"Культура речи"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Содержание программы
Тема 1. Содержательность речи. Многословие. Длина предложения.
Тема 2. Точность и ясность речи. Точность словоупотребления. Точность словоизменения и формообразования. Ясность синтаксических конструкций.
Тема 3. Богатство речи. Многообразие значений слова. Игра слов. Слова, близкие по значению. Контрастные слова. Созвучные слова. Стилистические возможности словообразования. Стилистическое использование частей речи: существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Многообразие синтаксических конструкций.
Тема 4. Чистота речи. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическая оценка заимствованных слов.
Тема 5. Разнообразие стилей. Стиль. Стилистическая окраска слов. Канцеляризмы и речевые штампы. Умение находить правильные слова.
Использование эмоционального синтаксиса.
Тема 6. Правильность речи. Лексическая сочетаемость. Употребление фразеологизмов. Грамматическая правильность речи. Вариативные морфологические формы имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий. Вариативные синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления. Правильное построение предложений.
Тема 6. Литературное произношение. Орфоэпия. Стили произношения. Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Особенности произношения иностранных слов. Правильное звучание имён и отчеств. Постановка ударения.
Тема 7. Образность речи. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Олицетворение. Преувеличение и преуменьшение в образной речи. Иносказания. Ирония. Перифраза. Риторические фигуры.
Тема 8. Благозвучие речи. Создание красоты звучания речи. Звукопись. Понятие звукообраза. Поэтическая передача разнообразия звуков.
Тема 9. Логичность речи. Законы логики. Логические ошибки в словоупотреблении. Логические ошибки в синтаксических конструкциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_kultury_rechi.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МИРНИНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» П. АЙХАЛ
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
(для 8-9 классов)
Автор: Зузулинская Л.В.
учитель русского языка и литературы
П. Айхал
2012 год
Пояснительная записка
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9-х классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы считается введение элективного курса «Основы культуры речи».
Знание родного языка – это важнейшее условие формирования личности человека. Изучение культуры речи необходимо в общеобразовательной школе, потому что это показатель культуры, интеллекта, духовных ценностей. К тому же знание этого предмета необходимо при сдаче Единого государственного экзамена.
Изучение курса «Основы культуры речи» необходимо для завершения лингвистического образования, получаемого учащимися в общеобразовательной школе. Этот предмет углубляет лингвистическую подготовку, воспитывает культурно-ценностное отношение к русскому языку, учит разумному применению его стилистических возможностей в различных сферах общения.
Не всегда человек, пишущий без ошибок, может чётко и ясно устно выразить свои мысли. Культура речи помогает сделать речь ярче, богаче. Речь должна быть правильной, ясной и простой, точной и логичной, информационно насыщенной и разнообразной в плане употребления выразительных средств.
Русский язык считается одним из самых сложных, но и самых красивых, содержит огромный словарный запас. Задача состоит в возможности передачи самой сложной мысли, использовании всех возможностей языка, в умении им пользоваться. Курс «Основы культуры речи» позволит изучить способы использования выразительных возможностей русского языка, поможет овладеть его богатством, значительно повысить культуру речи.
Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 60 часов (двухгодичный курс). Изучение данного курса поможет школьникам:
- Сделать свою речь содержательной, информативно насыщенной, но немногословной, одновременно точной и ясной,
- Разбираться во всём многообразии значений слов,
- Уметь строить свою речь без употребления диалектизмов, жаргонизмов,
- Разбираться в многообразии стилей, понимать стилистически окрашенную лексику, не использовать канцеляризмы, речевые штампы,
- Работать над правильностью речи, лексической сочетаемостью, уметь работать с вариантными формами различных частей речи,
- Отрабатывать литературное произношение, знать, что такое орфоэпия, стили произношения, особенности произношения иностранных слов,
- Работать над образностью, благозвучием, логичностью речи.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи.
Введение данного курса должно способствовать:
- Качественному повышению уровня речевой культуры;
- Формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
- Расширению культурного уровня. Обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства;
Формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, что предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объёме курса.
Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования, будет способствовать реализации индивидуальных возможностей.
Ведущими формами работы являются:
- Слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;
- Анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;
- Работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями;
- Упражнения по технике речи, выразительное чтение художественных произведений, произнесение собственных высказываний;
- Поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
Ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.
