конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок по русскому языку для 8 класса. Тема урока : "Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи».

Вид урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».

Тип урока:  практико-ориентированный урок-семинар.

Цели урока:

  1. Обучающая: актуализация, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Односоставные и двусоставные предложения».
  2. Развивающая: развитие умений классифицировать, опознавать и различать односоставные и двусоставные предложения; сравнивать синонимию односоставных и двусоставных предложений; развитие речи – наблюдение над языковыми единицами в художественных текстах, создание предложений и собственного текста заданного образца в соответствии с речевыми нормами, обогащение и усложнение словарного запаса обучающихся.
  3. Воспитывающая: воспитание интереса и чуткого отношения к родному языку и литературе, уважения и пристального внимания к русскому слову.

Задачи урока:

  1. Знать понятийный аппарат по теме: двусоставные предложения, односоставные предложения, глагольные односоставные предложения, определённо-личные предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения, безличные предложения, назывные предложения, сложные предложения.
  2. Уметь различать двусоставные простые предложения и односоставные простые предложения, видеть их в составе сложных предложений, классифицировать односоставные простые предложения по типу, составлять различные типы односоставных предложений, понимать роль односоставных и двусоставных предложений в речи.
  3. Применять различные типы простых односоставных и двусоставных предложений в создаваемом тексте на предложенную тему.

Ход урока:

I Организационный момент.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, провести эксперимент, а какой, вы поймете и скажите сами. Поставьте цель и в конце урока оцените свою работу. Итак, тема нашего урока «Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи».(слайд№1 )Значит, мы обобщим сведения об односоставных и двусоставных предложениях, выясним их роль употребления в речи.

II.    Но сначала терминологический диктант. (слайд№2)

1)Предложения, грамматическая основа которых состоит из 2 главных членов предложения.(двусоставные)

2)Предложения, грамматическая основа которых состоит из 1 главного члена предложения-подлежащего или сказуемого.(односоставные)

3)В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.(безличное)

4)Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.(определенно-личное)

5)Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 лица множественного числа.(неопределенно-личное)

6)Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.(назывное)

7)Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.(обобщенно-личное)

III. Проверка д/з. Назовите односоставные предложения, охарактеризуйте, чем выражены главные члены предложения.

Мы сделали мало наблюдений. Давайте еще раз попрактикуемся в нахождении односоставных и двусоставных предложений, выполняя тест.(подготовка к ГИА,ЕГЭ) (слайд№4)

IV. На доске текст.(слайд№3)  Спишите его, исправляя ошибки, графически объясните, подберите проверочные слова, где это возможно. Подчеркните грамматические основы, охарактеризуйте предложения.

Как хороша зимняя дорога в мягкий морозный день! К парадному уже подали сани, нас начинают одевать, суют руки в рукава, которые никак не найдешь, повязывают сверху большим платком так, что ничего не видишь под ногами.                                                                      

                  Но на дворе так хорошо пахнет морозом и дымом от затопленных печей, сани так удобны, предстоящая дорога так заманчива, что крепишься и терпишь всякие неприятности.                                                                                                                                    Определите стиль текста, докажите. Определите тему текста. Из каких предложений состоит текст? Почему? Что хотел показать автор? Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

А теперь эксперимент. Попробуйте переформулировать односоставные предложения в двусоставные и наоборот. Можно ли провести трансформацию односоставных предложений в двусоставные и наоборот? Какие действия необходимо при этом выполнить? Все ли предложения можно трансформировать в двусоставные? Почему?

Зима! Сколько радости она приносит  не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости – все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!
«У наших зим особенная прелесть!»-

Сказал поэт Николай Рылеев

«Зимняя ночь.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком» (Иван Саввич Никитин)

«Снег да снег, всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено

Так морозно, светло и бело!» (А.Блок «Снег да снег»)

 Записать в тетрадь!

Ребята! Как вы думаете, что хотели выразить в своих произведениях поэты? О чем писали? Какие чувства выражали? Как строятся их стихи? Какой стиль? Какие художественно-изобразительные средства используют? А давайте охарактеризуем предложения? Выделите грамматическую основы? Назовите чем выражены главные члены предложения? Скажите, какие произведения вам понравились больше с односоставными или двусоставными предложениями? Почему?

Что вы можете сказать из выполненных заданий, наблюдений о роли односоставных и двусоставных предложений в тексте? Все ли односоставные предложения можно трансформировать в двусоставные? Почему?

Мы сделали мало наблюдений. Давайте еще раз попрактикуемся в нахождении односоставных и двусоставных предложений, выполняя задания. (слайд№4)

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3)Завьюжило не на шутку.

4)Снегу намело до самых крыш.

5)С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6)Вот и знакомый дом.

7)Меня здесь ждут.

Русский язык богат синонимами. Но синонимами может быть не только слова, но и предложения одну и ту же мысль можно выразить по-разному.

По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем, что они понятны без 2 главных членов. Отсутствие усиливает смысловое значение того члена, какой есть в предложении.

О зиме писали многие поэты, её изобразили на своих полотнах многие известные художники.

 Посмотрите зимние пейзажи: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И.Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К.Юона «Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная..

Вспомним ещё зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А.К.Саврасов «Зимний пейзаж», И.Шишкин «Иней», К.Юон «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л.Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С.С.Прокофьева «Золушка», «Времена года» П.И.Чайковского, его же лирически светлая первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений. Но в другой форме – синквейн.(слайд № )

Синквейн (от франц. cinguainis, от англ. cinguain) – это творческая работа, какая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка -  одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строка – 3 глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Чтение работ.

Можно ли сказать, что в синквейне используются односоставные предложения? А какие используются?

Д/з: найти тексты художественного стиля с односоставными и двусоставными предложениями, прочитать параграф, упражнение

Итог. Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...