Алгоритм выполнения части B
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Алгоритмы и теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Часть В задания 1 - 8
Учитель: Ерошина И.И.
Алгоритмы решения заданий ЕГЭ. Часть В.
В 1. Способы образования слов.
Алгоритм действий
1. Внимательно прочитайте задание: какой способ образования слова требуется найти в предложении или определить у данного слова.
2.
Если слово дано | Если слово надо найти в предложении |
1) определите часть речи; 2) выделите окончание (помните, что наречия, деепричастия, инфинитивы, сравнительные степени наречий и прилагательных не имеют окончаний; зато у существительных мужского рода 2 склонения и женского рода 3 склонения, кратких прилагательных и причастий мужского рода, глаголов прошедшего времени мужского рода есть нулевое окончание); 3) подобрав однокоренные слова, выделите те морфемы, которые входят в основу слова (часть слова без окончания): приставку (-и), корень (-и), суффикс (-ы); 4) после этого закройте приставку – проверьте: существует ли оставшаяся часть слова без данной приставки. Если существует, способ приставочный; 5) если нет такого слова, закройте только один (если суффиксов несколько) – последний- суффикс; проверьте, добавив какое-либо окончание к оставшейся без этого суффикса основе, существует ли полученное слово. Если есть – способ суффиксальный. 6) если нет такого слова, закройте одновременно и приставку и суффикс (если их два, то последний), добавьте любое окончание. Если получили слово, способ приставочно-суффиксальный. 7) слово может быть образовано путем сложения (целые слова, часть слова с целым словом, начальные буквы слов, сочинительные и подчинительные словосочетания; буквы, звуки); 7) ещё раз прочитайте задание, выберите вариант ответа. | 1. в данном предложении определите у каждого слова часть речи; 2) выпишите через запятую те слова, в состав которых входят нужные вам для выбора морфемы (если требуется найти слова, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способом, выпишите все слова только с приставками; если требуется найти слова, образованные суффиксальным способом, выпишите слова с приставками и без приставок); 3) подобрав однокоренные слова, выделите те морфемы, которые входят в основу слова (часть слова без окончания): приставку (-и), корень, суффикс (-ы); 4) если нужно найти слово, образованное приставочным способом, закройте приставку – проверьте: существует ли оставшаяся часть слова без данной приставки. Если существует, способ приставочный; 5) если нужно найти слово, образованное суффиксальным способом, закрываем только один (если несколько суффиксов – последний) суффикс. Если слово существует – способ суффиксальный. 6) если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, закрываем одновременно и приставку и один (последний) суффикс. Если слово существует, способ приставочно-суффиксальный; 7) если нужно найти слово, образованное бессуфиксальным способом, выбираем только существительные, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание и проверяем: образованы ли они от глагола или прилагательного; 8) если нужно найти слово, образованное сложением, выделяем слова с двумя корнями (к сложению относятся и аббревиатуры – ВУЗ); |
Помните!
Существительные чаще образуются от других существительных при помощи суффиксов (дом- домик); приставок (город – пригород); при помощи приставок и суффиксов ( мастер – подмастерь[й]е); от глаголов – при помощи суффиксов (строить – строение) и без суффиксов (вкладывать – вклад); от прилагательных – при помощи суффиксов (добрый – доброта) и без суффиксов (синий – синь);
Прилагательные образуются от других прилагательных при помощи суффиксов (белый – беловатый), приставок (красивы – некрасивый); от существительных при помощи суффиксов (длина – длинный); от глаголов только несовершенного вида при помощи суффиксов (красить – крашеный);
Глаголы образуются от других глаголов при помощи приставок (бежать – прибежать), суффиксов (дорисовать – дорисовывать); от прилагательных – при помощи суффиксов (белый – белить);
Наречия на –О образуются от прилагательных при помощи только суффиксов (медленный – медленно); наречия на –ОМУ, -ЕМУ, -И от прилагательных при помощи приставки и суффикса (новый – по-новому);
Причастия всегда образуются от глаголов только при помощи суффиксов (закрыть – закрытый, промешать – промешенная).
Деепричастия всегда образуются только от глаголов при помощи суффиксов ( прыгать – прыгая, нарисовать – нарисовав).
4. Проведя морфемный анализ слова, определить способ образования слова.
5. Сделать выбор варианта ответа.
В 2. Морфология. Умение находить в тексте самостоятельные и служебные части речи.
1. Внимательно прочитать задние: какой части речи необходимо найти слово и в какой части текста: абзац или предложение (-я).
