Правила в стихах
материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Правила в
стихах
Киреева Р. В.
Имена, фамилии людей, клички животных.
- Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Никогда не забывайте, -
Имя буквой выделяйте.
- Кошка – Маришка,
Щенок – Дружок,
Цыпленок – Пушок,
Коза – Найденка,
Поросенок – Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
- Много предметов, но имя одно
Книге, реке, государству дано.
С буквы большой их пиши. Например
Киев, Москва, СССР.
Разделительный мягкий знак.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед я, ю, и, е, ё.
Разделительный твердый знак.
Было «сели», стало «съели»,
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд и объявленье.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо 6 получим шест,
Вместо «есть», напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»,
«банка» в баньку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Словосочетание.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову, И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
Дополнение.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
Определение.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство.
На вопросы где? когда?
Как? Откуда и Куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Обращение.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Смело можешь обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Разбор предложения.
Когда предложенье разбор предстоит,
Определите сперва его вид,
Главные члены и второстепенные
И по конец – если есть –обращение.
Сложное предложение.
Одно предложение простое с другим
Жить предложеньем решили одним.
Простых может быть 3, 4, 5,
Но важно их все запятой отделять.
Прямое и переносное значение слов.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю:
Хоть звон наковальни не слышала она,
Но, как железо, прочной и крепкой быть должна .
Омонимы.
Размечен смысл в словах. И что же
Как близнецы они похожи.
Груз падает подъемный кран,
И воду льет в квартире кран.
Синонимы.
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна
Как много в них священного для нас.
Антонимы.
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.
Состав слова.
Та слова часть, что изменяется
Окончанием называется.
Остальную же честь слова
Именуем мы основой.
Корень.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Суффикс.
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превращается в речку,
Лес – в лесника,
А ночь - всего лишь в печку.
Приставка.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только пред ним.
Разбор слов по составу.
Школьник, при разборе слова
Окончанье и основу первым делом находи.
После корня будет суффикс
А приставка – впереди.
О-ё после шипящих в корне.
Шорох, крыжовник, шов, капюшон –
Слова нарушают привычный закон,
Под ударением вместо ё
Стоит в исключениях буква о.
Имя существительное как часть речи.
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги , ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя существительное.
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное, мы с тобой дружны,
Признаки предметов знать мы все должны.
Солнечное лето, праздничная ель.
Вкусные конфеты, Машенькин картофель.
Полные и краткие прилагательные.
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончанье.
Умчалось, разрешенье не спросив.
Стал смелый смел, красивый стал красив.
Глагол как часть речи.
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы
Ответит глагол.
Не с глаголами.
Не выучил – не делай.
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу «не» пиши.
Вид глагола.
Вид совершенный: рвется
Вопрос приставка «с».
Что сделает? Проснется,
Умоется, поест.
Но нет приставки – значит,
Работа лишь кипит:
Решается задача,
Сопутствует удача –
Несовершенный вид.
Время глагола.
Прошедшее время сказало о том,
Как листья желтели над чистым прудом.
Смотрите, друзья, в настоящем со мной,
Как ярко цветы полыхают весной.
А в будущем времени сможем узнать,
Как будут ребята расти и мужать.
Спряжение глагола.
В первом спряжении пишут, поют,
Пашут поля и железо куют.
А во втором никогда не грустят!
Мчатся в музеи, учиться хотят.
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Ча и ща, ча и ща – роща, чаща и свеча,
Птица, туча, саранча – с буквой а и ща и ча.
Щука, чум, ищу, молчу – я слова учу, учу –
Чу да щу, чу да щу – я пятерку получу.
Правописание чн, чк.
Козочка, горочка, 33 пригорочка
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Срочный, булочный, ночной
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.
Безударные классные.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Сосна, вода, дела, трова –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно.
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«зуб» - на «зубы», «лед» - на «льды» -
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй
Грядка. Нет чего? – нет грядок.
А тетрадка? – нет тетрадок.
Фонетический разбор.
Фонетический разбор - несходен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово.
И труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать и вся наука.
Лексика.
Коль хочешь узнать ты значение слова
Словарь открывай под названьем «толковый»,
В нем на страницах большая страна,
Лексикой, дети, зовется она.
Слог. Ударение.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударный мы зовем,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.
Алфавит.
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим, назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, что нужно.
Запомнить
Шёл, шёл – букву ё нашёл.
Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасности на СНЕЖНОЙ (ЛЕДЯНОЙ) ГОРКЕ ,по правилам безопасности во время ГОЛОЛЕДА, при катании на санках
Зима прекрасное время для веселых подвижных игр на свежем морозном воздухе, к которым относится и катание со снежных (ледяных) горок. Можно получи...
Проект подготовки и создания выставки художественных и поэтических работ учащихся с элементами игры «Писать стихи – моя стихия и рисовать моя стихия».
Выставка творческих и поэтических работ учащихся с элементами игры...
стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка
стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...
Методическая разработка «Дополнение к правилами соревнований по радиоспорту от 15.11.2010 г. № 1217.» Приложение к правилам соревнований по радиоспорту «Школа радистов»
Методическая разработкасоревнования по радиосвязи «Школа радистов»,направленная на более осмысленное изучение работы радистовв полевых условия.Правила проведения соревнований по радиоспорт...
Конспект классного часа и презентация для учащихся 5-7 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Один дома" по правилам безопасности и правилам дорожного движения
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения....
Стихи о правилах поведения
Этот материал знакомит детей с правилами поведения в общественных местах...
Презентация о правилах дорожного движения (игра о правилах поведения на проезжей части)
Игра для проведения занятий по правилам дорожного движения...