Передовой педагогический опыт
материал по русскому языку по теме

Описание методической темы, над которой я работаю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo_inf_karta.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Варанкина Людмила Леонидовна

Учреждение

МКОУ ООШ д. Московская

613062 Кировская обл., Афанасьевский р-н, д. Московская, (8331)2-20-50

Должность

Учитель русского языка, литературы

Стаж работы в должности

25 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка

2. Источник изменений (противоречия, новые условия работы, новые средства обучения и др.)

Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что обучающиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего. Поэтому применение дифференцированного подхода, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности обучающихся, является необходимым условием  разностороннего и гармоничного развития личности.

3. Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании иных образовательных технологий, в организации УВП и т.д.)

В основе технологии уровневой дифференциации обучения лежит личностно – ориентированный подход к учащимся, стимулирующий мотивацию учения и открытость заданий, контролирующих усвоение материала

4. Концепция изменений (степень новизны, актуальность изменений, ожидания от применения опыта)

Дифференцированный подход сегодня актуален – это индивидуальный, личностно– ориентированный подход к ученику. Происходит сближение между учителем и учеником. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом обучения,  и сам может оценить свои знания, не только оценить, но и понять, что его знания зависят не только от учителя, но и от него самого.

5. Условия реализации изменений (наличие материальной базы, уровня профессионализма, специального обучения, др.)

Для организации индивидуального подхода и дифференциации педагогу необходимо иметь опыт составления разноуровневых заданий для обучающихся, уметь анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся, составлять развёрнутый план урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.  Педагог  должен, опираясь на данные практической психологии, выявлять особенности психического развития каждого из своих  учеников.

7. Публикации (если есть)

6. Результат изменений (не только количественных показателей, но и личностных изменений в отношении детей к предмету, друг к другу и т.д.)

Совершенствуется техника чтения, так как большая работа проводится с текстом учебника, пополняется запас слов, вырабатывается навык выделения главного, что служит подготовкой к итоговой аттестации. Происходит развитие логического мышления, формирование умений учебного труда с опорой на зону ближайшего развития обучаемого. Повышение качественных показателей при итоговой аттестации выпускников 9классов.

7. Описание инновационного опыта учителя         

Дифференцированный  подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока:  при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при  закреплении, повторении, самостоятельных работах.

1 Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения дифференцируются, нужные выводы делаются со всеми детьми класса.  Объяснение нового проводится для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо ещё раз повторить. Поэтому отделяю детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным ещё раз повторяю правило более детализированно, выделяя главное. Вместе с этими учащимися провожу первичное закрепление с комментированием. В процессе объяснения нового материала стараемся вывести алгоритмы, схемы, предлагаю для запоминания правила, зарифмованные в стихах, которые помогут учащимся при первичном закреплении выполнить тренировочные упражнения.

     2 Этап закрепления.

    На этапе закрепления организую работу так, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать для себя учебный успех. Начинать закрепление с самых простых типичных упражнений (конкретный ответ на прямо поставленный вопрос, фронтальный опрос или небольшая самостоятельная работа). Учитывается индивидуальный темп усвоения материала. Сначала закрепляем все вместе. Постепенно увеличивается степень самостоятельности. Те, кто усвоил обязательные требования, может работать на повышенном уровне, а кому-то необходима дополнительная работа

Например, А – обязательный уровень.

 Учащиеся должны знать правило, уметь выделять орфограмму в словах, объяснять.

В – повышенный уровень.

  К заданию обязательного уровня прибавить дополнительное задание.

 

С – задание на 5.

 Составить тест на данное правило. В тесте могут быть задания теоретического и практического характера.

3 Подведение итога урока.