2. Найти данной отрывок текста и определить часть речи каждого слова этого отрывка.
3. Внимательно просмотреть и выписать слово (-а) той части речи, которые необходимо было найти.
4. Обратив внимание на морфологические признаки слов, выбрать нужное (-ые).
Самостоятельные части речи | |||||||
существительное | прилагательное | числительное | местоимение | глагол | причастие | деепричастие | наречие |
1. отвечает на вопросы: кто? что? 2. собственные (Москва); нарицательные (город); 3. одушевлённые (проверять по форме род.п. мн.ч.) (кукла); неодушевленные (народ); 4. род: мужской, женский, средний, общий (забияка, обжора) 5. склонение: 1, 2, 3, разносклоня-емые (оканчивающиеся на –МЯ: знамя, имя …, несклоняемые (иноязычные, оканчивающиеся на – О, -Е, -И: пальто); 6. число: единственное, множественное, только единственное – молодёжь, только множественное – чернила; 7. падеж: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём? | 1. вопросы: какой? чей? 2. разряды: качественные (признак может проявляться в большей или меньшей степени – зелёный, зеленее); относительные (признак не может проявляться в большей или меньшей степени – деревянный); притяжательные (указывают на принадлежность признака животному или какому-либо лицу – лисий, отцов); 3. качественные имеют степени сравнения (сравнительная с суффиксами –ее, -ше или словами более, менее; превосходная - суффиксы – айш, - ейш и слово самый); 4. полная и краткая (усечено окончание) форма: длинный, длинна; 5. род: мужской, женский, средний (определяется по существительному); 6. число: единственное, множественное (по существительному); 7. падеж (по существительному) | 1. вопросы: сколько? который? 2. количественные (сколько?) и порядковые (который?); 3. количественные делятся на целые (десять), дробные (пять десятых); собирательные (двое) 4. простые (из одного слова); составные ( из двух слов), сложные из нескольких корней); 5. количественные по падежам (именительный сколько?, родительный скольких?, дательный к скольким?, винительный сколько?, творительный сколькими?, предложный о скольких?) 6. порядковые изменяются по числам, родам и падежам (как прилагательные) | 1. вопросы: тех частей речи на которую указывает местоимение. 2. разряды: Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; Возвратное: себя; Притяжательное: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их; Вопроситель-ные: Кто7 Что? Какой?, т.е. все вопросы; Относительные: такие же как и вопросительные, но на стыке простых в составе сложного; Неопределённые: Образованы от вопросительных при помощи суффиксов кое-, - либо, - то, - нибудь, приставка не; Отрицательные: образованы от вопросительных при помощи приставок не, ни; Указательные: этот, тот, такой, таков, столько; Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой; 3. изменяются по принципам тех частей речи, которые заменяют. | 1. вопросы: что делать? что сделать? 2. несовершенный вид ( что делать?); совершенный вид (что сделать?) 3. возвратный (есть суффикс –СЯ); невозвратный (нет суффикса –СЯ); 4. переходный (действие переходит на сущ. в вин.п. без предлога); непереходный (действие не переходит на сущ. в вин.п. без предлога); 5. спряжение: 1 – все глаголы, кроме –ИТЬ; 2 – глаголы на –ИТЬ, 11 исключений: гнать, держать, дышать, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, зависеть, вертеть, обидеть; 6. наклонения: изъявительное (реальное действие); условное (сослагательное при определенном условии); повелительное (побуждает к действию); 7. время: настоящее, прошедшее, будущее(простое для совершенного вида, сложное – для несовершенного вида); 8. число: единственное, множественное; 9. лицо (в настоящем и буд. времени); 10. род ( ед.ч. прош. времени) | 1. вопросы: какой? что делающий? 2. действи-тельные (признак, производимый самим предметом) страда-тельные ( признак, испытываемый предметом) 3. вид: совершен-ный (от глаголов сов.в.); несовер-шенный (от несов.в.); 4. время: настоящее (суффиксы – -ущ, - ющ, -ащ, -ящ, -ом, -ем, -им); прошедшее (суффиксы – вш, -ш, -нн, -енн, -т); 5. полная и краткая (у страдательных) форма; 6. число: единственное, множественное; 7. род: мужской, средний, женский (по сущ. в ед.ч.); 8. падеж (по сущ.)
