"Занимательная викторина"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Нуждина Любовь Николаевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Занимательная викторина" проходит в виде игры по5 разделам : "Зачем нужны звуки?" , "Трудно ли быть грамотным?" , "Что такое слова?" , "Как делаются слова ?" , "Как работают слова?".Ребята заранее готовят рисунки-странички ,а также нужные атрибуты для игры(кроссворд,рисунок ребус ,иллюстрации к стихам ,например ,"Поля полет , Коля колет и т. д."Нужно 2 ведущих ,а также предметы:мелкие игрушки ,шарики или другое для подсчёта очков и выбора самого эрудированного ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   по русскому языку    «Занимательная викторина»

Учитель:           Дорогие друзья, вы привыкли решать задачи по математике,

                         А сегодня порешаем задачи по русскому языку. Они непохожи на математические ,  

                        но решение не всегда просто найти . Сегодня мы ответим на вопросы по пяти  

                        разделам : «Зачем нужны звуки?» , «Трудно ли быть

                 грамотным?», «Что такое слово?», «Как делаются  

                 слова?», «Как работают слова?».Посмотрим ,

                      кто из вас успешно преодолеет эти страницы ,самому активному ,самому

                      знающему будет вручён приз . Помогут нам в этом ведущие ,мои помощники ,

                     Итак ,начинаем…

1 страница          «Зачем нужны звуки?»

Ведущ.1             Вот бутон ,а вот бидон,а вот питон. В печке выпечем батон,

                            А в цветке есть бутон  ,по траве ползёт питон, молоко течёт в бидон,

                           А на стройке есть бетон .Повтори и ты мне в тон: «Где бутон ? А где батон ?

                          Где бидон ? А где питон?»  Ну,а где бетон ,раз ,два ,три ,четыре ,пять,

                         Начинаю повторять :

                        В печке выпечем-------------------

                       В цветке есть-------------------------

                       По траве ползёт ---------------------

                       Молоко течёт в ----------------------

                      А на стройке есть--------------------

           Нет ,не так ,нет ,не так,подскажите сами : кто?

          Разберитесь сами в том ,где бутон ,а где батон,где  бидон ,а где питон?

Вед.2   Атлас ( как сделать из этого слова ткань и географическую карту?)

             Хлопок- хлопок ,пирога – пирога   ? Молодцы ! Отгадайте загадки: На бахче

            Растёт, как разрежешь- сок течёт, свеж и сладок он на вкус,называется---------

            Чтоб скорее в библиотеке отыскать ты книгу смог ,в ней бывает картотека-

            Специальный ----------------/каталог,арбуз

Вед. 1   Прочитайте теперь слова наоборот (лог- гол),(лёд-дел),(пара-арап)

              Из слова сделайте (Из лён- цифру)- ноль,(лей-дерево)-ель,(шёл-неправда)-ложь,(шей-

            Просьбу)-ешь

Вед.2    Сценка «  Несуразные вещи»

Вед. 1  Угадайте-ка , в каком слове 40 гласнных ? (сорока),100 согласных?(стол ,стон ,стог )

Вед. 2 Сколько  раз ш  встречается в стихотворении «Пешком шагали мыши…»( вед. читает стихотворение )-ответ 26 раз

Учитель : А теперь переходим на вторую страничку-« Трудно ли быть грамотным?»

           Мы  оговорим  о буквах ,о том ,как правильно писать.

Вед. 1  В каком дне недели есть удвоенные согласные ?( суббота).Назовите имена девочек ,

             Которые  состоят из удвоенных согласных ? ( Анна ,Алла )

Вед. 2 Ответьте на вопрос –Сказала  Й сестре родной : «Вот ты ,сестра, соседка, бываешь часто

            прописной ,а я – ужасно редко.» « Ну , редко- это не беда ,иные буквы- никогда».  « А много

            их ?»-« Да целых три ,  сестра, а среди них- два брата,зовут их так--------Не говори,

            скажите вы , ребята!(Й ,Ь, Ъ ,Ы)

Вед .1Чем кончаются день и ночь ? Что стоит посередине земли ? Чем кончается  лето и

          Начинается осень ?(о),)ь), (м)

Вед. 2 Он на вокзале есть всегда- к нему приходят поезда ,двойное  Р содержит он и

            Называется- (перрон).

            Загадка эта нелегка- пишусь всегда  через два К .И мяч и шайбу клюшкой бей-

            А называюсь я------(хоккей).

           Во мне  2К ,не забывайте ,таким, как я всегда бывайте: и точным ,честным и

           И опрятным,иным же словом, --( аккуратным ).

Учитель:А теперь переходим к третьей страничке-« Что такое слова?»

Вед. 1 Сколько  слов можно прочесть по часовой стрелке и против в этом кругу? ( см.

            Приложение)-Око ,Колесо ,Сокол , Лесок , Осёл ,Село , кол.

Вед .2 Ответьте на вопрос : какой бор никогда не имеет листвы и хвои ? Какую строчку не

       прочитает ни один учёный ?  Может ли коромысло летать ? У каких башмаков нет

       каблуков?

