Обобщение опыта на основе занимательности
методическая разработка по русскому языку по теме

Агапова Екатерина Сергеевна

В работе представлена концепция формирования культуроведческой компетенции на основе развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_na_osnove_zanimatelosti.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Стимуляция познавательного интереса у учащихся на уроках русского языка

 Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению.

 Я.А. Каменский

       

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания.  Многие учителя по привычке пытаются вколотить знания в ученика силком, но в современных условиях, я считаю, так поступать нельзя. Интерес – вот великий двигатель обучения в наши дни. Учитель должен заинтересовать, «соблазнить» ребенка знанием. Развивать интерес к познанию, к учебе можно по-разному. Во-первых, интерес можно вызвать содержанием учебного материала. Во-вторых, организацией учебной деятельности. И,  в-третьих, отношениями между участниками учебного процесса.

Говоря о стимуляции познавательного интереса при помощи содержания образования, выделяют следующую группу стимулов:

  1. Новизна содержания учебного материала
  2. Обновление уже усвоенных знаний
  3. Историзм
  4. Современные достижения науки
  5. Практическая значимость содержания знаний

Рассмотрим данную группу стимулов применительно к урокам русского языка в 5 классе.

Новизна содержания учебного материала

Под этим стимулом подразумевается действие нового, еще не бывшего в опыте учащихся элемента знаний, сообщение неизвестных ранее теорий, фактов, сведений. Раздел «Лексика» как нельзя лучше актуализирует данный стимул: в этот раздел включается изучение лексических значений слов, новых и устаревших слов, фразеологизмов.… Так, в качестве домашнего задания учащимся предлагаю составить словарик устаревших слов «Женская/мужская одежда», в ходе выполнения этой работы учащиеся получают возможность познакомиться со старинными названиями предметов мужского и женского гардероба (армяк, камзол, кафтан, зипун и т.д.), в т.ч. и используя и средства наглядности – фотографии, репродукции, видеофрагменты, электронные выставки и т.д. Через выполнение подобных заданий происходит и реализация русского этнокультурного компонента. Кроме того, большой интерес для детей представляют фразеологизмы и их источники, например, античные мифы (ахиллесова пята, ганнибаллова клятва, дамоклов меч и т.д.), профессиональная лексика (через час по чайной ложке — из медицинской лексики; сойти со сцены — из речи артистов), заимствования из Библии (блудный сын). Со многим из вышеперечисленного учащиеся сталкиваются впервые, что, несомненно, вызывает появление познавательного интереса.

Обновление уже усвоенных знаний

Предмет должен быть нов, но лишь отчасти, а отчасти знаком ученикам

Новое знание приобретает особый смысл тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее, с тем, что он узнал на уроке.  Например, первое знакомство с антонимами происходит уже в начальной школе. В 5-м же классе представляет интерес изучение уместного использования данных лексических единиц в речи, т.е. вопросы культуры речи. Большую роль в данном случае приобретает наблюдение за использование антонимов в фольклоре (например, как необходимый элемент пословиц, где антонимы усиливают речевую образность, четко выделяя поучительный смысл высказывания: ученье – свет, а неученье – тьма; тяжело в ученье легко в бою; сытый голодному не товарищ; старый друг лучше новых  двух). Продолжаем  наблюдение за антонимами и по небольшим текстам игрового характера, например, такого типа:

Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я – для отдыха, для сна. Называюсь – (тишина).

Историзм

Под данным стимулом подразумевается сообщение сведений из истории науки, научных открытий, вызывающих появление интереса со стороны школьников. Мне здесь приходит  на помощь такой раздел языкознания, как этимология.

Традиционно одним из самых сложных правил русской орфографии в школе, начиная с 1 класса и заканчивая 11, является правописание безударных гласных в корне, особенно так называемых «словарных слов». Их огромное множество, поэтому для многих учеников запоминание написания таких слов является непосильной задачей. Этимологический анализ слова способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями.

АГРОНОМ – специалист в области сельского хозяйства.

Заимствовано из французского языка в начале XIX века; восходит к греческому агро – “поле, пашня” и номос – “закон”, буквально “полезаконник”, человек, эти законы знающий, Агроном – агро, номос = "знающий поле, землю”

            ПЕЙЗАЖ – рисунок картина, изображающая природу.

