элективный курс для 9 класса
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме

Здесь представлен элективный курс  по русскому языку  для 9 класса по теме: "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.zip13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку

« Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

9 класс

Пояснительная записка

 Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

 Актуальность программы  на современном этапе развитии школы определяется, прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.  Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ.  

 Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурной устной и письменной речи и искусством речевого общения, формирование умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

 Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

 Цели данной программы:

 -  научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способность интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь;

 Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц. занятий

Кол-во практ. занятий

Формы контроля

Виды контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

3

2

1

Творческая работа

Тематический

2

Основные аспекты анализа текста.

4

2

2

Творческая работа

Тематический

3

Композиция сочинения.

4

2

2

Творческая работа

Тематический

4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

3

3

Самостоятельная работа

Тематический

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

3

3

Самостоятельная работа

Текущий

6

Рецензирование творческих работ на основе примеров ( сочинения, написанные на основе текста художественного стиля).

3

3

Творческая работа, самостоятельная работа

Тематический, текущий

7

Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.

3

3

Самостоятельная работа

Итоговый

8

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.

3

3

Самостоятельная работа

Текущий

9

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.

2

2

Самостоятельная работа

Текущий

10

Самостоятельная работа над текстами.

1

1

Самостоятельная работа

Текущий

11

Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса.

3

3

Содержание программы элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 28 часов практических занятий.

  Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

Знакомства с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

 Критерии и нормативы оценки творческой работы.

 Тема 2.  Основные аспекты анализа текста.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

 Тема 3.  Композиция сочинения.

 Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

 Тема 4.  Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

 Тема 5.  Рецензирование творческой работы.

 Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

 Тема 6.  Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.

 Тема 7.  Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

 Тема 8.  Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

 Тема 9.  Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.

 Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

 Тема 10.  Самостоятельная творческая работа над текстами.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

 Тема 11.  Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса.

 Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

 

Литература

 1.      Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2006 года», размещенный на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

 2.      Астраханцева Т.С., Семенов А.Н. Информационно-аналитические и методические материалы для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе. – Ханты-Мансийск: РИЦ ИПКиРРО, 2005.

 3.      Блинов И.К., Чикурова М.В. Примерные планы-задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5. – С. 45-46.

 4.      Богуславкая Н.Е., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. – Екатеринбург: Сократ, 2002.

 5.      Егорова Н.В., Дмитриева А.П., Золоторева И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. – М: ВАКО, 2004.

 6.      Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М: Просвещение: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1996.

 7.      Свидинская Н.Т., Бугрий Е.П. ЕГЭ сдаем без проблем. – М: ЭКСМО, 2006.

 8.      Шерстинов Е.Е, Арцев М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5. – С. 3-12.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...