Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Нечаева Людмила Васильевна

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Бессоюзное сложное предложение.Урок изучения нового материала (1 урок по теме) Форма работы: групповая

Метод  поисково-исследовательский .

Технология проблемного обучения

Урок с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka._nechaeva_l.v.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                           Бессоюзное сложное предложение

1        


1.ФИО (полностью)


Нечаева Людмила Васильевна

2        

2.Место работы

МБОУ Гашунская СОШ№4

Зимовниковский район

Ростовская область

3        

3.Должность

Учитель русского языка и литературы

4        

4.Предмет

Русский язык

5        

5.Класс

9

6.        

6.Тема и номер урока

в  теме

7. Тип урока

8. Формы  и методы работы

         Бессоюзное сложное предложение

             1 урок

       Урок изучения нового материала

       Методы: поисково-исследовательский

       Форма работы: групповая.

7.        

9.Базовый учебник

УМК  С.И.Львовой

     10.  Цель  урока:   Создать условия  для самостоятельного поиска и «открытия»      

         знаний, формирования  общего понятия о БСП, включения учащихся в разные    

         виды деятельности, для создания ситуации успеха

    11. Планируемые результаты:

       Метапредметные: осуществлять поиск дополнительной информации, отвечать    

                        на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Работать в              

                        интерактивном  режиме, формировать навыки исследовательской            

                        деятельности, работы с ЭОР.

       Предметные: определять характер смысловых  отношений между предложениями в  

                       бессоюзном сложном предложении, выражать   их с помощью интонации.    

                       Моделировать  и  употреблять в речи СБП с разными  смысловыми              

                       отношениями между частями .

      Личностные:  развивать способность  иметь собственное мнение;  развивать умение учиться      

                       самостоятельно, развивать умение выдвигать  гипотезы, отыскивать    

                       доказательства и рассуждать логично.

12. Необходимое техническое оборудование:         компьютер, проектор, экран , ноутбук                                                                                                                                                            

13.                              Структура и ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы и виды деятельности

Используемые ЭОР

1

Оргмомент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к работе на уроке

Настраиваются на урок

фронтальная

2

Актуализация знаний

1.Определим виды  сложных предложений по схемам(схемы  начерчены  на доске)

2. Мозговой штурм:

В чём отличие  ССП  и СПП от БСП?

В чём сходство ?

Сравним  ССП и БСП (слайд №1)

 Составьте предложения по  схемам. (устно)

А можно ли  одно и то же предложение  построить так, чтобы оно в первом случае было союзным, а во втором бессоюзным?

Какие получаются предложения?

Учащиеся указывают вид ССП и определяют, какое  подчинение (однородное или неоднородное)

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают схемы СС БС  предложений.

Составляют предложение по схемам.

Делают выводы

«Мозговой штурм»

Изучение нового материала

-Давайте вспомним  строки  из  романа, изученного нами   недавно.

Слайд «№2 . (Задание-ловушка)

Уж небо осенью дышало1,
Уж реже солнышко блистало
2,
Короче становился день
3,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
4,
Ложился на поля туман
5,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу
6: приближалась
Довольно скучная пора
7;
Стоял ноябрь уж у двора
8.

Кто скажет, сколько основ  в этом предложении?

Какое это предложение?

Какова  же тема нашего  урока?

Слайд№3.(Тема урока и цели)

Формулирую свою цель: создать условия….

-Все ли  предложения  будем разделять  запятой?

-А я с вами не согласна.

Подумайте, все ли  простые предложения  в составе БС  одинаковы или  между ними есть различия?

Значит , у нас проблема. Ну что ж, будем её решать

Работаем с    электронным заданием :

Обратимся к нашему тексту.

 А теперь определим, какие  у нас  в  предложении  смысловые отношения?

А какой союз можно поставить между 1-6 предложениями?





Между 6 и 7 – связь  другая.

Какая? Как можно определиь  отношения  между   этими предложениями?

-Какое получилось предложение.

Превратите  одним действием  ССП в БСП

А теперь    какие отношения между этими двумя предложениями?

А какие ещё  смысловые отношения  в  СПП могут передавать союзы?

Какой знак поставим между 6 и 7 предложением?

Какой можно сделать вывод?


-Чтобы  узнать, какие же можно ставить знаки препинания в БСП   мы должны отправиться в  институт лингвистических исследований.

(вы научные сотрудники   кафедры лингвистики )  :  ,    -

Вы отправляетесь  на свою кафедру  и пытаетесь найти решение проблемы . Для этого вам нужно: 1) познакомиться с  теоретическим материалом на стр. учебника.295

2) поработать с интерактивным плакатом,  разобраться   с таблицей,   создать  опорный конспект .  «Знаки препинания  в БСП.»

