Урок русского языка в 7 классе. "Предлог как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предлог как часть речи».
Цель урока: систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи; формирование представления о предлоге как служебной части речи; закрепление умения писать предлог с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями, знаний об отсутствии предлогов перед деепричастиями, глаголами, наречиями.
Содержание урока.
- Проверка домашнего задания.
Руководители групп докладывают о выполнении домашнего задания
- по первому (обязательному) заданию; проверяем вместе.
-творческие и полутворческие задания.
Красиво и эстетично оформленные работы сдаются в копилку, наиболее удачные предлагаются вниманию. Составленные карточки временно оставляем, вернемся к ним позже.
Самооценка.
2.Выравнивание знаний.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (вспоминают тему прошлого урока «Самостоятельные и служебные части речи».)
Задание 1.
-Давайте запишем предложение. К доске – один ученик.
Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью. (синтаксический разбор предложения, указать части речи, дать характеристику предложения).
Проверяем.
-Сколько частей речи в русском языке(10; по др.-12).
-На какие две группы делятся они в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные).
-Какие части речи являются самостоятельными (знаменательными), какие – служебными?
-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
-Какова роль служебных частей в речи? (Служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).
Схема заполняется на доске учеником.
Части речи
самостоятельные междометия служебные
-суш. -прилаг. -глаг. -нареч. -мест. -числ. 1 .есть ЛЗ и ГЗ. 2. изменяются (кр. наречия) 3. являются чл. предл. 4. употр. самост-но |
1.предлог
-прост.
-сост.
-произв.
-непроизв.
2.союз
3.частица
1. нет ЛЗ и ГЗ.
2. не изменяются
3. не явл-ся чл. предл.
Проговаривание схемы (по ходу урока – дополняется).
Задание 2.
Среди списка наиболее употребительных слов русского языка из «Частотного словаря современного русского литературного языка» найти самостоятельные и служебные ЧР, выписать их в две колонки ( У доски работают двое, остальные – в группах).
И, в, на, не, он, я, с, этот, быть, а, весь, они, она, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, своей, же, сказать, один, наш, еще, от, мочь, говорить, для, уже, знать, ребята.
Проверяем. Оцениваем.
Задание 3.
Запись с доски с восстановлением формы слов, заключенных в скобки, объяснить орфограммы, где надо – раскрыть скобки.
Посадить(земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь): ржаной колос, метелку овса, стебель льна (голубые цветочки) – это пр..красно уже само (себя). (В.Солоухин).
(Выполняют на месте, совещаются в группах, кто-то отвечает(чья группа быстрей справилась), проверяем, записываем.)
Посадить в землю зернышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метелку овса, стебель льна с голубыми цветочками – это прекрасно уже само по себе.
Вопрос: с помощью чего восстанавливаются с/c в задании?
-С помощью предлогов.
-Какова же роль предлогов?
Вывод: служат для связи слов в с/с и предложении.
Самооценка.
3. Постановка учебной цели, выведение темы, записываем в тетрадь.
-Итак, ребята, чем же мы с вами будем сегодня заниматься? Какова тема нашего урока?
-Предлог как служебная часть речи.
-Открываем учебники, читаем научное определение предлога в $52, дополняем схему.
Проговаривают друг другу в группах.
- Операционально – исполнительный этап.
Работаем по учебнику.
Упражнение 249 (комментированное письмо).
1-я и 2-я строка – устно, дальше – письменно.
с/с: зависимое слово связано с помощью и предлога
с главным только с -вспоминать о полете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...