«Синтаксис и культура речи. Словосочетание».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Урок-обобщения по теме «Словосочетание» позволит создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения; формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию учащихся; содействует формированию интереса к рус­скому языку. Данная разработка буде неплохим подспорьем учителю в рамках подготоки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

 «Синтаксис и культура речи. Словосочетание».

Тип урока: урок-обобщение

Цель: создать условия для выявления обучающимися особенностей словосочетаний, их строения и грамматического значения; формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи: повторить и обобщить изученное  по теме «Словосочетание»; способствовать развитию культуры речи школьников, умений анализировать; содействовать формированию интереса к русскому языку.

Оборудование и материалы: проектор, раздаточные материалы

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Лингвистический анализ предложения, записанного на доске:

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

К. Д. Ушинский

  1. Спишите предложение, объясните знаки препинания.
  2. Дайте общую характеристику предложению, составьте схему.
  3. Найдите и объясните орфограммы в предложении.

         III. Актуализация знаний обучающихся:

  1. Что такое словосочетание? Приведите примеры.
  2. Какие сочетания слов не являются словосочетанием? Приведите примеры.
  3. Какие виды словосочетаний по главному слову  вы знаете? Приведите примеры.
  4. Какие средства связи слов в словосочетании вы знаете?
  5. Назовите  способы связи слов. Вспомните, что такое СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.

Работа с таблицей(распечатка на каждой парте):

Способы подчинительной связи слов

согласование

управление

примыкание

Главное слово - существительное.

Главное слово – глагол и его формы, существительное, прилагательное, числительное.

Главное слово - глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое слово – любое неизменяемое знаменательное слово - связывается с главным только по смыслу и интонационно.

Зависимое слово может быть выражено именем прилагательным (красивое платье), местоимением-прилагательным (мой дом), причастием (желтеющий одуванчик), порядковым числительным (первый вагон).

Зависимое слово может быть выражено существительным (построить дом), местоимением-существительным (привести его), количественным числительным (прибавить к трём).

зависимое слово может быть выражено наречием (быстро бежит), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (их дети).

Практические советы:

  1. Чтобы найти ССЧ с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос КАКОЙ?, а затем найти слово, от которого оно зависит.
  2. Поиск ССЧ с управлением – это поиск слова, отвечающего на падежный вопрос, а затем установление главного слова.
  3. Найти ССЧ с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

-Выпишите из предложения, записанного на доске, все словосочетания, определите способ связи слов в словосочетании, пользуясь советами.

(Язык народа, лучший цветок, никогда не увядающий, не увядающий цвет, вечно распускающийся, вновь распускающийся, распускающийся цвет, цвет жизни, всей жизни, его жизни, духовной жизни).

IV Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание»(презентация)

  1. Проанализируйте синонимичные словосочетания, сравните их смысловое                 значение:

Обёрточная бумага (особый сорт бумаги) - бумага для обёртки (любая бумага, которую взяли, чтобы в неё что-то завернуть), ловкость кошки (ловкость, присущая этому животному) – кошачья ловкость (ловкость, как у кошки).

  1. Составьте словосочетания. Зависимые слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной падежной форме. (Конструирование словосочетаний с целью предупреждения речевых ошибок).

Обращать внимание (имеющиеся недостатки) - уделять внимание (каждая мелочь), вера (благополучный исход экспедиции) - уверенность (победа хоккеистов), обидеть (сказанные слова) - обижен (оказанный прием), опираться (научные данные) - базироваться (результаты опыта), отзыв (поступившая в редакцию статья) - рецензия (рукопись учебного пособия), препятствовать (уличное движение) - тормозить (развитие техники),  беспокоиться (маленький ребенок) - тревожиться (исход дела), сердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка), уплатить (проезд в автобусе) - оплатить (стоимость проезда в автобусе).

  1. Замените данные ССЧ со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование

костюм в полоску – полосатый костюм

парень шестнадцати лет - шестнадцатилетний парень

дом в три этажа - трёхэтажный дом

человек без совести - бессовестный человек

  1. Замените данные ССЧ со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

 бесстрашно бросился – бросился без страха

осторожно слез – слез с осторожностью

беззаботно жил - жил без забот

бесшумно едет - едет без шума

  1. Замените данные ССЧ со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

отзывался с гордостью – гордо отзывался

поступил без жалости - безжалостно поступил

сделал с аккуратностью – аккуратно сделал

глядел со смущением – смущённо глядел

VI. Итог урока. Тест.

  1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

А) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забором

Б) весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

В) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица

  1. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

А) сижу за столом, вижу их, этот номер

Б) поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час

В) ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки

  1. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

А) его слова, шёл не спеша, очень важно

Б) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке

В) цвета хаки, стучали не переставая, утаил на исповеди

      4. Выпишите те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями в предложении Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн).

А) русский язык

Б) язык красив

В) ловок и вместителен

Г) в опытных устах

Д) язык послушен

     5. Из предложения выпишите ССЧ со связью управление: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. ( К. Г. Паустовский).    

     6. Из предложения выпишите ССЧ со связью примыкание:  Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький).

     7. Из предложения выпишите все ССЧ со связью согласование: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. (И. С. Тургенев).

    8. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ.

VII. Домашнее задание.

Повторить теорию; выписать пять ССЧ со связью согласование, пять ССЧ со связью управление, пять ССЧ со связью примыкание из произведений художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис и культура речи

Данный урок предназначен для обобщения материала по синтаксису и культуре речи в 11А классе...

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...