| 1. что делая? что сделав? 2. вид: несовершенный (от глаголов несов.в.); совершенный (от глаголов сов.в.); 3. неизменяемая часть речи | 1. вопросы: как? Где? Откуда? Куда? … 2. значения: Образа действия (каким образом? Быстро); Времени (когда? Вчера); Места (где? Куда? Откуда? Налево); Причины (почему? Сгоряча); Цели (зачем? Назло); Меры и степени ( насколько? В какой степени? Очень) 3. наречия на –О, -Е имеют степени сравнения (сравнитель-ная, превосходная) 4. неизменяе-мая часть речи |
Служебные части речи
предлоги | частицы | союзы |
1. выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении; 2. однозначные (употребляются с одним падежом): из-за, из-под … многозначные (употребляются с несколькими падежами): взять под контроль (вин.п.), лечь под начесом (тв.п.); 3. простые (состоят из одного слова): под, на, перед … составные (составлены из нескольких слов): в течение, из-за … 4. непроизводные (не образованы из самостоятельных частей речи): в, для, об … производные (образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, т.е. утрачивают свое лексическое значение): в продолжение часа, убедить путём доказательств … | 1. вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола; 2. разряды: А) формообразующие частицы (бы, да, давай, пускай, пусть); Б) отрицательные (не, ни); В) модальные частицы: Вопросительные (разве, неужели, ли); Восклицательные (что за, как); Указательные (вот, вон, это); Уточняющие (именно, как раз); Сомнительные (вряд ли, едва ли); Выделительные (только, лишь, исключительно, почти); Усилительные (даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то); Смягчительная (-ка). | 1. связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного; 2. простые (состоят из одного слова): и, чтобы, или … составные ( состоят из двух или более слов): не только …, но и …; как будто … 3. сочинительные (связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного): соединительные (и; да-и; тоже; также; как …,так и …; ни …, ни); разделительные: (или; не то …, не то …; то …то;) противительные (но; да-но; не только …, но и …; зато); 4. подчинительные ( связывают только простые предложения в составе сложного); Дополнительные (что, как …); Места (где, куда, откуда); Времени (пока, едва, когда, как только …); Цели (чтобы …); Причины (потому что, оттого что, так как); Сравнительные (как, точно, как будто); Уступки (несмотря на …, пускай …, хотя); Условия (если, раз); Следствия (так что); |
Помните! Слова одной части речи могут выступать в роли другой части речи – субстантивация. Прилагательное, причастие, наречие в роли существительного (Так слова: столовая, отдыхающие, вчера – могут в предложении отвечать на вопрос ЧТО?)
В 3. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
1. Внимательно прочитать задание: необходимо определить тип подчинительной связи в словосочетании или найти словосочетание определенного типа связи в предложении.
2.
Если определить тип связи данного словосочетания | Если найти словосочетание в предложении |
1. определить в словосочетании главное и зависимое слово; 2. определить части речи в данном словосочетании; 3. если зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? И выражено прилагательным, причастием, притяжательным, отрицательным, определительным или неопределенным местоимением, порядковым числительным, тип связи в словосочетании – согласование; 4. если зависимое слово отвечает на вопрос где? когда? зачем?... и выражено наречием, деепричастием, сравнительной степенью наречия или инфинитивом, тип связи в словосочетании – примыкание. 5. если зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему?...) и выражено существительным, местоимением-существительным, количественным числительным, субстантивированным словом тип связи в словосочетании – управление. | 1. в предложении, в котором необходимо найти словосочетание с определенным типом подчинительной связи, определить у каждого слова часть речи. 2. выделить все имеющиеся словосочетания (помнить, что подлежащее и сказуемое, а также однородные члены предложения не являются словосочетаниями); 3. в каждом словосочетании найти главное и зависимое слово; 4. если зависимое слово отвечает на вопрос какой? чей? И выражено прилагательным, причастием, притяжательным, отрицательным, определительным или неопределенным местоимением, порядковым числительным, тип связи в словосочетании – согласование; 5. если зависимое слово отвечает на вопрос где? когда? зачем?... и выражено наречием, деепричастием, сравнительной степенью наречия или инфинитивом, тип связи в словосочетании – примыкание. 6. если зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему?...) и выражено существительным, тип связи в словосочетании – управление. |
3. Ещё раз внимательно прочитать задание, сравнить с ответом, записать вариант ответа.
В 4. Предложение. Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения.
1. Внимательно прочитать задание: какое предложение необходимо найти двусоставное или односоставное.
2. Если необходимо найти односоставное, внимательно прочтите какое из них назывное, определенно-личное, обобщённо-личное, неопределенно-личное или безличное.
3. Если необходимо найти назывное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения – подлежащее. (Дом … Необычайно красивый дом …)
4. Если необходимо найти определённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 1 или 2 лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения. (Прощайте. И на меня не сердитесь.)
