Презентации к урокам русского языка в 5 кл.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Презентации подготовлены к урокам русского языка (1-ая четверть) в 5-м классе по общеобразовательной программе под редакцией
Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., по методическим разработкам Г.А. Богдановой "Уроки русского языка в 5 классе".
Скачать:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Части речи: сущ., прилагательное, глагол, наречие, местоимение, союз, частица, предлог.Нам, своей, мы - ?Во,к,без,до -?И -? (Сколь, что, да, но…)
АФОРИЗМЫ О КНИГЕ
Книга – первый помощник в учёбе. Книга – источник знаний.
ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ КНИГИ
ОБЛОЖКАТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ( ТИТУЛ)ФОРЗАЦЫОГЛАВЛЕНИЕ( ГЛАВЫ, В//ВЛ)ПЕРЕПЛЁТ
РАССМОТРИ И ЗАПОМНИ ОБОЗНАЧЕНИЯ!
ПРАВИЛАНАБЛЮДЕНИЯРАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОВТОРЕНИЕИГРАРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
ЗНАКИ ОКОЛО СЛОВ
1 – фонетический разбор2 – морфемный разбор3 – морфологический разбор4 – синтаксический разбор5 –пунктуационный разбор6 – орфографический разбор
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1
Сад – 1 слог, садс -(с) – согласный,глухой, твёрдыйа-(а) – гласный, ударныйт –(т)- согласный, глухой, твёрдый, оглушение-------------------------------------З буквы, 3 звука
ПРИЁМЫ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ
Стр. 8Читай медленно, вдумчиво.Определи тему.Найди абзацы и шрифтовые выделения.Выясни значение непонятных слов.Прочитай текст по частям.Что ты узнал?Перескажи текст.
«ТВОЙ УЧЕБНИК – ТВОЙ ПОРТРЕТ»
Стихотворение В. Суслова … он, между прочим, весь год не скучает.И может весной доложить без утайкиО разных привычках и нравах хозяйки.
ПАМЯТКА «БЕРЕГИ УЧЕБНИК !»
Составь памятку на заданную тему.Поделись своими мыслями.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр. 10,устно.Фонетический разбор слов рад, град. Удачи! До свидания!
Подписи к слайдам:
ПАМЯТКА «БЕРЕГИ УЧЕБНИК !»
Поделись своими мыслями, прочитай памятку.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Запиши, из чего состоит учебник, книга(словарные слова)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ПРИЁМЫ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ-?Фонетический разбор слов рад, град . Запиши в транскрипции.
СЛУШАЕМ НА УРОКЕ
СТР.9. КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?
ПРИЁМЫ СЛУШАНИЯ
НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ.НЕ ПЕРЕБИВАЙ.ОПРЕДЕЛИ ТЕМУ.ЧТО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГОЛОСОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ?
«СПОР ЧАСТЕЙ РЕЧИ», УПР.11.
1 ряд - Имя существительное2 ряд – Имя прилагательное3 ряд - Местоимение
ЗАПИШИ В СПРАВОЧНИК
Орфографический разбор слова - 6Дорожкадорожка( зап.),дорожка ( дороженька),дорожка( сущ. в И.п., ед.ч.)
ВЫПОЛНИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР
К…сить, фу…бол, ж…знь, ч…ща- 6 ( 2 чел.)МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!
Подписи к слайдам:
РазговорныйХудожественныйНаучный Официально-деловой
СТИЛИ РЕЧИ
Стр.10-11, работа с учебником.Упр.13СТИЛИ РЕЧИ
РАЗГОВОРНЫЙ
БЕСЕДА С РОДНЫМИ И ДРУЗЬЯМИЛасковые словаОбращенияВосклицательные ивопросительные предложения УПР.14. НАЙДИ ПРИЗНАКИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ.
ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ В КНИГАХ, СТИХИ МНОЖЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ( ТРОПОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Термины, научная литератураСРАВНИ 2 и 3 ТЕКСТЫ НА СТР.10
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ:ЗДРАВСТВУЙТЕ ( ЗДРАВИЕ)ДО СВИДАНИЯ ( ДО СЛЕДУЮЩЕГО СВИДАНИЯ)СПАСИБО ( СПАСИ БОГ, СПАС)ПОЖАЛУЙСТАБЛАГОДАРЮ(БЛАГО, ДАР)БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫБУДЬТЕ ДОБРЫДОБРОЕ УТРО
ЗАПОМНИ!
ВСЕГДАНИКОГДАС Днём рождения!
МОЛОДЦЫ!
Д/з: выучить правописание «вежливых» слов. Справочник.Удачи! До свидания!
