Фразеология на уроках русского языка
методическая разработка (русский язык) по теме
Материал, представленный здесь, позволяет мне повышать интерес школьников к изучению фразеологизмов. Дети учатся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, распознавать их в тексте. Всё это, обогащая фразеологический запас учащихся, создаёт в дальнейшем условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologiya_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фразеология на уроках русского языка
Содержание
1. Предисловие ……………………………………………………
2. Материал для организации самостоятельной, групповой работы, работы в парах
3. Материал для работы с фразеологическим словарём ……
4. Занимательный материал ………………………………… ……
5. Тесты по фразеологии ………………………………………
6. Материал для внеклассной работы …………………………
7. Используемая литература ……………………………………… Предисловие
Знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, ученик
оказывается нередко в трудном положении, тщетно пытаясь выразить более сложную мысль. Интересно отметить, что он и тут подсознательно обращается к фразеологии, оперируя оборотами – сорняками типа: это самое, так сказать и т. д. Во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка, по образному выражению профессора А. И. Ефимова. Подавляющее большинство фразеологизмов от обычного (спустя рукава) и до более сложной конструкции (делить шкуру неубитого медведя) – выражают те или иные мысли образно, эмоционально, неся при этом отпечаток неповторимого национального колорита. И если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.
К этому надо добавить, что, помимо образно – эмоциональных фразеологизмов, существует множество нейтральных (давать слово, принимать участие, выходной день, до сих пор и т. д.), без которых решительно невозможно обойтись в ежедневном общении.
Чтобы дать учащимся представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка, достаточно назвать наиболее употребительные фразеологические обороты только с одним словом рука. Их более 50:
рука об руку – сообща, дружно рукой подать – очень близко
под рукой бы – в непосредственной на руках носить – ценить, баловать
близости, быть доступным
держать в руках - не давать воли золотые руки – о том, кто умело,
искусно всё делает и т. д.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиоматизмами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словари. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Во многих фразеологизмах смысловым центром является человек и различные его проявления, свойства, действия:
бить баклуши класть зубы на полку работать спустя рукава
чернильная душа держать язык за зубами съесть собаку
злые языки наступить на язык типун вам на язык
прикусить язык найти общий язык тянуть за язык
Итак, фразеологический оборот – это воспроизводимая языковая единица из двух или более ударных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре. Фразеологизм един и по своей роли в предложении. Многие фразеологизмы поэтому легко заменить одним словом: дать обещание - пообещать, не покладая рук – усердно и т. д.
Всё перечисленное делает очевидным, что изучение фразеологии должно занимать подобающее место в системе обучения языку.
Материал, представленный здесь, позволяет мне повышать интерес школьников к изучению фразеологизмов. Дети учатся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, распознавать их в тексте. Всё это, обогащая фразеологический запас учащихся, создаёт в дальнейшем условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.
Дидактические материалы для организации самостоятельной, групповой работы, работы в парах
Составить антонимические пары:
хоть иголки собирай - не покладая рук
заваривать кашу - воспрянуть духом
по чайной ложке - на ночь глядя
коломенская верста - одним духом
чуть свет - как кошка с собакой
повесить нос - от горшка два вершка
жить душа в душу - расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки - ни зги не видно
Назвать фразеологизмы, связанные с этими
существительными:
комар - (комар носа не подточит)
мышь - (надулся, как мышь на крупу)
свинья - (метать бисер перед свиньями)
курица - (носиться как курица с яйцом)
кот - ( кот наплакал)
рак - ( когда рак на горе свистнет)
бык - ( брать быка за рога)
вода - ( как в воду опущенный)
рука - ( прибирать к рукам)
голова – ( с больной головы на здоровую)
нога - ( со всех ног)
волосы – ( ни один волос не упадёт)
Работа с индивидуальными картами
( на букву, написанную на карточке, назвать фразеологизм)
б -( белая ворона, бить баклуши, брать быка за рога, брать себя в руки)
в - (витать в облаках, водить за нос, во всё горло, во все лопатки и т. д.)
г - ( гадать на кофейной гуще, голова на плечах, горе луковое и т. д. )
д – (держать себя в руках, держать порох сухим, душа в душу и т. д. )
к – ( куры не клюют, клевать носом, класть зубы на полку и т. д. )
0 – ( обвести вокруг пальца, от доски до доски, открыть Америку и т. д.)
