Правильно ли мы говорим и пишем по-русски?
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

На уроке вводится научное понятие языковой нормы, совершенствуются знания по культуре речи. Данный урок является еще одним этапом в формировании устойчивых умений и навыков правильного письма и произношения, а также бережного отношения к родному языку, способствует укреплению чувства патриотизма. Тип урока – комбинированный. Урок проводится с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему «Правильно ли мы говорим и пишем по-русски?»

Цели:

1.Ввести научное понятие языковой нормы, совершенствовать знания по культуре речи.

2. Формировать устойчивые умения и навыки правильного письма и произношения.

3. Формировать бережное отношение к родному языку, способствовать укреплению чувства патриотизма.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – беседа, дидактическая игра

Методы – диалогический с элементами эвристического

Оборудование – учебники, словари, карточки с заданиями, таблицы, презентация к уроку, проектор, экран.

Ход урока.

На экране эпиграф к уроку:

Выучить несколько языков –

дело одного года или двух лет;

 а чтобы научиться говорить

на своем родном языке как следует,

надо полжизни.

Вольтер

  1. Организация начала урока
  1. Приветствие, подготовка к началу занятия.
  2. Постановка целей и задач урока, обсуждение с учащимися, формулировка личных целей учеников.
  1. Основная часть.
  1. Беседа с классом.

Слово учителя.

Многие из вас сейчас, наверное, думают: ну и что из того, что я сделаю несколько ошибок в речи – в беседе, при ответе на уроке, в письме – что от этого изменится в жизни. Конечно, ничего глобально не изменится, но мы должны помнить, что, помимо практической задачи обслуживать человека, у языка есть еще и более высокие задачи.

В языке народ выражает себя, представить их друг без друга невозможно. Язык – собственность целого народа. Переходя от человека к человеку, из века в век, он соединяет жизнь разных поколений. Как же бережно мы должны относиться к языку!

В последнее время очень много говорят о духовной деградации, духовном обнищании, связывая это с языковыми потерями. Напомню вам слова Ветхого Завета о том, что в языке заключены и жизнь, и смерть. Язык – мостик, по которому земное переходит в духовное.

Следует отметить, что мы с вами будем говорить о языке литературном.

Вопрос классу - А что такое литературный язык?

(Ответы учеников)

Запишем определение: литературный язык – исторически сложившаяся высшая форма национального языка, нормированный язык.

Вопрос классу – Что значит нормированный? Какие языковые нормы вы знаете?

(Ответы учеников)

О том, что считать нормой, до сих пор спорят ученые. Один из взглядов изложен в статье Л.Щербы.

Задание классу – Прочитайте текст и назовите признак нормы.

(Ответы учеников)

У нормы три основных признака, запишем их:

  1. регулярная употребляемость,
  2. соответствие системе русского литературного языка,
  3. общественное одобрение.

Многие вещи в языке строго нормированы, другие допускают варианты. Каждый человек должен стремиться овладеть нормами литературного языка, правильно говорить и писать по-русски. Обладая такими умениями, вы владеете волшебной палочкой: ваши мысли будут стройными и логичными, их изложение правильным и убедительным, а это важно. Так как же все-таки правильно говорить и писать по-русски? Ответить на этот вопрос исчерпывающе за один урок нельзя, но задуматься об этом можно и нужно.

  1. Тренировочные упражнения.

1 задание – работа со словами таблицы (таблица проецируется на экран)

Пиши правильно

Говори правильно

Гуманизм

Договорный

Патриотизм

Обеспечение

Интернационализм

Феномен

Толерантность

Языковой и языковый

Прочтите слова первого столбика таблицы. Все ли они понятны вам по значению? Что такое толерантность? О каких нормах идет речь при работе с этими словами? А со словами второго столбика? Прочитайте их с правильным ударением. Запомните эти слова. Составьте с любыми из этих слов одно сложное предложение, которое отражало бы вашу жизненную позицию. Проверка – несколько человек читают свои предложения.