Подписи к слайдам:
ЗВУКИ И БУКВЫ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ПОМНИ:ЗдравиеВсегдаНикогда СпасибоПожалуйстаБлаго, дарДо свиданияСЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
ЗВУКИ
СЛЫШИМПРОИЗНОСИМПОНИМАЕМ
БУКВЫ
ПишемЧИТАЕМОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКИ НА ПИСЬМЕВСЕГДА ЛИ СОВПАДАЮТ ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ? – УПР.20, устно.
ТРАНСКРИПЦИЯ
КАК ПРОИЗНОСИТСЯ СЛОВО? ТРАНСКРИПЦИЯ – запись слова так, как мы его слышим.СТР.14. УПР.21.Варежки- шСнег-кМетель-и
РЕШИ ЗАДАЧУ
Сколько букв и звуков в словах?Грус…ный Напрас…ныйЗдра…ствуйСол…це
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1
Сад – 1 слог, садс - с – согласный, глухой, твёрдыйа-а – гласный, ударныйд – т - согласный, глухой, твёрдый, оглушение-------------------------------------З буквы, 3 звука
МОЛОДЦЫ!
Д/з: фонетический разбор слов дуб, лесок. УдачУДАЧИ!
Подписи к слайдам:
ИСПРАВЬ ОШИБКИ
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТЗдравиеВсегдаНикогдаСпасибоПожалуйстаБлаго, дарДо свидания
ЗВУКИ
БУКВЫ
ВСЕГДА ЛИ СОВПАДАЮТ ПРОИЗНОШЕНИЕ И НАПИСАНИЕ?
ТРАНСКРИПЦИЯ
КАК ПРОИЗНОСИТСЯ СЛОВО? ТРАНСКРИПЦИЯ – запись слова так, как мы его слышим.
РЕШИ ЗАДАЧУ
Сколько букв и звуков в словах?ЯСНЫЙЁЛКАЕЛОВЫЙЮГ
ЗАПИШИ В СПРАВОЧНИК
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:А,И,О,У,Э,Ы.НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗВУКАМИ:Е,Ё,Ю,Я!Й – ВСЕГДА СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙЧ, Щ – всегда ГЛУХИЕ, МЯГКИЕЖ,Ш,Ц – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ
ОРФОГРАММА
ДОМ – нет выбора букв по произношению (НЕТ ОРФОГРАММЫ).ДОМА – есть выбор , не по произношению, орфограмма.Орфограмма - буква,написание которой зависит от правила.Стр.16
ОРФОГРАММЫ
Гласные( гласные без ударения): венок, лиса, ветер.Шипящие и ц: шёпот, цифра, жёлтый.Орфограммы-согласные:бумажка, грустный,сторож, мороз.УПР.25, устно
ОРФОГРАММЫ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА
ЧАСТЬ СЛОВА-МОРФЕМА.МОРФЕМЫ:приставка, корень, суффикс,окончание.СТР.17
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ
ОрфограммаОрфографияМорфемаПриставкаКореньСуффиксокончание
ВЫПОЛНИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР 6
РОСАПРЕКРАСНЫЙ
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр.28, слова, отвинтить-6. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
ВСПОМНИ!
Морфема - ?Приставка - ?Корень - ?Суффикс - ?Окончание - ?Основа слова-?
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ОрфограммаОрфографияМорфемаПриставкаКореньСуффиксокончание
ОРФОГРАММЫ
Гласные( гласные без ударения): венок, лиса, ветер.Шипящие и ц: шёпот, цифра, жёлтый.Орфограммы-согласные:бумажка, грустный,сторож, мороз.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Что такое однокоренные слова?Лес, лиса, лесной, лисёнок - ?Горе, гора - ?Придумай свои слова.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
Повредит-2УСТНО говорим :1.Часть речи, изменяемая или нет. Ищу окончание (повредит- глагол, изменяемая часть речи, изменяю: повредят, повредишь. Ок.-ит).
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
2. Основа – всё слово без окончания(повред-).3. Ищу однокоренные слова. Нахожу корень: вред, вредный, вредить. Корень – вред-.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
4. Определяю приставку: повредить, навредить, вредный, приставка по-.5. Оформляю письменный разбор:повред итУДИВИЛСЯ -2
Мы разгл…дели в высок…й тр…ве св…тлячка. К…нец его бр…шка св…тился х…лодным ог…ньком. В…черами тр…пинка укр…шалась зелёными фонариками- св…тлячками.
ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММЫ
РЕШИ ЗАДАЧУ
Сколько букв и звуков в словах?Ягода – [й’а…]Ёж – [й’о…]Ель - ?Юный-?
