«Научно-методическая и инновационная деятельность учителя»
статья по русскому языку по теме

Рязанова Александра Яковлевна

       Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Высокий  результат образования, а не просто получение хорошего  аттестата является основным свидетельством  эффективности работы школы как   социального института.  Главным  фактором, влияющим на развитие образования в настоящее время, является поворот к личности обучающегося. Развитие личности - это   смысл и цель современного образования. Эти требования связаны с тем, что меняется представление о сущности и готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no3_portfolio_word.docx143.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ  III «Научно-методическая  и  инновационная деятельность  учителя»полоса

  • Руководство  школьным  методическим  объединением.

       С  2007 г. педагог является  руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. В соответствии  с  методической темой  школы  «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования  современных педтехнологий и методов активного обучения» в образовательном учреждении реализуется тема учителей методического объединения:  «Развитие  коммуникативно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и риторики  посредством  личностно-ориентированного обучения»  Деятельность методического объединения  направлена  на  реализацию эксперимента по внедрению сетевой модели образования «Школа ступеней в муниципальной системе образования г. Губкинский»: «Апробация  модели «Основная школа»  План  работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год  составлен в соответствии с экспериментальной деятельностью  образовательного  учреждения «Разработка и внедрение внутришкольной   системы   управления   качеством  образования»

  • Образовательные  программы и комплекты учебно-методической литературы  педагога.   

     В  2012-2013 г.г.  учебная  нагрузка  учителя  составляет 28 часов. При  реализации  учебного  плана  используются рабочие  программы по русскому языку, литературе  и  риторике, соответствующие  УМК  М.М. Разумовской, А.А. Леонтьева,  В.Я.Коровиной,  Т.А.Ладыженской. Планирование  реализует    программу  развития  МБОУ «СОШ №1»   «Апробация  модели «Основная  школа» , методическую  тему  школы  «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педтехнологий и методов активного обучения» и  выполнения   условий  для эффективного развития  образовательного учреждения. В связи с этим в  рабочую программу по русскому языку для 5 – 9-х классов  решением  педсовета № 10 от  28.05.12г.  введено 10% от общего количества уроков в год  (21 урок  в 5-м классе), связанных с  проектной   деятельностью  учащихся  на уроке  по следующей теме:   «Лексика», «Стили и типы речи».

  • Описание  используемых  образовательных  технологий по теме самообразования.  Результаты   применения  современных  образовательных  технологий.

     Чтобы быть хорошим учителем,

надо любить то, что преподаешь,

и тех, кому преподаешь.

В.Ключевский.полосаполоса

       Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Высокий  результат образования, а не просто получение хорошего  аттестата является основным свидетельством  эффективности работы школы как социального института.  Главным  фактором, влияющим на развитие образования в настоящее время, является поворот к личности обучающегося. Развитие личности - это

смысл и цель современного образования. Эти требования связаны с тем, что меняется представление о сущности и готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. полоса

     В 2011-2012 учебном году школы  России, в том числе, и школы нашего города  начали реализацию  федеральных  государственных образовательных  стандартов  второго  поколения  начального образования и с этого учебного года  две школы  являются  экспериментальными  площадками по внедрению ФГОС в основной школе, а со следующего года все городские школы будут работать с пятиклассниками по новым образовательным стандартам.

     Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные  результаты, но они были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения  в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы и с применением новых образовательных технологий, являющихся необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

     Современный урок русского языка и литературы предполагает быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, формирующим универсальные учебные действия (УУД). Поэтому использование новых образовательных технологий на уроке и в воспитательной работе – это потребность сегодняшнего дня.  

