Урок русского языка в 7 классе. "Предлог как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Золотухина Светлана Владиславовна

Тема урока:

"Предлог как часть речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7_klass.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предлог как часть речи».

Цель урока: систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи; формирование представления о предлоге как служебной части речи; закрепление умения писать предлог с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями, знаний об отсутствии предлогов перед деепричастиями, глаголами, наречиями.

Содержание урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Руководители групп докладывают о выполнении домашнего задания

- по первому (обязательному) заданию; проверяем вместе.

-творческие и полутворческие задания.

Красиво и эстетично оформленные работы сдаются в копилку, наиболее удачные предлагаются вниманию. Составленные карточки временно оставляем, вернемся к ним позже.

Самооценка.

2.Выравнивание знаний.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (вспоминают тему прошлого урока «Самостоятельные и служебные части речи».)

Задание 1.

-Давайте запишем предложение. К доске – один ученик.

Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью. (синтаксический разбор предложения, указать части речи, дать характеристику предложения).

Проверяем.

-Сколько частей речи в русском языке(10; по др.-12).

-На какие две группы делятся они в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные).

-Какие части речи являются самостоятельными (знаменательными), какие – служебными?

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

-Какова роль служебных частей в речи? (Служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).

                              Схема заполняется на доске учеником.

                                                   Части речи

самостоятельные               междометия                 служебные

-суш.                                                            

-прилаг.                              

-глаг.

-нареч.                                                      

-мест.

-числ.

1 .есть ЛЗ и ГЗ.

2. изменяются (кр. наречия)

3.  являются чл. предл.

4. употр. самост-но

                                        1.предлог

                                        -прост.

                                        -сост.

                                       -произв.

                                        -непроизв.

                            2.союз

                            3.частица

                            1. нет ЛЗ и ГЗ.

                            2. не изменяются

                            3. не явл-ся чл. предл.

                            4. не употр. без самост. Ч.Р.


Проговаривание схемы (по ходу урока – дополняется).    

Задание 2.

Среди списка наиболее употребительных слов русского языка из «Частотного словаря современного русского литературного языка» найти самостоятельные и служебные ЧР, выписать их в две колонки ( У доски работают двое, остальные – в группах).

И, в, на, не, он, я, с, этот, быть, а, весь, они, она, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, своей, же, сказать, один, наш, еще, от, мочь, говорить, для, уже, знать, ребята. 

Проверяем. Оцениваем.

Задание 3.      

Запись с доски с восстановлением формы слов, заключенных в скобки, объяснить орфограммы, где надо – раскрыть скобки.

Посадить(земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь): ржаной колос, метелку овса, стебель льна (голубые цветочки) – это пр..красно уже само (себя). (В.Солоухин).        

(Выполняют на месте, совещаются в группах, кто-то отвечает(чья группа быстрей справилась), проверяем, записываем.)

Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метелку овса, стебель льна с голубыми цветочками – это прекрасно уже само по себе.

Вопрос: с помощью чего восстанавливаются с/c в задании?

-С помощью предлогов.

-Какова же роль предлогов?

Вывод: служат для связи слов в с/с и предложении.

Самооценка.

3. Постановка учебной цели, выведение темы, записываем в тетрадь.

-Итак, ребята, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? Какова тема нашего урока?

-Предлог как служебная часть речи.

-Открываем учебники, читаем научное определение предлога в $52, дополняем схему.

Проговаривают друг другу в группах.

  1. Операционально – исполнительный этап.

Работаем по учебнику.

Упражнение 249 (комментированное письмо).

1-я и 2-я строка – устно, дальше – письменно.

с/с: зависимое слово связано                                        с помощью          и предлога     

с главным только с                                                          -вспоминать о полете

-говорить с ним

-наблюдать за облаками

-смотрим в иллюминатор

-спуститься по трапу

Запишем еще:

-от пяти отнимите один

-с голубыми цветочками

- по засеянному полю

-вспоминать полет

-говорить ему

-наблюдаем восход солнца

-любуемся пейзажем

-произвести посадку

-окончить полет

-приставить трап

             

Вопрос классу: «Перед какими частями речи пишется предлог?» ( сущ., местоим., числит., прилаг., причастие).

-Перед какими ЧР никогда не бывает предлогов? (глагол, деепричастие, наречие).

-Ребята, а как отличить предлог от приставки? (у слова с предлогом в начальной форме предлог отсутствует: за зайцем: заяц, а не зазаяц).

-Предлоги выражают различные отношения:

-временные (когда?)                        в течение дня;

-причинные (почему?)                     из-за непогоды;

-пространственные (где? Куда?)   около дома;

-целевые (зачем?)                             от головной боли.

Дополнительные задания приготовила группа (если есть карточки, работают в группах по ним). Оценивают себя сами.

III.Рефлексивно – оценочный этап.

-Что мы сегодня повторили?

-Самостоятельные и служебные части речи, синт. разбор, орфограммы, словарные слова.

-А что узнали нового?

-Предлоги выражают различные отношения; бывают простые и составные, производные и непроизводные; роль предлогов в с/с и предложении; перед какими частями речи пишется предлог, пред какими – нет; как отличить предлог от приставки.

-Оцените себя за весь урок. Оценка на полях в тетради.

-Что понравилось на уроке? Как работали? Кто лучше всех на ваш взгляд работал на уроке?

VI. Домашнее задание, объяснение учителя.

  1. &51,52, упр.252 (озаглавить текст, вспомнить, что называется текстом).
  2. Придумать задание для другой группы, аналогичные тем, которые выполняли на уроке.
  3. Тв. Задания: нарисовать иллюстрацию по теме «Предлог как служебная часть речи».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...