МОЛОДЦЫ!
Д/з: выучить материал в справочнике,упр.27, слова. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ
Упр. 27. Комментированный морфемный разбор.Морфема - ?Приставка - ?Корень - ?Суффикс - ?Окончание - ?
ГОТОВИМСЯ К ДИКТАНТУ
ОрфограммаОрфографияМорфемаПриставкаКореньСуффиксокончание
В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-да- :дать, давать,задавать,продавать,преподаватель, раздаваться –ОДНОКОРЕННЫЕ?СМ. на значение корня!
ОМОНИМИЧНЫЕ КОРНИ
Вода, водить-?Лето, лететь-?Оса, осинка-?Пища, пищать-?Гора, горе-?Придумай родственные им слова.
ОДНОКОРЕННЫЕ ?
Горе, гора, гористый, горный, горевать, горец.Водитель, водяной, водить, вода, водный, подводить.Делит, дело, разделить, деловой, делец.Запиши по группам, обозначь орф.
ПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ
Стр.15,упр.28-устно.Стр.16, орф.№1.Упр.29.Запиши предложение, обозначь орфограмму:Деревенский ст…рожил сад колхозный ст…р…жил.
СМОТРИ НА ЗНАЧЕНИЕ КОРНЕЙ ПРИ ПОДБОРЕ ОДНОКОРЕННЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ!Сл…зать с дерева, сл…зать сметану.С…деть на стуле, с…деть от времени.
ПОМНИ!
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр.30, слова,стр.16-правило. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ
Упр. 30. Комментарий орфограммы №1.Расскажи правило.Пл…сатьЗап…х – выполни орфогр.разбор (6).
ГОТОВИМСЯ К ДИКТАНТУ
ОрфограммаОрфографияМорфемаПриставкаКореньСуффиксОкончание
ПОМНИ
-да- :дать, давать,задавать,продавать,преподаватель, раздаваться .
ПОМНИ!
-дол- (= низ)долина, Подольск,подол (низ платья),долой (сбросить вниз)-даль- (=далеко)далёкий,дальний,отдалять,удаление,далече,далеко,удалиться,вдали
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДОЛИНА
Долина – дол (пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности)
МОЖНО ЛИ ТАК ПРОВЕРИТЬ?
Волна-волТравить- травыЧастичный –частныйЧисло-чистыйПолзти – пользаЛепить – лепкаБелизна – белыйЛожка- ложный
ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ
Застеклить рамы( вставить стёкла),пл…мбировать зуб(……..),р…сковать здоровьем(……. ),отм…чать в журнале(…..),п…лезный урок(…….).
ВСТАВЬ БУКВУ
посв…тить фонарём, посв…тить стихотворение, уд…литься от берега, уг…стил конфетой,изв…стил письмом, отв…рил двери, отв…рил грибы, соед…нил провода, преод…леть боль.
СМОТРИ НА ЗНАЧЕНИЕ КОРНЕЙ ПРИ ПОДБОРЕ ОДНОКОРЕННЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ!Сл…зать с дерева, сл…зать сметану.С…деть на стуле, с…деть от времени.
ПОМНИ!
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр.31, слова,правило. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
Правописание проверяемых безударных гласных в корне
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
орф…гра…а, Д…ЛИНА, орф…графия, ЗАД…ВАТЬ, м…рфема , Д…ЛОЙ, ПРЕП…Д…ВАТЕЛЬ, пр…ставка , кор…нь, Д…ЛЁКИЙ, су…икс, СЛ…ЗАТЬ(вниз),ок…чание, СЛ…ЗАТЬ(мёд), преод…леть.
ДВА СПОСОБА ПРОВЕРКИ
ИЗМЕНИ ФОРМУ СЛОВА:Л…СА –ЛИСЫД…МА-ДОМП…ЛЯ-ПОЛЕПОДБЕРИ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВОС УДАРЕНИЕМ НА ПРОВЕРЯЕМОЙ ГЛАСНОЙ:Д…ЛЕКО-ДАЛЬУД…ВИТЬ-ДИВО
ПОМНИ
-един- :ЕДИНСТВОЕДИНЕНИЕОБЪЕДИНИТЬСЯЕДИНИЦАСОЕДИНЕНИЕЕДИНСТВЕННЫЙ
ВЫПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ
УПР. 33, комментированное письмо.Обозначь орфограмму:уд…вительный день,прибл…жаться к дому,скр…пучий снег,укр…тить зверя,расч…щать двор,об…снять задачу,об…ед…нить людей.
ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
ОТ ГЛАГОЛА ПОБЕЛЕЛ ВОЗЬМИ КОРЕНЬ,ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО МАЛЕНЬКИЙ -СУФФИКС,ОТ СИНИЙ- ОКОНЧАНИЕИ СОСТАВЬ СЛОВО! КАКОЕ?
ВСТАВЬ БУКВЫ,ПОСТРОЙ СХЕМЫ
На мачте разв…вался флаг.В отд…лении в…днелись п…ля.Растение хорошо разв…вается.Ребята ум…ляли взять их на рыбалку.
ВСТАВЬ БУКВУ(УСТНО)
Посв…тить фонарём, посв…тить стихотворение, уд…литься от берега, уг…стил конфетой,изв…стил письмом, отв…рил двери, отв…рил грибы, соед…нил провода, преод…леть боль.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр.34, рассвет-6. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
Правописание безударных гласных в корне
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Дом. упр.37.: комментированное чтение.Орфограмма №2.Долина-6Рассвет-6
ВСПОМНИ!
Объясни написание:объед…нитьсяпросл…влятьпросл…влениен…стурция …р…мат …ранжевый
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ
ДИРЕКТОРВЕСТИБЮЛЬКАБИНЕТПОРТРЕТЗДЕСЬ
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ -?
ОСЕНЬ. ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД,ЛИСТЬЯ ПОЖЕЛТЕЛЫЕ ПО ВЕТРУ ЛЕТЯТ;ЛИШЬ ВДАЛИ КРАСУЮТСЯ,ТАМ, НА ДНЕ ДОЛИН,КИСТИ ЯРКО-КРАСНЫЕ ВЯЖУЩИХ РЯБИН.А.ТОЛСТОЙ
В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-ТРЯС-ТРЯСКАТРЯСИНАТРЯСТИСЬВСТРЯХНУТЬЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕСОТРЯСЕНИЕ
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Р…бину называют …сенней кр…савицей.…на не б…ится хол…да, а её яг…ды ст…новят…ся сладкими от м…роза.
НАЙДИ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ
Она об…г…щает почву св…ими пл…дами, привл…кает массу птиц, а птицы истребляют вр…дителей леса.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: упр. 38, слова, правила.
Подписи к слайдам:
Правописание согласных в корнеслова
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
стр.22Дуб-ду п -оглушение косьба – озвончениеТравка – трафка –оглушениеПРОЧИТАЙ ПРАВИЛО,ОРФ.№3
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Упр.40,41, выполни по образцу.Помни:б-п, в-ф, г-к, д-т, г-к, з-с - ? Упр.42-устно.
ЗАПИШИ В СПРАВОЧНИК
Проверяемые согласные:ДУБ-ДУБОК,ДОРОЖКА-ДОРОЖЕНЬКА(Стр.18, орф.№3).Непроверяемые согласные:ФУТБОЛ, ХОККЕЙ –запомнить.(стр.20, орф.№2)Непроизносимые согласные:ЧЕСТНЫЙ-ЧЕСТЕН,УСТНЫЙ-УСТА(стр.21, орф.№4).
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ
ВокзалРюкзакШествовать(= идти)Шефствовать(шефы)спортсмен
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ
ОТСЮДАБЛЕСНУТЬСИЯТЬСВЕРКАТЬВЕСТИ(ВЕДЁТ)ВЕЗТИ(ВЕЗЁТ)
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ
КОСЬБА(КОСИТЬ)МОЛОТЬБА (МОЛОТИТЬ)ПРОСЬБА(ПРОСИТЬ)ФУТБОЛХОККЕЙМАТЧБАСКЕТБОЛ
Т -?
ПРЕЛЕСТНЫЙ - прелестиЧЕСТНЫЙ- честенИЗВЕСТНЫЙ- вестиМЕСТНЫЙ-местоЧУДЕСНЫЙ- чудесенУСТНЫЙ- устаВКУСНЫЙ- вкусенПРЕКРАСНЫЙ- прекрасенОПАСНЫЙ- опасен
МОЛОДЦЫ!
Д/з:упр.47, слова, орф.1-4.Удачи!
Подписи к слайдам:
РАЗДЕЛЬНОЕНАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Удивительный-дивоПосветить огнём- светУкрашение- прекрасенОбъединиться- единыДолина-долПраславлять-славаСотрясение-тряскаПреодолеть-доля
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
АроматоранжевыйРаздавать-датьСиятьПреподаватель-датьБрошюраЖюрипарашют
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Запиши слова через запятую.Думай, проверяй!
Ь ИЛИ Ъ?