5. Если необходимо найти неопределённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 3 лица множественного числа настоящего, будущего времени или глаголом прошедшего времени множественного числа.( Пусть знают наших! Его вызывали в прокуратуру.)
6. Если необходимо найти обобщённо-личное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный глаголом 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения или 3 лица множественного числа. Чаще этот тип употребляется в пословицах, советах. Происходит обобщение личного опыта и выражение его как «обязательного» для всех. (Из черного не сделаешь белого. На сердитых воду возят.)
7. Если необходимо найти безличное предложение, в предложенном отрывке текста найдите предложение, в котором один главный член предложения сказуемое, выраженный безличным глаголом, словами состояния, инфинитивом, отрицательным словом НЕТ, словами НУЖНО, НАДО, НЕОБХОДИМО … (Мне страшно. На улице сыро. Необходимо сообщить.)
8. Проанализировав предложения, ещё раз прочитать задание и выбрать нужный вариант ответа.
Помните! Односоставные предложения являются полными и отсутствие подлежащего или сказуемого это их структурная особенность.
Помните! Можно проверить, подставив местоимения:
1. для определенно-личных и обобщенно-личных к сказуемым можно поставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ!
2. для неопределенно-личных – ОНИ!
3. для безличных - никакие местоимения не подходят!
В 5. Осложненное простое предложение. Умение находить обособленные члены предложения в тексте.
1. Внимательно прочитайте задание: какой тип обособленного члена предложения необходимо найти.
2. Если необходимо найти обособленное (-ые) обстоятельство (-а), ищем деепричастия (слова, отвечающие на вопросы что делая? что сделав? На конце слова суффиксы – А, - Я, -В, -ВШИ) или существительные с предлогами НЕСМОТРЯ НА … НЕВЗИРАЯ НА …
3. Если необходимо найти обособленное приложение, ищем существительные, отвечающие на вопрос какой?
4. Если необходимо найти обособленное определение, ищем прилагательные (одиночные и с зависимыми словами) или причастия (обязательно с зависимыми словами).
5. Если необходимо найти однородные члены предложения, ищем слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
Помните! Обособленные члены предложения всегда выделены запятыми или тире!
Однородные члены предложения | Обособленные определения | Обособленные обстоятельства | Обособленные приложения | Вводные слова и предложения |
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. 1. Запятая не ставится между однородными членами, соединенными одиночными (неповторяющимися) соединительными и разделительными союзами (и, да в значении и, или, либо): Колодец кругл, глубок и мрачен. От соединительных союзов следует отличать присоединительные союзы: и, да, да и. Перед присоединительными одиночными союзами запятая ставится. ( В этом взгляде, да и во всем поведении девушки появилось нечто новое.) 2. Запятая ставится между однородными членами, соединенными противительными союзами а, но, да в значении но, однако, зато, тем не менее, хотя (с уступительным значением): Домик наш мал, зато спокоен. 3. Между двумя однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом и, ставится тире для указания следствия, содержащегося во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действия и т.д. (Хотел объехать целый свет – и не объехал даже малой части.) Однородные члены, соединенные парными союзами 1. Если однородные члены предложения соединены парными союзами как…так и, не только…но и, не столько…сколько, насколько…настолько, хотя…но и, если не…то, то запятая ставится только перед второй частью союза (Как наше, так и вражеское минное поле начиналось за кустами.) 2. Внутри сопоставительных союзов не то что…а, не то чтобы…а (но) запятая перед что и чтобы не ставится (Выражение не то что жалости, а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала.) Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами 1. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и…и, да…да, ни…ни, или…или, ли…ли, то…то, не то…не то, либо…либо, ставится запятая (Он и красовался, и гордился собой, и смеялся над собою.) 2. Если число однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между всеми членами (Поет, и смеется, и веселится, и радуется весь дом.) 3. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами, а не внутри пар (За войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать.) 4. Союзы ли…или, стоящие при однородных членах, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая между ними не ставится (Знает ли он о случившемся или не знает?) 5. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных из двух слов с противоположным значением и соединенных повторяющимися союзами И или НИ ( И день и ночь; и там и сям; ни свет ни заря, ни слуху ни духу.) Однородные члены, не соединенные союзами. 1. Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами (Мы идем, бредем домой.) 2. Запятая не ставится: 1) между двумя глаголами в одинаковой форме, которые указывают на движение и его цель или образуют единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами. (Пойду посмотрю. Возьми почитай.) 2) в устойчивых выражениях со словами в одинаковой форме (То сё, про то про сё, о том о сём) 3. Ставится тире при выражении противопоставления между двумя однородными членами, не связанными союзами (Не лодки – корабли мне снятся.) | Согласованные определения обособляются: 1. препозитивные и постпозитивные одиночные и распространенные определения, относящиеся к личному местоимению (Старая, скособочившаяся, она со всех сторон заросла высокой крапивой). 