"Занимательная викторина"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Занимательная викторина" проходит в виде игры по5 разделам : "Зачем нужны звуки?" , "Трудно ли быть грамотным?" , "Что такое слова?" , "Как делаются слова ?" , "Как работают слова?".Ребята заранее готовят рисунки-странички ,а также нужные атрибуты для игры(кроссворд,рисунок ребус ,иллюстрации к стихам ,например ,"Поля полет , Коля колет и т. д."Нужно 2 ведущих ,а также предметы:мелкие игрушки ,шарики или другое для подсчёта очков и выбора самого эрудированного ученика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Занимательная викторина»
Учитель: Дорогие друзья, вы привыкли решать задачи по математике,
А сегодня порешаем задачи по русскому языку. Они непохожи на математические ,
но решение не всегда просто найти . Сегодня мы ответим на вопросы по пяти
разделам : «Зачем нужны звуки?» , «Трудно ли быть
грамотным?», «Что такое слово?», «Как делаются
слова?», «Как работают слова?».Посмотрим ,
кто из вас успешно преодолеет эти страницы ,самому активному ,самому
знающему будет вручён приз . Помогут нам в этом ведущие ,мои помощники ,
Итак ,начинаем…
1 страница «Зачем нужны звуки?»
Ведущ.1 Вот бутон ,а вот бидон,а вот питон. В печке выпечем батон,
А в цветке есть бутон ,по траве ползёт питон, молоко течёт в бидон,
А на стройке есть бетон .Повтори и ты мне в тон: «Где бутон ? А где батон ?
Где бидон ? А где питон?» Ну,а где бетон ,раз ,два ,три ,четыре ,пять,
Начинаю повторять :
В печке выпечем-------------------
В цветке есть-------------------------
По траве ползёт ---------------------
Молоко течёт в ----------------------
А на стройке есть--------------------
Нет ,не так ,нет ,не так,подскажите сами : кто?
Разберитесь сами в том ,где бутон ,а где батон,где бидон ,а где питон?
Вед.2 Атлас ( как сделать из этого слова ткань и географическую карту?)
Хлопок- хлопок ,пирога – пирога ? Молодцы ! Отгадайте загадки: На бахче
Растёт, как разрежешь- сок течёт, свеж и сладок он на вкус,называется---------
Чтоб скорее в библиотеке отыскать ты книгу смог ,в ней бывает картотека-
Специальный ----------------/каталог,арбуз
Вед. 1 Прочитайте теперь слова наоборот (лог- гол),(лёд-дел),(пара-арап)
Из слова сделайте (Из лён- цифру)- ноль,(лей-дерево)-ель,(шёл-неправда)-ложь,(шей-
Просьбу)-ешь
Вед.2 Сценка « Несуразные вещи»
Вед. 1 Угадайте-ка , в каком слове 40 гласнных ? (сорока),100 согласных?(стол ,стон ,стог )
Вед. 2 Сколько раз ш встречается в стихотворении «Пешком шагали мыши…»( вед. читает стихотворение )-ответ 26 раз
Учитель : А теперь переходим на вторую страничку-« Трудно ли быть грамотным?»
Мы оговорим о буквах ,о том ,как правильно писать.
Вед. 1 В каком дне недели есть удвоенные согласные ?( суббота).Назовите имена девочек ,
Которые состоят из удвоенных согласных ? ( Анна ,Алла )
Вед. 2 Ответьте на вопрос –Сказала Й сестре родной : «Вот ты ,сестра, соседка, бываешь часто
прописной ,а я – ужасно редко.» « Ну , редко- это не беда ,иные буквы- никогда». « А много
их ?»-« Да целых три , сестра, а среди них- два брата,зовут их так--------Не говори,
скажите вы , ребята!(Й ,Ь, Ъ ,Ы)
Вед .1Чем кончаются день и ночь ? Что стоит посередине земли ? Чем кончается лето и
Начинается осень ?(о),)ь), (м)
Вед. 2 Он на вокзале есть всегда- к нему приходят поезда ,двойное Р содержит он и
Называется- (перрон).
Загадка эта нелегка- пишусь всегда через два К .И мяч и шайбу клюшкой бей-
А называюсь я------(хоккей).
Во мне 2К ,не забывайте ,таким, как я всегда бывайте: и точным ,честным и
И опрятным,иным же словом, --( аккуратным ).
Учитель:А теперь переходим к третьей страничке-« Что такое слова?»
Вед. 1 Сколько слов можно прочесть по часовой стрелке и против в этом кругу? ( см.
Приложение)-Око ,Колесо ,Сокол , Лесок , Осёл ,Село , кол.
Вед .2 Ответьте на вопрос : какой бор никогда не имеет листвы и хвои ? Какую строчку не
прочитает ни один учёный ? Может ли коромысло летать ? У каких башмаков нет
каблуков?