Содержание программы
Тема 1. Содержательность речи. Многословие. Длина предложения.
Тема 2. Точность и ясность речи. Точность словоупотребления. Точность словоизменения и формообразования. Ясность синтаксических конструкций.
Тема 3. Богатство речи. Многообразие значений слова. Игра слов. Слова, близкие по значению. Контрастные слова. Созвучные слова. Стилистические возможности словообразования. Стилистическое использование частей речи: существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Многообразие синтаксических конструкций.
Тема 4. Чистота речи. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическая оценка заимствованных слов.
Тема 5. Разнообразие стилей. Стиль. Стилистическая окраска слов. Канцеляризмы и речевые штампы. Умение находить правильные слова.
Использование эмоционального синтаксиса.
Тема 6. Правильность речи. Лексическая сочетаемость. Употребление фразеологизмов. Грамматическая правильность речи. Вариативные морфологические формы имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий. Вариативные синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления. Правильное построение предложений.
Тема 6. Литературное произношение. Орфоэпия. Стили произношения. Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Особенности произношения иностранных слов. Правильное звучание имён и отчеств. Постановка ударения.
Тема 7. Образность речи. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Метонимия. Олицетворение. Преувеличение и преуменьшение в образной речи. Иносказания. Ирония. Перифраза. Риторические фигуры.
Тема 8. Благозвучие речи. Создание красоты звучания речи. Звукопись. Понятие звукообраза. Поэтическая передача разнообразия звуков.
Тема 9. Логичность речи. Законы логики. Логические ошибки в словоупотреблении. Логические ошибки в синтаксических конструкциях.
Учебно-тематический план элективного курса «Основы культуры речи»
Название темы | № урока | Название изучаемого урока | Кол-во часов | Виды занятий | Изучаемый материал |
Содержательность речи | 1 | Многословие | 1 | Практические занятия Лекция учителя | Информативная насыщенность, речевая избыточность, ляпалиссиада, плеоназм, Тавтология, повторение слов |
2 | Длина предложения | 1 | Стр. 17-20 Лекция учителя Тест | Эффект короткой фразы, сложные синтаксические конструкции | |
Точность, ясность речи | 3 | Точность словоупотребления | 1 | Стр. 24-26 Лекция учителя Беседа | Использование слова без учёта семантик, эвфемизмы, анахронизмы |
4 | Точность словоизменения и формообразования | 1 | Стр. 29-30 Лекция учителя Семинар | Чёткость в употреблении форм рода, числа и падежа имён существительных, формы имён прилагательных, выбор местоимений, употребление глагола | |
5 | Ясность синтаксических конструкций | 1 | Стр. 32-34 Лекция учителя Индивидуальные задания | Двусмысленность, неправильный порядок слов, | |
Богатство речи | 6 | Многообразие значений слова. Слова одинаковые, но разные | 1 | Стр. 43-45 Лекция учителя Ролевые игры Практические занятия Сообщения учащихся | Многозначность и полисемия, основное слово и производное, противоположные (взаимоисключающие) значения, омонимия, омонимы, омоформы, омофоны, омографы |
7 | Игра слов | 1 | Стр. 43-45 Лекция учителя Тренинг Ролевая игра | Каламбур, искажение смысла, парадокс, омонимы, омонимические рифмы, индивидуально-авторская омонимия | |
8-9 | Слова, близкие по значению | 2 | Стр. 51-56 Лекция учителя Деловая игра | Синонимы, гнёзда или ряды. Усиление признака действия, градация | |
10 | Контрастные слова | 1 | Стр. 59-61 Лекция учителя Сообщения учащихся | Антонимы, противопоставление антонимов, отрицание контрастных признаков, антифразис | |
11 | Созвучные слова | 1 | Стр. 64-67 Лекция учителя Практические занятия Тест | Паронимы | |
12 | Стилистические возможности словообразования | 1 | Стр. 71-72 Лекция учителя Сообщение учащегося Тренинг | Употребление суффиксов, уменьшительно-ласкательные слова | |
13 | Стилистическое использование частей речи. Имя существительное | 1 | Стр. 75-76 Лекция учителя Доклады учащихся Практические занятия | Именной и глагольный тип речи, выразительность имён и фамилий, географические названия | |
