Литературное творчество как способ сохранения психологического благополучия школьников
статья по русскому языку на тему
Школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей. Одним из основных критериев здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, предметами искусства. Именно творческая деятельность способствует сохранению психологического здоровья. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Развитее креативности позволяет ребенку не только сохранить психологическое здоровье, но и помогает противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и добиваться в конечном счете поставленных целей, осуществляя реализацию своих намерений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Через творчество к здоровью | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное творчество школьников как способ сохранения психологического благополучия школьников
Через творчество к здоровью
Школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Одним из основных критериев здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, предметами искусства. Именно творческая деятельность способствует сохранению психологического здоровья. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Развитее креативности позволяет ребенку не только сохранить психологическое здоровье, но и помогает противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и добиваться в конечном счете поставленных целей, осуществляя реализацию своих намерений.
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает литературное творчество.
Ведущая педагогическая идея учителя заключается в формировании гармонично-развитой и здоровой личности школьника средствами литературного творчества. Для достижения данной цели необходимо решить задачи, связанные с созданием благоприятных условий для проведения уроков литературы и организации внеурочной деятельности, с формированием и развитием интереса школьников к духовным ценностям и культурному наследию, с развитием художественно-эстетических качеств личности обучающихся, способной адаптироваться в современном мире.
Условия, необходимые для решения этих задач:
- доброжелательная атмосфера и положительные эмоции детей,
- педагогическая импровизация на волнующую жизненную проблему,
- задания креативного характера.
- ситуация успеха
Всё это способствует совместной творческой деятельности учителя и ученика, формируя благоприятную психологическую обстановку.
Приоритетной целью литературного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний, являющихся залогом развития способности сопереживания. Поэтому развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет оттого, что ему нечего написать. Чтобы воспитать в ребенке писателя, надо развить в нем сильный интерес к окружающей жизни. Лучше всего ребенок пишет о том, что очень интересует его, особенно если он в этом разобрался. Надо приучать ребенка писать о том, что его сильно интересует и о чем он много и глубоко думал, что он хорошо знает и в чем он хорошо разбирается.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека во всех сферах жизни. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию, всё это лежит в основе его здоровья.
Приобщение к литературному творчеству происходит постепенно. На первом этапе у школьника развиваем способности естественного, радостного существования в творческой деятельности: снятие внутренней напряжённости, эвристических открытий в области познания мира. Наиболее подходящие для детей виды литературных произведений - зарисовки, миниатюры, письма и небольшие рассказы. Результат этой работы - открытость и готовность детей к восприятию нового на фоне доброжелательного отношения между учащимися и учителем.
Однако с целью выработки положительной мотивации детей по отношению к литературному творчеству следует иметь в виду, что зажечь в ребенке искорку вдохновения гораздо труднее, чем погасить ее. В этом существенную роль может сыграть любая мелочь, даже незначительная на первый взгляд. Опыт убеждает, например, в том, что самостоятельные творческие работы школьников лучше править не красными чернилами, ибо они ущемляют личное достоинство и поэтому тормозят воображение. Внимание педагога заслуживают внутренние творческие поиски, работа мысли, фантазии, переживания ученика. На основе их повседневные события жизни преобразуются в волшебный сюжет. Ребенок поднимается в собственном воображении на новый интеллектуальный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки.
На втором этапе учителем предлагаются следующие задания: создание стилизаций (ПОУЧЕНИЯ, БЫЛИНЫ, ЧАСТУШКИ)
На следующем этапе используются задания, в которых обучаемые являются созидателями « нового продукта»: создание своего стихотворения, заметки, интервью. Включая в учебный процесс систематические творческие задания и упражнения, учитель дифференцирует посильность его выполнения с учетом уровня развития природных способностей и приобретённых навыков, постепенно увеличивая степень сложности.
Важным этапом работы является рефлексия. Любое творчество должно создавать прекрасные чувства, нести радость. Обязательным является презентация и обсуждение получившихся творческих работ. Корректное оценивание творческих работ учащихся позволяет повысить заинтересованность и увлечённость творческой деятельностью, что несёт положительный эмоциональный заряд. Ориентируясь на успех других обучающихся, дети острее чувствуют реальность намеченной ими цели. Такая организация учит быть чуткими и внимательными, формирует культуру личностных взаимоотношений, сплачивает классный коллектив.
