Использование таблиц при структурировании учебного материала
методическая разработка по русскому языку по теме
Пример использования таблицы при структурировании учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tablic_pri_strukturirovanii_materiala.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример использования таблиц при структурировании материала
В своей работе я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы знания в значительной своей части не передавались обучающимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Я ставлю перед обучающимися мыслительные задачи, максимально активизирующие их мышление, побуждающие сравнивать факты, формулировать правила, определения. Для этого я использую на уроках составление таблиц. Работая над новой темой таким образом, ученики овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, вырабатываются навыки умственных операций и действий.
Основная функция структурной таблицы состоит в том, чтобы упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах, а то и в разных учебниках русского языка, наметить сквозные линии для обобщения, обеспечить условия для системного усвоения материала. Так, при изучении правила о слитном и раздельном написании не с частями речи в качестве систематизирующей (опорной) является тема «НЕ слитно и раздельно с именами существительными» как базовая и наиболее пригодная для дальнейшего обобщения учебного материала. В тетрадях для правил составляется таблица «НЕ слитно и раздельно с именами существительными». После того, как записывается название таблицы, предлагаю оставить пустую строчку (в нее потом будут внесены дополнения), а только потом начертить таблицу. По мере знакомства с материалом параграфа, ученики заполняют ее основными положениями, оставляя также свободное место для примеров.
«НЕ слитно и раздельно с именами существительными ».
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1.Если не употребляется без не (неряха, | 1.Если есть противопоставление с союзом А (не друг, а враг. |
2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг, |
Когда изучаются темы «НЕ слитно и раздельно с именами прилагательными» и ««НЕ слитно и раздельно с наречиями на –о, -е», вносятся дополнения в название таблицы и в столбцы. Процесс структурирования учебного материала по данной теме в нашем варианте осуществляется в три этапа. Ученики наблюдают полное совпадение правил написания не с существительными, прилагательными и наречиями на –о, -е. В результате получается следующее:
«НЕ слитно и раздельно с именами существительными, прилагательными и наречиями на -о, -е».
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1.Если не употребляется без не (неряха, неряшливый, неряшливо) | 1.Если есть противопоставление с союзом А (Не друг, а враг. Не близкий, а далекий. Не близко, а далеко). |
2.Если можно заменить синонимом без не (недруг - враг, неблизкий – далекий, нехорошо – плохо) | 2. Далеко не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, совсем не |
Данная таблица может быть использована на уроках как эффективное средство системного, обобщенного усвоения и повторения материала и при подготовке к экзамену.
По мере работы с таблицами ребята выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно строить такие таблицы. Например, при изучении темы «Не с причастиями» им уже не составляет особого труда структурировать материал подобным образом. Такой вид работы ценен тем, что она невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в изучаемой теме.
Не с причастиями
Раздельно | Слитно |
1. С краткими причастиями (работа не выполнена) | 1. Если не употребляется без не (недоумевающий) |
2.Если есть зависимые слова (не выполненная вовремя работа) | 2. Если нет зависимых слов (невыполненная работа) |
3.Если есть противопоставление с союзом а (не начатое, а законченное дело) | 3.Если нет противопоставления с союзом а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...
Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...
Систематизация учебного материала на уроках истории посредством таблиц
Специфика предмета "История" такова, что нагромождение фактов, разбросанных по разным параграфам, без определенных приемов и технологий, не позволяют учащимся их «переварить&raqu...
Таблицы прохождения учебного материала
Задания для 5-х классов на учебную неделю 06.04-11.04...
Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала "
Обобщение опыта по теме "Использование технологии уровневой дифференциации учебного материала на уроках русского языка как средство повышения качества образования учащихся с разной мотивацией к о...
ТЕХНОЛОГИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА «УМНЫЕ ДОМИКИ»
Работа, подготовленная к НПК, составленная на учебных рекомендациях Рассела Тарра. Направление обучения - метод "Шестигранное обучение"...
ТЕХНОЛОГИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА «УМНЫЕ ДОМИКИ»
Работа, подготовленная к НПК, составленная на учебных рекомендациях Рассела Тарра. Направление обучения - метод "Шестигранное обучение"...