Лексика активного и пассивного запаса
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме

Ионцева Татьяна Николаевна

Лексика активного и пассивного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalizmy.pptx276.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УЧЕБНИК С.И. ЛЬВОВА 5 КЛАСС) ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ИОНЦЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАУ СОШ № 5 КУРГАНИНСК

Слайд 2

ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА ДИАЛЕКТИЗМЫ - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. ; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. .

Слайд 3

Профессионализмы в речи моряков . Камбуз Балясина Шконка Рундук Клотик Баночка Швартовый Якорь Кок Палуба Гальюн Шпангоут киль

Слайд 4

Профессионализмы в речи врача скальпель капельница анестезия диспансеризация вакцинация стетоскоп фонедоскоп

Слайд 5

. Я предлагаю определить, к каким профессиям относятся те группы слов , которые я сейчас буду зачитывать. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент.

Слайд 6

ответы архитектор портной столяр журналист агроном работник банка актёр строитель слесарь

Слайд 7

Найди диалектные слова. Текст 1. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека? - Ну, кажи, кажи. Послухаемо . - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается. - Чи ты дурень , чи шо ? Хто тоби це казав? - Ведьмак жил у нас в деревне… - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить . Ты не казак! (Н.Краснов) Текст 2. «Где хозяин?» — «Нема».— «Как? совсем нету?» — « Совсим ». — «А хозяйка?» — « Побигла в слободку». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою. (М. Лермонтов)

Слайд 8

Самостоятельно: к диалектным словам подберите синонимы и запишите только общеупотребительные слова: Каганец, буряк , гарбуз , цыбуля , ляда, груба, хай, мысник , тын, бачить , видсель , гарно , качка, дымарь.

Слайд 9

Проверка записанного: светильник, свёкла, арбуз, лук, дверь, печка, пускай, полка для мисок, плетень, видеть, отсюда, красиво, утка, печная труба.

Слайд 10

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»

Слайд 11

Домашнее задание Ребята , вы должны расспросить у своих родителей о особенностях их профессии и написать мини – сочинение ,использовав профессионализмы. ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Слайд 12

Литература 1)Арапов М.В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 2)Сороколетов Ф.П. Пассивный словарь // Русский язык: Энциклопедия. М., 1999. 3) Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1982. 328 с., 1995. 4). Резниченко И.Л. Стилистический узус русского языка и его отражение в лексикографии: Дис . канд. филол . наук. М., 1994. 24 с. 5).Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд. -М.: Большая Российская энциклопедия", 1998. — 685 с .: 6). Словарь Даля В.И. 7) Атлас «Язык русской деревни» 8)СЛОВАРЬ КУБАНСКИХ ДИАЛЕКТИЗМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активный и пассивный залог в сравнении

Правила употребления временных форм глагола в активном и пассивном залоге....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса

Презентация может быть использована при изучении соответствующей темы....

Активный и пассивный словарный запас

Все упражнения даны по учебнику Власенкова....

Технологическая карта урока в 7 классе Активный и пассивный запас слов 18.10.2019

Технологическая карта урока родного языка в 7 классе: Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов....

Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»

Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...