ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья (русский язык) по теме
В стаье представлени опыт применения здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Не секрет, что русский язык – предмет серьезный и сложный. Перед учителем стоят очень непростые задачи.
Однако заботясь о прочности знаний, их качестве, важно не забывать об одном простом правиле: «Не навреди». Чтобы его соблюсти, учитель-словесник не должен забывать о здоровьесберегающих технологиях.
Невозможно говорить о них, не упоминая о санитарно-гигиеническом состоянии учебного кабинета. Все остальное просто теряет свою ценность, если кабинет, в котором ведется урок, неуютный, холодный, душный и т.д.
Не менее важная составляющая здоровьесбережения - благоприятный психологический климат. Какие уроки, спустя годы, мы вспоминаем с наибольшей благодарностью и теплом? Те, на которых нам было психологически комфортно. Ведь здоровье - это состояние полного не только физического, но и душевного, а также социального благополучия.
Современный урок отличается использованием новых образовательных технологий и методик. ИКТ – одна из важнейших среди них. Ее использование дает возможность сэкономить время, повысить мотивацию к учению, интерес к уроку. Однако, применять ИКТ нужно разумно. Так, например, длительность использования на уроке компьютера не должна превышает установленных СанПИНом норм.
Говоря о технологиях здоровьесбережения, обязательно упоминают об оздоровительных моментах на уроке, таких как физминутки. Думается, будет лукавством сказать, что педагог, преподающий в 9 -11 классах, ежеурочно это делает со своими учениками. Оправдания этому, безусловно, есть. Однако, если учитель не создает на уроке эмоциональных разрядок, это, действительно, огромный минус урока, как и отсутствие гимнастики для глаз.
Уроки учителя, неравнодушного к здоровью детей, должны отличаться и разнообразием видов деятельности обучающихся, сменой методов и приемов обучения. Прекрасную возможность для этого на уроках русского языка и литературы дают разные виды разборов (фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический). Это позволяет избежать монотонности на уроке. Кроме того, нужно вводить игровые моменты, чередовать их, например, с комментированным письмом, работой с учебником (как устной, так и письменной), выполнением творческих заданий.
Определяясь с тематикой таковых, полезно акцентировать внимание обучающихся на вопросах здоровья. Например, при изучении темы «Вводные слова» учащимся можно предложить написание миниатюры «Курить – здоровью вредить». Для слабых учеников следует подготовить материал для справки (безусловно, конечно, во-первых, во-вторых и др. слова). Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Пропаганда здорового образа жизни успешно проводится и на уроках литературы. Так при изучении пословиц и поговорок обучающиеся с интересом отыскивают пословицы по этой теме, объясняют их значение, пишут по ним миниатюры (например “Пешком ходить - долго жить”).
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать требования к объёму всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить по согласованному с другими учителями – предметниками графику.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность на уроках русского языка и литературы, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"
Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...