2 задание – игровое задание «А как надо сказать?»

Предлагаю несколько ситуаций:

  1. В порту у причала стояло несколько судов. Чтобы отправиться в плавание они должны поднять…. (якоря)
  2. У вас хороший почерк, у вашего друга тоже. Как сказать вместе? У нас хорошие….(почерки)
  3. Образуйте множественное число от слова «дно» и дайте необходимый комментарий (донья – только в значении «дно сосуда, ящика, судна)

3 задание – самостоятельная работа со словами (проецируются на экран). Я утверждаю, что все слова правильные. Так ли это?

ТОКА – ТОКИ

ТОНА – ТОНЫ

ХЛЕБА – ХЛЕБЫ

ЦВЕТА – ЦВЕТЫ

МЕХА – МЕХИ

ПОЯСА – ПОЯСЫ

ПРОВОДА – ПРОВОДЫ

СЧЕТА – СЧЕТЫ

Речь идет о словах с разным лексическим значением:

ТОКА (хранилища) – ТОКИ (электрические)

ТОНА (в живописи)  – ТОНЫ (музыкальные)

ХЛЕБА (злаки) – ХЛЕБЫ (печеные)

ЦВЕТА (краски) – ЦВЕТЫ (растения)

МЕХА (выделанные из шкур) – МЕХИ (кузнечные)

ПОЯСА (ремни) – ПОЯСЫ (географические)

ПРОВОДА (электрические шнуры)  – ПРОВОДЫ (прощание с кем-то)

СЧЕТА (документы) – СЧЕТЫ (приспособление для счета)

В это время проводится игра «Ты директор» - задание выполняет 1 ученик на доске. Представьте, что вы директор и принимаете на работу.  Запишите слова в нужной форме.

На доске: На работу приглашаются доктор…, инспектор…, профессор…, инженер…, шофер…, бухгалтер…, библиотекар…, аптекар…, редактор…

Проверяем всем классом, ставим оценку.

4 задание – игра «В редакции газеты». Найти ошибки в предложениях и исправить их. Объяснить причины ошибок (предложения проецируются на доску).

  1. В магазин завезли моющие обои.
  2. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
  3. Библиотеку перевели в более худшее помещение.
  4. Становьте сюда чемодан.
  5. Работу нужно закончить к пятому апрелю.
  6. Ребенок держался за коляску обоими руками.
  7. К праздничному столу купили пять килограмм банан.
  8. Сегодня холодно поэтому я одела шубу.
  1. Проверка усвоения материала – тест с последующей самопроверкой.

Тест.

  1. В каком слове ударение на втором слоге?

а) приняв      б) создал     в) приняла     г) принятый

  1. Найдите ошибку в образовании формы слова:

а) скоро выздоровею   б) с двумя подругами

 в) наиболее точный     г) за пятидесятью километрами

  1. Укажите ошибку в управлении:

а) упрекать в этом                б) рассказывать о происшествии

 в) оплачивайте за проезд    г) вдуматься в смысл

  1. Значение какого слова определено неверно?

а) гнушаться – испытывать чувство брезгливой неприязни

б) голкипер – вратарь  

в) марципан – кондитерское изделие из миндального теста  

г) недюжинный – обыкновенный, простой

Если у вас нет ошибок – вы обладаете устойчивыми знаниями в области культуры речи.

Если 1 – 2 ошибки – у вас не сложились еще устойчивые навыки, хотя интуитивное представление есть.

Если ошибок больше – вам нужно серьезно заняться изучением норм литературного языка.

  1. Обобщение, рефлексия

Я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересным. Что больше всего заинтересовало? Что было полезным? Что хотелось бы повторить в дальнейшей работе?  

