тема: Сложноподчиненное предложение
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
на материале, выбранном из экземенационных изложений, закрепляются знания учащихся о видах придаточных в сложноподчиненных предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат (1 вида) №1.
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе.
Учитель: Сидоркина Е.И.
2012 учебный год.
Тема урока: Сложно - подчиненное предложение.
Цели урока:
. закреплять знания, умения и навыки учащихся по данной теме;
. развивать мышление;
. воспитывать самостоятельность.
План урока.
- Орг. момент.
- Знакомство с планом урока.
- Грамматический диктант.
- Тестирование.
- Определение типа предложения и выделение грамматической основы предложения.
- Составление предложений.
а) выбрать нужное придаточное
б) составить предложение по слайдам
7. Итог урока.
Ход урока.
1.)Орг. момент.
- Какую тему мы изучаем?
+ Мы проходим тему: Сложное предложение.
+ Сейчас мы изучаем сложное предложение.
- Какие вы знаете виды сложных предложений?
+ Сложное бессоюзное предложение, сложноподчиненное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное с придаточным причины и т.д.
2). Знакомство с планом урока.
+ Посмотрите на доску, мы будем работать по плану.
Прочитайте 3 пункт плана. Чем мы будем сейчас заниматься?
- Мы будем писать грамматический диктант.
3.) Грамматический диктант.
+ Откройте тетрадки, напишите число, напишите грамматический диктант и смотрите на монитор компьютера.
+Предлагаю детям схемы предложений, ученики записывают название предложения и тут же проверяют правильность по компьютеру.
На мониторе схемы предложений и правильные ответы:
. Простое предложение
. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины
. Простое предложение с однородными подлежащими
. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
. Сложносочиненное предложение с союзом но
(К уроку прилагается диск с записью грамматического диктанта)
Проверка диктанта
+ У кого написано все правильно?
- Поднимают руки и сообщают: « У меня без единой ошибки», « У меня все правильно», « Я затруднился один раз» и т. д.
4). Тестирование.
+ Прочитайте следующий пункт плана.
- Сейчас будет тестирование.
+ Начертите таблицу в тетрадь
+ Сейчас вы будете читать предложения, и самостоятельно записывать кратко названия придаточных предложений в таблицу.
Предложения написаны на доске.1. Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась такса Фунтик.
2.Татьяна сказала няне, что влюблена.
3.День для Бима оказался неудачным, потому что дичь не стреляли.
4.Когда Сережка поравнялся с пеньком, он увидел перепуганного насмерть зайчишку.
5. Охотники выбежали из избушки на льдину, где лежало огромное количество тюленей.
6. Поп посмотрел на картину Левитана и сказал, что отрадно видеть искру божью на картине.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
П.времени | П. изъясн | П. прич | П.времени | П.опред. | П.изъясн |
+ Сейчас будем проверять вашу самостоятельную работу.
Какое первое придаточное предложение?
- Это придаточное времени, потому что отвечает на вопрос: когда?
+ Даша, ты согласна с ответом Влада?
- Да. У меня также. Я согласна
+ Вам знакомо это предложение?
- Да. Это предложение из текста « Бим».
(Далее дети проверяют все предложения, и они вспоминают, откуда эти предложения, из каких пройденных изложений.)
5.) Определение типа предложения с рисунком его схемы.
+ Прочитай те следующий пункт плана. Чем мы будем заниматься?
+Сейчас мы будем находить грамматическую основу предложений.
- Е.И., нужно будет рисовать схему предложений
+ Да, мы будем чертить схемы.
- Выполняют работу по очереди на доске.
На доске предложения:
Однажды Паустовский проснулся от мертвой тишины, и он понял, что за окном утих ветер.
- Это предложение с сочинением и подчинением. В первом предложение грамматическая основа-Паустовский проснулся, а во втором – он понял. Он понял (что?), придаточное изъяснительное.
( Поэтому плану разбираются и следующие предложения.)
Автор подошёл к окну и посмотрел в сад, весь двор был засыпан снегом. - В этом предложении 2 грамматические основы, это предложение сложносочиненное с союзом и.
Дед Дмитрич поздравил нас с первопутком.
- Это предложение имеет одну грамматическую основу: Дед Дмитрич поздравил, поэтому оно простое.
Мы отравились в лес, который надел первый зимний наряд.
- Это предложение сложноподчинное, грамматическая основа : мы отправились, в лес ( какой?), который….. это придаточное определительное.
6. Составление предложений самостоятельно.
+ Сейчас будем выполнять самую сложную работу на уроке. Будем самостоятельно составлять предложения.
Сначала будем выполнять более легкое задание .
+ Мы будем подбирать нужное по смыслу придаточное
На доске написаны отдельно главные и придаточные предложения.
1.Татьяна стояла у окна, так как дружили с самого детства.
2.Бим обиделся, потому что поспорила с Ландау.
3.Бессараб отлично перевела так как хозяин не стрелял в птиц.
комедию Уальда на русский
язык, где ей хорошо была видна дорога из
4. Ольга и Ленский проводили усадьбы Онегина.
всё время вместе,
(Проверяют составленные предложения и называют тип придаточного).
+ Сейчас будет самое трудное задание на уроке, нужно самостоятельно составить предложения по слайдам.
Детям предлагаются слайды из романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин».
Варианты предложений:
Когда Татьяна стояла у кона, она написала на стекле две буквы « Е и О ».
Татьяна стояла у окна, потому что ждала приезда Онегина.
Онегин сообщил Татьяне, что он её не любит.
Онегин сказал Татьяне, что любит её как брата. Онегин выразил радость, потому что девушка первая призналась ему в любви.
Ленский вошел в кабинет, где в кресле сидел Онегин.
Ленский приехал к Онегину, чтобы вместе обсудить новости.
(ученики записывают свои предложения в тетрадь, рисуют схемы предложений и подписывают тип придаточного)
7. Итог урока.
+ Прозвенел звонок. Урок закончен. Учитель оценивает работу учеников и задает домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».
Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...
Презентация урока на тему:"Сложноподчиненные предложения"
Урок-презентация на тему : "Сложноподчиненные предложения" построен с целью закрепления изученного материала о сложноподчиненных предложениях, навыков пунктуации в сложноподчиненных предложениях, восп...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора педагогическ...
материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``
материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...
Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...