Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Даченкова Елена Викторовна

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetaniya_._tipy_slovosochetaniy.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»,

проведенного в 8В классе

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Универсальные учебные действия:

ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится: определять строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Обучающийся получит возможность научиться: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.

Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Организационный момент

Психологический настрой

- Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов – это есть словосочетание).

- Подберите синоним к слову «соединение»

(Сочетание слов – словосочетание)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

Актуализация знаний

- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Деление на три группы, выбор спикера группы.

- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.

Задание: Обсудите со своим спикером все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)

- Ребята, а как определить значение словосочетания?

(По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)

- Какие три вида значений выделяются?

(Определительное, обстоятельственное и дополнительное)

- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная ситуация. Работа в паре

- Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая

Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).

- Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

поразительно четкий

x

первое выступление

Главное слово выражено именем прилагательным и именем существительным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

учится с удовольствием

x

обратиться смело

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

x

слишком громко

x

очень понятно

Главное слово выражено наречием

Именные словосочетания:

x x

Наречие + прилагательное – поразительно четкий (примыкание, обстоятельственное значение)

x x

Числительное + существительное – первое выступление (согласование, определительное значение)

Глагольные словосочетания:

х x

Глагол + существительное – учится с удовольствием (управление, обстоятельственное значение)

x x

Глагол + существительное – задать вопрос (управление, дополнительное значение)

Наречные словосочетания:

x x

Наречие + наречие – слишком громко (примыкание, обстоятельственное значение)

Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

Закрепление материала

1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).

Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными

2.Разминка «Веришь ли ты?»

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание?(Нет, это фразеологизм с целостным значением)

V. Итог урока

Беседаалгоритмизация

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)

- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова?

(Определительное, дополнительное, обстоятельственное)

- Как определить значение словосочетания?

(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся

VIII. Рефлексия

- Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?

Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)

- Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)

Подготовка учащихся к выполнению заданий  ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....

Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс

Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...

словосочетание, типы словосочетаний

словосочетание, типы словосочетаний...