урок русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
урок русского языка на тему "Имя числительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Имя числительное»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Форма урока: лингвистическая сказка.
Цели урока:
- дидактическая: познакомить обучающихся с новой частью речи «Имя числительное»; уметь грамотно видеть и употреблять числительные в устной и письменной речи, разграничивать количественные и порядковые числительные, определять морфологические признаки числительного и его синтаксическую функцию;
- развивающая: развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
- психологическая: создание благоприятной обстановки на уроке;
- воспитательная: воспитывать уважение и любовь к родному языку, устному народному творчеству.
Методы и приёмы:
Вербальные – беседа, рассказ
Визуальные – таблица, тексты, модель
Оборудование: записи на доске, словарные слова, схема-модель, раздаточный материал, компьютер, проектор.
Этапы урока:
I.Ориентировочно-мотивационный.
1.Выравнивание знаний.
2.Постановка учебной задачи.
II.Операционно-исполнительный.
Решение учебной задачи.
1.Беседа по теме «Имя числительное»
2.Работа в группах.
3.Моделирование.
III.Рефлексивно-оценочный.
1.Обобщение.
2.Домашнее задание.
3.Самооценка.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку.
Будет сказка занимательна,
Слушайте ее внимательно,
Уши раскрывайте,
Участие принимайте.
Но прежде, откройте тетради, запишите число, классная работа.
В тридевятом царстве, в невиданном государстве, а именно в царстве Морфологии жили-были части речи. Одни из них жили самостоятельно, другие – подчинялись им, но выполняли не менее важную работу. А между ними особы выделялись, то тут, то там встречались, то охали, то ахали.
- Ребята, давайте вспомним, как назывались эти части речи?
Модель №1
Части речи
самостоятельные служебные междометие
- Назовите изученные самостоятельные части речи, служебные.
- Сегодня на уроке мы продолжим дополнять эту модель.
- Все жители царства Морфологии любили ходить в гости друг к другу. И вот однажды все части речи решили отправиться во дворец к гордому и величественному государю и увидели огромные ворота, а на них необычный герб (слайд).
Как вы думаете, ребята, какая часть речи может жить в этом дворце? (Имя числительное).
- Сегодня у нас первый урок по очень интересной теме «Имя числительное» (слайд).
Запишите тему урока.
- И вот мы попадаем в государство числительных. Как и у всех государей у Числительного есть свои палаты. Посмотрите на экран (слайд).
Модель №2
имя числительное
значение морфологические признаки синтаксическая роль
- Как называется первая палата? Вторая, третья?
- Но случилась беда. Злой волшебник заколдовал вход в эти палаты, и государь опечалился.
Давайте, ребята, поможем нашему государю Числительному вернуть своих подданных. Но чтобы это у нас получилось, нужно будет выполнить несколько заданий. А за каждое задание будет вам награда. Это ваша оценка.
- И так первое задание.
Задание №1 (слайд с загадками)
- Перед вами загадки. Отгадаем их, ребята.
- Спишите их, найдите числительные; определите, на какой вопрос они отвечают.
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (год, месяцы, дни)
Четыре брата бегут, друг друга не догонят (Колеса).
- Все эти числительные отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают количество.
Значит, эти числительные называются количественные.
- Давайте попробуем поставить к этим числительным другой вопрос.
Молодец какой? двенадцатый.
Брат какой? четвертый.
- Эти числительные обозначают порядок при счете. Они называются порядковые.
Модель №3
(Слайд)
- А теперь проверим вашу память. Проведем своеобразную игру. Я буду называть словосочетания, в составе которых есть числительные, а вы определите количественное это числительное или порядковое. Если количественное поднимаем карточку с буквой К, если порядковое – карточку с буквой П.
Четверо друзей, вторая стрела, седьмое небо, три поросенка, тридцать три богатыря, семеро козлят
- Молодцы. Все группы работали хорошо. Оцените себя (самооценка №1).
Задание №2
- В нашем государстве есть замечательная библиотека, где привлекают нас книги с пословицами. Перед вами пословицы из книг. Но в них все перепуталось. Помогите навести порядок. Соберите из этих слов пословицу, запишите ее в тетрадь. Чья группа будет готова, консультант поднимает руку. А теперь объясните смысл этой пословицы. Обсудите в группе.
Старый друг лучше новых двух.
- Найдите числительное в этой пословице (двух). Какое это числительное? Количественное или порядковое? Определите падеж, в котором стоит числительное (родительный).
- Значит, как изменяется числительное? По падежам.
- Молодцы, ребята, оцените себя (самооценка №2).
А тем временем наши гости собрались за большим обеденным столом. Во главе стола сидит Числительное, потому что его можно записать и цифрой, и словом. Гости так похожи на Числительное, но это другие части речи, потому что их можно записать только словами. И вот все гости пошли танцевать. А когда вернулись, забыли свои места. Давайте, ребята, рассадим их. Поможет нам в этом упражнение 320 на стр. 124 нашего учебника.
Пишем упражнение 320. Записываем выделенные слова, определяем часть речи, объясняем орфограммы.
«Тройка» (за ответ), три (товарища), трехместный (корабль «Восток), утроить (усилия), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб)
Все эти слова имеют числовое значение, но относятся к разным частям речи. Числительные можно записать и цифрами, и словами, а все остальные части речи только словами.
- Жизнь в государстве шла своим чередом. Однажды государь разбирал свою почту и нашел интересное письмо. Вот отрывок из этого письма (учитель достает письмо из конверта и читает ребятам).
(Слайд)
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли числительные: Одиннадцать и Двенадцать. Устали два друга и сели отдохнуть под развесистым деревом. Вот Двенадцать спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать НН, одно от корня, другое – от бывшего предлога».
- Ребята, это текст или набор предложений? Почему? (тема, предложения связаны по смыслу и грамматически).
- О чем этот текст? (о истории происхождения слова)
- Давайте выполним ряд разборов со словами из этого текста
- Морфемный разбор слова развесистым.
- Синтаксический разбор Устали два друга и сели отдохнуть под развесистым деревом.
- В этом предложении числительное является подлежащим, но может быть разными членами предложения. На следующих уроках вы это увидите.
- Молодцы, оцените себя (самооценка №3)
Музыка «В гостях у сказки»
Появление доброго волшебника
(диалог волшебника с учителем)
- Ходил я умников искал,
А сюда ли я попал?
- Если в сказку вы хотите,
То, конечно, заходите.
- Сам я сказочный герой
И пришел я к вам с игрой.
- Милости просим, сюда проходи
И игру ты свою скорей проводи.
Давайте, ребята, знания свои покажем.
О том, что сегодня узнали, расскажем.
- Волшебный цветок я принес вам сегодня.
Лепесток оторвите, свои знания покажите.
Вы проверьте, оцените и потом мне сообщите.
А пока я убегаю, и удачи всем желаю.
(Волшебник достает цветик-разноцветик, и каждая группа отрывает лепесток, выполняет задание)
- Что такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные?
- Как изменяется имя числительное?
- Каким членом предложения является числительное?
- Ребята, вот мы с вами сняли чары злого волшебника и вернули государю Числительному его помощников.
Обращение к модели №2. Проговаривание.
- Молодцы. Вы так хорошо сегодня работали. Поставьте себе общую оценку за урок.
- Кто поставил себе 5? 4? 3?
Домашнее задание.
- Обязательное – выучить правило на стр.123.
- Творческое – сочинить сказку, в которой есть числительное.
Имя числительное
количественные
сколько?
порядковые
Какой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...