Пейзаж – заимствовано в XVIII веке из франц. языка. Французское пейзаже –“сельский”, пейжус –“село, деревня”.

Современные достижения науки

Современные дети не всегда осознают такое понятие, как наука. Моя задача – показать, что движение научной мысли это не только короткие формулировки правил в учебниках, но и глобальные исследования за которыми стоит множество людей. Расширить кругозор учащихся в данной области призван такой предмет, как  языкознание.

Научные интересы специалистов по русскому языку переместились сегодня из собственно лингвистической сферы в область культуры. Наука о русском языке (и лингвистика в целом) все более ощущает свою зависимость от наличия (или отсутствия) знаний из других, смежных наук о человеке.

  1. О том, каким образом человек осмысляет окружающую его действительность и как оценивает различные ее стороны.
  2. О том, как человек ведет себя наедине с самим собой, в диалоге и в различных малых и больших коллективах.
  3. О том, какие представления, истинные или ложные по отношению к окружающему его миру, несет современный человек из прошлого и как он может (или не может) либо преодолевать их, либо оставаться их рабом.
  4. Наконец, вопросы о том, как отражаются в русском языке и сознании такие, например, концепты, как дом, природа или семья, просто много интереснее, чем вопросы о фонетике или морфологии какого-нибудь русского говора.

Так, на уроках языкознания учащиеся открывают для себя названия предметов быта в разных областях нашей страны (баской — красивый, литовка — большая коса, используемая для сельскохозяйственных работ; стежка — дорожка, курлук - вид дикой гречи в Сибири )

Традиционное лингвистическое изучение русской лексики, фразеологии, грамматики (в том числе в историческом и сопоставительном аспектах) уже создало некоторый запас знаний и о том, что можно назвать русской языковой картиной мира, и о том, как русский язык отражает специфику национального менталитета (исследования в области фразеологии – фразеологизмы, называющие женщин). Так что новая постановка вопроса сначала требует композиционного объединения уже добытых знаний, а уже потом усилий по добыванию новых.

Обязательным компонентом школьной программы поэтому должно стать знакомство с современными научными открытиями, авторами, сделавшими их.

Практическая значимость содержания знаний

Одной из форм работы при изучении темы «Лексика» было составление тематических словариков. Так в ходе изучения темы «Неологизмы» учащимся было дано задание составить  словарик «Профессии, появившиеся в наши дни».  Учащиеся не только познакомились с новыми словами, но и благодаря возможностям использования сети интернет узнали, чем занимается мерчендайзер, спичрайтер, коучер, брокер, аудитор, маркетолог, менеджер, эколог и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание образования безусловно влияет на активизацию познавательного интереса учащихся и практически любой материал можно использовать для формирования познавательного интереса у учащихся.

Стимулы, связанные с организацией и характером протекания учебной деятельности

  1. Многообразие форм самостоятельной работы
  2. Овладение новыми формами деятельности
  3. Проблемность
  4. Элементы исследования
  5. Творческие работы

Многообразие форм самостоятельной работы

С целью развития познавательного интереса учащихся использую занимательные задания, которые применяю на любом этапе урока – от проверки домашнего задания до обобщения. На первом этапе (проверка домашнего задания) наиболее эффективны игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала (например, “Фонетическая разминка”, “Найди пару”, “Чья команда быстрее?” и т.д.), если же домашнее задание посвящено морфологии или орфографии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссвордов.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно считаю полезными технологии, поддерживающие интерес, так, например, в начале и в конце учебного года или в конце большой темы повторение провожу в виде игры, рассчитанной на целый урок.

Использование занимательного материала на уроках способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

В своей педагогической практике на уроках русского языка стараюсь использовать самые разнообразные занимательные задания, нахожу их в методической литературе или придумываю сама. В 5—6 классах на первых занятиях чаще всего применяю игровые методы. Учащиеся с удовольствием разгадывают шарады, решают занимательные задачи, декламируют стихи с юмористическим содержанием. Лишь через некоторое время учащимся предлагаю задания: подготовить небольшие по объёму сообщения-доклады. По мере перехода учащихся в старшие классы усложняются задания и методика их проведения. Им можно предложить самостоятельно выпустить газету, рукописный журнал, подготовить тематические вечера для начальных классов и т. п.

