Числительное
план-конспект урока по русскому языку по теме

Иванишина Нина Федоровна

 

Знать о признаках числительного как части речи, (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) об отличии числительных от других частей речи с числовым значением; соответствующее орфографическое правило, разряды числительных и их склонение; уметь находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Воспитательная цель: воспитание навыков культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя числительное. Систематизация и обобщение материала  об имени числительном.

Цель: Знать о признаках числительного как части речи, (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении) об отличии числительных от других частей речи с числовым значением; соответствующее орфографическое правило, разряды числительных и их склонение; уметь находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Воспитательная цель: воспитание навыков культуры речи.

                                                   Ход урока:

                   Числа очень важны в жизни человека. Счет возник в глубокой древности, огромную роль играют числа первого десятка. По частоте употребления в речи числительные занимают 8 место.

Три человека работают у доски

Два по перфокартам, два – тесты.

                  Однажды поздним вечером я сидела в комнате за письменным столом, заваленным грудами ученических тетрадей. Мысль, что вы ждете проверенные  тетради, не отпускала меня. Буквы и числа прыгали, строили смешные рожицы. Вдруг  чей-то таинственный голос  завел неторопливую сказку.

Не далеко, не близко

Не высоко, не низко,

За бумажными горами

И дремучими лесами я очутилась в сказочной стране ее величества « Морфологии» с ее десятью княжествами. Многие из них мне показались знакомыми, только междометие летало на воздушном шаре, переполненное чувствами, не могло удержаться на земле.

         Меня интересовало, куда исчезли тетрадки. Стражи имени ЧИСЛИТЕЛЬНОГО обещали помочь, при условии, что я выполню их требования   т. е. расскажу историю имени числительного. Помогите мне, ребята.

Ученик. В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых пальцев рук. Потом  возник счет пятерками.

       С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник современный счет десятками. Так слово пять означало то же, что и пятерка. Имело значение предмета. Впоследствии это значение у счетных чисел утратило значение числа и рода. Так возникла новая часть речи.

                        Слово СОРОК в древней Руси было именем существительным. Оно означало « мешок» с сорока соболями, служил денежной единицей, В один сорок вкладывалось четыре десятка соболиных шкурок, что составляло набор на шубу.

            А теперь в сказочную страну отправимся вместе.                                                На площади было несметное количество разных чисел. Они спорили о чем-то. Оказывается: это

количественным числительным надоело обозначать количество при счете, а порядковым - порядок. Они решили завести себе новых друзей -прилагательных. И так же как они стали изменяться по числам, родам и падежам.

              Давайте,    разрешим спор числительных.

(работа по сигнальным карточкам.) Определить разряд числительных.

1.Семеро одного не ждут. Семь отмерь - один отрежь. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семь чудес света. До седьмого пота. Семи пядей во лбу; быть на седьмом небе. Седьмая вода на киселе.

Числовой диктант . 1  2 3 4 5 6 7 8 9

                                   ц с ц д с ц д д ц

22 грузчика

Пятеро медвежат

17учеников

4, 5 территории

Двое саней

Три знамени

7 целых две третьих

8пять седьмых

950 саженцев.

2.Определите разряд и падеж.

А)К одиннадцати часам(Д), десятью секундами(Т), о сорока рублях(П), 18 парашютов, (И),

Б) Выберите числительные, которые сочетаются с собирательными числительными.

3.Двое( машинист, зайчонок, девочка, ножницы)

Четверо(лисята, очки, подруга, малыши).

На доске записан текст.  Употребление числительных.

4. Самый маленький зверек - карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 см и весит около 1, 1

                                                   2 граммов. Он за сутки съедает в 3-4 раза больше, чем ее вес. Зверек принимается за еду до120раз в сутки и более 70 раз в сутки засыпает.

5.ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Если 37 умножить на 3,6,9, 12,15, 18, то получится интересный ряд.111, 222, 333, 444, 555, 666.

           И тут мы увидели, что какой-то странный знак, никак не мог найти себе место. То он станет на конце числительных , то в середине. Давайте поможем ему.

  У  числительных от 50-80; 500 - 900-ь пишется в середине;

от 5-20 и 30 – на конце .                                

Придумайте словосочетания к этим числительным (устно).

   6.  ЗАГАДКА. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 360 пят лебедей (год, месяц, день).              

                                     

7. А теперь посмотрим, умеете ли вы употреблять числительные в речи?

8+13=21     (К восьми  прибавить тринадцать равно двадцать один.

45-28=17    (От сорока  пяти отнять двадцать восемь равно семнадцать.)

8.  Своею неграмотностью мы делаем больно живым человечкам. Исправьте ошибки.  Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук - сорок метров. Сосны живут до триста – четыреста  лет и достигают высоты 30-45 метров.

Пора отдохнуть!!!

  1. Вспомните названия литературных произведений , в состав которых входят имена числительные.( Три толстяка» Олеши, «Три мушкетера» Дюма,

«Три поросенка» Михалков.  

  1. Кто больше придумает фразеологизмов,  в состав которых входят числительные.

Семеро одного не ждут, первый блин комом, одного поля ягоды, меж двух огней, два сапога пара.

3 .Лить слезы в три ручья, заблудился в трех соснах, сидеть в четырех стенах.

Объяснительный диктант.

Рекордсмены долголетия-черепахи, они живут 300лет. Белки и зайцы-10 лет, а их родственник бобр - в три – четыре раза больше. Жизнь волка продолжается до пятнадцати лет, лисицы - тринадцать. Лоси и олени живут не более двадцати лет, слон до восьмидесяти лет. Осел живет пятьдесят лет.

Лошади проживают около тридцати лет, собаки пятнадцать.

Из птиц гуси живут дольше всех почти до сорока лет. Из рыб дольше всех живут щуки - двести лет.

Подведение итогов.

- Что называется именем числительным?

- На какие разряды делятся числительные?

- Как изменяются порядковые числительные?

- С какими именами сочетаются собирательные числительные.?

В заключение сказочные герои рассказали нам о том, что они изгнали из своего царства все злые и обидные слова. Такое слово как задира (тот, кто затевает ссоры) не встретишь больше в царстве. Драка-ссора, сопровождающаяся побоями. Задира, драка  являются однокоренными и происходят от слова -драть- 

Их  величество имя числительное посоветовало нам обращаться к словарям, которые являются проводниками всех королевств.

Домашнее задание. Контрольные вопросы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....