2. препозитивные и постпозитивные одиночные и распространенные определения, относящиеся к имени собственному (В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад). 3. препозитивные и постпозитивные одиночные и распространенные определения, отделенные от определяемого слова другими членами предложения (Ласковые, нежно-розовые, плыли по спокойному небу облака). 4. постпозитивные определения - распространенные или несколько одиночных (Молодой казак, стройный и красивый, налил мне вина). 5. определение, стоящее перед определяемым словом, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (Усталый после длительной тренировки, брат проспал почти весь день). Несогласованные определения обособляются: 1. несогласованные определения, выраженные существительными в косвенных падежах, часто с предлогами: а) если относятся к личному местоимению; б) если относятся к имени собственному, в) если при определяемом существительном уже есть согласованное определение, г) если несогласованное определение отделено от определяемого слова другими членами предложения. (Любочка, в черном платьице, вся мокрая от слез, опустила голову). 2. несогласованные определения, выраженные оборотами со сравнительной степенью прилагательных (Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда). 3. несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, если при определяемом слове имеется слово, свидетельствующее о дальнейшем пояснении – инфинитив отделяется знаком тире и обычно расположен в конце предложения (Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро). | Обособляются: 1. деепричастные обороты независимо от позиции по отношению к глаголу-сказуемому (Сабуров простился с женщиной и, выпив ковш воды, направился к железной дороге). 2. одиночные деепричастия, если они обозначают добавочное действие, сохраняют значение глагольности, указывая причину, время, условия совершения действия (Спрашивая, она смотрела в сторону). 3. обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами, несмотря на, невзирая на (Но несносная лошадка, поравнявшись с упряжными, несмотря на все усилия, остановилась неожиданно). Не обособляются: 1. фразеологические обороты (С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук). 2. одиночные деепричастия, если они утратили значение глагольности и по функции близки к наречиям (Я шагаю не торопясь по мягкой серой дороге). 3. обороты со словами начиная с, исходя из (Такой вывод напрашивается исходя из многих данных). 4. деепричастия и деепричастные обороты, соединенные союзом И с необособленным обстоятельством (Он отвечал ему, смотря в сторону и невпопад). 5. деепричастие и деепричастный оборот не отделяется от союза А, если нет противопоставления глаголов-сказуемых (Я не мог понять, что за шорохи доносились из комнаты, а войдя в неё, увидел ёжика). | Приложения, относящиеся к личному местоимению или нарицательному существительному обособляются: 1. любое приложение, если оно относится к личному местоимению (Философ ранний, ты бежишь пиров и наслаждений жизни). 2. приложение, стоящее после определяемого слова, обозначенного нарицательным именем существительным (Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его). 3. препозитивное приложение – обычно оно распространенное, если имеет дополнительное обстоятельное значение (Одержимый ботаник, мой сосед не расставался с сачком для ловли бабочек). 4. приложение, относящееся к отсутствующему определяемому имени существительному, которое подсказывается контекстом (Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала). Одиночное приложение, как правило, присоединяется к определяемому существительному дефисом (Какой-то повар-грамотей с поварни побежал своей в кабак). Дефис не ставится: 1. если приложение по смыслу приближается к качественному прилагательному и находится перед определяемым словом: красавец теплоход, гордец самоучка и др. 2. если одно существительное обозначает родовое понятие, а другое – видовое: раба окунь, дерево береза и др. 3. после слов-обращений товарищ, господин, гражданин, а также после должностных и военных званий: капитан Миронов, прораб Потапов и др. Приложения, относящиеся к имени собственному, обособляются: 1. приложения, которые стоят после имени собственного и выполняют уточняющую функцию (Всегда в глазах его стоял Мишка, младший брат, таким, каким он видел его в последний раз). 2. препозитивное приложение, относящееся к имени собственному, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (Фанатик своего дела, Кузмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, думал о своих делах). 3. приложение, вводимое союзом как, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (Левин, как свой человек, должен был принять участие в этих планах). Приложение обособляется знаком тире, если: 1. распространенные или однородные приложения находятся в середине предложения (перед ними без изменения смысла можно вставить слова, а именно, то есть (Его Дамка – помесь дворняжки с сеттером – необыкновенно худая, поджимая под себя мокрый хвост, плелась за хозяином). 2. распространенное или однородное приложение находится в конце предложения (Восход солнца мы встретили, сидя под суковатой развесистой сосной – могучим чудовищем, вымахавшим на приволье). | Вводные слова и словосочетания В зависимости от значения вводные слова и словосочетания делятся на следующие группы: 1) указывают на источник сообщения – по-моему, по-твоему, на наш взгляд, по слухам и т.