Вед .1 С К в полях меня найдёте,  с Г  в романсах запоёте , с В  косички запленёте.

          ( колос ,голос ,волос )

Вед .2 Из писка птиц мой первый слог, второй –с бараньей головой , откройте печь и там  

            Найдёте то ,что не раз едали вы ---(пирог)

Вед .1  Нота- мой первый слог, поставь с ней  рядом предлог и , разгадав загадку

            До конца, получишь выражение лица ---( мина )

Вед .1 Анаграммы. А я в пруду живу, жирею ,переставьте буквы- в миг превращусь

           Я в аллеи,и в лужайки , и в цветник ---(карп- парк )

Вед .2 В клетки надо вписать название дерева , танца ,части патрона

ль

ль

ль

Ответ: пальма , полька ,пулька .

Вед .1 Какое государство  можно носить на голове ? ( панама) Какая европейская столица  стоит

            На скошенной траве ? (Париж на реке Сене ) Какой город может летать ?( Орёл) Какую

            Реку можно срезать ? (Прут ) Какая земля никогда не старится ? (Новая )Какое крыло

           Никогда не летает ?(крыло автомобиля )

Учитель: переходим к страничке « Как делаются слова ?»

             Рассекреченный секрет.          Нет, я не хочу держать в секрете этот маленький

                 Секрет. Антилопы есть на свете ,а без «анти» лопов нет. Нет без «рога» носорога ,

                  Носорогу нужен рог. Без него в «бесносороги» превратится носорог.

Вед .2 Найдите 3 лишнее :

            Гореть ,угореть ,горевать

            Горе ,нагорный ,гора

            Пот ,потолок ,потливый

         Море ,морщины ,морской

        Боль ,большой , больница

        Вода ,водить ,водник

Вед .1 А теперь ответьте- права ли Лена?

            Получив задание подобрать  однокоренные слова , Лена  нашла стихотворение,

            Сделала рисунок.

           У меня друзей немало ,но я всех нарисовала :

           Коля- колет , Поля- полет ,Паша- пашет ,Соня- спит,

           Катя- катит , Тоня- тонет ,но не дам ей утонуть – я спасу подружку Тоню,

          Подрисую что-нибудь.

Вед .2 Как большой дом превратить в маленький ? Как топор превратить в рукоятку ?

            (-ик-)

Учитель: А теперь последняя страничка- « Как работают слова ?»

            Придумайте мн. ч. –зуб –

                 Лист-

               Корень-

               Пропуск-

              Хлеб-

Вед .1 Определите  род

         Георгины ,туфли ,манжеты ,ботинки ,овощи ,ведёрки ,тюль ,какао ,кофе ,

        Лебедь ,вуаль ,кольраби.

Учитель : ну, вот и  закончился  наш устный журнал.  Сейчас мы посмотрим ,кто набрал

                Больше всех звёздочек ,кто самый  зрудированный среди нас .

     Подведение итог ов

           

   

                      асс



Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  в 6 классе  «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели :1 .Повторить сведения о прилагательном : разряды ,постоянные и непостоянные признаки;

           2 .Повторить правописание корней  с чередованием , познакомить с порядком  разбора имени прилагательного ;

            4 .Развивать образность речи – придумывать эпитеты к словам ,предметам;

            5,Развивать любознательность , эстетический вкус ;

            6 .Развивать познавательный интерес к предмету;

            7 .Прививать чувство любви к родному краю ,желание  узнавать  о прошлом своего села.

 Словарная работа : ярмарка , Жостово ,Хохлома , Гжель , Вологодские кружева , народные

            промыслы . Межпредметная связь с уроками технологии и краеведения .

Оборудование  : мультимедийная установка ,слайды презентации , предметы  с народных

Промыслов ,карточки с буквами

Структура урока :

1. Оформление доски -  ЯРМАРКА

2 . Вступительное слово учителя : сегодня мы с вами побываем на ярмарке .Что такое ярмарка ?

Кто там присутствует ? Не только для того , чтобы купить или продать , приходили туда люди . Чтобы повеселиться , послушать шутки , посоревноваться ,посмотреть скоморохов .

         Выходят 2 зазывалы :

  1 ,Подходи ,честной народ,

  2 . Нынче ярмарка идёт!

  1 .Собрались на ней честные

 2 Купцы заморские и местные ,

 1 . Нам товар свой предлагают

2.  Очень интересный !

1 . Все на свете они знают ,

2 . Всех зовут в круг тесный !

Учитель :   ребята , а где можно узнать слово «ярмарка» ?- ответы уч-ся

Приход  1 купца :

    Хожу я по базару ,

   Продаю много товару .

 Кто товар мой купит-

Тот хорошую оценку получит !

(Предлагает купить  «слова» - показать , какую букву вставить – О – А ) -:

ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ ,  Р…СТЕНИЕ , ПОЛ…ГАТЬ , ВЫР…ЩЕННЫЙ , ВЫР…С , УГ…Р ,ЗАГ…РЕЛЫЙ , К…СНУТЬСЯ , Р…СТОК , ОТР…СЛЬ , Р…СТИ .

