«Назывные предложения и их роль в художественном тексте».
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Бызова Елена Николаевна

Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc40.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_nazyvnye_predlozheniya.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс

Бызова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 5, г. Абакан

В нем нет ни одного глагола.

Каждое выражение – картина.

Л.Н. Толстой

Цель урока: Введение понятия «Назывные предложения».

Задачи урока: - дать понятие назывного предложения;

                         - формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;

                         - показать их значение и сферу употребления;

                         - развивать речевую культуру учеников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал с текстом.

Ход урока:

1. Организационный момент. Этап включения в урок.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради и запишите дату, тему урока и эпиграф к уроку. (слайд №1)

2. Этап формулировки цели урока. (слайд №2)

Сегодня на уроке, ребята, каждый из Вас, проведет небольшое исследование. По окончанию данного исследования, Вы сможете ответить на следующие вопросы: что называется назывным предложением? Каковы его особенности? Какова роль назывных предложений в художественном тексте?

3. Повторение изученного материала. (слайд №3)

Прежде чем Вы приступите к исследованию, проведем короткий блиц-опрос:

Какое предложение называется двусоставным?

Какое предложение называется односоставным?

Привести примеры.

4. Создание проблемной ситуации. (слайд №4)

Учитель читает вслух стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…».

Шёпот, робкое дыханье,

               Трели соловья,

        Серебро и колыханье

            Сонного ручья,

      Свет ночной, ночные тени,

                   Тени без конца,

       Ряд волшебных  изменений

                   Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,

                     Отблеск янтаря.

   И лобзания, и слёзы;

             И заря, заря!..

                             ( А.Фет)

Учитель: а) Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие картины предстают перед Вами?

б) Что показалось необычным?

в) Данное стихотворение было написано в 1853 году и опубликовано в журнале «Москвитянин». Среди читателей это стихотворение встретило неоднозначную реакцию. Одни восхищались красотой этого стихотворения, другие говорили о посягательстве на законы поэтики.

г) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам выполнить задание.

5. Начало исследования. (слайд №5)

а) Задание: Запишите первое четверостишье в тетради, и выделите грамматическую основу предложения. Укажите, чем выражен главный член предложения. (Самостоятельное выполнение задания).

Шепот, робкое дыхание, трели соловья…

Тишина и колыханье сонного ручья.

Сон ночной, ночные тени, тени без конца.

 Ряд волшебных изменений милого лица.

б) Заслушиваем ответы учащихся.

6. Продолжение исследования.

 Слово учителя. а) А теперь ребята откройте учебники на стр. 86 §31 и сформулируйте определение «назывным предложениям». (работа в парах).

б) Проверим, что у Вас получилось.

в) Закрепляем правильность формулировки определения с помощью опорных схем на слайдах. Запишем опорные схемы в терминологический словарь. (слайд №6, 7,8)

Молодцы! Вы оказались хорошими исследователями.

6. Закрепление материала. (слайд №9,10,11)

а) Проведение мини-викторины. (Работа по рядам.)

Задание. Выбрать назывные предложения, подняв сигнальные карточки.

б) Работа с текстом в парах по карточкам на отдельных листах. Индивидуальное оценивание работы партнера в паре. (слайд №12)

1. Проснувшись и взглянув в окно, П.И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. 2. Ясный морозный денек! 3. Чувства композитора затрепетали, будто струны. 4. Снегопад. 5. День, как гнездышко, крупные снежные хлопья,  весь пуховый, мягкий, свежий. 6. Серо-белое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе. 7. Снега намело почти до крыш. 8. Тихо. 9. Мягко. 10. Бело. 11. Великолепный пейзаж!


Задание.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите стилистическую принадлежность текста (докажите).
  3. Выпишите номера назывных распространенных и нераспространенных предложений в два столбика.
  4. Найдите в тексте предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  5. Озаглавьте текст назывным предложением.


Критерии оценивания.

«5» – за правильное выполнение всех заданий.

«4» - за правильное выполнение трех заданий.

«3» - за правильное выполнение двух заданий.

По окончанию выполнения задания учащиеся сдают листы учителю.

7. Подведение итогов урока. (слайд №13)

8. Домашнее задание на выбор: (слайд №14, 15)

а) Написать мини-сочинение на тему «Зима», используя назывные предложения.

б) стр. 86 §31 Упр. 174.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Обобщение изученного материала по теме «Типы односоставных предложений и их роль в художественном тексте»

Обобщение изученного материала по теме "Типы односоставных предложений"...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...