с – ( свести счёты, стреляный воробей, семи пядей во лбу и т. д. )
Разминка «Приведи в порядок фразеологизмы)
Выбрать по два фразеологизма – синонима и один антоним:
1. у чёрта на куличках 7 рукой подать 13 наломать дров
2. за тридевять земель 8 заварить кашу 14 черепашьим шагом
3 слово в слово 9 вилами на воде писано 15 прийти в себя
4. тютелька в тютельку 10 взять себя в руки 16 куры не клюют
5. выйти из себя 11 хоть пруд пруди 17 расхлебать кашу
6. кот наплакал 12 во весь дух 18 в мгновенье ока
( должны быть подобраны следующие № фразеологизмов:
1,2,7; 12, 18, 14 ; 13, 8, 17; 3, 4, 9 ; 10, 15, 5; 6, 11, 16 Задание: из каждой группы выбрать по одному фразеологизму, составить с ними предложения и записать в тетрадь.
В данных репликах выделить фразеологизмы и объяснить их значение
- Долго ли он собирается водить за нос вас
- Что же ты словно воды в рот набрал?
- Хотел бы он до нас добраться, да сам знает, что руки коротки.
- Заруби ты себе на носу: я не обязан делать эту работу.
- Вряд ли мне удастся убить двух зайцев.
- Ты меня не обманешь, я тёртый калач.
- Что же ты не приезжал? Точно сквозь землю провалился.
Какими синонимами можно заменить данные фразеологические
обороты? Какой частью речи будут эти синонимы?
Составить предложения с данными фразеологизмами:
гладить против шерсти гладить по головке
кормить завтраками вырвать с корнем
поставить в тупик ходить на цыпочках
протянуть руку прокладывать дорогу Правильно составьте и запишите фразеологизмы. Объясните их
дрожит до небес
знать сложа руки
сидеть в собственном соку
вариться на чистую воду
держать как сыр в масле
выводить вокруг пальца
катается из мухи слона
возносить как осиновый лис
водить в ежовых рукавицах
делать как свои пять пальцев Выразить смысл фразеологизмов одним словом. Отметить стилевые разграничения.
Образец: на всех парах – стремительно
делать вид прийти на выручку подать весть
завязать дружбу бросить взгляд навострить лыжи
диву даваться пустить корни перемывать косточки
не сносить головы валять дурака с быстротой молнии
как снег на голову на живую нитку хранить молчание
надуть губы сколько душе угодно идти ко дну
на скорую руку питать надежду строить догадки
идти на лад вылетело из головы спустя рукава
Задания для контроля знаний
1.Определить, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему?
Медвежья берлога - медвежья услуга золотые часы – золотые руки
волчий хвост - волчий аппетит важная деталь – важная птица
горькая микстура - горькая правда принимать подарок - принимать участие
завязать узел – завязать переписку выйти из строя –выйти из комнаты
падать в обморок –падать в яму сбивать с дерева - сбивать с толку
приходить на выручку – приходить на собрание
установить антенну - установить рекорд
2. Указать, какие слова в следующих фразеологических выражениях не
могут сочетаться с другими словами:
закадычный друг заклятый враг попасть впросак
бить баклуши точить лясы кромешная тьма
скоропостижная смерть мурашки бегают насупить брови
сломя голову с гулькин нос у чёрта на куличках
3.Подумайте, почему только в одном из двух сочетаний можно заменит выделенное слово противоположным по значению (антонимом).
Глубокий пруд - глубокий старик
короткое пальто - короткое замыкание
поднять занавес - поднять тревогу
отдать книгу - отдать честь
принести стул - принести пользу
4. Подумайте, какие определения (имена прилагательные) могут превратить
следующие слова во фразеологизмы (определение должно быть общее для всех трёх слов).
а) Вопрос, речь, дополнение б) удар, система, затмение
в) вулкан, армия, лицо г) век, середина, правило
д) полюс, буря, поле
Фразеологизмы – антонимы
Попытайтесь подобрать фразеологизмы – антонимы к следующим выражениям:
не давать покоя - (оставить в покое) выйти из себя - (взять себя в руки)
набраться сил – (выбиться из сил) встать на якорь-(сняться с якоря)
приносить пользу-(наносить вред) попасть в кабалу-(сбросить гнёт)
войти в доверие-(выйти из доверия) сдержать слово-(нарушить слово)
попасть в зависимость - (выйти из зависимости)
одержать победу – ( потерпеть поражение)
набраться терпения - (потерять терпение)
лишиться чувств - (прийти в чувство )
потерять сознание - (прийти в сознание)
взяться за оружие - ( сложить оружие)
Что это?