      В рамках реализации темы самообразования «Развитие креативного  мышления на уроках русского языка, литературы и риторики на основе использования технологии проблемно-диалогического  обучения» учителем применяются следующие технологии: «Проблемно-диалогическое обучение» (ОС «Школа 2100); технология развития  критического мышления, проектная деятельность, ИКТ. Используемые учителем  технологии соответствуют  методической теме  школы:  «Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования  современных педтехнологий и методов активного обучения»  и теме  школьного МО: «Развитие  коммуникативно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и риторики  посредством  личностно-ориентированного обучения»  

    Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в новой информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, информационно-образовательных ресурсов, изменяющихся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий. полоса

     Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных  умений невозможен без проблемного обучения. Проблемное обучение – это такая организация учебной занятости, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует контрастное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению, как «проблема». Главная идея развивающего обучения заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает, делает возможным и успешным обучение.полоса

             Исходя из основных положений Закона «Об образовании», Концепции модернизации образовательной системы, методической проблемы общеобразовательной  школы №1 и «требований современного времени» моя педагогическая деятельность построена на реализации Программы личностно ориентированного, развивающего, проблемно-диалогического обучения «Школа 2100» и технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо.), а также  использование проектной технологии и  применения ИКТ.

Чем же интересна эта образовательная программа для меня как учителя русского языка и литературы? Какова же степень новизны и актуальности проблемного обучения на сегодняшний день?

  • Во-первых, весь процесс обучения в рамках образовательной системы «Школа 2100» построен на основе единой проблемно-диалогической технологии изучения нового материала.
  • Во-вторых, эта система является дальнейшим развитием идей отечественных педагогов и психологов проблемного обучения: Ильницкой И.А., Кудрявцева В.Т., Махмутова М.И., Брушлинского А.В., Матюшкина А.М., Шумилина А.Т.
  • В-третьих, данная образовательная программа ориентирована как на ученика, так и на учителя, является развивающей как для того, кто учится, так и для того, кто учит. Соблюдается положение «От позиции «я тебя учу» - к позиции «мы с тобой учимся вместе»
  • В-четвертых, принципиальное понимание авторами  программы того, что для современного человека главное – не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно открывать новое.
  • В-пятых, проблемно-диалогическая технология позволяет урок объяснения нового материала заменить уроком «открытия» знаний и обеспечивает создание мотивации у учеников, а главное – позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, то есть именно к тем ситуациям их будущей жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения  на практике.

Что такое образовательная система «Школа 2100»?

  • Это система личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы, непрерывного по ступеням: дошкольное образование –начальная школа - основная школа - старшая школа.

Это образовательная система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.полоса

  • Методолого–теоретическую базу данной системы составляют образовательная программа «Школа 2100», содержащая основные концептуальные положения, цели и принципы, а также набор образовательных технологий, как системы средств достижения цели.полоса
  • Личностно ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создания необходимых условий для развития их индивидуальных способностей.полоса

Концепция (автор-академик РАО А.А.Леонтьев), определяющая:

Цель образования – выращивание  функционально грамотной  личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона  жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; человека, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями  и интересами; человека  самостоятельного, познающего, умеющего жить среди людей. ( Эта цель совпадает с социальным заказом родителей.)

Образовательные задачи учителя-предметника:

  • Развитие способностей учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения и понимания информации из текста.
  • Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
  • Формирование направленности на самореализацию, выработка учеником собственной индивидуальной позиции.

Принципы, обеспечивающие достижение цели:

  • психолого-педагогические: личностно ориентированные: принцип адаптивности, развития, психологической комфортности; деятельностно ориентированные: принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие; креативный принцип; культурно ориентированные принципы: принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой, в том числе непрерывности и преемственности;
  • дидактические (принцип минимакса и другие).

            Принцип  минимакса  позволяет решить следующие проблемы:

               1.Обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику.

               2.Учиться определять потребность в информации и самостоятельно ее   находить.

  • Образовательные технологи, используемые на уроках русского языка и литературы:
  • Проблемно-диалогическая технология открытия знаний.
  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
  • Технология оценивания учебных достижений.

Анализ программы развивающего обучения в школе второй ступени и анализ собственной педагогической деятельности позволил мне выявить некоторые противоречия и определить приоритеты в работе с детьми.

