Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Блинова Жанна Владимировна

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Анализ 9 главы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taras_bulba_analiz_9_glavy.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Анализ 9 главы

Цели: развивать умение работать над психологическим обликом героев на основе анализа текста; подвести к пониманию особой роли товарищества и братства запорожцев; уяснить героическую направленность повести и ее нравственный смысл.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой главы.

1. Беседа по вопросам.

– Почему «смутные» стали казацкие ряды? (Казаки расстались со своими товарищами, с которыми, может быть, никогда не увидятся. Они понимали, что лишились верных товарищей, которые в бою, не думая о себе, пришли бы на помощь. Приходили и печальные мысли о том, что же их ждет впереди.)

– Как Тарас готовил свое воинство к бою? (С. 191, «…строил, раздавал приказы и наказы… неприятельскую конницу».)

2. Комментированное чтение речи Тараса.

(I ч., с. 191–193). «Хочется мне сказать… дороже для них всякого братства».)

– Какова основная мысль речи Т. Бульбы? (Для казаков «нет уз святее товарищества», поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам; теперь каждый должен драться за двоих. Не задумываясь, они приходили на выручку товарищам, не думая о себе, рискуя жизнью, врывались в самую гущу боя. И разве не доказательство святых уз товарищества, эпизод, когда Товкач, друг старый Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думает о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думает только о спасении казаков от погони. И в его ясной даже перед смертью голове зреет план их спасения, и ветер доносит до казаков его зычный голос.)

3. Работа с текстом.

Зачитать картины боя (выборочно).

(«Далеко понеслось громкое хлопанье» выстрелов из пищалей, «…рванули пушки» ляхов по лагерю запорожцев», «…скорей из-за возов и садись всякий на коня», «Остап выбил фитили у шести пушкарей», «…и как грянула» одна пушка, а за ней три другие… много нанесли они горя!»)

– С какими словами на устах умирали казаки? («Степан Куска: «Пусть же пропадут…», Бовдюг: «Пусть же славится…». Балабан: «Пусть же цветет…» Кокубенко: «Пусть же после вас живут…»)

Задание: описание внешности Андрия.

Зачитать («Впереди перед другими понесся витязь… в стае».)

– Что привело в ярость Тараса? («Как … своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий…)

– О чем попросил он казаков? («Эй, хлопьята, заманите мне только его к лесу…»)

Задание: чтение  текста  («Разогнался на коне Андрий… Тарас выстрелил».)

– Какое  чувство  Бульбы  звучит  в  словах  его: «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» (Желание поддержать его, воодушевить, боязнь потерять сына.)

Зачитать: пленение Остапа.

– Что роднит повесть с былинами? (Троекратные повторения. «Есть ли порох…?) Описание женского горя. («Не по одному казаку взрыдает мать…» милейшего всех.) Описание боя. («Казаки … вылетела молодая душа».) Гиперболы: «Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – там уж и переулок».)

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

Домашнее задание: дочитать повесть; продолжить накопление материала для характеристики героев повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков....

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав

Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8  глав ...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав

Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав ...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...