Вед .1 С К в полях меня найдёте, с Г в романсах запоёте , с В косички запленёте.
( колос ,голос ,волос )
Вед .2 Из писка птиц мой первый слог, второй –с бараньей головой , откройте печь и там
Найдёте то ,что не раз едали вы ---(пирог)
Вед .1 Нота- мой первый слог, поставь с ней рядом предлог и , разгадав загадку
До конца, получишь выражение лица ---( мина )
Вед .1 Анаграммы. А я в пруду живу, жирею ,переставьте буквы- в миг превращусь
Я в аллеи,и в лужайки , и в цветник ---(карп- парк )
Вед .2 В клетки надо вписать название дерева , танца ,части патрона
ль | ||
ль | ||
ль |
Ответ: пальма , полька ,пулька .
Вед .1 Какое государство можно носить на голове ? ( панама) Какая европейская столица стоит
На скошенной траве ? (Париж на реке Сене ) Какой город может летать ?( Орёл) Какую
Реку можно срезать ? (Прут ) Какая земля никогда не старится ? (Новая )Какое крыло
Никогда не летает ?(крыло автомобиля )
Учитель: переходим к страничке « Как делаются слова ?»
Рассекреченный секрет. Нет, я не хочу держать в секрете этот маленький
Секрет. Антилопы есть на свете ,а без «анти» лопов нет. Нет без «рога» носорога ,
Носорогу нужен рог. Без него в «бесносороги» превратится носорог.
Вед .2 Найдите 3 лишнее :
Гореть ,угореть ,горевать
Горе ,нагорный ,гора
Пот ,потолок ,потливый
Море ,морщины ,морской
Боль ,большой , больница
Вода ,водить ,водник
Вед .1 А теперь ответьте- права ли Лена?
Получив задание подобрать однокоренные слова , Лена нашла стихотворение,
Сделала рисунок.
У меня друзей немало ,но я всех нарисовала :
Коля- колет , Поля- полет ,Паша- пашет ,Соня- спит,
Катя- катит , Тоня- тонет ,но не дам ей утонуть – я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.
Вед .2 Как большой дом превратить в маленький ? Как топор превратить в рукоятку ?
(-ик-)
Учитель: А теперь последняя страничка- « Как работают слова ?»
Придумайте мн. ч. –зуб –
Лист-
Корень-
Пропуск-
Хлеб-
Вед .1 Определите род
Георгины ,туфли ,манжеты ,ботинки ,овощи ,ведёрки ,тюль ,какао ,кофе ,
Лебедь ,вуаль ,кольраби.
Учитель : ну, вот и закончился наш устный журнал. Сейчас мы посмотрим ,кто набрал
Больше всех звёздочек ,кто самый зрудированный среди нас .
Подведение итог ов
асс
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе «Морфологический разбор имени прилагательного»
Цели :1 .Повторить сведения о прилагательном : разряды ,постоянные и непостоянные признаки;
2 .Повторить правописание корней с чередованием , познакомить с порядком разбора имени прилагательного ;
4 .Развивать образность речи – придумывать эпитеты к словам ,предметам;
5,Развивать любознательность , эстетический вкус ;
6 .Развивать познавательный интерес к предмету;
7 .Прививать чувство любви к родному краю ,желание узнавать о прошлом своего села.
Словарная работа : ярмарка , Жостово ,Хохлома , Гжель , Вологодские кружева , народные
промыслы . Межпредметная связь с уроками технологии и краеведения .
Оборудование : мультимедийная установка ,слайды презентации , предметы с народных
Промыслов ,карточки с буквами
Структура урока :
1. Оформление доски - ЯРМАРКА
2 . Вступительное слово учителя : сегодня мы с вами побываем на ярмарке .Что такое ярмарка ?
Кто там присутствует ? Не только для того , чтобы купить или продать , приходили туда люди . Чтобы повеселиться , послушать шутки , посоревноваться ,посмотреть скоморохов .
Выходят 2 зазывалы :
1 ,Подходи ,честной народ,
2 . Нынче ярмарка идёт!
1 .Собрались на ней честные
2 Купцы заморские и местные ,
1 . Нам товар свой предлагают
2. Очень интересный !
1 . Все на свете они знают ,
2 . Всех зовут в круг тесный !
Учитель : ребята , а где можно узнать слово «ярмарка» ?- ответы уч-ся
Приход 1 купца :
Хожу я по базару ,
Продаю много товару .
Кто товар мой купит-
Тот хорошую оценку получит !
(Предлагает купить «слова» - показать , какую букву вставить – О – А ) -:
ПРЕДЛ…ЖЕНИЕ , Р…СТЕНИЕ , ПОЛ…ГАТЬ , ВЫР…ЩЕННЫЙ , ВЫР…С , УГ…Р ,ЗАГ…РЕЛЫЙ , К…СНУТЬСЯ , Р…СТОК , ОТР…СЛЬ , Р…СТИ .