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что – то не понимают;
не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в
поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги,
кто их не ценит.
г) У него глаза велики; от него душа уходит в пятки; от него едва – едва не
умирают; он сковывает язык и душу; его можно пересилить.
д) Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
её «просит» рваная обувь; она в голове путаников.
е) Её толкут в ступе или носят решетом те , кто занимается бесполезным делом; её
набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут
концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
ж) Его проглатывают, не желая упорно о чём – либо говорить; он хорошо подвешен у
человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво
заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Задача «Одним словом»
Найдите слова, наиболее точно выражающие данные фразеологизмы
1. Разодеться в пух и прах (расфрантиться) 17. Сколько душе угодно
2. Во что бы то ни стало (непременно) (вдоволь)
3. Задавать вопросы (спрашивать) 18. Вылетело из головы
4. Рукой подать (близко) (забыл)
5. Перемывать косточки (сплетничать) 19. Не покладая рук
6. Бок о бок (рядом) (усердно
7. Дать согласие (согласиться) 20. Идти на лад
8. Лицом к лицу (вплотную) (налаживаться)
9. Время от времени (иногда) 21. Как по команде
10. Брать начало (начинаться) (дружно)
11. Хранить молчание (молчать) 22. Подать весть
12. На всех парах стремительно) (известить)
13. И там и сям (повсюду) 23. В один голос
14. Лить слёзы (плакать) (единодушно)
15. Часовых дел мастер (часовщик) 24. Остаться в живых
16. Бросить упрёк (упрекнуть) (выжить)
25. Вести переписку (переписываться
Фразеологический зверинец
а) вместо точек вставьте названия животных
Голоден как … . Надут как … . Хитер как … .
Труслив как … . Нем как … . Здоров как … .
Изворотлив как … . Грязный как … . Упрям как … .
Колючий как … . Болтлив как … .
б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью,
медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй, курицей, собакой, телёнком (Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга;
вертеться как белка в колесе; гусь свинье не товарищ;
свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют;
собакам хвосты крутить; куда Макар телят не гонял;
считать ворон; гусь лапчатый; куриная слепота.
Одинаковые слова
Вот несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами
заменёнными точками. Отгадайте их и составьте предложения.
а) … об … . Из … вон плохо. Сбыть с … . Мастер на все …
Сидеть сложа … . Золотые … .
б) … нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка.
Чёрным по … написано. Не видеть … света.
в) Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать.
Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из … .
г) … на лоб лезут. … на мокром месте. … разбежались.
Выплакать все … . Смотреть во все … . В … рябит. Как бельмо
на … . Не в бровь, а в … .
д) Не … в обиду. … о себе знать. … маху. … слово.
Как пить … . Не … спуску. Ни … ни взять.
е) … век. … дно. … осень. … руки. Сулить … горы.
Антонимы - синонимы
Укажите сначала фразеологические обороты со словами –
синонимами, затем – антонимами.
Нет худа без добра ум за разум заходит из огня да в полымя
вопрос жизни и смерти и стар и млад ни сыт ни голоден
чёрным по белому ни конца ни краю вокруг да около
цел и невредим от мала до велика ни свет ни заря
всеми правдами и неправдами с больной головы на здоровую
«Ни –ни»
Подберите как можно больше устойчивых словосочетаний с
повторяющимися словами «НИ-НИ»
(Ответ: ни два ни полтора, ни кола ни двора, ни свет ни заря, ни рыба ни
мясо, ни много ни мало, ни дать ни взять, ни к селу ни к городу
Дидактический материал для работы с фразеологическим словарём
1.Для фразеологического словаря составьте словарные статьи с фразеологизмами:
не смыкать глаз во всю ивановскую как с гуся вода
2. Пользуясь словарём, определите значение данных фразеологизмов и укажите, какие из
них имеют морфологические варианты(падеж, время. число и т. д.). Сопоставьте со словарём:
воды не замутит душа ушла в пятки
как угорелый кошки скребут
краем уха
3. Определите, являются данные фразеологизмами однозначными или многозначными.
Выясните их значение. Составьте предложения.
куда глаза глядят комар носа не подточит
поминай как звали положа руку на сердце
прибирать к рукам только нет птичьего молока
4. Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных компонентов:
бить баклуши аршин с шапкой
притча во языцех как зеницу ока
как кур во щи бить челом
5. Назовите известные вам фразеологические выражения со словами голова, рука, сердце, земля, язык. Определите их значение и стилистическую окраску. Дополните свой ответ
по фразеологическому словарю.
