духовно-нравственное воспитание:современные приоритеты
материал по русскому языку по теме
научно-практическая конференция"актуальные проблемы современного детства:изменяющееся воспитание в изменяющемся мире".чита,2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конференция | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание: современные приоритеты.
«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Москва: «Просвещение», 2009.) Следовательно, цель современного образования- воспитание и развитие высоконравственного, ответственного , творческого, инициативного, компетентного гражданина России. О духовно-нравственном совершенствовании личности в рамках школьного и вузовского образования в России заговорили в девяностые годы прошлого столетия, когда стали очевидны негативные результаты различных общественных преобразований. Отправной точкой в реализации этой задачи для многих забайкальских педагогов стали работы профессора кафедры литературы ЗабГГПУ Камединой Л.В. На протяжении уже двух десятков лет Л.В.Камедина занимается вопросами духовно-нравственного воспитания школьников и студентов г.Чита. В сборнике статей «Православие на рубеже тысячелетий» Л.В.Камедина акцентирует внимание на преображении педагогики в свете высших ценностей- христианских заповедей. Таким образом, образовательные задачи, сформулированные Л.В.Камединой, стали очень актуальными в свете Стандартов второго поколения. Учителя-филологи , понявшие необходимость изменений в преподавании русского языка и литературы на рубеже веков, значительно приблизились к цели образования 21 века.
Почему эта тема важна для меня? Интерес к проблемам духовности и нравственности появился в годы студенчества(1994-1999гг.). Преподаватели ЗабГГПУ говорили не только об умственном развитии детей, но и об их нравственном совершенствовании. А для этого учитель сам должен быть примером нравственного поведения. Иначе вечные истины будут мертвыми.
Работать в школе начала в 1999г. Когда потребовалось выбрать тему самообразования, решила заняться вопросом духовно-нравственного воспитания школьников. Скромный опыт в этом направлении изложен в работе «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы», 2009г.В 2012 году (после выхода из отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет)продолжила работу по заданной теме. С первых уроков дети усваивают мысль о ценности родного(русского) языка и литературы. Узнают подробности появления русского языка и его развития в связи с историей и литературой. Знакомятся с именами великих просветителей и ученых. После урока «Сквернословие. Сила слова.» (ставшего традиционным) вместе с ребятами 5-6-х классов следим за чистотой речи учащихся. Отслеживаем уровень загрязненности, делаем выводы. Некоторые ученики сознаются, что меньше стали сквернословить. Уместно привести пример: наблюдения в 1999-2005гг.показали, что маты используют в повседневном общении дети из неблагополучных семей с асоциальным поведением; 2012-2013гг.: маты в повседневной речи не употребляют 2-3 человека из класса( были опрошены учащиеся 5-в, 6-а, 6-б классов, почти все из благополучных, материально обеспеченных семей). В качестве противоядия стараемся уделить несколько минут на уроках русского языка чтению лучших образцов прозы и поэзии, постоянно вспоминаем о языковых нормах. Большим подспорьем является и учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой, где постоянно подчеркивается мысль о красоте и величии родного русского языка. Нескольким ребятам предложено самостоятельно изучить работу Василия Ирзабекова «Тайны русского слова» с последующей презентацией своего опыта на уроке или школьной конференции.
Отдельного разговора заслуживает тема чтения. В детском сознании начитанность(в значении прочтения большого количества лучших образцов литературы) трансформировалась в информированность. Если сравнивать детей конца 20века и начала 21, явное преимущество по степени информированности за последними. Что же касается литературы, обычный опрос после летних каникул показал, что летом прочли книги 2-3 человека из класса. Остальные- в лучшем случае- современные детские детективы или другие произведения, сомнительные с точки зрения их художественной ценности. Для решения этой проблемы все средства хороши : индивидуальный образовательный маршрут , интрига, нестандартные формы уроков, творческий проект. Очень важно ребятам видеть образец начитанности, красивой и грамотной речи. Учитель должен постоянно совершенствоваться .Ученики, участвующие в конкурсах чтецов, становятся объектом внимания и восхищения одноклассников. Ребята осознали, что красиво читать- сложно. В начале года все тянули руки, когда требовалось прочитать текст выразительно. А сейчас просят попробовать самых талантливых в этой области. Впервые мы с ребятами приняли участие в международном литературном конкурсе по произведениям А.Костюнина «Купель» 2012-2013гг. Готовимся к конкурсу «Живая классика». Планируем выступление к Дню Победы.
Конечно, этот отрезок слишком мал на пути формирования духовно-нравственного развития личности, но все же это начало пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание современных детей
Скажи:Какой ты след оставишь?След,Чтобы вытерли паркетИ посмотрели косо вслед,ИлиНезримый прочный следВ чужой душе на много лет?...
Приоритеты семейного воспитания в духовно-нравственном становлении подростка.
В определении проблемы взаимодействия образовательного учреждения и семьи лежит основная идея о том , что за воспитание детей несут ответственность родители ...
Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».
Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи» [[{"type":"media","...
Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...