Подготовка к ГИА . Типы словосочетаний В2
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Помощь ученикам при выполнении задания В2. Алгоритм замены одного словосочетания на другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia._tipy_slovosochetaniy._v_2.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы над заданием ГИА В2.
Задание: Замени словосочетание «деревянный столик»(согласование) на синонимичное со связью управление.
Алгоритм действий
- Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.
какой?
деревянный столик
Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.
Определи тип связи.
Н: столик (какой?) деревянный – это согласование
- Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
какой? из чего?
деревянный столик ………………………..
- Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:
какой? из чего?
деревянный столик из дерева
Дерево и деревянный – однокоренные слова.
Проверь тип связи. Это управление.
Ответ: столик из дерева.
Подобные варианты:
- Замени управление«в доме родителей» на синонимичное согласование.
чьём? кого?
родительском в доме родителей
Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»
- Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.
чьё? кого?
мамино возвращение мамы
Ответ: «возвращение мамы»
Запомни:
для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,
для замены управления на согласования – какой? чей?,
для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом,
Примечание.
Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать (особенно по вопросам). Для этого есть таблица:
Примеры | Какой частью речи является зависимое слово | Вопрос к зависимому слову | Характеристика связи | Тип связи |
Частые встречи. | Прилагательное. | Какие? | Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. | Согласование Вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? ( и их формы при склонении) |
Летящий мяч. | Причастие. | Какой? | ||
Наше право. | Согласуемое местоимение | Чьё? | ||
Третий ряд. | Порядковое числительное. | Какой? | ||
Красавица дочка. Профессор Чайников. | Согласуемое существительное. | Какая? Какой? | ||
Жарко у печки.
| Существительное (часто с предлогом). | У чего? | Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом). | Управление Вопросы косвенных падежей |
Попросить её. | Местоимение в функции существительного | Кого? | ||
Начало игры. | Чего? | |||
Ходить пешком. | Наречие. | Как? | Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется | Примыкание Вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Сколько? зачем? почему? что делать? что сделать? что делая? что сделав? |
Спать стоя. | Деепричастие. | Как? | ||
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. | Неопределенная форма глагола. | Что сделать? (вопрос инфинитива) |
Для сдачи ГИА в 9 классе этого материала достаточно, но учитель должен помнить , что типы словосочетаний значительно шире.
Эта таблица М.Ю.Федосюк пригодится уже для 11 класса на ЕГЭ при выполнении В12:
Типы синтаксических отношений | Виды синтаксической связи | ||||||
согласование | взаимосогласование | управление | примыкание | ||||
Определительные отношения: | (приложение) | ||||||
- качество | Белый снег, красивый дом | Дом-красавец | Снег ослепительной белизны, дом необыкновенной красоты | Цвет хаки | |||
- отношение к предмету | Заводская территория | ------ | Кофе с молоком, территория завода | Кофе по-восточному, территория медресе | |||
- принадлежность живому существу | Сашина комната | ------ | Костюм сына, комната Саши | Костюм конферансье, комната портье | |||
- отношение к знаниям адресата | Такая книга | ------ | Его письмо | ---- | |||
- порядок следования при счете | Тринадцатый дом | ------ | -------- | Дом тринадцать | |||
- признак- уточненное наименование | ------- | Художник-пейзажист | -------- | Сосед-хиппи | |||
- объектные отношения | ----------- | ------------ | Пить воду, вызов врача | Пить кофе, вызов такси | |||
- субъектные отношения | Мамин приход | ---------- | Приход мамы, прыжок акробата | Приход кюре, прыжок кенгуру | |||
- обстоятельственные отношения | ----------------- | --------------- | Идти на окраину, отказаться из-за болезни | Идти далеко, отказаться поневоле | |||
- комплетивные отношения | ----------- | ------------ | Два человека, часть доклада | Два атташе, часть интервью |
Как вы обратили внимание, к примыканию относятся и несклоняемые формы прилагательных и существительных ( это заимствованные слова). Но остается вопрос : как быть с несклоняемыми существительными русского происхождения ( артист-кенгуру, лётчик-камикадзе). Необходимо научить учеников быть осторожными с несклоняемыми словами.
Ещё вы должны обратить внимание на три притяжательных местоимения: её, его, их, которые в свою очередь хотя и отвечают на вопрос согласования чья?, чей?, чьи?, но вместе с главным словом ( в словосочетаниях типа: её шляпа, его машина, их дом) будут являться примыканием. Почему? Ответ таков же, как и на предыдущий вопрос о несклоняемых существительных. Для согласования и управления важна грамматическая связь между словами, которая выражается в окончании, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. Этого не происходит в рассмотренных примерах, поэтому мы и отнесем их к примыканию.
На мой взгляд, важной является следующая информация:
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Зависимое слово при согласовании может быть выражено
1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Главное слово при управлении выражается
1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
2) существительным: чтение книги;
3) прилагательным: довольный успехом;
4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
Главное слово при примыкании:
1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
Зависимое слово при примыкании выражается
1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
Дополнительно можно обратиться к сайту http://videotutor-rusyaz.ru/
Удачи на ГИА и ЕГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Типы словосочетаний
Таблица краткая, поясняет виды СС...
Типы словосочетаний 8 класс
Проверочная работа составлена в форме теста...
урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....
Урок русского языка по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ)
Конспект открытого урока русского языка в 8 А классе по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ)...
Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....
словосочетание, типы словосочетаний
словосочетание, типы словосочетаний...