6. Определите происхождение фразеологизмов:
точить лясы умывать руки
глас вопиющего в пустыне втирать очки
авгиевы конюшни ариадны нить
засучив рукава кость от кости
7. Определите , в функции какого члена предложения могут
употребляться данные фразеологизмы. Составьте предложения:
из рук в руки кровь с молоком
не лыком шит на широкую ногу
первая ласточка во весь дух
8. Из словаря выберите по три фразеологизма с пометой ироническое, неодобрительное и шутливое. Какие ещё стилистические пометы использованы в словаре?
9. К указанным фразеологизмам подберите синонимы:
держать ухо востро водить за нос
как снег на голову спустя рукава
пускать пыль в глаза проще пареной репы
10. Прочитайте предложения. Выделите в них фразеологизмы.
Пользуясь словарём, определите их значение и стилистическую роль.
И какой толк , если тебе хоть пятёрку с плюсом поставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому будет охота растить олуха царя небесного. Ночной разбойник, дуэлист…и крепко на руку нечист.
11. Прочитать примеры. Вместо точек вставить необходимые по
смыслу и строению фразеологизмы.
Тётя Наташа заметила, что мы ходим …, и стала уговаривать маму, чтобы
мы с Мишкой остались ещё пожить в деревне.
Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе …, хочу из тебя артистку
сделать. (бить баклуши, как в воду опущенный)
12. В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся
синонимами к ним.
Вот ты, извини, взрослый парень, а дичь порешь.
Стоя у доски, Петя нервничал и допускал досадные ошибки.
Мы это ещё в третьем классе проходили. Ты что, с луны свалился?
13. К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них
составьте предложения:
играть в бирюльки зелёная улица
злые языки как рыба в воде
как угорелый не все дома
ничего не скажешь и швец, и жнец, и на дуде игрец
на один покрой набивать оскомину
14. Каково значение и происхождение фразеологизма
Расставить все точки над И?
15. Спишите пословицы, вставляя гласные в окончаниях.
Определите спряжение глаголов.
Люб…шь кататься, люби и саночки возить.
Где стро…т, там и ро…т.
Лес руб…т – щепки летят.
Глупый осуд…т, а умный рассуд…т
16. Какие фразеологизмы возникли из приведённых ниже пословиц, пред –
ставленых в полном виде? Изменился ли при этом их смысл?
Бабушка ещё надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.
Попытка не пытка, а спрос не беда.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Вольному воля, прощённому рай.
17. Что сейчас значит фразеологизм блудный сын? Каково происхождение этого оборота? Вспомнив притчу, определите значение слова блудный.
18. Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы сможете прочитать фразеологизмы. Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не
ошибиться в написании этих фразеологизмов?
Ни…какие ворота не лезет. Ни …коем случае.
Ни …что на свете. Ни …что не ставить.
Ни …какие блага в мире. Ни …что не похоже.
Ни …каким видом
19. Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого
фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придётся
прибегнуть? Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного.
Расправить крылья проба пера
перейти Рубикон к шапочному разбору
списать в тираж всеми фибрами души
делать погоду ждать у моря погоды
пожинать лавры вкушать плоды
20. Выясните значение следующих фразеологизмов:
владеть пером искра божья
дар слова быть в голосе
выводить вензеля жевать мочалку
а) Составить и записать с данными фразеологизмами предложения.
б) Вспомните, у кого из ваших одноклассников, друзей, родных есть
способности к сочинению, музыке, танцам, пению. Постарайтесь с помощью
фразеологизмов сделать им комплимент.
в) Напишите небольшое сочинение – рассказ о том, как вы однажды
наблюдали проявление таланта.
21. Определите значение данных фразеологизмов и составьте с ними предложения:
марать бумагу драть козла
медведь на ухо наступил зарывать талант в землю
Занимательный материал
Игра «Найди пару»
Не спеши языком - так и не будет скуки.
Сам пропадай, всегда пригодится.
С кем поведёшься, а по уму провожают.
Труд человека кормит, а неученье – тьма.
Глаза страшатся, а лень портит.
Хочешь много знать – а руки делают.
Ученье - свет, надо мало спать.
По одёжке встречают, от того и наберёшься.
Грамоте учиться - а товарища выручай.
Не сиди сложа руки – торопись делом.
Птица красна пением, люби и саночки возить.
Семь раз отмерь – им праздник и в понедельник.