Противоречия:

  • Между формированием у ребенка знаний, умений и навыков (УУД)  предметного характера и развитием высших психических функций (памяти, мышления, восприятия, внимания.), его способностей и индивидуального внутреннего потенциала.
  • Между коллективными и групповыми формами (способами преподнесения информации) обучения и воспитания и индивидуальными возможностями развития ребенка.                   полоса
  • Между требованиями школы как носителя идей социума, требованиями и запросами родителей, возможностями и мотивационной сферой самого ребенка (школа-ребенок-родители-социум)

(Задача учителя и школы – свести к минимуму расхождение этих требований, максимально его компенсировать) 

Приоритеты:

  • Работать так, чтобы будить мысль ученика, давать простор самостоятельным наблюдениям, суждениям и умозаключениям.
  • Учить детей правильно пользоваться речью в различных коммуникативных ситуациях, применяя действенный, риторический метод слова как «основной инструмент формирования человека» (Цицерон); также используя методы сообщающей, воспроизводящей и эвристической беседы (как формы диалога), помогающих решать задачи, направленные на развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.
  • Не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти путем собственных умственных усилий. Добиваться этого путем использования следующих методов постановки учебной проблемы: подводящий и побуждающий диалог, прием «яркого пятна».
  • Проводить проблемные уроки, обеспечивающие творческое усвоение знаний учащимися. Это значит, что ученик должен пройти четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения.
  • Развивать умение безошибочного письма в соответствии с изученными правилами и умение создания текстов, передающих другим мысли и чувства автора.
  • Реализовывать идею литературного чтения через технологию формирования типа правильной читательской деятельности, опираясь на отечественную методику Рыбниковой М.А.: обязательная опора на литературоведение; введение художественного произведения в литературно-исторический контекст; работа с текстом до, после и во время чтения; установление связей с жизненным опытом ребенка.

Данные приоритетные направления дают возможность достигать хороших положительных результатов на уроках русского языка, литературы в совместной творческой деятельности учителя и ученика.

                Кроме технологии личностно ориентированного, развивающего, проблемно-диалогического  обучения  образовательной системы «Школа 2100» на уроках мною успешно реализуется  новая образовательная технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо. Автор - кандидат филологических наук, преподаватель русского языка Столбунова С.В). Считаю необходимым и важным дать представление об этой образовательной системе.полоса

              Технология РКМЧП – это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели, опирающиеся на основную цель современного школьного образования, которая заключается в следующем: «Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация.»Необходимым условием успешной социализации интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении,  в том числе и учебная. Разработанные единые образовательные государственные стандарты называют общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, к которым относится коммуникативная компетентность: способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.полосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполоса

      Необходимыми условиями для достижения главной цели считаю:

  • Обеспечение уважительной и доверительной атмосферы общения, ориентация на ситуацию успеха.
  • Создание на уроке положительной культурно – речевой среды и использование для этого соответствующих методов и приемов общения.  

    Помимо осуществления основной образовательной цели также не менее важными для себя считаю реализацию и целей более узких: 

  • Формирование у учащихся относительной орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее, критически и рационально мыслить.
  • Приобретение и систематизация грамматических знаний о языке, необходимых для формирования речевых навыков, умений и осознанности речевой деятельности.
  • Формирование у учащихся «общелингвистической компетенции», языкового чутья, языковой интуиции и языкового сознания.
  • Раскрытие для учеников культурологического и воспитательного потенциала родного языка, его тесной связи с историей,  духовной культурой, менталитетом русского народа.

    Приоритетными в своей педагогической деятельности считаю такие принципы, как:

  • Принцип адаптивности и комфортности.
  • Принцип развития и обучения деятельности.
  • Принцип перехода от совместной учебно–познавательной деятельности к  самостоятельной деятельности учащихся ( зона ближайшего развития ребенка);
  • Принцип «показать, научить как..., а не преподнести готовый материал».

             Самыми главными  дидактическими требованиями, предъявляемыми на уроках русского языка и литературы, считаю четкость формулировки  целей и задач урока учителем и учеником, выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих учебную мотивацию, познавательную активность и познавательный интерес учащихся, поскольку именно они являются доминирующей потребностью обучения, а также максимальную самостоятельность учащихся  на уроке.

