Открытое мероприятие "Грамматический калейдоскоп"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Луговская Елена Владимировна

Невозможно привить интерес школьников к предмету, не выходя за рамки школьной программы. Данная разработка внеклассного мероприятия способствует усилению познавательной активности и расширению кругозора учеников, содержит загадки, шарады, ребусы, замысловатые вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Грамматический калейдоскоп

5 класс

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова:

Луговская Е.В.

Загадки с древнейших времён были весёлой игрой ума и воображения, а умение их разгадывать нередко помогало и сказочным героям одержать победу над злыми силами. В греческой мифологии рассказывается о мужественном юноше Эдипе, который спас город Фивы. А было это так…

На скале около города поселился Сфинкс – страшное чудовище с головой человека, лапами льва и крыльями орла. Всем, кто шёл в город, он загадывал загадку. Никто из путников не мог разгадать её, и сфинкс пожирал несчастных. Опустел город, не шли в него купцы с товарами. Эдип решил спасти Фивы. Он пошёл к сфинксу, и тот загадал ему такую загадку: Кто утром ходит на 4х ногах, днём на 2х ногах, а вечером на 3х ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал, это утро его жизни, он ползает на четвереньках. Взрослым он ходит на двух ногах. А на закате жизни, в старости, он ходит с палкой – на трёх ногах». Тогда сфинкс бросился со скалы в море, потому что должен был умереть, если кто-либо отгадает загадку. Дорога в Фивы снова стала свободной.

1. Разгадайте загадки.

  1. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
  2. Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
  3. Всё ест – не наедается, а попьёт – умирает. (Огонь)
  4. Языка нет, правду скажет. (Зеркало)
  5. Сидит Пахом на коне верхом, сам неграмотный, а читать помогает. (Очки)
  6. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (Яма)
  7. Птичка-невеличка по полю мчится, никого не боится,

     А кого задевает – тот погибает. (Пуля)

8. Еду, еду, следу нету, режу, режу, крови нету. (Лодка)

9. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

10. Два брата меньших бегут впереди,

А два старших – позади, а догнать никак не могут. (Телега)

2. Подобрать синонимы к словам.

Франт – … (щёголь)

Табу – … (запрет)

Конник – … (всадник)

Живот – …. (чрево)

Бессмыслица – …(хаос)

Чучело – …(пугало)

Кордон – …(граница)

Колючка – …(шип)

Шалость – …(баловство)

Дефицит – …(недостаток)

Замысловатые вопросы для болельщиков:

1. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «О»? (опять)

2. Какие два местоимения портят дороги? (ямы)

3. Что находится между рекой и берегом? (и)

4. Когда лошадь покупают, какая она? (мокрая)

5. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (ц)

6. Какой ключ не течёт и не открывает? (нотный)

7. Три телёнка, сколько будет ног? (4, сколько телёнка не три, у него всё равно 4 ноги)

8. За чем язык во рту? (за зубами)

9. Что кидают в кастрюлю, прежде чем готовит в ней еду? (взгляд, смотрят, чистая ли она)

10. Сколько раз нужно взять букву «г», чтобы получилась большая куча сена? (сто «Г»)

3. Разгадайте шарады.

Шарада – загаданное слово, состоящее из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.

  1. Двухбуквенный предлог идёт вначале,

Второе слово – загородный дом,

А целое? Не раз её решали,

С большим иль небольшим трудом.

(Задача)

  1. В ярме шагает первый слог!

Второй? Конечно же, предлог.

А целое – корабль качает,

То вверх, то вниз его бросает.

(Волна)

  1. Две буквы вы возьмите в танце,

Прибавьте кресло во дворце –

Я у солдата буду в ранце,

У проводов же на конце.

(Патрон)

  1. Мой первый слог местоимение,

     Второй же – времяисчисление,

     Я третий слог из азбуки несу,

     А целое сорвёте вы в лесу.

     (Ягода)

  1. Три буквы – термин при игре,

Другие три – победный крик,

А в целом встретишь во дворе,

Услышав вдруг собачий рык.

(Конура)

  1. Мой первый слог найдёшь в капели,

Второй? Так звали губы, рот,

Вы целое, конечно, ели,

Меня вам дарит огород.
(Капуста)

4. Разгадайте ребусы и прочитаете пословицу о времени.

(см. презентацию)

 (Сила слова в правде)

Замысловатые вопросы для болельщиков:

1. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами? (Появи-лось, нача-лось, оста-лось)

2. У каких глаголов в конце большое помещение? (Ска-зал, пома-зал, завя-зал)

3. Назовите имена существительные, которые могут быть глаголами? (Печь, пила, ели, рой, дали, пасть)

4. С буквой Ь заострённые толстые палки, без Ь – имя. (Колья – Коля)

5. Какой предлог является нотой? (До)

6. За какой лес надо зайти, чтобы получить ограду? (За-бор)

7. Что можно найти у ведра, иголки, шапки, человека? (Ухо)

8. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

9. Кто из людей может быть рекой? (Лена)

10. Что можно найти у ребёнка, гриба и циркуля? (Ножка)

5. Конкурс капитанов

Выговорить скороговорки:

А: Перепёлка перепелёнка перепелёнывала,

     Еле перепеленала.

Б: Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,

     Никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

В: Свинья тупорыла, белорыла,

     Полдвора рылом изрыла,

     Полрыла до норы не дорыла.

Г: Два дровосека,

    Два дровокола,

    Говорили про Ларю,

    Про Ларьку, про Ларькину жену.

  1. Итоги, награждение победителей

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока - панорамы, посвященного Дню Открытых дверей в МАОУ лицей № 28 имени Н.А. Рябова « Спортивный калейдоскоп».

Мероприятие проводилось с целью донести всем не только то чем  гордится в лицей, но и показать результаты нашей работы при подготовки учащихся к различным соревнованиям....

Сценарий праздничного концерта "Летний калейдоскоп" для всех групп ДОУ на открытом воздухе

Концерт объединяет всех воспитанников и сотрудников ДОУ. Показ творческих номеров, открытие новых талантов, веселое настроение и прекрасная погода сопровождают этот концерт, посвященный времени года -...

Калейдоскоп театрализованных миниатюр "Открытия, изменившие мир" .Открытия Архимеда.

Материал основан на книге Е.Ефимовского "Ракета и травинка".  Материал используется в неделе(декады) физики и /или при изучении закона Архимеда в 7 классе....

Открытое занятие "Дорожный калейдоскоп"

Занятие проведено с учениками 7 класса. Использован материал ,соответсвующий возрасту учащихся и типу учебного заведения (коррекционное). Созданы благоприятные условия для овладения детьми навыками пр...

Открытое занятие для обучающихся 3 года обучения "Новогодний калейдоскоп"

Открытое занятие "Новогодний калейдоскоп" предназначено для  обучающихся изостудии "Эскиз" Дворца детского (юношеского) творчества проводится в декабре....

Конспект открытого занятия для педагогов (внеурочная деятельность по ФГОС НОО) по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему "Аппликация"Весна".

Данный методический комплект включает в себя конспект открытого занятия для педагогов по внеурочной деятельности, общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему: "Аппликация "Весна"....