Индивидуальное и коллективное творчество обучающихся находит практическое применение в издании школьного журнала «Родник». Журнал объединяет больше, чем какая-либо другая работа. В нем находят себе применение самые разнообразные способности ребят: дети-художники иллюстрируют, склонные к литературе — пишут, организаторы распределяют работу. Словом, в журнале находят себе применение самые разнородные детские склонности. Старшие и более способные увлекают за собой других. И все это делается само собой, безо всякого внешнего воздействия. Важна роль журнала и в развитии письменной речи ребят. Общеизвестно, что работа, которую дети делают с интересом и добровольно, приносит гораздо большие результаты, чем та же работа по принуждению. Но едва ли не самая большая ценность журнала та, что он приближает литературное детское творчество к жизни. Детям становится понятно, для чего вообще нужно писать. Писательство становится для них осмысленным и необходимым занятием.
Школьники становились дипломантами и победителями конкурсов и фестивалей литературного мастерства разного уровня:
- Городской конкурс авторских стихотворений «Душой рожденные стихи»,
- Международный форум «Одаренные дети»,
- различные городские и республиканские творческие конкурсы;
- периодически издается литературно-художественный журнал «Родник»
- стихи Торилоаой И. опубликованы в сборнике стихов «Русские поэты Мордовии»
Но есть еще и другая сторона: это осознаешь, когда приходишь на занятия, где становишься просто человеком, счастливым человеком. Потому что знаешь, сегодня кто-то раскроет частицу своей души в новом творении – сказке, рассказе, стихотворении. И мы должны беречь каждого из своих воспитанников, ведь душа каждого человека, может быть, юного поэта, такая хрупкая, ранимая.
Огромную радость испытываешь, когда понимаешь, что помог ребенку раскрыться, проявить свои творческие способности, найти себя, осмыслить и понять, что он нужен на этой земле, он представляет ценность.
Формирование психологического благополучия и комфорта посредствам развития творческих способностей повышает работоспособность детей и результативность процесса обучения и воспитания. Творческие способности детей являются движущей силой в познании мира, открывают пути для самореализации личности и как следствие способствуют сохранению и развитию телесного, психического, психологического и нравственного здоровья детей. Школьник открыто выражает свои чувства и эмоции; готов к творчеству, фантазии, перевоплощению. Цель учителя - сохранить это и развить личностный творческий потенциал школьника, как основу его эстетического воспитания, создающего гармонию здоровой личности в духовном и физическом плане.
Поучение моей младшей сестре
Сестра моя, или иной кто, слушая поучение мое, не посмейся над ним, а прими ее в сердце свое,
Отроду не ленись, слушай во всем и почитай мать и отца своего, трудись наравне с отроками своими. Учись прилежно, усердно и честь тебе будет. Молви слова чаще как спасибо и, пожалуйста, и люди тебя уважать будут. Помогай всем, чем можешь, иначе же и от тебя отвернутся в трудную минуту.
Меньше иноземной техникой увлекайся, за компьютером не сиди, и телевизор не смотри, и времени свободного у тебя много будет, и все успевать будешь.
Что умеешь - не кайся, что не умеешь – учись. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее.
Маколкина Даша
Жара.
Ручей течет, звонец прозрачный,
Шумит он, радостно звеня.
Вокруг него ивняк невзрачный,
Укрывший от жары меня.
Красны накаленные соки,
Текут по грубому стволу.
Вблизи колышутся осоки,
Подобны легкому перу.
И зноем душным утомленный,
Мир замирает в тишине.
И разум мой, жарой сломленный,
Блуждает в вечной вышине.
Буркова Д.
Интервью с Диего Армандо Марадоной
Здравствуйте, уважаемые читатели. Мы ждем – не дождемся Зимней олимпиады в Сочи - 2014, но в 2018 году случится не менее важное событие в истории России – Чемпионат мира по футболу! Игры будут проходить в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге и, конечно же, в нашем любимом Саранске!
One to one is Diego Maradona.
Директор нашей школы долгое время вел непримиримую борьбу со злостными «незакрывателями кранов воды» и «невыключателями света». В результате этого было сэкономлено 20 тысяч долларов, и эти деньги были направлены на очень нужное дело: наша школа встретилась и взяла интервью у легенды мирового футбола Диего Арманды Марадоны.
Репортер: Здравствуйте, господин Марадона, как Вам наша школа №27?
