«Виды сложных предложений. Знаки препинания при них»
методическая разработка по русскому языку по теме

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Виды сложных предложений. Знаки препинания при них»

Цель: повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение», показать связь синтаксиса и пунктуации в сложных предложениях, совершенствовать умение обобщать, самостоятельно работать с тестами, разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ, способствовать повышению речевой культуры

Ход  урока

1.Собщение цели.

Сегодня мы должны вспомнить и сосредоточить свое внимание на теме «Сложное предложение». Разберем практические задания, касающиеся  постановки знаков препинания в сложном предложении. Такие задания помещены в тексте ЕГЭ.

2. Актуализация прежних знаний.

1.Рассказ по таблице «Что я знаю о сложном предложении?»

2.Ответить на вопросы.

Все, что происходит вокруг нас в природе и в жизни людей, происходит по какой-нибудь причине.

Возьмем, например, самое простое

- Почему нам тепло в зимнем пальто, разве оно греет?

- Конечно, зимнее пальто не греет. А тепло нам в нем, потому что оно сохраняет тепло нашего тела.

- А почему быстро потухнет горящая свеча, если накрыть ее стеклянным колпаком?

- Свеча потухнет, потому  что под колпаком не останется кислорода.

( Мы легко ответили на вопрос «почему», так как хорошо знаем физику. Ответили употребляя сложноподчиненные предложения)

-Но всегда ли так легко ответить на вопросы?

3.Формирование умений и навыков

1.Поработаем с текстом (текст на партах и на экране)

«Почему?»

Действие происходит в трехтысячном году.

Жители планеты Центурион нашли в пустыне, которая занимала половину их огромной планеты, записку.

Ни буквы этой записки, ни слова ее не были понятны им. Ученые Центуриона много лет работали и, наконец, прочли эту записку. Она оказалась отрывком из бортового журнала неизвестного космического корабля.

Вот она: «Три неизвестные планеты обнаружили в двухтысячном году ученые Земли. Они предполагали, что на них есть жизнь. Ученые решили, что нужно послать космический корабль на все эти три планеты.

Когда  все было готово для полета, мы начали свой трудный и дальний путь. И вот, наконец, мы долетели туда, где так мечтали побывать.

Но вдруг случилось несчастье. Испортилась радиостанция, и нельзя было исправить ее.

Мы так и ничего не узнали о живых существах, которых надеялись встретить на этой планете…»

На этом найденная запись обрывалась.

Ученые Центуриона долго спорили, решали, что же произошло с таинственным космическим кораблем. Почему астронавты не встретились с жителями Центуриона, и записка пролежала в пустыне больше тысячи лет?

А) выписать сложные предложения, определить вид придаточных.

Б) составить предложения на вопрос «Почему астронавты не встретились с жителями Центуриона, и записка пролежала в пустыне больше тысячи лет?

1.Оттого что астронавты с Земли спешили облететь все три неизвестные планеты, они не встретили жителей Центуриона.

2. Астронавты улетели, так как испортилась радиостанция.

3. Астронавты не встретили жителей Центуриона, потому что корабль сел в пустыне.

Разбираем последнее предложение.

- Какое предложение получим, опустив союз

-Бессоюзное предложение

-Какие знаки препинания ставим в БСП?

-В каких случаях БСП отделяется запятой, а точка с запятой….?

А в этом предложении 2 предложение указывает причину того, о чем говорится в 1 предложении, поэтому ставим двоеточие?

-А еще в каких случаях в БСП ставится  двоеточие? Тире?

Разбор предложений и комментирование

  1. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (2 предложение указывает причину того, о чем говорится в 1)
  2. А не так давно для рек нашлась и еще одна важная работа: на реках начали строить гидроэлектростанции.(2 предложение поясняет 1)
  3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает.(2,3,4 предлож. дополняет смысл 1)
  4. Настанет утро- двинемся в путь.(время)
  5. Я гость- а вы хозяин.(противопоставление)
  6. Любишь кататься- люби и саночки возить.(условие)
  7. Дети выросли- им надо серьезно учиться.(следствие)

4. Выполнение заданий по группам и комментирование

1 группа

Укажите номера предложений, которые ошибочно отнесены к СПП с придаточными времени.

1 В летнее время, когда у школьников начинается практика, для вех находится дело.

2. Когда начнется летняя практика, мы поедем работать в Пушкинские горы.

3. Я узнал, когда начнется практика в Пушкиногорье, и решил немедленно записаться в эту группу.

4.Утомленные трудным маршрутом, туристы уснули, как только положили под головы сброшенные с плеч рюкзаки.

(комментарий ученика)

2 группа

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1.В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
  4. Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

(комментарий ученика)

3 группа

Среди предложений 6-9 найдите СПП с придаточным изъяснительным.  Напишите номера этого предложения.

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.(9) Однако такое распознавание отнюдь не просто, не элементарно.

   (комментарий ученика)

5.Самостоятельная работа. Выполнение заданий на компьютере.

1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1)Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2)Первая часть бессоюзного предложения противопоставлена по содержанию второй части

3)Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2.Вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Меня никогда не подводили люди(1) в честность(2) которых (3) я верил.

  1. 1              2)2                 3)1,3             4) 2,3

3.Среди предложений 3-6 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите номера предложений.

3)Существует мнение, что образование-погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.4)Прошлое- это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. 5) Настоящее- это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни.  (6)Будущее- это надежды, выраженные разными способами.

4 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей совпадает в одном: важно найти истину, показать человеку и утвердить ее.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой.

5.Среди предложений  4-10 найдите предложения с придаточным условия. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. 5)Конечно между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. 6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.

7)Иное дело- ценности культурные и нравственные. 8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или навсегда исчезают, как скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи. 9) Если выкорчевывать дерево, то на его месте можно вырастить новое. 10) Но если мы нарушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению ученого, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.

Итог урока

Мы повторили задания, касающиеся постановки знаков препинания в сложном предложении. Такие задания помещены в тестах ЕГЭ под литерой «А». Среди заданий под литерой «В»  есть такое, которое требует знания видов придаточных предложений и умение определять эти виды.

Оценки.

Задание на дом. 1)Составить аналогичные тесты 2) Разбор заданий ЕГЭ  на пройденную тему из части В.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...