          Применение любой современной технологии предполагает не только достижение учебных и развивающих целей и задач, но также выполнение воспитательных и психологических требований к уроку. Прежде всего – это воспитание у учащихся потребности в знаниях и формирование лучших моральных и эстетических качеств через предмет;

- обеспечение тесной связи обучения с жизнью и формирование активного отношения к ней; учет индивидуальных (мотивационных) особенностей ребенка.

          В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) лежит трехступенчатая базовая модель. Почему она базовая? полоса

Эта технология о получении, восприятии и передаче информации, поэтому языковеды считают ее универсальной.полоса

В технологии критического мышления выделяют три стадии:полосаполоса

1. подготовительная – стадия вызова; 

2. собственно восприятие нового – смысловая стадия или стадия  осмысления; полосаполосаполоса

3. присвоение информации – стадия рефлексии.

        I  На первой стадии ученик сам определяет свои знания и незнания. На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна, даже не побоюсь сказать, что она важнее, чем стадия непосредственного восприятия нового материала. полоса

      Во–первых, на этой стадии я создаю проблемную ситуацию, вызываю у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаюсь к их собственному опыту, и ученики начинают работать. А чтобы они стали активными, я их стараюсь заинтересовать лично, проводя мозговой штурм, речевую или фонематическую разминку, дидактическую игру или ставлю перед ними какую –либо проблемную ситуацию. Главным условием при этом для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учеников является возможность применить полученные знания в новых, нестандартных ситуациях. Как известно, развитие мыслительной деятельности детей тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их усвоения, то есть степенью мыслительной активности учеников в ходе оперирования знаниями. Такую возможность дают непривычные формулировки заданий, применение нового языкового материала, необходимость сделать самостоятельный вывод, обобщение. Использование же заданий повышенной трудности (особенно на стадии вызова изучаемой информации) является одним из путей индивидуализации обучения. Я считаю, что введение более трудных (по сравнению с традиционными) вопросов и заданий является вполне целесообразным, особенно в сильном классе. Конечно же, не всякое задание служит для развития мышления и логики ребенка. Многие из них, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу (репродуктивный характер деятельности), что хотя и является важным компонентом мышления, однако на последующих этапах обучения оказывается недостаточным.   Таким образом, в задания на каждом уроке считаю необходимым вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска. Именно так, на мой взгляд, создается проблемность в обучении - важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Считаю, что регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих упражнений приучает к ним детей и поддерживает их активность.

На уроках русского языка я использую следующие виды заданий:

  • Сравнение. (Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические, орфографические и синтаксические задачи по предмету и развивать аналитическое мышление, коммуникативные способности учащихся. Например, найдите общие и различные черты у выделенных слов…)
  • Группировка. (Цель – совершенствование орфографической грамотности учеников и развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение. Например, сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите  несколько вариантов группировки.)полоса
  • понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления. Например, определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.) Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на бытовом уровне, а на более высоком - грамматическом.
  • Задания на исключение лишнего. (Цель состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний. Например, найдите четвертое лишнее слово. Особенность  заключается в том, что лишним может оказаться любое предложенное слово.)
  • Учебная лингвистическая задача. (Цель – освоение   теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта. Это особый тип упражнений, включающий поэтапное самостоятельное выполнение следующих действий: анализ, рассуждение-доказательство, вывод, самоконтроль, проверку решения. Например, к какой части речи относится выделенное слово. Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект, почему смешно?
  • Лингвистический эксперимент. (Цель – открытие новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечение разностороннего воздействия на интеллект учащихся с помощью активной речемыслительной деятельности. Например, одушевленными или неодушевленными являются слова кукла, покойник?
  • Задания по аналогии. Такие задания основываются на сравнении. (Цель – получение прочных знаний по изучаемой теме, совершенствование умения систематизировать их в развитии логического мышления, творческой и познавательной  активности учеников. Например, дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трем признакам одновременно. Запишите слова,  выделяя окончания.) Когда ученики активизировались, продолжаем «играть» на личной заинтересованности, используя индивидуальную, парную, групповую или коллективную форму работы, когда ребенок сам определяет свои пробелы, без учительского назидания.