            Овладение новыми формами деятельности

Формирование общеучебных умений и навыков возможно только в процессе учебной деятельности, которая является основой развития школьника. Учебная деятельность понимается как “особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения”. Иными словами в начальной школе ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. “Появление этого умения знаменует революционное событие в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно”.

Со способности рефлексировать, т. е. различать: “это я уже знаю и умею”, “этого я еще совсем не знаю, но надо узнать”, “это я уже немного знаю, но надо еще разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. “Без этого своеобразного мыслительного “раздвоения мира” (“я это знаю и я знаю, что я это знаю”) человек так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя”.

Главной особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках, является системный характер изучаемых понятий. У системного знания есть свойство: из любой точки системы можно рассмотреть несколько следующих точек, даже не побывав в ней. Связи понятий в системе не случайны, поэтому, открыв ребенку одно понятие, мы можем (и должны) ожидать, что ему приоткрылись и некоторые другие понятия.

Введение и каждый шаг конкретизации понятий происходит посредством учебной задачи. Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Обучая ребенка выделять окончание в конкретных словах, я показываю ученику общий способ выделения окончаний в любых словах, а не только правильно разобрать данное слово.

Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения учебных задач. Но что значит поставить перед ребенком задачу? Я считаю, ее недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными “открытиями” учеников:

1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи);

2) они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Далеко не любое задание, выполняемое детьми на уроке, есть учебная задача.

Принципы постановки учебной задачи, которых я придерживаюсь:

1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.

2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.

3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

4) Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это дает возможность не заучивать правила, а каждому ребенку формулировать его своими словами.

5) Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Считаю, если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Проблемность изложения материала

Создание проблемной ситуации – важный стимул развития познавательного интереса. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, стараюсь вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

  1. разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;
  2.  правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?

Познавательный интерес к учебному материалу, вызванный проблемной ситуацией, не у всех учащихся одинаков. Для усиления этого интереса учитель стремится создать на уроке повышенный эмоциональный настрой, применяя особые методические приемы эмоционального воздействия на учащихся перед или в процессе создания проблемной ситуации. Использование элементов новизны, эмоционального изложения учебного материала учителем являются важными способами формирования внутренней мотивации (особенно при изучении сложных теоретических вопросов).

Элементы исследования

Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны, чем, например, на уроках физики или химии.  Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, всегда интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика– все это интересно учащимся. Так, на уроках русского языка я знакомлю учащихся с методикой проведения настоящего научного исследования, даю алгоритмы, предлагаю темы работ. Самостоятельные лингвистические исследования мох учеников помогают развивать интерес к изучению русского языка.

Творческие работы

Основной задачей на уроках русского языка считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на каждом уроке ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?  Использую

  1. написание сочинений, изложений.
  2. рецензирование сочинений;
  3. игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
  4. творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  5. творческие задания на дом.

Таким образом, воспитание у школьников интереса к языку невозможно без использования в учебном процессе заданий занимательного и нестандартного характера. Занимательность не только оживляет процесс обучения, но и способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Их выполнение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный с достижением результата.

Перед учителем возникает  и еще один важный вопрос: как работать на уроке одновременно со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Каждый ребенок неповторим (индивидуальные способности, темперамент, воля, мотивация и т.д.); дети не только объект, но и субъект собственной деятельности. Развитие деятельности – саморазвитие ребенка.  Задача учителя – стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.  Одним из вариантов решения этой задачи является индивидуально-ориентированный подход.  Его особенности:

  1. ориентирует учащихся на развитие собственной индивидуальности
  2. работа с каждым учеником в рамках работы со всем классом
  3. интеграция коллективных и индивидуальных форм работы

           Основой этого подхода является индивидуально-ориентированный план по предмету.

Темы

Контрольные сроки

Необходимо знать, уметь

Оценка

Индивидуальные задания

Оценка

Подпись учителя




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"

 Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...

Обобщение опыта проведения уроков литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 6 классе: «Образ дома как основа человеческого бытия».

В последние годы учителя-словесники сталкиваются с тем, что современные дети не хотят читать художественную литературу. Они предпочитают телевизор, видео, компьютерные игры. Как же приблизить кн...

Обобщение педагогического опыта работы "Решение занимательных задач – один из путей активизации творческой деятельности учащихся"

«Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности к...

Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".

Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...