Вывод :-кто больше «купил»- У кого больше кружочков .

Повторение правила о правописании корней с чередованием .

2 купец : Мой товар ты выбирай ,а  другой не замечай !- Словарный диктант-

(определить разряд прилагательных )-

Волчий характер , волчья шуба , волчья стая ,заячий хвост , заячья храбрость , заячья шапка ,медвежья берлога , медвежья походка ,медвежья шуба ,лисья хитрость , лисий хвост .

Итог : кто «купил» сколько качественных ,сколько притяжательных ,сколько относительных .

(у кого сколько кружочков ).

Учитель (слово о народных промыслах ).

   Добрых рук мастерство, богатство нашей Родины ,нашего края ,нашего народа .

  Давайте рассмотрим изделия  ,купить их можно только тогда , когда назовёшь все

 Признаки : опишите изделие , чем больше признаков назовем  , тем лучше .

1 купец –Хохломские изделия – (ложки ,миски)-(презентация о Хохломе )

Слово учителя: Используется два цвета : От солнца –золотой ,чёрный –от земли,

Остальные тона все тёплые , красивая  посуда ,золотистые оттенки( назвать все признаки )

Записывается предложение -----Народные умельцы из Хохломы прославились своими

Изделиями во всём мире .

2 купец : посмотрите на мой товар – изделия  из Жостова – подносы(презентация )

Диковинные цветы , жестяные подносы ,декоративная роспись ,великолепный узор .

Записывается предложение -----Жостовские подносы – настоящее украшение .

1 купец : покупай мой товар – лучше него нет на ярмарке !- Гжель –(слайды из

Презентации ) ,показ изделий гжельских мастеров .Рассказ учителя : холодные тона ,бело-голубые краски ,синие , голубые  узоры  по белому полю , красивая посуда ,удивительные изделия .

Записывается предложение -----Опытные художники создают новые образцы росписи .

2 купец : покупай мои платки ! Краше и теплее нет на всё базаре !-( показ слайдов презентации, показ платков ,рассматривание изделий )

Записывается предложение -----Мы часто достаём из сундука бабушкин сарафан и платок и удивляемся их красоте .

1 купец :А у меня такой товар- сама волшебница- зима позавидует! (демонстрация вологодских кружев ,показ слайдов презентации ,рассматривание)

Слово учителя :снег , метель ,наши мастерицы на уроках труда тоже вяжут настоящие кружева.

Каждое изделие- произведение искусства. На что похожи они ?-(на снежинки).Давайте вспомним

Стихотворения о зиме , о снеге.

Белый снег пушистый  в воздухе кружится

И на землю тихо падает , ложится .

Учитель: ну вот ,весь товар купцы продали, а теперь я свой товар тоже хочу продать, он новый,

Незнакомый ,дорогой- таблица морфологического разбора имени прилагательного

(рассматривание порядка разбора).

Вспоминаются стихи Есенина , Пушкина о зиме . Одно прилагательное разбирается вместе с учителем , затем одно устно ,а затем письменно на доске .Закрепление по вариантам*

1вариант-народное (творчество)

2вариант- зимние (узоры )

Итог урока : вот мы с вами все продали и купили на ярмарке ,платили высокую цену ,сейчас

Узнаем ,кто больше купил (подсчёт кружков) ,их мы отметим  хорошими оценками. Ребята ,

А ведь в нашем Симбирском крае тоже проходили ярмарки ,самая  известная проходила в Карсуне  ,и туда  из всех сёл везли свои товары крестьяне. Везли и из наших мест .Тияпино славилось  изделиями для конской упряжи : хомутами , возжами  ,телегами ,санями и т. д. Аргаш  славился изделиями бондарства : бочками ,шайками ,вёдрами ,горшками. Подробнее мы с вами узнаем это на уроках краеведения .

Дом. зад. :написать мини-сочинение об одном из  увиденных на уроке изделий, два прилагательных разобрать письменно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные викторины для обучающихся 7-8 классов

Игра в викторины позволяет расширить кругозор школьников, помогают развитию индивидуальных способностей и склонностей. Выполняя задания вне рамок учебной деятельности, ребе­нок не боится получить неуд...

Занимательная викторина по литературе

Занимательная викторина по литературе подготовлена для учащихся 8 класса, можно провести в рамках предметной недели...

Занимательная викторина по химии (8-9 классы)

Занимательная викторина по химии (8-9 классы) 1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород) 2. Названия, каких химических элементов включаю...

Занимательная викторина "Все обо всем" для учащихся 2-3 классов

Цель: способствовать развитию мышления, познавательной активности учащихся. Пробудить у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуг...

Вопросы для проведения занимательных викторин

Вопросы из курса ботаники и зоологии для проведения викторин по курсу биологии...

Занимательная викторина "Хочу все знать"

Викторина для учащихся 6 классов на знание материала из различных областей деятельности человека...