       Из выше приведенных видов заданий следует, что на стадии вызова ученик определяет свои знания и «незнания» самостоятельно, и именно теперь он хочет узнать новое. Собственно, это и есть формирование учебной мотивации, зависящей от желаний и потребностей самого ученика, а не от воли учителя.полоса

                  Итак, стадия вызова – это целеполагание, включающее в себя мозговой штурм (своеобразную умственную разминку, совместный поиск группового решения) и кластера  (графического систематизатора, схемы, блоков информации, «гроздьев мыслей»), который показывает разные типы связи между объектами и явлениями. Хочу заметить, что на первой стадии мы делаем не вызов вообще, а вызов той информации, которая заключена в конкретном информационном или художественном тексте.

     II Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь я использую такой прием работы с художественным или информационным текстом, который называется инсерт (вставка). Инсерт – это прием  маркировки текста, при котором учащиеся значками отмечают то, что им уже известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно и задать вопросы. Иными словами, учащиеся делают разметку текста. Причем разметку текста можно производить как в самом тексте, так и в таблице.полоса

«!»-знал(а)

«+»-новое

«-«-вызывает сомнение

«?»-вопросы

1.

            Заполнение первых двух столбцов таблицы обычно у учащихся не вызывает затруднения, а третий и четвертый заставляют задуматься. Некоторые ученики считают, что сомневаться в том, что написано в учебнике нельзя, а другие – наоборот. Думаю, что истина находится где–то посередине, потому что критические вопросы зависят прежде всего от типа текста. Постановка вопроса помогает учащимся размышлять дальше. При работе на второй стадии я обычно сама определяю наличие в тексте знакомой и новой информации; содержание в тексте правильной информации, если я хочу вывести детей не на спор, а на усвоение нового. Планируя урок, я очень тщательно отношусь к отбору материала, часто беру его не из учебника, а составляю сама, так как процесс познания происходит с минимальным участием учителя. Кроме того, нужно обязательно помнить, что каждый класс и каждый ребенок требует индивидуального подхода.

    III Третья стадия – стадия рефлексии. Это логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. И здесь для меня очень важным является выбор определенной позиции. Чего мы хотим? Чтобы все запомнили все или чтобы все запомнили важнейшее? Конечно, это был бы идеальный результат. Я стараюсь ставить реальные цели, чтобы хоть кто-то что-то запомнил, или точнее так: важно, чтобы каждый запомнил ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодится ему в дальнейшем, а ненужная информация забывается. Однако важно, чтобы на этой стадии произошло переосмысление предыдущих знаний, в том числе и проверка их на правильность.

            В этом собственно и заключается функциональная значимость работы с маркированной во время чтения (слушания) информацией. На этапе рефлексии дети заполняют таблицу. Это дает им возможность вторично вернуться к информации, еще раз сопоставить новое с тем, что ученик знал до этого, выстроить материал по степени важности.полоса

     Хочу отметить то, что все три стадии урока (вызов – осмысление – рефлексия) взаимосвязаны. Причем согласование должно быть не только содержательным, на уроке должны перекликаться все используемые приемы. Кроме того работу с кластером можно начинать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Чаще всего мы с учениками составляем кластер на последнем этапе. Почему?

    Кластер – это последняя базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге поэтому целесообразно заносить в нее только правильную, выверенную информацию. Тогда с этой схемой можно будет работать дальше, например, составлять по ней устный рассказ, дополнять ее информацию на последнем уроке. полосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполоса

Технологическая карта урока выглядит так: полосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполосаполоса

полосаполосаполоса

Вызов.

Осмысление.

Рефлексия.

Мозговой штурм.

Составление кластера.

Инсерт (вставка).

Возвращение к кластеру

или составление кластера.