Лодырь да бездельник – один раз отрежь.
Любишь кататься - а человек умением.
Игра «Что я люблю (или не люблю):
бить баклуши считать ворон
витать в облаках задирать нос
тянуть канитель ломать голову
лезть на рожон метать громы и молнии
играть первую скрипку вставлять палки в колёса
раздувать из мухи слона работать засучив рукава
держать язык за зубами выводить на чистую воду
жить на широкую ногу точить лясы
плясать под чужую дудку доводить до белого каленья
собакам хвосты крутить работать в поте лица
пинать погоду ходить на задних лапках
чесать языком работать спустя рукава
Загадки - складки
Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдёшь. Ответы списать из тетрадки.
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
Водой …. (не разольёшь). Окажешь …. (медвежью услугу).
Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,
Буквально вдоль ….(и поперёк) Поют кто в лес, …. (кто по дрова)
И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:
Что еле ….. (волочили ноги). От этой песни уши …. (вянут).
Глеб у доски повесил нос, 6. Говорил товарищ мой вчера,
Краснеет до корней …..(волос). Что в кино сходить давно пора.
Он в этот час, как говорится, Только я хотел уж собираться,
Готов сквозь землю …(провалиться) Как ему взбрело на ум купаться.
По дороге передумал он,
О чём же думал он вчера, Стал тащить меня на стадион.
Когда баклуши бил с утра? -Что ты,- закричал я,- в самом деле!
У тебя …. (семь пятниц на неделе)
Игра « Назовите фразеологизм с данным словом»
Условия игры: выигрывает тот ряд или ученик, который за определённое время назовёт как можно больше фразеологизмов
с указанным словом .
Здесь представлены возможные фразеологизмы.
1 ученик (ряд) – ГЛАЗ | 2 ученик (ряд)- ЯЗЫК | 3 ученик (ряд) – ЗУБ |
положить глаз пускать пыль в глаза бросаться в глаза глаз да глаз бельмо на глазу ругать за глаза говорить в глаза лезть на глаза мелькать перед глазами мозолить глаза на глазах у всех за красивые глаза | прикусить язык тянуть за язык сорваться с языка держать язык за зубами на языке вертится следить за языком язык до Киева доведёт притча во языцех длинный язык тянуть за язык распустить язык высунуть язык | класть зубы на полку видит око, да зуб неймёт дать по зубам держать язык за зубами скалить зубы не по зубам от зубов отскакивать зуб за зуб точить зуб на кого-то показывать зубки посчитать зубы зуб мудрости |
Вопросы - шутки
1. Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
2. Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (… в порожнее)
3. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (каша, окрошка)
4. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным?
5. Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? А какие бывают глаза
у страха? (смотреть…, …, … в глаза; у страха глаза велики)
6. Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить…)
7. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека
не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)
8. Есть ли ноги у газеты, книги? (есть, когда они «вверх ногами»)
9. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?
(ненавидят друг друга)
10. Существует фразеологизм повесить нос, т. е. приуныть. А какой
фразеологизм указывает, куда нужно повесить нос?
Музыканты, подскажите! (повесить нос на квинту)
11. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
(знать как дважды два)
12. Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?
(все они сочетаются с глаголом согнуть)
13. Какого цвета бывает скука? (зелёная)
14. Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?
(горький опыт, горькая правда)
15. Может ли свет находиться в жидком состоянии?
(пролить свет на что – либо)
16. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
( делать из мухи слона)
17. В как ой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес …
горя? (узнать, по чём фунт лиха)
18.Согласно какой поговорке слова находятся … в кармане?
(за словом в карман не полезет)
19.Какой фразеологизм заключён в выражении Не сиди сложа руки,
так не будет и скуки. (сидеть сложа руки)
20.Какую пословицу с облегчением вспоминают при благополучном
окончании какого- либо трудного дела? (конец – всему делу венец)
21.В какой пословице вместо глагола рисуют употребляется его просторечный синоним малюют? (не так страшен чёрт, как его малюют)
22.Из какой поговорки можно было бы заключить, что дрова заготовляют
не в лесу? (кто в лес, кто по дрова)
23.Подберите фразеологизм – синоним к выражению пинать погоду
(бить баклуши)
24.Количество пятен на Солнце, по свидетельству учёных, увеличивается.
А есть ли пятна на Земле, количество которых всё уменьшается?
Тесты по теме «Фразеологизмы»
1. Выпишите фразеологизм.
У неё своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом.
