урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Интегрированный урок по теме "Местоимение" позволяет убедиться в богатстве местоимений в русском языке, познакомиться с дополнительными материалами по истории языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.62 КБ |
презентация к уроку | 100.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 5 классе (русский язык и английский язык).
Проведён в рамках работы ШМО гуманитарного цикла учителем русского языка Истимировой А.С. и учителем английского языка Нусс Е.Н.
Тема: «Местоимение. Лингвистическая лаборатория».
Цели: 1.Обобщить знания по теме «Местоимение», рассматривая некоторые вопросы углубленно; заложить основу для изучения синтаксиса сложноподчинённых предложений в 9 классе; обозначить межпредметные связи.
2.задействовать на уроке весь ученический коллектив; воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку;
3.дать ученикам прикоснуться к настоящей науке, учить их свободно мыслить, работать над престижем преподаваемых предметов.
Оборудование: презентация (ЭОР, составленный педагогами ).
Ход урока:
!. Орг. Момент.
Н.Хикмет: Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет мрак!
Как эти слова соотносятся с темой урока?
-Запишите тему урока и подумайте, какую работу (деятельность) предполагает заявленная тема? Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Обращение к цитате из словаря С.И.Ожегова).
-А что значит прилагательное лингвистический?
2.Формулирование темы и целей урока.
-Сегодняшний урок – один из заключительных по теме «Местоимение», сегодня посмотрим на местоимение свежим взглядом, пусть такая знакомая нам часть речи откроет нам свои новые секреты.
3.Повторение изученного.
Начнём работу с разминки.
. -Каждый ряд задаёт вопросы рядам-соперникам по теме «Местоимение», за вопрос и ответ фиксируются баллы в таблице на доске.
4.Лингвистический опыт.
Сегодня в нашей лаборатории 3 вопроса: исторический, грамматический и межъязыковой. Посмотрите на слайд.
: нет..? Она получил..?
дал..? Он пошёл..?
доволен..? Они встретился..?
Цель опыта: объяснить появление начального звука н в формах косвенных падежей местоимений 3-го лица. Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа:
Р.п Р.п
Нет её – получил от неё
Д.п Д.п
Дал ему – пошёл к нему
Т.п Т.п
Доволен ими – встретился с ними
Какой вывод напрашивается?
Почему н появляется именно после предлога?
Дело в том, что некоторые древние предлоги исконно имели в своём составе согласный н, такими предлогами были вън, кън, сън. Когда эти предлоги употреблялись с формами косвенных падежей местоимений, происходило переразложение состава слов и согласный н присоединялся к местоимению. Запишем:
Вън кън сън
Вън его – въ него
Кън ему – къ нему
Сън им – съ ним
Найдите следы этого процесса (а также древние предлоги) в следующих словах:
Внушить, снедь, внутрь.
5.Эксперимент.
Цель следующего эксперимента – научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы.
Задание: спишите, обозначая члены предложения, а также местоимения и союзы.
Книга лежит на столе.
Что лежит на столе?
Я знаю, что лежит на столе.
Я знаю, что на столе лежит книга.
Выводы:
1.Вопросительное местоимение является членом вопросительного предложения.
2. Относительное местоимение является членом СПП и в то же время связывает его части.
3.Союзы, в отличие от местоимений, членами предложения не являются.
6.Контрольные вопросы.
1.Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях.
«Кто победил?» – спросили мы.
Он ответил, что неизвестно ещё, кто победил.
Он ответил, кто победил.
Фильм, что мы смотрели вчера, поставлен по одноимённому роману.
2. Продолжите предложение дважды, чтобы в одном случае что было относительным местоимением, а в другом – союзом.
Я думаю, что…
7. Межъязыковой опыт.
Цель: сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках.
-Сколько форм представлено в системе склонения русских личных местоимений?
- Как это узнать?
Работа с таблицей (слайд 20).
8 местоимений*6падежей=48форм.
-Рассмотрим систему английских личных местоимений. Сколько форм представлено здесь? (21слайд).
-В английском языке личные местоимения имеют не 6, как в русском, а 2 падежа: именительный падеж и объектный падеж. Таким образом, грамматические возможности русского языка в 3 раза богаче и разнообразнее, нежели в английском.
Переведите на русский язык следующие предложения.
Do you understand me?
Please, give me your book.
What do I need to take with me?