3) один из   сотрудников кафедры  выступает с опорным конспектом.



Вспоминают строки  из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Читают  предложение.

Обращают внимание  на то, что  стихотворение состоит из одного предложения

Записывают   это предложение  в тетрадь.

Выполняют задания : подчеркивают  основы  предложений;

выясняют, из скольких частей состоит  это предложение,

чем соединены простые предложения.

(соединены с помощью интонации),делают аргументированный вывод:  перед нами  БСП.


Отвечают, что  да.



Учащиеся понимают  подвох и сомневаются, правы ли они.

Предполагают, что нужны другие знаки  между последними предложениями  в составе БС.

Определяют, какие отношения  между простыми предложениями в составе БСП:

1-6 предложения одновременность явлений (временная связь)

-Поставим союз между 6 и 7 предложением  (потому что)- указывает на причину.

–СПП с придаточным причины.

- Убираем союз  и получаем  БСП -причинные.

Союзы: когда,-время,  если –условие, так как –причина и т.д.

 


-сомневаются.  мнения разделились

- Знаки препинания могут быть разные.

Делятся на группы по 4 человека. Каждая группа- кафедра:

1-«Запятая»

2-«Тире»

3-«Двоеточие»




В группах распределяют  задания, выбирают заведующего кафедрой.

1 сотрудник – работает   с  ЭОР , 2- с материалом учебника, 3и 4  с таблицей.

Конечный  результат – опорный конспект  выполняют  совместно, выслушав каждого  из сотрудников.

1 учащийся  защищает свой конспект.







































































Работа в группах







































ЭОР №1 Смысловые отношения  между частями   БСП












































ЭОР №2. Интерактивный плакат «Знаки препинания в БСП»

3

Первичное закрепление

-Прочтите предложение, написанное на доске.

-Нужны ли знаки препинания в этом предложении?

Каждая группа , подумайте, возможен ли знак  вашей кафедры в этом предложении и докажите это.

-Пока вы думаете, я прочту  ещё раз предложение , над которым мы работали: (Уж небо осенью дышало..)







-Так что же диктует  необходимость  постановки  определённого знака  препинания в БСП?


-А от чего зависит интонация?


-Ну вот , мы многое узнали, исследуя проблему постановки знаков препинания в БСП, поэтому вернёмся к нашему тексту (Уж небо…)и прочтём его  с учётом  всех открытых знаний.










-Я благодарю всех участников  исследования за плодотворную работу и приглашаю  в конференц-зал для подведения итогов работы.

Заведующим кафедры  сдать листы оценивания  и объявить результаты  работы своим  сотрудникам.


 


Читают :

Взойдёт солнышко  всё оживёт.

-да.

Записывают предложение в тетрадь, находят основы, думают над смысловыми отношениями  между частями предложения.

1 учащийся каждой группы выходит к доске , ставит  «свой»знак между простыми предложениями и объясняет , почему он там  его поставил. Читает предложение, пытаясь уловить  разную интонацию.

Вывод: интонация.

-от смысловых отношений  между предложениями.




Читают текст. Интонационно  указывают  на смысловые отношения.

Приходят к выводу, что между 6 и 7 предложением нужно поставить (двоеточие), так как  между ними причинные  смысловые отношения.

Учащиеся занимают ученические  места  





Комментарий оценок  в каждой группе.

Работа в группах

Обобщение

Почему  в  первый раз неправильно расставили знаки  препинания?

.



Как преодолевали трудности:





Как вы это всё делали?.

Так какие знаки могут быть в БСП?



А ведь  мы с вами  не все загадки БСП открыли, не все  знаки  изучили.

Посмотрите на 7 и 8 предложения. Какой знак поставить между ними?



А может это другое?


-Верно.


-Лев Владимирович Щерба говорил: « Писать грамотно –значит посягать на время людей,  к  которым  мы адресуемся».

А чьи  строки  мы цитировали?

Ребята, поставьте «точку с запятой». И это уже будет совсем другая история (на следующем уроке)

дефицит  знаний

(не учли смысловые отношения  между частями  бессоюзного  сложного предложения)

-изучили  таблицу, работали с ЭОР, познакомились с теоретическим материалом учебника

–самостоятельно

-отвечают.




-пытаются определить смысловые отношения  между предложениями, но затрудняются.




Да.  Точка с запятой.

Мы  её встретили, когда  отбирали нужную информацию в учебнике.






А.С.Пушкина .


Отделяют 7 и 8 предложения «;»

коллективная

Рефлексия:

Обратимся к целям, которые вы  определили для себя  на этом уроке

Продолжите фразу:  (слайд№4)

Сегодня на уроке я научился…..

понял….

узнал…..

 

Отмечают, что цели достигнуты, продолжают фразу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...