач, привлечение помощи ассистентов.
- Индивидуальный, дифференцированный опрос.
- Выполнение индивидуальных заданий по карточкам (в тетради и у доски).
В индивидуальных тетрадях: | У доски: | |
работают трое учеников. | работают трое учеников. |
- Дифференцированные задания.
I вариант | II вариант | |
Словарная диктовка, проводимая учеником (диктовка подготовлена дома). | Образование сложных слов на основе сочетания числительного с существительным (Образец: трёхэтажный, двузначный и т.д.) |
- Учитель и класс проверяют работы у доски; ассистенты – индивидуальные работы.
- Экскурсия в «Страну чисел».
- Индивидуальные работы у доски.
а) карточка – 1 ученик.
б) карточка - 2 ученик.
в) II вариант: индивидуальная работа в тетради.
- Сообщения учащихся из истории числительных (домашнее задание).
а) Из истории числительного «7».
Задания: записать примеры двух - трёх пословиц.
I вариант | II вариант | |
С числительным «7». | Любые пословицы с числительными. |
Учитель дополняет фразеологизмы.
Дифференцированное задание.
I вариант | II вариант | |
Составление предложений с фразеологическими оборотами. | Запись загадок, пословиц с числительными. |
б) Из истории числительного сорок.
Задание: расскажите, как склоняются числительные 40, 90, 100. Какие числительные имеют две формы?
в) из истории числительного миллион.
- Проверка индивидуальных работ.
- Кроссворды, ребусы, загадки, подготовленные учениками (домашнее задание).
- Индивидуальная работа с ребусом (у доски).
- Индивидуальная работа с кроссвордами (у доски).
- Отгадывание кроссворда классом (проводит ученик – ассистент).
- Повторение орфограмм числительных.
- Назовите орфограммы числительных (Ь; И 5-30; заглавная буква в названии праздников)
- Дифференцированное задание.
I вариант | II вариант | |
Выполнение перфокарты (Ь в числительных) |
|
- Подведение итогов.
- Значение числительных в жизни человека и необходимость правильного употребления их в речи.
- Отметить творческие задания, словарные диктовки.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
Подготовиться к написанию контрольного диктанта.
Приложение к уроку.
Фразеологические обороты с числительным семь: семь чудес света, до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь вёрст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе, семь бед – один ответ, семеро одного не ждут, спустить семь шкур с кого-то.
Перфокарта «Ь в числительных»
Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Семьсот, восемьдесят, одиннадцать, девяносто, пятнадцать, двести, шестьсот, восемнадцать, пятнадцать.
Из истории числительного «сорок».
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
Из истории числительного «миллион».
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состояло из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и он, соответствующего увеличительному суффиксу – ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Составьте словосочетания «числительное+существительное».
(Пятеро, пять) сестры; (семь, семеро) ножницы; (шесть, шестеро) апельсины, помидоры; (два, двое) ребята; (семь, семеро) котята, (три, трое) подруги; (четыре, четверо) сутки; (пять, пятеро) солдаты; (шесть, шестеро) килограммы.
От данных словосочетаний образуйте сложные слова.
Сорок ведер, пять литров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.
Подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными (они указаны в скобках).
Чувствовать себя очень счастливым (7), часто менять решения (7), изнурять себя тяжёлой работой (7), знать что-нибудь очень хорошо (5), быть очень умным (7), запутаться в простом деле (3).
Загадки
- Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.
- Два ушка, четыре усика.
- Три брата пошли купаться; два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьего повисли.
; | ||||||||
|
- Пять чуланов, одна дверь.
- Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны.
- Шесть ног, две головы, один хвост.
- Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось?
- Летело стадо гусей, увидел их мужик и говорит: «Поди, вас сто!» А гуси и отвечают: «Кабы нас столько, да ещё столько, да полстолька, да четверть столько, да ты бы с нами - сто и было бы». Сколько гусей?
- Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, одно – чёрное.
; | ; |
; | ; |
Ребусы
100г
7я
100л
5 'ница
100лб
9 '''
3 о
2 'ор
5 'но
6'
10 '''на
Кроссворды
1Ч | ||||||||||||||
2 | И | |||||||||||||
3С | ||||||||||||||
4 | Л | |||||||||||||
5 | И | |||||||||||||
6 | Т | |||||||||||||
7 | Е | |||||||||||||
8 | Л | |||||||||||||
9 | Ь | |||||||||||||
10Н | ||||||||||||||
11 | О | |||||||||||||
12 | Е |
- 1, 2, 30, 70, 15, 11 – это …
- От 5 до 20 и … на конце пишется Ь.
- Числительное …, 90, 100.
- Слова с несколькими корнями – это … числительные.
- Количественные числительные не имеют числа, кроме слова …
- Какое числительное состоит из нескольких слов?
- Какие числительные называются не целыми?
- … числительные обозначают количество предметов.
- Двое, семеро, пятеро, оба – это … числительные.
- Порядковые числительные обозначают порядковый …
- Какие числительные отвечают на вопрос (какой?) и его формы?
- Слово с одним корнем – это … числительное.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
По горизонтали:
- На ладошке целый дом, (…) сестричек в нём. Посоветую я детям, Не играйте дома с этим (спички).
- Без (…) углов изба не рубится.
- Четыре брата под одной крышей. Что это?
По вертикали:
- (…) одёжек и все без застёжек (капуста).
- (…) одного не ждут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"
Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...
Разработка урока по русскому языку 6 класс "Имя числительное"
Обобщающий урок по теме"Имя числительное".Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся об имени числительном.Задачи урока:обучающие: познакомить с историей происхождения некоторых имен числительны...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку "Простые и составные числительные" 6 класс
Открытый урок по теме: "Простые и составные числительные" 6 класс...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...