Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе. Тема: Бессоюзное сложное предложение.Урок изучения нового материала (1 урок по теме) Форма работы: групповая
Метод поисково-исследовательский .
Технология проблемного обучения
Урок с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka._nechaeva_l.v.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Бессоюзное сложное предложение
1 | 1.ФИО (полностью) | Нечаева Людмила Васильевна |
2 | 2.Место работы | МБОУ Гашунская СОШ№4 Зимовниковский район Ростовская область |
3 | 3.Должность | Учитель русского языка и литературы |
4 | 4.Предмет | Русский язык |
5 | 5.Класс | 9 |
6. | 6.Тема и номер урока в теме 7. Тип урока 8. Формы и методы работы | Бессоюзное сложное предложение 1 урок Урок изучения нового материала Методы: поисково-исследовательский Форма работы: групповая. |
7. | 9.Базовый учебник | УМК С.И.Львовой |
10. Цель урока: Создать условия для самостоятельного поиска и «открытия»
знаний, формирования общего понятия о БСП, включения учащихся в разные
виды деятельности, для создания ситуации успеха
11. Планируемые результаты:
Метапредметные: осуществлять поиск дополнительной информации, отвечать
на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Работать в
интерактивном режиме, формировать навыки исследовательской
деятельности, работы с ЭОР.
Предметные: определять характер смысловых отношений между предложениями в
бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации.
Моделировать и употреблять в речи СБП с разными смысловыми
отношениями между частями .
Личностные: развивать способность иметь собственное мнение; развивать умение учиться
самостоятельно, развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать
доказательства и рассуждать логично.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран , ноутбук
13. Структура и ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы и виды деятельности | Используемые ЭОР |
1 | Оргмомент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к работе на уроке | Настраиваются на урок | фронтальная | |
2 | Актуализация знаний | 1.Определим виды сложных предложений по схемам(схемы начерчены на доске) 2. Мозговой штурм: В чём отличие ССП и СПП от БСП? В чём сходство ? Сравним ССП и БСП (слайд №1) Составьте предложения по схемам. (устно) А можно ли одно и то же предложение построить так, чтобы оно в первом случае было союзным, а во втором бессоюзным? Какие получаются предложения? | Учащиеся указывают вид ССП и определяют, какое подчинение (однородное или неоднородное) Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают схемы СС БС предложений. Составляют предложение по схемам. Делают выводы | «Мозговой штурм» | |
Изучение нового материала | -Давайте вспомним строки из романа, изученного нами недавно. Слайд «№2 . (Задание-ловушка) Уж небо осенью дышало1, Кто скажет, сколько основ в этом предложении? Какое это предложение? Какова же тема нашего урока? Слайд№3.(Тема урока и цели) Формулирую свою цель: создать условия…. -Все ли предложения будем разделять запятой? -А я с вами не согласна. Подумайте, все ли простые предложения в составе БС одинаковы или между ними есть различия? Значит , у нас проблема. Ну что ж, будем её решать Работаем с электронным заданием : Обратимся к нашему тексту. А теперь определим, какие у нас в предложении смысловые отношения? А какой союз можно поставить между 1-6 предложениями? Между 6 и 7 – связь другая. Какая? Как можно определиь отношения между этими предложениями? -Какое получилось предложение. Превратите одним действием ССП в БСП А теперь какие отношения между этими двумя предложениями? А какие ещё смысловые отношения в СПП могут передавать союзы? Какой знак поставим между 6 и 7 предложением? Какой можно сделать вывод? -Чтобы узнать, какие же можно ставить знаки препинания в БСП мы должны отправиться в институт лингвистических исследований. (вы научные сотрудники кафедры лингвистики ) : , - Вы отправляетесь на свою кафедру и пытаетесь найти решение проблемы . Для этого вам нужно: 1) познакомиться с теоретическим материалом на стр. учебника.295 2) поработать с интерактивным плакатом, разобраться с таблицей, создать опорный конспект . «Знаки препинания в БСП.» 3) один из сотрудников кафедры выступает с