14 | Имя прилагательное | 1 | Стр. 79-80 Лекция учителя Сообщения учащихся Тест | Стилистическое усвоение прилагательных | |
15 | Имя числительное | 1 | Стр. 83-85 Лекция учителя Практикум | Стилистическая нагрузка числительных | |
16 | Местоимение | 1 | Стр. 89-90 Лекция учителя Вопросы, задания для самостоятельной работы | Стилистическая оценка местоимений | |
17-18 | Глагол | 2 | Стр. 100- 102 Лекция учителя Доклады, сообщения учащихся Тест Ролевые игры | Образная конкретизация речи, глагольный и именной тип речи, глагольные формы, настоящее историческое время, прошедшее время, экспрессивные формы прошедшего времени, давно прошедшее время, мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного времени, будущее время, будущее совершенного вида, обобщающий смысл, оттенок готовности совершить действие, уверенность в совершении действия, форма несовершенного вида, значение одноактного действия, видовые оттенки действия, форма совершенного вида, глаголы многократного действия, усилительный, интенсивный способ действия, повелительное и сослагательное наклонение. | |
19 | Многообразие синтаксических конструкций | 1 | Стр. 108-110 Лекция учителя Беседа и выступления учащихся | Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Определённо-личные, неопределённо-личные. Инфинитивные, номинативные предложения. Неполные предложения. Диалогические единства. Эллиптические предложения. | |
Чистота речи | 20 | Стилистическая оценка диалектизмов | 1 | Стр. 113-115 Лекция учителя Практикум Сообщения учащихся | Диалектизмы. Диалекты. |
21 | Стилистическая оценка жаргонизмов | 1 | Стр. 121-123 Лекция учителя Беседа Доклады и защита рефератов учащихся | Жаргон. Сленг. | |
22 | Стилистическая оценка заимствованных слов | 1 | Стр. 121-123 Лекция учителя Беседа и сообщения учащихся | Заимствованные слова | |
Разнообразие стилей | 23-24 | Что такое стиль | 2 | Стр. 130-135 Лекция учителя Тренинг Практические занятия | Научный стиль. Художественный текст. Заметка в газете. Служебное донесение. Частное письмо. Функциональный стиль. Книжные функциональные стили. Разговорный стиль. Художественная речь. |
25 | Стилистическая окраска слов | 1 | Стр. 140-141 Лекция учителя Вопросы, упражнения и задания по теме | Слова, эмоционально и экспрессивно окрашенные | |
26 | Канцеляризмы и речевые штампы | 1 | Стр. 143-145 Лекция учителя Тест Ролевые игры | Канцеляризмы. Употребление отымённых предлогов | |
27 | Учитесь находить «свои слова» | 1 | Стр. 151-154 Лекция учителя Практические занятия | Стилистические приёмы | |
28 | Используйте эмоциональный синтаксис | 1 | Стр. 151-154 Лекция учителя Сообщение учащегося Беседа Практические занятия | Принцип стилистической целесообразности | |
Правильность речи | 29 | Лексическая сочетаемость | 1 | Стр. 157-159 Лекция учителя Тренинг Вопросы и задания для самостоятельной работы | Лексическая сочетаемость |
30-31 | Употребление фразеологизмов | 2 | Стр. 162-166 Лекция учителя Дискуссия Сообщение учителя по теме | Постоянство состава. Устойчивость грамматического строения. Строго закреплённый порядок слов. | |
32-33 | Грамматическая правильность речи. Чему учит морфология. Вариантные формы имени существительного | 2 | Стр. 173-176 Лекция учителя Практические занятия Тест | Грамматика. Форма рода. Именительный падеж. Родительный падеж множественного числа. Склонение имён собственных. | |
34 | Вариативные формы имени прилагательного | 1 | Стр. 177-180 Лекция учителя Вопросы, упражнения и задания по теме | Краткие формы. Формы сравнительной степени прилагательного | |
35 | Вариативные формы имени числительного | 1 | Стр. 182-185 Лекция учителя Практические занятия | Использование названий чисел | |
36 | Вариативные формы местоимения | 1 | Стр. 187-188 Лекция учителя Сообщения учащихся Беседа | Речевые ошибки | |
37-38 | Вариативные формы глагола, причастия, деепричастия | 2 | Стр. 195-196 Лекция учителя Вопросы, задания м упражнения по теме | Система глагольного словоизменения | |
39 | Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении | 1 | Стр. 200-202 Лекция учителя Тренинг Тест | Препозитивное подлежащее. Постпозитивное подлежащее. Инверсия. | |