    Подведение итога -  важная часть урока. На этом этапе мы можем увидеть результативность урока. Что узнали сегодня, что поняли? Активная работа на этом этапе урока поможет сделать вывод – урок прошел хорошо, материал понят учащимися. Подвести итог могут и сами учащиеся, к этому этапу урока тоже можно подойти дифференцированно,  задать простые вопросы, отвечая на которые учащиеся только повторяют изученное правило (Уровень А и В). На уровне С учитель задает вопросы на развивающее обучение, которые требуют не только теоретических знаний, но и логического мышления. Как правило, на них отвечают дети с повышенным уровнем знаний. Например,  начало вопроса может звучать так:

  1. - Сравните …
  2. - Где можно применять наши знания?
  3. - Подумайте, как связана данная тема с предыдущими уроками?

4 Домашнее задание:

    1 группа заданий – минимальные знания должны выполняться всеми учащимися. Это простые задания, доступные для выполнения всем.

2 группа заданий для сильных учащихся. Они владеют навыками выполнения определенных заданий, и их повторное выполнение – заниженное для них требование. Для таких учащихся нужно приготовить задание повышенного уровня, например, предложить приготовить сообщение на какую-либо тему. Готовясь к этому заданию, ученик будет работать с дополнительной литературой.

3 группа заданий – для желающих их выполнять. Это задания для учащихся, которые имеют особый интерес. Таким учащимся можно предложить составить алгоритм к правилу, подобрать практические задания.

  Сами учащиеся активно включаются в работу с дифференцированным подходом не только как объекты обучения, они с удовольствием сами составляют карточки с разным уровнем заданий. При составлении таких карточек закрепляется теоретический материал, дети работают с дополнительной литературой, проявляется интерес к предмету.

5 Работа с текстом.

    Дифференцированно можно подойти и к работе с текстом.

Умение находить, выделять и понимать различные тропы и стилистические фигуры в тексте, определять их роль.

  1. А и В - Прочитать текст, выделите  тропы, которые использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст.  
  2. Повышенный уровень (С) – Выписать и объяснить их значение и роль в тексте. Назвать каждый прием.

     Итак, дифференцированный подход в обучении – важный момент в работе учителя с учащимися. Ориентироваться на разные уровни нужно не только на каждом этапе урока, но и в любую минуту учитель не должен забывать об индивидуальных особенностях ученика, об его общем уровне обученности.

 Экспертное заключение (масштабы распространения  опыта)

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

(выбрать и подчеркнуть)

Обучение

Информационное представление опыта (ключевые слова)

Разноуровневые задания, индивидуальный подход, учёт склонностей, интересов,   способностей.

Ф.И.О.

Учреждение

Адрес ОУ, телефон ОУ

E-mail – обязательно (электронная почта личная или образовательного учреждения)

Должность

Стаж работы в должности

1. Тема инновационного педагогического опыта

Тема, представленная в информационной карте инновационного педагогического опыта, должна отражать ключевую идею педагогического опыта, то есть что (методы, технологии, способы, средства и т.д.) и для чего может быть использовано. Типичной ошибкой является отражение в теме опыта всей практики учителя (н-р, «Преподавание математики в 7 классе») или заявление универсального направления (н-р, «Метод проектов в школе»).

Представленный в информационной карте инновационный опыт должен описывать конкретную технологию решения определённой образовательной проблемы.

2. Источник изменений

 «Источником изменений» являются противоречия между новыми требованиями к содержанию и форме образовательного процесса и устаревшим методическим и педагогическим инструментарием. Эти противоречия должны разрешаться за счет создания учителем новых условий образовательной деятельности, появления новых, соответствующих современным требованиям технологий и средств обучения.

Напишите,  на основе чего появился и развивается Ваш опыт:

противоречия, новые условия работы, новые средства обучения, новые знания в области технологий и др.

3. Идея изменений

«Идея изменений» – это концентрированная сущность опыта, т.е. ответ на вопрос: «что необходимо сделать и что делается для решения указанного в предыдущем пункте ИК противоречия?» (в отличие от «Концепции изменений», в которой содержится ответ на вопрос: «как я буду делать то, что необходимо?»).

«Идея изменений» должна указывать, за счёт каких действий педагога или используемых методов произойдёт достижение результата.