(Ответы учеников)

Конечно, на все вопросы, связанные с языковой нормой, мы и не могли ответить. Но у вас еще большой путь в школе и большой жизненный путь. Я желаю вам хороших знаний и любви к своему языку. Помните, что «истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский)

  1. Домашнее задание на выбор:
  1. Написать обращение с призывом любить и изучать родной язык
  2. Составить тест по культуре речи (5 – 7 заданий)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правильно ли мы говорим и пишем по-русски?

Слайд 2

Выучить несколько языков – дело одного года или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни. Вольтер

Слайд 3

Цели: 1. Ввести научное понятие языковой нормы, совершенствовать знания по культуре речи. 2. Формировать устойчивые умения и навыки правильного письма и произношения. 3. Формировать бережное отношение к родному языку, способствовать укреплению чувства патриотизма.

Слайд 4

Литературный язык – исторически сложившаяся высшая форма национального языка, нормированный язык.

Слайд 5

Три основных признака нормы: регулярная употребляемость , соответствие системе русского литературного языка, общественное одобрение.

Слайд 6

Пиши правильно Говори правильно Гуманизм Догов о рный Патриотизм Обесп е чение Интернационализм Фен о мен Толерантность Языков о й и язык о вый

Слайд 7

ТОКА – ТОКИ ТОНА – ТОНЫ ХЛЕБА – ХЛЕБЫ ЦВЕТА – ЦВЕТЫ МЕХА – МЕХИ ПОЯСА – ПОЯСЫ ПРОВОДА – ПРОВОДЫ СЧЕТА – СЧЕТЫ

Слайд 8

Проверь себя ТОКА (хранилища) – ТОКИ (электрические) ТОНА (в живописи) – ТОНЫ (музыкальные) ХЛЕБА (злаки) – ХЛЕБЫ (печеные) ЦВЕТА (краски) – ЦВЕТЫ (растения) МЕХА (выделанные из шкур) – МЕХИ (кузнечные) ПОЯСА (ремни) – ПОЯСЫ (географические) ПРОВОДА (электрические шнуры) – ПРОВОДЫ (прощание с кем-то) СЧЕТА (документы) – СЧЕТЫ (приспособление для счета)

Слайд 9

Игра «В редакции газеты ». Найти ошибки в предложениях и исправить их. Объяснить причины ошибок В магазин завезли моющие обои. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. Библиотеку перевели в более худшее помещение. Становьте сюда чемодан. Работу нужно закончить к пятому апрелю. Ребенок держался за коляску обоими руками. К праздничному столу купили пять килограмм банан. Сегодня холодно поэтому я одела шубу.

Слайд 10

В каком слове ударение на втором слоге? а ) приняв б) создал в) приняла г) принятый Найдите ошибку в образовании формы слова: а ) скоро выздоровею б) с двумя подругами в) наиболее точный г) за пятидесятью километрами Укажите ошибку в управлении: а ) упрекать в этом б) рассказывать о происшествии в) оплачивайте за проезд г) вдуматься в смысл Значение какого слова определено неверно? а ) гнушаться – испытывать чувство брезгливой неприязни б ) голкипер – вратарь в ) марципан – кондитерское изделие из миндального теста г ) недюжинный – обыкновенный, простой

Слайд 11

Ключ к тесту 1 – а 2 – г 3 – в 4 - г

Слайд 12

« Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку» (К.Г.Паустовский)

Слайд 13

Домашнее задание на выбор: Написать обращение с призывом любить и изучать родной язык Составить тест по культуре речи (5 – 7 заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития логопедического пункта "Говорим и пишем правильно"

Данная программа направлена на коррекцию недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов в рамках школьного логопункта. Содержит подробные рекомендации по организации и проведению ло...

ЭЛЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 68 часов. При существующем распределении часов в Базисном учебном плане в количестве 1 часа в неделю, можно было качественно по...

Спецкурс по русскому языку для 9 класса "Говорим и пишем правильно"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов ...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Говорим и пишем правильно"

    Рабочая программа элективного курса  «Говорим и пишем правильно» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы п...