Вообще живёт она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в неё свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А. П. Чехов)
2.Выпишите фразеологизм.
Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде
заглядывать только
председатель, главные да высшие чины управы, а затем, ничтоже
сумняшеся, взялся за её
скобку и, затворивши на крючок, долго – долго пробыл за этой дверью
(И. А. Бунин). 3.Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим
комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где –
нибудь сторожить её (Грушеньку) Дмитрий Фёдорович, а как она
постучится в окно, то надо отпереть двери как можно скорее
(Ф. М. Достоевский).
4. Выпишите фразеологизм.
Около полудня с северной стороны надвинулась чёрная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции.
К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали её к соседним деревьям. (В. К. Арсеньев)
5.Выпишите фразеологизм. Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжёлые времена своей истории
никогда перед врагом – захватчиком шапки не ломал, но брал навозные вилы и порол
ему брюхо. (Л. Н. Толстой)
6.Подберите фразеологизмы со значение «хвалить»:
а) отдавать сердце в) вспоминать добрым словом
б) возносить до небес г) наклеивать ярлыки
7. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать»:
а) бросать слова на ветер в) валить с больной головы на
здоровую
б) водить за нос г) обводить вокруг пальца
д) смотреть сквозь пальцы
8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать»:
а) плясать под чужую дудку в) ходить на задних лапах
б) бить баклуши г) праздновать лентяя
д) лежать на печи
9.Подберите фразеологизмы со значением «свободный»:
а) сам себе голова в) без году неделя
б) ноль без палочки г) сбоку припёку
д) музейная редкость
10. Определите значение фразеологизма набить руку:
а) отомстить кому-либо за нанесённую обиду
б) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым
в) приобрести опыт, умение, сноровку
г) начать конфликт, ссору с кем – либо
11. Укажите фразеологизм, значение которого определено неправильно:
а) гнаться за длинным рублём –стремиться найти работу с высокой
оплатой независимо от того, нравится ли она
б) притча во языцех – то, что известно всем, является частым
предметом обсуждения
в) быть под мухой – быть в глупом положении
г) пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать
писклявый звук
12. Укажите фразеологизм, значение которого определено правильно:
а) втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо
б) дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение
в) краеугольный камень – помеха, затруднение в каком – либо деле
г) поднимать на щит – создать благоприятные условия для
осуществления чего – либо
13. Укажите фразеологизм, значение которого определено неправильно:
а) прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно
подогнать что –либо, для неё не подходящее
б) лыка не вяжет – о не умеющем свои мысли, косноязычном человеке
в) курить фимиам – преувеличенно хвалить кого – либо, льстить
г) родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствует удача, везение
14. Определить, каким членом предложения является выделенный
фразеологизм.
«Сын у меня не тёмная лошадка, - с расстановкой сообщает Михайлов
– Учится отлично» (В. Маканин)
а) подлежащее г) дополнение
б) сказуемое д) обстоятельство
в) определение
15. Определите, каким членом предложения является выделенный
фразеологизм.
Катерина Львовна глянула и закричала благим матом (Н. С. Лесков).
а) подлежащее г) дополнение
б) сказуемое д) обстоятельство
в) определение
16. Определите, каким членом предложения является выделенный
фразеологизм.
Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые
брюки, щёки и подбородок
в тёмной юношеской заросли, не тронутой бритвой (В. Тендряков).
а) подлежащее г) дополнение
б) сказуемое д) обстоятельство
в) определение
17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с
поросятами убивается (М. М. Зощенко).
а) нейтральная в) разговорная
б) книжная г) просторечная
18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в
обетованную землю, в Петербург (И. А. Гончаров).
а) нейтральная в) разговорная
б) книжная г) просторечная
19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как
жить!..» (В.М. Шукшин)
а) нейтральная в) разговорная
б) книжная г) просторечная
20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Кто держится на своих собственных ногах, живёт своим умом,
характер свой на дешёвку не разменивает, в вине себя не топит,
пути своей жизни не кривит – у того человека своё отдельное место
в жизни и на земле» (В. П. Астафьев).