д.; 2) указывают на чувства говорящего – к счастью, на счастье, на горе, на беду, к нашему огорчению и т.д.; 3) указывают на достоверность и недостоверность высказывания – конечно, действительно, безусловно, бесспорно, без сомнения, наверное, и т.д. 4) содержат оценку способа высказывания – так сказать. Точнее сказать, мягко говоря, грубо говоря, фигурально выражаясь и т.д.; 5) указывают на порядок следования мыслей и на отношение между частями высказывания – во-первых, во- вторых, итак, итого, значит, следовательно, и т.д. 6) указывают на ограничения или уточнение высказывания – по крайней мере, по меньшей мере, сверх того, кроме того, главным образом и т.д.; 7) служат для привлечения внимания слушателя – видите ли, знаете ли, представьте, согласитесь и т.д. Вводные слова и словосочетания на письме выделяются запятыми: Никогда я не пил, мне кажется, ничего вкуснее и приятнее. Они не являются членами предложения. Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо помнить о том, что одни и те же слова могут выступать и в роли вводных слов, и в роли членов предложения, например: Словом можно убить, словом можно спасти. Словом, Гаврика терзали сомнения. Чтобы определить, являются ли слова наконец, в конце концов, по крайней мере, значит, однако вводными или выступают в функции члена предложения, необходимо обратить внимание на значение слова, на возможность замены его союзами: - если слово наконец указывает на связь мыслей, то оно является вводным: Потом, наконец, свежо и протяжно вздохнула земля. В значении «напоследок», « в результате всего» слово наконец выполняет роль члена предложения: Часы внизу долго шипели и наконец пробили два медных удара. - в конце концов является вводным, если указывает на связь мыслей или включает в себя значение предположения; а в значении «в итоге» - член предложения; - по крайней мере является вводным, если имеет оценочно-ограничительное значение; в значении «самое меньшее», «не меньше чем» - член предложения; - значит в значении «стало быть», «следовательно» является вводным; в значении глагола «означать» - член предложения; - однако выступает в качестве вводного, если стоит в середине или конце предложения; если можно заменить словом «но» - союз; Обратите внимание! Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: будто, как будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, между тем, к тому же, причём, приблизительно, примерно, однажды, якобы, решительно, по постановлению, по решению. Вводные слова, начинающие обособленные обороты, уточняющие обороты и присоединительные обороты, не отделяются запятой от этих оборотов. |
В 6. Сложное предложение. Умение проводить синтаксический разбор сложного предложения.
1. Внимательно прочитайте задание: что необходимо найти в тексте.
2. В данном отрывке текста выделить грамматические основы с целью определения сложных предложений.
3. Определить вид сложного: бессоюзное, сложноподчиненное (подчинительные союзы), сложносочиненное (сочинительные союзы) сложная синтаксическая конструкция (сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи в любом соединении).
4. Выбрать нужное.
5. Если требуется определить тип придаточного, следует задать вопрос от главного к придаточному (Помните! Подчинительные союзы всегда находятся в придаточной части). Если вопрос какой? (или его формы) – придаточное определительное. Если вопрос косвенного падежа Кого? Чего? Кому? Чему? … – придаточное дополнительное или как иначе его называют изъяснительное. Если вопрос Где? Когда? Почему? … - придаточное обстоятельственное, в зависимости от вопроса определяем его вид:
Вид придаточного | вопросы | Союзы и союзные слова |
1. времени 2. места 3. условия 4. цели 5. причины 6. уступки 7. следствия 8. образа действия и степени 9. сравнительные | 1. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? 2. Где? Куда? Откуда? 3. При каком условии? 4. Зачем? Для чего? С какой целью? 5. Почему? Отчего? 6. Несмотря на что? Вопреки чему? 7. Что из этого следует? 8. Как? Каким образом? В какой мере или степени? Как? 9. Как? | 1. Когда, едва, как только, прежде чем, в то время как… 2. где, куда, откуда… 3. если, когда (=если), раз, коли… 4. чтобы, для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы… 5. потому что, оттого что, так как, ибо, вследствие того что, из-за того что … 6. хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни … 7. так что 8. как, насколько, поскольку … 9. как, словно, будто, как будто, чем – тем .. |
6. Если необходимо определить тип подчинения, к каждому придаточному предложению (а их должно быть не меньше двух) задаем вопрос и определяем ко всему главному или к какому-либо одному слову в главном относится придаточное. Если первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому придаточному и т. д. – это последовательный тип подчинения. Если первое придаточное и второе придаточное относятся к одному и тому же слову в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми по значению – это однородный тип подчинения. Если первое придаточное относится к главному и отвечает на какой-либо вопрос, а второе придаточное относится к этому же главному, но отвечает на другой вопрос, и эти придаточные являются разными по значению – это неоднородный тип подчинения.