Вывод :-кто больше «купил»- У кого больше кружочков .
Повторение правила о правописании корней с чередованием .
2 купец : Мой товар ты выбирай ,а другой не замечай !- Словарный диктант-
(определить разряд прилагательных )-
Волчий характер , волчья шуба , волчья стая ,заячий хвост , заячья храбрость , заячья шапка ,медвежья берлога , медвежья походка ,медвежья шуба ,лисья хитрость , лисий хвост .
Итог : кто «купил» сколько качественных ,сколько притяжательных ,сколько относительных .
(у кого сколько кружочков ).
Учитель (слово о народных промыслах ).
Добрых рук мастерство, богатство нашей Родины ,нашего края ,нашего народа .
Давайте рассмотрим изделия ,купить их можно только тогда , когда назовёшь все
Признаки : опишите изделие , чем больше признаков назовем , тем лучше .
1 купец –Хохломские изделия – (ложки ,миски)-(презентация о Хохломе )
Слово учителя: Используется два цвета : От солнца –золотой ,чёрный –от земли,
Остальные тона все тёплые , красивая посуда ,золотистые оттенки( назвать все признаки )
Записывается предложение -----Народные умельцы из Хохломы прославились своими
Изделиями во всём мире .
2 купец : посмотрите на мой товар – изделия из Жостова – подносы(презентация )
Диковинные цветы , жестяные подносы ,декоративная роспись ,великолепный узор .
Записывается предложение -----Жостовские подносы – настоящее украшение .
1 купец : покупай мой товар – лучше него нет на ярмарке !- Гжель –(слайды из
Презентации ) ,показ изделий гжельских мастеров .Рассказ учителя : холодные тона ,бело-голубые краски ,синие , голубые узоры по белому полю , красивая посуда ,удивительные изделия .
Записывается предложение -----Опытные художники создают новые образцы росписи .
2 купец : покупай мои платки ! Краше и теплее нет на всё базаре !-( показ слайдов презентации, показ платков ,рассматривание изделий )
Записывается предложение -----Мы часто достаём из сундука бабушкин сарафан и платок и удивляемся их красоте .
1 купец :А у меня такой товар- сама волшебница- зима позавидует! (демонстрация вологодских кружев ,показ слайдов презентации ,рассматривание)
Слово учителя :снег , метель ,наши мастерицы на уроках труда тоже вяжут настоящие кружева.
Каждое изделие- произведение искусства. На что похожи они ?-(на снежинки).Давайте вспомним
Стихотворения о зиме , о снеге.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает , ложится .
Учитель: ну вот ,весь товар купцы продали, а теперь я свой товар тоже хочу продать, он новый,
Незнакомый ,дорогой- таблица морфологического разбора имени прилагательного
(рассматривание порядка разбора).
Вспоминаются стихи Есенина , Пушкина о зиме . Одно прилагательное разбирается вместе с учителем , затем одно устно ,а затем письменно на доске .Закрепление по вариантам*
1вариант-народное (творчество)
2вариант- зимние (узоры )
Итог урока : вот мы с вами все продали и купили на ярмарке ,платили высокую цену ,сейчас
Узнаем ,кто больше купил (подсчёт кружков) ,их мы отметим хорошими оценками. Ребята ,
А ведь в нашем Симбирском крае тоже проходили ярмарки ,самая известная проходила в Карсуне ,и туда из всех сёл везли свои товары крестьяне. Везли и из наших мест .Тияпино славилось изделиями для конской упряжи : хомутами , возжами ,телегами ,санями и т. д. Аргаш славился изделиями бондарства : бочками ,шайками ,вёдрами ,горшками. Подробнее мы с вами узнаем это на уроках краеведения .
Дом. зад. :написать мини-сочинение об одном из увиденных на уроке изделий, два прилагательных разобрать письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные викторины для обучающихся 7-8 классов
Игра в викторины позволяет расширить кругозор школьников, помогают развитию индивидуальных способностей и склонностей. Выполняя задания вне рамок учебной деятельности, ребенок не боится получить неуд...
Занимательная викторина по литературе
Занимательная викторина по литературе подготовлена для учащихся 8 класса, можно провести в рамках предметной недели...
Занимательная викторина по химии (8-9 классы)
Занимательная викторина по химии (8-9 классы) 1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород) 2. Названия, каких химических элементов включаю...
Занимательная викторина "Все обо всем" для учащихся 2-3 классов
Цель: способствовать развитию мышления, познавательной активности учащихся. Пробудить у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуг...
Вопросы для проведения занимательных викторин
Вопросы из курса ботаники и зоологии для проведения викторин по курсу биологии...
Занимательная викторина по русскому языку
для учащихся 5 класса...
Занимательная викторина "Хочу все знать"
Викторина для учащихся 6 классов на знание материала из различных областей деятельности человека...