            Конечно, можно спорить об эффективности структуры и приемов, которые были описаны мною выше. Однако как учитель–практик хочу сказать, что технология проблемно-диалогического обучения и технология РКМЧП, являющиеся одновременно развивающими и личностно –ориентированными  – это стоящее дело, если разобраться в сути того, что и зачем делаешь. Эти технологии разработаны прежде всего для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, сделать его творцом и максимально приблизиться  к осуществлению тех целей и задач, которые ставит перед нами современная образовательная система.полосаполосаполоса

            На мой взгляд,  данные технологии   являются эффективными и имеют хорошие положительные результаты. Они  разработаны для ученика, чтобы максимально  приблизить его к процессу познания русского языка и получить от этого  моральное удовлетворение. Эти технологии «учат не преподносить истину в готовом виде, а находить ее», развивая критическое  мышление учащихся.  Надеюсь, что они принесут «хорошие плоды».

         Образовательные методики, используемые на уроках русского языка и литературы, позволяют мне провести оценку знаний и умений каждого ученика.

        Видя заинтересованность детей, их активность,  удовлетворение от своего интеллектуального труда, я понимаю, что нахожусь на правильном пути, и что образовательные технологии, которые я применяю на данном этапе, дают достаточно хорошие результаты.

      Но я не утверждаю, что используемые мною образовательные системы и их элементы являются догмой, и что это единственно возможный путь, по которому можно идти. Идет интенсивный поиск, я изучаю разные педагогические инновационные методики и опыт передовых педагогов – новаторов: Столбуновой С.В. «Как построить нетрадиционный урок русского языка»; Щербиной И.В. «Конструирование заданий разных  типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся»; методику развивающего обучения «Школа – 2100» Леонтьева А.А., Фельдштейна Д.И., «Проектирование уроков литературы» Рыжковой Т.В., «Дифференцированное обучение на уроках литературы» Беляевой Н.В. А теоретической основой моей педагогической деятельности остаются работы следующих ученых: Выготского Л.С., Сухомлинского В.А., Селевко В.А., Рубинштейна С.Л., Матюшкина А.М., Лернера И.Я и др. 

           В будущем я буду продолжить работу по технологии проблемного обучения, девизом которой являются слова «Открывать знания вместе с детьми»; работать в информационно-образовательной среде, позволяющей обеспечить планируемые образовательные результаты и дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовывать  индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности. полоса

            Таким образом, реализуя современные образовательные технологии, учитель интенсифицирует процесс развития и общих (интеллектуальных), и специальных  (лингвистических способностей), в результате чего повышается качество знаний, умений и навыков (УУД) обучающихся и развиваются их познавательные и творческие способности

Виды педагогической  диагностики  для  оценки  образовательных результатов.

(Тестирование, проекты,  диктанты с грамматическим  заданием,  контрольное  списывание, сочинения и изложения, презентационный материал,  словарные диктанты, самостоятельные  работы,  работа  с  перфокартами,  задания контролирующего  характера через аудио и видиозаписи.)

Участие   в  педагогических  советах, семинарах,  конференциях.

  • Постоянное  участие  в школьных педсоветах. ( Например, педсовет «Самообразование – путь к вершинам  педагогического мастерства») – 2012г
  • Международный семинар «Инновационные образовательные технологии в Швеции России» (Готланд, 2009г)
  • Семинар по проблеме «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку» (г.Ноябрьск, 2011г)
  • Семинар по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты: актуальные вопросы введения и реализации» (г.Губкинский, 2011г)
  • Участие в видеоконференции «ОС «Школа 2100» , МБОУ «СОШ №7», 2012г.
  • Всероссийские  педагогические  видеоконференции на сайте «Завуч.инфо»: «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (2011г), «Управление качеством образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов» (2011г), «Образовательные технологии в современной школе» (2011г)
  •  Выступление на городской НПК «Наша новая школа» в секции «Школа 2100» ((Приказ  МУ УО г. Губкинский  № 197  от  19. 04. 2010 г.)

Инновационная    деятельность  учителя:

2004-2012 г.г. - Реализация  личностно  ориентированной  технологии проблемно-диалогического  обучения  по образовательной системе «Школа 2100» с применением ИКТ.полоса

2008-2012 г.г. - Реализация  личностно  ориентированной развивающей технологии  РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) с применением ИКТ.

