«Назывные предложения и их роль в художественном тексте».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 40.5 КБ |
prezentaciya_nazyvnye_predlozheniya.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс
Бызова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 5, г. Абакан
В нем нет ни одного глагола.
Каждое выражение – картина.
Л.Н. Толстой
Цель урока: Введение понятия «Назывные предложения».
Задачи урока: - дать понятие назывного предложения;
- формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
- показать их значение и сферу употребления;
- развивать речевую культуру учеников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал с текстом.
Ход урока:
1. Организационный момент. Этап включения в урок.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради и запишите дату, тему урока и эпиграф к уроку. (слайд №1)
2. Этап формулировки цели урока. (слайд №2)
Сегодня на уроке, ребята, каждый из Вас, проведет небольшое исследование. По окончанию данного исследования, Вы сможете ответить на следующие вопросы: что называется назывным предложением? Каковы его особенности? Какова роль назывных предложений в художественном тексте?
3. Повторение изученного материала. (слайд №3)
Прежде чем Вы приступите к исследованию, проведем короткий блиц-опрос:
Какое предложение называется двусоставным?
Какое предложение называется односоставным?
Привести примеры.
4. Создание проблемной ситуации. (слайд №4)
Учитель читает вслух стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…».
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!..
( А.Фет)
Учитель: а) Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие картины предстают перед Вами?
б) Что показалось необычным?
в) Данное стихотворение было написано в 1853 году и опубликовано в журнале «Москвитянин». Среди читателей это стихотворение встретило неоднозначную реакцию. Одни восхищались красотой этого стихотворения, другие говорили о посягательстве на законы поэтики.
г) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание.
5. Начало исследования. (слайд №5)
а) Задание: Запишите первое четверостишье в тетради, и выделите грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражен главный член предложения. (Самостоятельное выполнение задания).
Шепот, робкое дыхание, трели соловья…
Тишина и колыханье сонного ручья.
Сон ночной, ночные тени, тени без конца.
Ряд волшебных изменений милого лица.
б) Заслушиваем ответы учащихся.
6. Продолжение исследования.
Слово учителя. а) А теперь ребята откройте учебники на стр. 86 §31 и сформулируйте определение «назывным предложениям». (работа в парах).
б) Проверим, что у Вас получилось.
в) Закрепляем правильность формулировки определения с помощью опорных схем на слайдах. Запишем опорные схемы в терминологический словарь. (слайд №6, 7,8)
Молодцы! Вы оказались хорошими исследователями.
6. Закрепление материала. (слайд №9,10,11)
а) Проведение мини-викторины. (Работа по рядам.)
Задание. Выбрать назывные предложения, подняв сигнальные карточки.
б) Работа с текстом в парах по карточкам на отдельных листах. Индивидуальное оценивание работы партнера в паре. (слайд №12)
1. Проснувшись и взглянув в окно, П.И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. 2. Ясный морозный денек! 3. Чувства композитора затрепетали, будто струны. 4. Снегопад. 5. День, как гнездышко, крупные снежные хлопья, весь пуховый, мягкий, свежий. 6. Серо-белое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе. 7. Снега намело почти до крыш. 8. Тихо. 9. Мягко. 10. Бело. 11. Великолепный пейзаж! Задание.
Критерии оценивания. «5» – за правильное выполнение всех заданий. «4» - за правильное выполнение трех заданий. «3» - за правильное выполнение двух заданий. |
По окончанию выполнения задания учащиеся сдают листы учителю.
7. Подведение итогов урока. (слайд №13)
8. Домашнее задание на выбор: (слайд №14, 15)
а) Написать мини-сочинение на тему «Зима», используя назывные предложения.
б) стр. 86 §31 Упр. 174.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»
Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов художественных произведений....
Обобщение изученного материала по теме «Типы односоставных предложений и их роль в художественном тексте»
Обобщение изученного материала по теме "Типы односоставных предложений"...
Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".
Тип урока- урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...
Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...