Ты понимаешь меня?
Пожалуйста, дай мне свою книгу.
Что мне нужно взять с собой?
-Что показывает перевод?
-Очевидно, что вместо одной и той же формы объектного английского языка русский язык в каждом случае требует особую падежную форму.
-Взгляните ещё раз на таблицу английских личных местоимений. Какую особенность заметили? Что можно сказать о местоимении 2 лица? Проиллюстрируйте это с помощью перевода.
What do you mean?
I think you are both wrong.
Now, children, I ll tell you a funny story.
Что ты имеешь в виду?
Я думаю, вы оба неправы.
А сейчас, дети, я расскажу вам забавную историю.
-Итак, мы ещё раз убедились, что русский язык обладает широкими грамматическими возможностями благодаря богатой системе склонения.
8.Работа с пословицами.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать!
Почему именно этими пословицами закончим наш урок?
Какая из пословиц относится к деятельности учителя на уроке, а какая к вашей деятельности?
9.Итог урока.
Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей лабораторной работы?
Какие общие выводы для себя сделали?
Какой из рассмотренных вопросов заинтересовал вас больше всего?
Изменилось ли ваше отношение к языку (как к науке) после сегодняшней встречи?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лингвистическая лаборатория -
По словарю С. И. Ожегова: «Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются опытами» Лингвистический – относящийся к лингвистике, науке о языке.
Цель урока:
Цель урока: узнать секреты местоимений- существительных; Повторить изученное; Подготовиться к контрольной работе.
Разминка 1ряд 2 ряд вопрос ответ
Лингвистические опыты Исторический Грамматический межъязыковой
Первый эксперимент Цель: объяснить появление начального звука н в формах косвенного падежа местоимений 3 лица. Задание: нет..? Она получил..? дал..? Он пошёл..? доволен..? Они встретился..? Поставьте данные местоимения в нужную форму, обозначьте падежи и сравните падежные формы слева и справа.
Р.п Р.п Нет её – получил от неё Д.п Д.п Дал ему – пошёл к нему Т.п Т.п Доволен ими – встретился с ними Какой вывод напрашивается?
Внушить – вънушити – вън+уши ( ти ) Снедь – сънедь – сън+едь («еда»)
Почему н появляется именно после предлога? Вън кън сън Вън его – въ него Кън ему – къ нему Сън им – съ ним Найдите следы этого процесса (а также древние предлоги) в следующих словах: Внушить, снедь, внутрь.
Внушить – вънушити – вън +уши( ти ) Снедь – съньдь – сън + ьдь («еда») Внутрь – вънутрь – вън + утрь («утроба», «нутро»).
Эксперимент № Цель: научиться отличать друг от друга вопросительные и относительные местоимения и подчинительные союзы. Обозначьте в данных предложениях члены предложения, местоимения и союзы.
Книга лежит на столе. Что лежит на столе? Я знаю, что лежит на столе. Я знаю, что на столе лежит книга.
Выводы: 1. 2. 3.
Контрольные вопросы. Обозначьте местоимения и союзы в следующих предложениях. «Кто победил?» – спросили мы. Он ответил, что неизвестно ещё, кто победил. Он ответил, кто победил. Фильм, что мы смотрели вчкра , поставлен по одноимённому роману.
Продолжите предложение дважды, чтобы в одном случае что было относительным местоимением, а в другом – союзом. Я думаю, что…
Опыт Цель: сравнить системы личных местоимений в русском и английском языках. Сколько форм представлено в системе склонения русских личных местоимений? Как это узнать?
Лицо Единственное число Множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Система английских личных местоимений. Personal pronouns I me we us you you you you He She it Him Her it they them
Эксперимент Do you understand me? Please, give me your book. What do I need to take with me?
Ты понимаешь меня? Пожалуйста, дай мне свою книгу. Что мне нужно взять с собой? Что показывает перевод?
What do you mean? I think you are both wrong. Now, children, I ll tell you a funny story.
Что ты имеешь в виду? Я думаю, вы оба неправы. А сейчас, дети, я расскажу вам забавную историю.
Итоги урока. Что нового узнали вы сегодня в ходе нашей лабораторной работы? Какие общие выводы для себя сделали? Какой из рассмотренных вопросов заинтересовал вас больше всего? Изменилось ли ваше отношение к языку (как к науке) после сегодняшней встречи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...