40 | Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого | 1 | Стр. 208-209 Лекция учителя Практикум Сообщение учащегося | Координация. | |
41 | Варианты согласования определений и приложений | 1 | Стр. 212-213 Лекция учителя Беседа Сообщение учащегося Тренировочные упражнения | Форма определения. Приложения. | |
42 | Варианты управления | 1 | Стр. 219-220 Лекция учителя Практическое занятие | Однородные отношения | |
43-44 | Правильное построение предложений | 2 | Стр. 226-230 Лекция учителя Семинар | Смещение синтаксической конструкции | |
Литературное произношение | 45-46 | Что такое орфоэпия. Стили произношения. Произношение безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных имён и отчеств, особенности ударения | 2 | Стр. 237-238 Лекция учителя Семинар Круглый стол | Русская орфоэпия. Полный стиль. Редукция. Высокий и разговорный стили. Родительный падеж множественного числа. Глаголы прошедшего времени. Страдательные причастия прошедшего времени |
Образность речи | 47 | Какую речь называют образной | 1 | Стр.265-269 Лекция учителя Тренинг Доклады учащихся | Метко сказанное слово. Тропы. Общеязыковые и авторские тропы. |
49 | Художественные определения. Образные сравнения | 1 | Стр. 265-269 Лекция учителя Ролевые игры Беседа | Эпитеты. Изобразительные и эмоциональные эпитеты. Сравнение. Описание запаха, цвета, формы. | |
50 | Метафорические образы | 1 | Стр. 265-269 Лекция учителя Практические занятия по теме | Метафора. Общеязыковые метафоры. Мёртвые, сухие метафоры. Индивидуально-авторские метафоры. Развёрнутая метафора. Реализация метафоры. | |
51 | Метонимия – сестра метафоры. Что такое синекдоха? Переименование | 1 | Стр. 265-269 Лекция учителя Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме | Метонимия. Синекдоха. Употребление собственного имени в значении нарицательного. | |
52 | Олицетворение. Преувеличение и преуменьшение в образной речи | 1 | Стр. 265-269 Лекция учителя Беседа Сообщения учащихся | Олицетворение. Персонификация. Литота. Обратная гипербола. | |
53 | Иносказание. Ирония. Перифраза | 1 | Стр. 265-269 Лекция учителя Защита рефератов по теме Тест | Аллегория. Ирония. Перифраза. Образные перифразы. Необразные перифразы. | |
54-55 | Риторические фигуры | 2 | Стр. 276-277 Лекция учителя Доклады, сообщения учащихся | Риторические фигуры. Риторические восклицания. Риторические вопросы. Параллелизм. Анафора. Умолчание. Присоединительные конструкции. Именительный представления. Смещение конструкции. Вставные конструкции. Многосоюзие. Бессоюзие. Градация. Период. | |
Благозвучие речи | 56 | Что создаёт красоту звучания речи | 1 | Стр. 289-293 Лекция учителя Тренинг Беседа | Требование благозвучия. Какофония. |
57-58 | Звукопись. Понятие звукообраза. Как поэты передают разнообразные звуки | 2 | Стр. 289-293 Лекция учителя Практикум Сообщение учащегося Беседа | Звуковая инструментовка. Аллитерация. Ассонанс. Звукообразы. Звукоподражание. | |
Логичность речи | 59 | Немного о законах логики. Логические ошибки в словоупотреблении | 1 | Стр. 301-305 Лекция учителя Практические занятия по теме Беседа | Законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключения третьего. Закон достаточного основания. Алогизм. Подмена понятия. Расширение и сужение понятия. Речевая недостаточность. Пародия. |
60 | Логические ошибки в синтаксических конструкциях | 1 | Стр. 310-312 Лекция учителя Тренинг Сообщение учащегося Тест | Сложное синтаксическое целое. Зачин. Концовка. Параллельная связь. Цепная связь. |
Литература
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 2009 г.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! – М. 2007 г.
- Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М. 2010 г.
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб., 2006 г.
- Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 2008 г.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2011 г.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"
Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"
1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...