опорным конспектом. | Вспоминают строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Читают предложение. Обращают внимание на то, что стихотворение состоит из одного предложения Записывают это предложение в тетрадь. Выполняют задания : подчеркивают основы предложений; выясняют, из скольких частей состоит это предложение, чем соединены простые предложения. (соединены с помощью интонации),делают аргументированный вывод: перед нами БСП. Отвечают, что да. Учащиеся понимают подвох и сомневаются, правы ли они. Предполагают, что нужны другие знаки между последними предложениями в составе БС. Определяют, какие отношения между простыми предложениями в составе БСП: 1-6 предложения одновременность явлений (временная связь) -Поставим союз между 6 и 7 предложением (потому что)- указывает на причину. –СПП с придаточным причины. - Убираем союз и получаем БСП -причинные. Союзы: когда,-время, если –условие, так как –причина и т.д. -сомневаются. мнения разделились - Знаки препинания могут быть разные. Делятся на группы по 4 человека. Каждая группа- кафедра: 1-«Запятая» 2-«Тире» 3-«Двоеточие» В группах распределяют задания, выбирают заведующего кафедрой. 1 сотрудник – работает с ЭОР , 2- с материалом учебника, 3и 4 с таблицей. Конечный результат – опорный конспект выполняют совместно, выслушав каждого из сотрудников. 1 учащийся защищает свой конспект. | Работа в группах | ЭОР №1 Смысловые отношения между частями БСП ЭОР №2. Интерактивный плакат «Знаки препинания в БСП» | |
3 | Первичное закрепление | -Прочтите предложение, написанное на доске. -Нужны ли знаки препинания в этом предложении? Каждая группа , подумайте, возможен ли знак вашей кафедры в этом предложении и докажите это. -Пока вы думаете, я прочту ещё раз предложение , над которым мы работали: (Уж небо осенью дышало..) -Так что же диктует необходимость постановки определённого знака препинания в БСП? -А от чего зависит интонация? -Ну вот , мы многое узнали, исследуя проблему постановки знаков препинания в БСП, поэтому вернёмся к нашему тексту (Уж небо…)и прочтём его с учётом всех открытых знаний. -Я благодарю всех участников исследования за плодотворную работу и приглашаю в конференц-зал для подведения итогов работы. Заведующим кафедры сдать листы оценивания и объявить результаты работы своим сотрудникам. | Читают : Взойдёт солнышко всё оживёт. -да. Записывают предложение в тетрадь, находят основы, думают над смысловыми отношениями между частями предложения. 1 учащийся каждой группы выходит к доске , ставит «свой»знак между простыми предложениями и объясняет , почему он там его поставил. Читает предложение, пытаясь уловить разную интонацию. Вывод: интонация. -от смысловых отношений между предложениями. Читают текст. Интонационно указывают на смысловые отношения. Приходят к выводу, что между 6 и 7 предложением нужно поставить (двоеточие), так как между ними причинные смысловые отношения. Учащиеся занимают ученические места Комментарий оценок в каждой группе. | Работа в группах | |
Обобщение | Почему в первый раз неправильно расставили знаки препинания? . Как преодолевали трудности: Как вы это всё делали?. Так какие знаки могут быть в БСП? А ведь мы с вами не все загадки БСП открыли, не все знаки изучили. Посмотрите на 7 и 8 предложения. Какой знак поставить между ними? А может это другое? -Верно. -Лев Владимирович Щерба говорил: « Писать грамотно –значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». А чьи строки мы цитировали? Ребята, поставьте «точку с запятой». И это уже будет совсем другая история (на следующем уроке) | дефицит знаний (не учли смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения) -изучили таблицу, работали с ЭОР, познакомились с теоретическим материалом учебника –самостоятельно -отвечают. -пытаются определить смысловые отношения между предложениями, но затрудняются. Да. Точка с запятой. Мы её встретили, когда отбирали нужную информацию в учебнике. А.С.Пушкина . Отделяют 7 и 8 предложения «;» | коллективная | ||
Рефлексия: | Обратимся к целям, которые вы определили для себя на этом уроке Продолжите фразу: (слайд№4) Сегодня на уроке я научился….. понял…. узнал…..
| Отмечают, что цели достигнуты, продолжают фразу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...