Диего Марадона: Очень неплохо. Понравилась национальная встреча с хлебом-солью, прекрасные костюмы мордовочек. Особенно поразила ваша столовая. Попробовал национальную кухню, прикоснулся к традициям другого народа, вспомнился родной дом в Аргентине, когда мама готовила наши блюда… А ваше спортивное поле впечатляет, чем-то напоминает Лужники.
Р.: Спасибо Вам за теплые слова. Давайте поговорим непосредственно о теме Чемпионата мира по футболу, который будет проходить в ближайшем будущем.
Д. М.: Да, да, да, я знаю, я искренне рад за Россию и за Саранск в частности. Несомненно, это большой успех для России.
Р.: Возможно, Вы даже догадались, что будут возводить новый футбольный стадион и финансовые средства будут выделены и Саранску.
Д.М.: Безусловно, это важный фактор каждого массового мероприятия. Это очень хорошо, что Россия уделяет большое внимание спорту, в частности, королю спорта – футболу. Весьма похвально то, что Россия рискнула подать заявку в качестве кандидата и заслужила право проведения Чемпионата мира по футболу.
Р.: Диего, расскажите что-нибудь о себе.
Д.М.: Я родился в Буэнос-Айресе, учился я почти в такой же школе, как ваша, но, естественно, она была без поля с искусственным газоном.
Р.: Каким спортом Вы занимались до футбола?
Д.М.: В мое время вариантов, каким видом спорта заниматься, было не так много: это либо футбол, либо бег, либо каратэ. Я прошел путь от каратиста до футболиста. В вашей школе я видел много спортивных секций: это и настольный теннис, и дзюдо, и баскетбол, одним словом, ученикам школы №27 я немножко завидую. И кто знает, если бы в мое время было столько спортивных кружков, секций, то, возможно, я и не стал бы футболистом.
Р.: Какой вид спорта Вас увлекает кроме футбола?
Д.М.: Баскетбол. Очень красивая игра.
Р.: Ну и напоследок ещё один вопрос: приедете ещё к нам в школу?
Д.М.: Конечно, я уже задумался над предложением вашего директора Ивана Михайловича о том, чтобы помочь тренировать ваших футболистов.
Р.: Спасибо Вам, Диего.
Д.М.: Вам спасибо.
Мастер уехал, но обещал вернуться. Естественно, мы не отпустили Диего с пустыми руками. Наши повара приготовили мисье Марадоне в подарок огромную, но уже мордовскую пиццу; Иван Михайлович – футболку с видом города Саранска и с автографоми наших знаменитых футболистов; учителя физкультуры – презентацию о спортивной жизни школы и города; а наши чуткие учителя – общую фотографию вместе со спортивным гением. Перед тем как покинуть нашу школу, дежурные по школе разрешили дать Диего звонок, который олицетворял собой символ выхода школы на более высокий уровень – на уровень России и мира. Марадона оставил пожелания школе и ушел. Запись на странице в Книге почётных гостей с автографом Диего Армандо Марадоны будет ещё долго храниться в ней. А на том месте, где Диего дал звонок, будет установлена памятная доска с надписью:
« Именно здесь Диего Армандо Марадона дал сигнал учащимся школы № 27 к великим свершениям в спорте для продвижения Мордовии и процветании России. Вечная благодарность ему!!!»
Без сомнения, день, когда Диего Марадона зашел в нашу школу, стал одним из самых важных в истории школы. Приезжай к нам ещё, Диего…
Ратников Сергей, 11 Б класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое благополучие и здоровье учителя
Как избежать синдрома "профессионального" выгорания и сохранить работоспособность на долгие годы, вы узнаете в этой статье. А 2 мини-теста помогут провести самоанализ,не прибегая к помощи докторов....
Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».
На педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...
Правила для родителей в общении с детьми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Правила для родителей в общении с детьми с целью сохранения эмоционального благополучия....
Семейные традиции как фактор психологического благополучия ребёнка
Традиции и обычаи в семье составляют духовную ауру дома, включая в себя и уклад жизни, и распорядок дня, и взаимоотношения членов семьи, и различные ежедневные ритуалы. Дом, «привыкая» к своим жильцам...
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
АннотацияОсобенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример литератур...
Внешность человека как условие формирования психологического благополучия личности
Одна из основных проблем, волнующих подростков – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных, одежда: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в ок...
Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников
Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...