а) нейтральная в) разговорная
б) книжная г) книжная
ОТВЕТЫ
1.живёт на широкую ногу 8. б, г, д. 15. д
2. ничтоже сумняшеся 9. а 16. в
3. держать ухо востро 10. в 17. г
4. на всякий случай 11. в 18. б
5. шапки не ломал 12. г 19. а
6. б, в 13. б 20. в
7. б, г 14. б
Тест
(Происхождение фразеологизмов)
Задание 1. В каждой группе найти фразеологизм библейского происхождения:
1.а) два сапога пара 2. а) козёл отпущения
б) ахиллесова пята б) дамоклов меч
в) медвежья услуга в) с гулькин нос
г) манна небесная г) лебединая песня
3. а) себе на уме 4. а) во всю ивановскую
б) валаамова ослица б) на рыбьем меху
в) скрепя сердце в) иерихонская труба
г) щекотливый вопрос г) бархатный сезон
5. а) сломя голову 6. а) водить за нос
б) хранить как зеницу ока б) взяться за ум
в) сизифов труд в) глас вопиющего в
пустыне
г) видеть насквозь г) спустя рукава
7. а) перековать мечи на орала 8. а) с глазу на глаз
б) без году неделя б) святая святых
в) как с гуся вода в) кот наплакал
г) потерпеть фиаско г) чучело гороховое
9. а) хвататься за соломинку 10. а) соль земли
б) драконовы законы б) лыка не вяжет
в) кесарево кесарю в) разбить на голову
г) белая ворона г) как пить дать
11. а) имя им легион 12. а) куры не клюют
б) синий чулок б) с три короба
в) колесо фортуны в) бросить камень
г) ни кровинки в лице г) намылить шею
13. а) пускать петуха 14. а) валять дурака
б) да минет меня чаша сия б) как сыр в масле
в) чесать языком в) испить чашу
г) вправить мозги г) задирать нос
15. а) дырка от бублика 16. а) сгущать краски
б) встреча в верхах б) умывать руки
в) терновый венец в) ни свет ни заря
г) выводить на чистую воду г) коломенская верста
17. а) иудин поцелуй 18. а) ни один волос не
упадёт
б) втереть очки б) разделать под орех
в) танталовы муки в) буря в стакане воды
г) на живую нитку г) гол как сокол
19. а) корова языком слизала 20. а) человек в футляре
б) нести свой крест б) звёздный час
в) железная хватка в) игра не стоит свеч
г) попасть впросак г) Фома неверующий
ОТВЕТЫ
1. г 2. а 3. б 4. в 5. б 6. в 7. а 8. б 9. в 10. а
11. а 12. в 13. б 14. в 15. в 16. б 17. а 18. а 19. б 20. г
Материал для внеклассной работы
Аукцион
Двое ведущих поочерёдно «продают» слова. Побеждает «покупатель»,
который последним произнесёт фразеологизм с названным словом.
(После каждого слова приводится список возможных фразеологизмов).
Ум
Браться за ум, без ума от чего – либо, в своём уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредиться в уме, сойти с ума, раскинуть умом, ума не приложу, ум за разум заходит.
Вода
Как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью – то мельницу, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды, как в воду канул.
Голова
Вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.
Один
Один на один, семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним словом, на одно лицо, жить одним днём, все до одного, одним росчерком пера.
Дело
Гиблое дело, дело в шляпе, дело – сторона, десятое дело, дело идёт, заплечных дел мастер, за чем дело стало, видимое дело, суд да дело.
Глаз
Говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.
Рука
Рука об руку, из первых рук, рука руку моет, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать, не покладая рук, умывать руки.
Как
Как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос,
как кошка с собакой.
Нога
Встать не с той ноги, переминаться с ноги на ногу, со всех ног, волочить ноги, взять ноги в руки, уносить ноги, падать с ног, ни в зуб ногой, одна нога здесь – другая там.
Нос
Повесить нос, пустить нос по ветру, зарубить на носу, клевать носом, задирать нос, совать нос не в своё дело, комар носа не подточит.
Знаете ли вы пословицы?
По опорным словам вспомнить пословицы.
Победитель тот, кто больше вспомнит пословиц.
Дело
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Делу время, потехе час.
Кончил дело – гуляй смело.
Не спеши языком – торопись делом.
Дело мастера боится.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без дела жить – только небо коптить.
За правое дело стой смело.
Скучен день до вечера, если делать нечего.
Труд
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
По труду и честь.
Не трудиться, так и дела не добиться.
Где труд, там и счастье.
Терпение и труд всё перетрут.
Друг, друзья, дружба.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно - не грузно, с врозь хоть брось.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Кто старых друзей забывает, тот новых не наживё.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Спрятанная пословица.
На доске пишутся одно под другим слова (шпага, база, дача). Учащиеся к каждому слову прибавляют одну букву в начале, в середине или в конце,
чтобы образовались новые слова (шпагат, базар, удача). Из добавленных букв (они выделены) при чтении сверху вниз составится пословица.