7. Проведя исследования, делаем вывод, ещё раз прочитав задание.
В 7. Средства связи предложений в тексте. Умение находить средства связи между предложениями.
1. Внимательно прочитайте задание: какие средства связи должны связывать предложенные для анализа предложения.
2. Выделить предложенные предложения для анализа в тексте.
3. Внимательно проанализировать начло каждого предложения с точки зрения предложенных для анализа средств связи. Если необходимо найти повтор как средство связи, значит ищем повторение какого-нибудь слова из предыдущего предложения. Если необходимо найти какое-либо местоимение, значит ищем местоимение в начале предложения. И так далее…
Помните! Средства связи могут быть не только на первом месте в предложении, они могут находиться и в середине предложения.
Средства связи предложений в тексте
Средства, обеспечивающие тематическую связь:
1) повтор ключевого слова (лексический повтор): …не так-то легко расставались ДОМА с фамилиями их владельцев. Десятиэтажный ДОМ в Гнездниковском переулке …, …ещё долго назвался «ДОМ Ниремзее» - по имени бывшего владельца.
2) замена слова, словосочетания синонимом, синонимическим оборотом: Первыми летят ГРАЧИНАЕ КОЛОННЫ. Шумливые ЧЕРНЫЕ ПТИЦЫ возвращаются в родные грачевья.
3) замена слова местоимением: В то время около каждого вокзала находилось несколько чайных, трактиров и пивных. Это были дореволюционные ЗАВЕДЕНИЯ. ОНИ ожили после суровых дней военного коммунизма.
Средства, обеспечивающие грамматическую связь:
1) соответствие видовременных форм глаголов: К десяти часам человек десять УНЕСЛИ с батареи. Два орудия БЫЛИ РАЗБИТЫ. Но люди НЕ ЗАМЕЧАЛИ этого. – Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
2) предлоги и союзы: Ламарк сформулировал гипотезу эволюции. СОГЛАСНО ЭТОЙ ТЕОРИИ, современные виды живых существ произошли от ранее живших путем приспособления. ХОТЯ эволюционная концепция Ламарка казалась его современникам надуманной.
3) наречия места (справа, слева, там) и времени (сначала, потом)
Средства, обеспечивающие синтаксическую связь:
1) анафора и эпифора (повтор первых или последних слов соседних предложений);
2) параллелизм (рядом стоящие предложения имеют одинаковое синтаксическое строение);
3) союзы, частицы.
Логическая связь между предложениями текста:
1) последовательность в изложении мыслей, событий, фактов, действий: Пришел, увидел, победил.
2) правильность причинно-следственных связей: Листья опадают, потому что наступила осень.
3) слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, из этого следует …
4) вводные слова, организующие порядок высказывания: во-первых. Во-вторых, наконец, итак …
5) резюмирующие слова: подведем итог, в заключение выступления
В 8. Речь. Анализ средств выразительности.
1. Внимательно прочитать задание: в части текста необходимо определить средства выразительности или во всем тексте.
2. Внимательно читая отрывок текста или весь текст, выделить слова или словосочетания, заинтересовавшие вас своей необычностью.
3. Проанализировать выделенные слова с точки зрения выразительности средств, вспомнив тропы и фигуры речи.
Помни! Виды тропов:
- метафора – перенос наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов (скрытое сравнение): загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий: поверхностное суждение, пустые обещания. Метафоры – оригинальные, необычные, эмоциональные.
2) Метони'мия – троп, основанный на смежности предметов и явлений. Примерами метонимии является употребление слов класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей. Часто в метонимическом значении используются географические наименования: Переговоры между Москвой и Вашингтоном (в значении правительство); Аудитория встретила лектора стоя (в значении люди).
3) Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком, или, наоборот, название целого предмета на его часть: Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе. Слово флаг (часть) обозначает государство (целое).
4)Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух объектов или состояний, имеющих общий признак: Её уста, как роза, рдеют. Уста (объект) сравниваются с розой (образ) по признаку «красный цвет».
5)Эпитет – художественное определение: черная тоска, седая старина, приторная вежливость. Эпитеты ярко характеризуют свойства, качества предмета или явления, обогащают содержание высказывания.
6) Гипербола – прием выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете речи: На краю земли… Я сто раз тебе говорил…
7) Литота – прием выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: Мужичок с ноготок…. От вершка два вершка… Одну секундочку…
8) Олицетворение – стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Зарницы огневые ведут беседу меж собой…
9) Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом: голубая планета (Земля), город на Неве (Санкт-Петербург)
10) Аллегория – прием, основанный на замене названий абстрактных понятий названием конкретных предметов; иносказание: в баснях Крылова – хитрость – лиса, трудолюбие – муравей…
11) Оксюморон – прием, основанный на соединение несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления: Убогая роскошь наряда… Природы пышное увяданье… Живой труп…
12) Ирония – насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Противоположный смысл возникает как подтекст и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор, неодобрение, осуждение: Отколе, умная, бредешь ты, голова? Лисица, встретяся с ослом, его спросила.
13) Символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности на основе их общности, родственности. Символ должен разгадаться, как иероглиф. Сосна Лермонтова, одиноко стоящая на утесе – символ одиночества…
Фигуры речи
- Семантические фигуры речи:
- Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза обычно выражается антонимами – словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы, сделав их смысловым «фокусом» фразы: Ты богат, я очень беден; / Ты прозаик, я поэт …
- Оксюморон (оксиморон) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: Сей труп живой, ещё вчера … Такие слова, обладая несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» (жизнь – смерть, веселье – скука) соединяются в поэтическом тексте как взаимопроникающие противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (скучающая веселость – показанная веселость).
- Градация – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Различают градацию восходящую и нисходящую: Реки, озера, океаны слёз …
- Синтаксические фигуры речи:
- Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов: Там – солнца луч и в зной оливы сень, / А здесь – и гром, и молния, и слёзы …
- Анафора – единоначатие, повторение начальных частей (слова, словосочетания, предложения), двух или более, относительно самостоятельных отрезков речи: Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем … Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысль текста.
- Эпифора – фигура обратная анафоре: это выразительное повторение слов или выражений в конце текста, подчеркивающее какую-нибудь мысль: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
- Подхват – фигура, заключающаяся в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, - / Глоток воды во время зноя летнего …
- Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще опускается сказуемое: Петр, в мою спальню вещи князя! Эллипсис передает недосказанность, незаконченность мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.
- Инверсия – расположение слов или частей в ином порядке, чем установлено правилами. Для подчеркнутого выражения определенной мысли и усиления образности слова «сдвигаются» с их обычных мест: И день за днем ужасно злить меня вот это стало …
- Умолчание – внезапное прерывание начатой речи в расчете на то, что читатель продолжит её, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Используется для обозначения различного эмоционального волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи: Вы … едете? …
- Асиндетон – бессоюзие. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые события и действия быстро. Мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Швед, русский – колет, рубит, режет …
- Полисиндетон – многосоюзие. Речь замедляется, повторяющийся союз выделяет слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук / Растут во мне …
10) Парцелляция – членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи: Он любил ее. Преданно. Безответно. И безнадежно. Как любят только в старости.
5. Проведя анализ слов или словосочетаний, сделать выбор, ещё раз обратив внимание на задание (формулировку как оформить ответ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА. Алгоритм выполнения части А
Данная презентация может помочь ученику в подготовке к ГИА. Она содержит алгоритмы выполнения заданий части А и упражнения к ним....
Готовимся к ГИА. Алгоритмы выполнения части А.
Презентация содержит алгоритмы выполнения заданий части А (ГИА) и тренировочные упражнения к ним....
Алгоритм выполнения трудовых действий на уроках трудового обучения
В статье представлены основные свойства алгоритма, представлены примеры написания алгоритма трудовых действий....
Алгоритм выполнения проекта по технологии по теме «Пошив изделия». 7 класс
В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка творческой образованной личности, способной к непрерывному образованию и самораз...
Алгоритм выполнения проекта по технологии «Пошив изделия». 8 класс
В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка...
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...