Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetaniya_._tipy_slovosochetaniy.docx | 49.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Словосочетание. Связь слов в словосочетании»,
проведенного в 8В классе
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Универсальные учебные действия:
ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится: определять строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Обучающийся получит возможность научиться: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин
Организационный момент
Психологический настрой
- Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
- Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Соединение слов – это есть словосочетание).
- Подберите синоним к слову «соединение»
(Сочетание слов – словосочетание)
- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
Актуализация знаний
- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
Деление на три группы, выбор спикера группы.
- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
Задание: Обсудите со своим спикером все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.
Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)
- Ребята, а как определить значение словосочетания?
(По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)
- Какие три вида значений выделяются?
(Определительное, обстоятельственное и дополнительное)
- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?
Обобщение и систематизация знаний
Проблемная ситуация. Работа в паре
- Мы повторили изученное.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Малые реки
Подробности жизни
Очень хорошая
Верят в любовь
Уехал вовремя
Слишком громко
Очень весело
(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
- Подведем итог.
По характеру главного слова словосочетания делятся
на именные, глагольные и наречные
ИМЕННЫЕ x поразительно четкий x первое выступление Главное слово выражено именем прилагательным и именем существительным | ГЛАГОЛЬНЫЕ x учится с удовольствием x обратиться смело Главное слово выражено глаголом | НАРЕЧНЫЕ x слишком громко x очень понятно Главное слово выражено наречием |
Именные словосочетания:
x x
Наречие + прилагательное – поразительно четкий (примыкание, обстоятельственное значение)
x x
Числительное + существительное – первое выступление (согласование, определительное значение)
Глагольные словосочетания:
х x
Глагол + существительное – учится с удовольствием (управление, обстоятельственное значение)
x x
Глагол + существительное – задать вопрос (управление, дополнительное значение)
Наречные словосочетания:
x x
Наречие + наречие – слишком громко (примыкание, обстоятельственное значение)
Игра «Ромашка»
- Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание: каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения
В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
1-ый лепесток:
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
2-ой лепесток:
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака.
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)
3-ий лепесток:
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)
Закрепление материала
1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).
Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными
2.Разминка «Веришь ли ты?»
- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
2.Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? (Нет, это согласование)
3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)
6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)
8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)
9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)
10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание?(Нет, это фразеологизм с целостным значением)
V. Итог урока
Беседа, алгоритмизация
- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)
- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)
- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова?
(Определительное, дополнительное, обстоятельственное)
- Как определить значение словосочетания?
(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)
VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся
VIII. Рефлексия
- Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?
Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)
- Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".
В конспекте отражен опыт применения ЭОР и новых образовательных технологий на уроках русского языка....
урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....
Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс
Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...
словосочетание, типы словосочетаний
словосочетание, типы словосочетаний...