Из опыта работы
материал по русскому языку по теме
Работа представляет собой обобщение опыта работы по теме "Личностно-ориентированное образование в современной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 17.25 КБ |
iz_opyta_raboty.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
В основу моей системы работы положена идея личностно ориентированного образования. Главная цель моей работы – заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности.
Исходя из этого, основные функции можно определить, как:
- гуманитарную – признание самоценности человека, формирование нравственного и физического здоровья. Она реализуется через понимание, взаимопонимание, общение, сотрудничество.
- культурообразующую – приобщение к миру культуры, чувство общности с другими носителями этой культурной традиции. Механизмы – культурная идентификация, то есть установление духовной связи между человеком и народом.
- социальную – усвоение социального опыта. Механизмы – рефлексия, творчество.
Содержание личностно ориентированного образования должно помочь ученику выбрать значимые для него ценности, овладеть определенной системой знаний, освоить способы решения научных и жизненных проблем, открыть для себя свой внутренний мир, уметь его анализировать.
В системе личностно ориентированного образования разводятся понятия «обученности» и «образованности». И это правильно. Ведь обучить в принципе можно всему и любого, а вот образовываться каждый должен сам, организуя свою деятельность на основе личных потребностей и интересов. Ученик пропускает информацию через свой субъективный опыт и преобразует в индивидуальное знание. И роль учителя в том, чтобы стать равноправным партнером.
Как эти идеи личностно ориентированного образования реализуются в моей работе?
Обычно урок начинается с постановки учебной цели учителем и с формирования личных образовательных целей учеников. Они у всех разные и зависят от личного опыта учащегося. Учебный материал подбираю с учетом объема знаний учащихся. Дифференциация важна, так как познавательные способности у всех разные. Поэтому готовлю задания разной степени сложности. Для слабых – карточки с подсказкой, для учеников посильнее – исследовательского характера. Это позволяет вовлечь в работу всех, развить заинтересованность, дать уверенность в своих силах.
Практикую не только простые словарные диктанты, но и диктанты с продолжением, по опорным словам и другие виды.
При изучении морфемики ученик, лучше усвоивший материал, может писать графический диктант, а более слабый – записать слова и разобрать их по составу.
Это касается и уроков литературы, где дифференциация может быть еще более значительной: кому-то и сообщение о писателе сделать непросто, а другой способен анализировать, проводить диалог с текстом, делать выводы.
Часто использую задания проблемного характера. Это может быть проблемный урок или проблемные вопросы в рамках урока.
Провожу уроки-семинары, диспуты, практикумы, уроки самостоятельной работы исследовательского типа, уроки-экскурсии, состязания, деловые игры. У учеников есть возможность проявить свои способности. Каждый находит свое место в уроке.
Использую групповые формы работы, «мозговые штурмы» и другие интересные формы как индивидуальной, так и коллективной работы на уроке.
Применяю в своей работе ИКТ. Как для подготовки презентаций к урокам, так и для создания банка данных по разным проверочным и тестовым работам. Помогаю ученикам в создании своих презентаций и проектов.
Что касается позиции учителя в системе личностно ориентированного образования, то мне близки новые педагогические функции, которые устанавливаются. Я стараюсь использовать их в своей работе.
- Учитель как собеседник – стараюсь ориентироваться на ученика, его проблемы, помогать ему, поддерживать
- Учитель как человек, создающий условия для учения
- Учитель как исследователь – применяю в своей работе методы, позволяющие получить информацию о ребенке, его успехах, трудностях, корректирую и направляю процесс развития ученика
- Учитель как психотерапевт – стараюсь на уроке верно считывать информацию об эмоциональном состоянии ученика, реагировать на нее
- Учитель как эксперт – стараюсь создать во взаимоотношениях с учениками такую атмосферу, чтобы они доверяли мне.
Считаю очень важным использовать на уроках диалогические формы общения. Диалог дает возможность ученику исследовать свой внутренний мир, выражать свои мысли и чувства. Но чтобы диалогическое общение состоялось, нужны определенные условия:
- вопросы для обсуждения должны быть важными для ребенка и соответствовать его развитию,
- должны присутствовать элементы ролевой игры,
- выражение учениками своего мнения должно быть свободным, без опасения критики.
Из многочисленных нетрадиционных методов, обеспечивающих создание на уроке личностно ориентированной ситуации (например, метод интроспективного анализа, метод творческого самочувствия, игровые методы и т.д.) больше других использую метод творческого самовыражения. Он помогает ученику раскрыть свои возможности, укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал. Конечно, на уроках литературы такое
самовыражение возможно прежде всего через литературное творчество (стихи, иллюстрации, загадки, послание писателю, письмо герою и т.д.
На уроках русского языка важно не заучивание правил, а развитие языкового чутья, способности использовать выразительные средства языка, важным является развитие коммуникативной компетентности учащихся.
«Воображение важнее знания», - говорил Эйнштейн. На уроках русского языка языковое мышление, чутье, зоркость развиваются с помощью раскрепощения фантазии учащихся – письмо самому себе или родителям, сочинения с формулировкой «Если бы….», тексты публицистического стиля по вопросам, соответствующим возрасту ребенка. Использую коллективное создание текстов.
Образование не заканчивается на уроках, поэтому много внимания уделяю внеклассной работе – конкурсы, викторины, предметные олимпиады, научные конференции. Традиционным является в нашей школе Литературный бал. Все внеклассные мероприятия направлены на развитие интереса к предмету, формирование эстетического вкуса.
Уже не первый год в рамках школьной программы «Одаренные дети» работаю с ребятами, демонстрирующими более высокие интеллектуальные способности. Являюсь школьным координатором по проведению Всероссийских и Краевых заочных олимпиад.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...