шпага - шпагат рыба - рыбак тир - тире
база - базар плата - палата бак - банк
дача - удача сачок - скачок угол - уголь
заря - заряд клад - оклад дуло - дупло
кума - кумач пот - порт тара - отара
блок - белок ария - армия катер - кратер
газ - глаз парк - парик бор - борт
свет -совет сон - стон рис - ирис
шея - швея том - атом сук - стук
пот - поле банк
Дурную траву с поля вон
Пословицы – загадки)
1. Подал ручку, да подставил ножку. (Двуличный)
2. Ноги с подходом, руки с подносом,
сердце с покором, голова с поклоном. (Подхалим)
3. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоист)
4. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.
(Самоуверенный)
5. Ел да устал, спал да намаялся. (Ленивый)
6. Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
Какие пословицы можно напомнить врагам, пытающимся посягнуть
на свободу и независимость миролюбивых народов?
Придёшь незваным – уйдёшь драным.
Пришли по шерсть, а ушли стрижеными.
Кто с мечом придёт, от меча и погибнет.
Кто посеет ветер, пожнёт бурю.
Каждый за всех, и все за одного.
Что общего с морфологической точки зрения в следующих пословицах
и поговорках?
Смелого пуля боится.
Кто старое помянет, тому глаз вон.
Переливать из пустого в порожнее.
Ленивому всегда праздник.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.
(Ответ: все они содержат субстантивированные прилагательные и
местоимения
Фразеологизмы из произведений литературы.
1.Из каких басен И. А. Крылова взяты эти фразеологизмы?
А воз и ныне там.
Слона – то я и не приметил.
Хоть видит око, да зуб неймёт.
А Васька слушает да ест.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Услужливый дурак опаснее врага.
Ай Моська, знать, она сильна, что лает на слона.
Ты сер, а я, приятель, сед.
У сильного всегда бессильный виноват.
2. Какой русский драматург использовал в качестве названий многих
своих пьес русские народные пословицы и поговорки? Назовите несколько его пьес. (А. Н. Островский. «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не
садись», «Бедность не порок» и др.)
3. Из каких произведений А. С. Пушкина в нашу речь вошли приведённые
здесь фразеологизмы?
а) С корабля на бал, с учёным видом знатока, что день грядущий мне
готовит, Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Мы все учились понемногу чему – нибудь и как – нибудь
б) Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
Там русский дух… там Русью пахнет.
в) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Ещё одно , последнее сказанье – и летопись окончена моя.
г) Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта.
Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
4. Из какого произведения эти фразеологизмы? Кто автор?
Кому они принадлежат или о ком из героев данные выражения?
В мои лета не должно сметь своё суждение иметь.
Счастливые часов не наблюдают.
Шёл в комнату, попал в другую.
Кто беден, тот тебе не пара.
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
Где чудеса, там мало складу.
Грех не беда, молва нехороша.
Где ж лучше? Где нас нет.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
При мне служащие чужие очень редки…
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
Дома новы, но предрассудки стары.
Литература
1 Розенталь Д. Э., Голуб И. Б.
Теленкова М. А. Современный русский язык
Москва «Международные отношения» 1994
2. Журнал «Русский язык» №18 - 2007
Издательский дом «Первое сентября»
3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку
Москва «Просвещение» 1995
4. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка
Москва «Просвещение» 1967
5.Войлова К. А.
Канафьева А. В. Тесты. Русский язык 10 – 11 классы
Москва Издательский дом «Дрофа» 1998
6.Давлеткельдиева А. А. Тесты и задания по русскому языку для самоконтроля
Москва Юнвес 1997
7. Русский язык в школе №2 - 1993
8. Шанский Н. М. Школьный фразеологический словарь
9. Журнал «Русский язык и литература» №10 - 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Лексика.Фразеология"
Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....
Урок русского языка в 6 классе "Фразеология. Фразеологизмы."
Урок русского языка в 6 классе "Фразеология. Фразеологизмы." с мультимедийной презентацией. Цели: образовательные: познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке; употреблять в р...
конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе
Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"
Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...
Урок русского языка в 10 классе "Русская фразеология"
Разработка урока содержит толкование термина"Фразеология", особенности фразеологических оборотов, их признаки, истоки. Предлагаются различные варианты работы с фразеологизмами. Можно использоват...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Русская фразеология"
Урок в 10 классе....