2007-2012 г.г. - Образовательное учреждение  является  муниципальной экспериментальной  площадкой  по теме «Риторизация  образовательной деятельности и ее влияние на личностное развитие учащихся в период  модернизации образования в условиях Крайнего Севера»   (Приказ МУ УО г. Губкинский № 300 от 30.10.2007 г.).

2009 г. – Участник   международного  семинара  «Инновационные образовательные технологии в Швеции  и России» (Готланд)

2010-2012 г.г. – МБОУ «СОШ№1» является  муниципальной  экспериментальной  площадкой  по теме «Разработка  и внедрение   внутришкольной  мониторинговой системы  управления  качеством  образования в школе» (Рецензент эксп. Программы доктор пед. наук, профессор В.П.Панасюк, г. Москва)  (Приказ  МУ УО г. Губкинский  № 37  от  29. 01. 2010 г.)

2010 г.- Выступление на городской НПК «Наша новая школа» в секции «Школа 2100» ((Приказ  МУ УО г. Губкинский  № 197  от  19. 04. 2010 г.)

2011 г.- Участник  окружного семинара «Организация и проведение государственной итоговой  аттестации  выпускников 9-11 классов» (г.Ноябрьск)

2009-2011 г.г.-Участник  всероссийских интернет-форумов и педагогических видеоконференций  по темам: «Образовательные технологии в современной школе», «Управление качеством образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов», «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в современном обществе» (сайт« Завуч. Инфо»)

2012 г. – Краткосрочное обучение в рамках организационно-деятельностной игры по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты: актуальные вопросы введения и реализации»

С 2012 г.– Образовательное учреждение реализует эксперимент  по внедрению сетевой модели образования «Школа ступеней» в муниципальной системе образования г. Губкинского  по теме «Апробация  модели «Основная школа». (Приказ  МУ УО г. Губкинский  № 294  от  25. 05. 2011 г.)

Результаты  участия  в  профессиональных  и  творческих педагогических  конкурсах.

  • Нагрудный знак  «Почетный   работник  общего  образования  Российской  Федерации» (Приказ  Минобрнауки  России  от 8 июля 2011г. № 1003/к-н)полоса
  • Медаль  за  выдающиеся  заслуги  в  номинации «Учитель» энциклопедии  «Одаренные дети - будущее России» (от 08.09.2009г.)
  • Благодарственное  письмо  главы города Губкинского  за многолетний добросовестный  труд,  значительный  вклад  в дело образования и воспитания  подрастающего поколения  и в связи с профессиональным  праздником - Днем Учителя (распоряжение главы г. Губкинского от 25.09.2009г. № 1575-р)
  • Диплом  победителя, обладателя  гранта  главы  города Губкинского в номинации  «Лучший учитель – новатор»  (2009-2010гг)полоса
  • Диплом II степени  национальной  премии  в области  образования  «Элита Российского образования» (г. Москва, 2011г.)полосаполоса
  • Дипломы лауреата  и победителя  всероссийского  конкурса «Современный урок», 2009г.
  • Благодарность и Сертификат  участника  международного семинара «Инновационные  образовательные   технологии  в Швеции и России», 2009г.
  •  Редакцией энциклопедии «Лучшие люди России» утверждено размещение информации об  аттестуемом  в  энциклопедии  «Лучшие люди России», выпуск III «Одаренные дети – будущее России», 2009г.
  • Имею юридическое и психологическое высшее образование.
  • Руководитель школьного методического объединения.
  • Участник, лауреат и победитель многих городских, окружных, всероссийских и международных конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций: «Фестиваль педагогических инноваций»,»Образование: взгляд в будущее», «Юность. Наука. Культура.», «Познание и творчество», «Первые шаги в науку», «Лики Севера»,  член педагогического клуба «1 Сентября», федеральный эксперт ЕГЭ и ГИА, организатор в пункте проведения ЕГЭ.

полоса