Здесь следует написать, в чем сущность опыта: в использовании каких методов, способов, образовательных технологий, в организации УВП и т.д. (названное должно обязательно соответствовать теме опыта)

4. Концепция изменений:     

(В пункте «Концепция изменений» автор опыта выделяет в своей практике, обобщает и представляет «Способ изменений», который содержит информацию о том, как реализовать изложенную выше идею, как организовать деятельность.)

Актуальность

Новизна

Ожидания

Затруднения в реализации

Риски

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

«Условия реализации изменений» должны отображать специфические условия, необходимые для осуществления деятельности, которая зафиксирована в опыте. Такими условиями могут выступить: особые компетенции, требования к материально-технической базе (оборудованию), необходимость выстраивания соответствующих производственных отношений в педагогическом и ученическом коллективе и др.

Помним: ИК создана для Другого (т.е. пользователя)

Наличие материальной базы, уровня профессионализма, специального обучения, др.

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

«Результаты изменений», фиксируемые в информационной карте, должны быть подлинными. Ими могут быть: высокие результаты обучающихся (показатели ЕГЭ, наличие победителей олимпиад, личностные изменения в детях, рост их интереса к предмету и др.), новые компетенции специалистов образования. Показатели (индикаторы качества) должны иметь числовое выражение (например, на 10% увеличилось число выпускников, трудоустроившихся по профессии); желательно представить динамику показателя за последние годы, подтверждающую реальные улучшения (увеличился процент выпускников с повышенными разрядами (условно): 2008 г. – 10%, 2009 г. – 15%, 2010 г. – 30%). Не нужно перечислять отдельные имена и фамилии учащихся, достигших высоких результатов в том или ином направлении.

Указать не только количественные показатели, но и личностные изменения в отношении детей к предмету, друг к другу и т.д.

7. Публикации (если есть)

Только по теме опыта

Раздел «Публикации» заполняется при их наличии: фиксируются только те работы, в которых представлен заявленный в ИК опыт.

8. Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

В пункте «Описание инновационного опыта» представляются в сжатом виде структурные, содержательные и технологические элементы модели. К описанию инновационного опыта нужно приложить конкретные примеры (разработки урока, в том числе, презентации и видеофрагменты, технологические карты, схемы).

Алгоритм:

Что я делаю? (использую…технологию, метод и т.д. в соответствии с указанной темой)

Для чего Это делается? (Цель)

Как Это делается (технология)

Описание опыта может быть развёрнуто в приложении в текстовом варианте и наглядно показано в формате презентации, видеофильма и т.д.

Важно!

1.Соответствие теме и технологичнсть описания опыта – обязательны!

2.Описание опыта – это не автобиография.

Экспертное заключение

В «Экспертном заключении» необходимо дать оценку реализации темы инновационного педагогического опыта, а не инструменты её внедрения.

Основная ценность и адресность представленного опыта (не более 300 знаков)

Ф.И.О. эксперта

Экспертом ИК может быть коллега, руководитель МО, руководитель школы, методист. Стоит обратить особое внимание на то, что необходимо указывать  контактные данные эксперта (телефон, эл. почту), его место работы и должность.

E-mail  – обязательно!

Составляющие образования

(оставить необходимое)

Обучение

Дополнительное образование

Воспитание

Ключевые слова

Не более пяти ключевых слов и словосочетаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Передовой педагогический опыт

Основные подходы трактовки передового педагогического опыта. Педагогический опыт как источник решения педагогической проблемы. Этапы работы по обобщению передового опыта....

Передовой педагогический опыт как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.

изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогич...

Передовой педагогический опыт

Презентация "Передовой педагогический опыт" -это материал для методических объединений педагогов и пдсоветов, качественное нагглядное пособие для тех, кто желат свой педагогический опыт обобщить...

Передовой актуальный педагогический опыт

Презентация на тему: Передовой актуальный педагогический опыт...

"Передовой педагогический опыт в области нравственного воспитания"

quot;Передовой педагогический опыт в области нравственного воспитания"...