тема: Сложноподчиненное предложение
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

на материале, выбранном из экземенационных изложений,  закрепляются знания учащихся о видах придаточных в сложноподчиненных предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат (1 вида) №1.

Конспект открытого урока по русскому  языку  в 10 классе. 

Учитель: Сидоркина Е.И.

2012 учебный год.

Тема урока: Сложно - подчиненное предложение.

Цели урока: 

. закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;

. развивать мышление;

. воспитывать самостоятельность.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Знакомство с планом урока.
  3. Грамматический диктант.
  4. Тестирование.
  5. Определение типа предложения и  выделение грамматической основы предложения.
  6. Составление предложений.

а) выбрать нужное придаточное

б) составить предложение по слайдам

7. Итог урока.

Ход урока.

1.)Орг. момент.

- Какую тему мы изучаем?

+ Мы проходим тему: Сложное предложение.

+ Сейчас мы изучаем сложное предложение.

-  Какие вы знаете виды сложных предложений?

+ Сложное бессоюзное предложение, сложноподчиненное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное с придаточным причины и т.д.

2). Знакомство с планом урока.

+ Посмотрите на доску, мы будем работать по плану.

Прочитайте 3 пункт плана. Чем мы будем сейчас заниматься?

- Мы будем писать грамматический диктант.

3.) Грамматический диктант.

+ Откройте тетрадки, напишите число, напишите грамматический диктант и смотрите на монитор компьютера.

+Предлагаю детям схемы предложений, ученики записывают название предложения и тут же проверяют правильность по компьютеру.

На мониторе схемы предложений и правильные ответы:

. Простое предложение

. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины

. Простое предложение с однородными подлежащими

. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

. Сложносочиненное предложение с союзом  но

(К уроку прилагается диск с записью грамматического диктанта)

Проверка диктанта

+ У кого написано все правильно?

-  Поднимают руки и сообщают: « У меня без единой ошибки», « У меня все правильно», « Я затруднился один раз» и т. д.

4). Тестирование.

+ Прочитайте следующий пункт плана.

- Сейчас будет тестирование.

+  Начертите таблицу в тетрадь

+ Сейчас вы будете читать предложения, и самостоятельно записывать  кратко названия придаточных предложений в таблицу.

Предложения написаны на доске.1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась такса Фунтик.

2.Татьяна сказала няне, что влюблена.

3.День для Бима оказался неудачным, потому что дичь не стреляли.

 4.Когда Сережка поравнялся с пеньком, он увидел перепуганного насмерть зайчишку.

5. Охотники выбежали из избушки на льдину, где лежало огромное количество тюленей.

6. Поп посмотрел на картину Левитана и сказал, что отрадно видеть искру божью на картине.

1

2

3

4

5

6

П.времени

П. изъясн

П. прич

П.времени

П.опред.

П.изъясн

+  Сейчас будем проверять вашу самостоятельную работу.

Какое первое придаточное предложение?

-  Это придаточное времени, потому что отвечает на вопрос: когда?

+ Даша, ты согласна с ответом Влада?

- Да. У меня также. Я согласна

+  Вам знакомо это предложение?

- Да. Это предложение из текста « Бим».

(Далее дети проверяют все предложения, и они вспоминают, откуда эти предложения, из каких пройденных изложений.)

5.) Определение типа предложения с рисунком его схемы.

+  Прочитай те следующий пункт плана. Чем мы будем заниматься?

+Сейчас мы будем находить грамматическую основу предложений.

- Е.И., нужно будет рисовать схему предложений

+ Да, мы будем чертить схемы.

- Выполняют работу по очереди на доске.

 На доске предложения:

Однажды Паустовский проснулся от мертвой тишины, и он понял, что за окном утих ветер.

- Это предложение с сочинением и подчинением. В первом предложение грамматическая основа-Паустовский проснулся,  а во втором – он понял. Он понял (что?), придаточное изъяснительное.

( Поэтому плану разбираются и следующие предложения.)

Автор подошёл к окну и посмотрел в сад, весь двор был засыпан снегом.                                                                                        - В этом предложении 2 грамматические основы, это предложение сложносочиненное с союзом и.

Дед Дмитрич поздравил нас с первопутком.

- Это предложение имеет одну грамматическую основу: Дед Дмитрич поздравил, поэтому оно простое.

Мы отравились в лес, который надел первый зимний наряд.

-  Это предложение сложноподчинное, грамматическая основа : мы отправились, в лес ( какой?), который….. это придаточное определительное.

6. Составление предложений самостоятельно.

+ Сейчас будем выполнять самую сложную работу на уроке. Будем самостоятельно составлять предложения.

Сначала будем выполнять более легкое задание .

+ Мы будем подбирать нужное по смыслу придаточное

На доске написаны отдельно главные и придаточные предложения.

                                               

1.Татьяна стояла у окна,             так как дружили с самого детства.

2.Бим обиделся,                           потому что поспорила с Ландау.

3.Бессараб отлично перевела     так как хозяин не стрелял в птиц.

комедию Уальда на русский

язык,                                             где ей хорошо была видна дорога из

4. Ольга и Ленский проводили  усадьбы Онегина.

всё время вместе,

(Проверяют составленные предложения и называют тип придаточного).

+ Сейчас будет самое трудное задание на уроке, нужно самостоятельно составить предложения по слайдам.

Детям предлагаются слайды из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин».

Варианты предложений:

Когда Татьяна стояла у кона, она написала на стекле две буквы « Е и О ».

 Татьяна стояла у окна, потому что ждала приезда Онегина.

Онегин сообщил Татьяне, что он её не любит.

Онегин сказал Татьяне, что любит её как брата. Онегин выразил радость, потому что девушка первая призналась ему в любви.

Ленский вошел в кабинет, где в кресле сидел Онегин.

Ленский приехал к Онегину, чтобы вместе обсудить новости.

(ученики записывают свои предложения в тетрадь, рисуют схемы предложений и подписывают тип придаточного)

7. Итог урока.

+ Прозвенел звонок. Урок закончен. Учитель оценивает работу учеников и задает домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».

Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...

Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"

Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``

материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...