СТР.23, правило.Разъяснить,съехать,съёмка,предъюбилейный.Упр.54-письменно.Упр.56-устно.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Стр.24, правило.В лесу (лес, в сосновом),Обо мне (я),Влететь.Упр.58(устно), стр.26- правило.ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ:из-за, из-под.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Упр.59, комментарий орфограммы.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: , орф.1-7, упр.61.Удачи!
Подписи к слайдам:
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕЬ и Ъ знаки
ВСПОМНИМ ТРУДНЫЕ СЛОВА
ОТСЮДАБЛЕСНУТЬСИЯТЬСВЕРКАТЬВЕСТИ(ВЕДЁТ)ВЕЗТИ(ВЕЗЁТ)
ПОМНИ!
КОСЬБАМОЛОТЬБА ПРОСЬБАФУТБОЛХОККЕЙМАТЧБАСКЕТБОЛ
ВСПОМНИМ ТРУДНЫЕ СЛОВА
ВокзалРюкзакШествовать(= идти)Шефствовать(шефы)спортсмен
ПОМНИ!
Брошюра шуПарашют шуЖюри жу
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
СЛОВАРНЫЙ диктантУДАЧИ!
ПРОВЕРЬ!
Небесный свод, чувствовать усталость, поздним вечером, прекрасный вид, яростный ветер, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, чинить часы, вязкая трясина, шествовать по улице.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
СТР.28, правило.Разлить-разъяснить,съехать-сузить,съёмка- Сёмка,предъюбилейный-предложить.Упр.54-письменно.Упр.56-устно.
ДУМАЙ!
Пью, соловьи.Упр.54,56(устно).ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ:СЪЕЗД,ПОДЪЁМ, ВЪЕЗЖАТЬ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ВЬЮГА, РУЖЬЁ, БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ.
Ъ-? Ь-? ИЛИ НИЧЕГО?
Раз…ярённый зверь, с…ёжиться от холода, об…яснить задачу,л…ётся дождь, раз…единить провода, об…ём, раз…уверить друга, с…узить юбку, под…езд, в…юга.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: слова, орф.1-5.Удачи!
Подписи к слайдам:
ЗАПИШИ В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-свящ-(-свят-)святопосвятитьСвященныйОпредели части речи
ЗАПИШИ В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-драж- ( -дрог-)дрожьдрожатьсодрогнутьсязадрожатьпродрогнуть
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
СТР.35.Части речиСамостоятельные-?(отвечают на ?, что-то обозначают, являются членами предложения)Служебные-?(служат для связи слов в предложении)Упр.71,72-устноУпр.67.Упр.68.
ВСЕГДА СЛИТНО!
Низ право зад векВерх лево перёд началоВысь бок даль конец
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ
Вниз, вверх, ввысьВправо, направо, справаВлево, налево, слеваНабок, вбокСзади, вперёд, вдальНавек, вначале, наконец
МОЛОДЦЫ!
Д/з: выучить материал в справочнике, слова. УдачДо свидания
Подписи к слайдам:
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
СПРЯЖЕНИЕ глагола -?1,2,3 лицо -?Стр.39, правило
ПИШИ Ь ВО 2 Л.ЕД.Ч. СТР.40, ПРАВИЛО
Печёшь( гл. во 2-м л., ед.ч.)Несёш…везёш…Упр.81.
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Если окончание ударное, … -?ИДЁМ, ИДУТ -? спр.ГОВОРИМ,МОЛЧАТ - ? спр.
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Если окончание безударное, задаю… -?МО…ТСЕ…Т
К 1-МУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ
ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА …-?ВСЕ НА … , КРОМЕ 4-рёх: … -?ВСЕ НА – …, КРОМЕ 7-МИ: …-? 3 ГЛАГОЛА НА … -?
КО 2-МУ СПРЯЖЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ
ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА … ,КРОМЕ 3-ёх …-?4 НА … -?7на … - ?
АЛГОРИТМ ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
ВЕ…Т ( ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?-ВЕЯТЬ, НА –ЯТЬ-, ЗНАЧИТ 1СПР., ПИШУ Е )ЗАВИС…Т (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? –ЗАВИСЕТЬ, НА –ЕТЬ, ИСКЛ, 2 СПР, ПИШУ И)
ПОМНИ!
-ТИ, -ТЬ – ?Гласная перед –ть – ? ТАЯТЬСЕЯТЬ
ПОМНИ!
НЕ с глаголами пиши раздельно:не написалИскл.: негодовать, недомогать, нездоровится,ненавидеть(не употр. без не).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В решете воду (не)удерж…ш… .Обозначь орфограммы, выполни синтаксический разбор.
ВСЕГДА СЛИТНО!
Низ право зад векВерх лево перёд началоВысь бок даль конец(В)лево, (на)лево, (с)лева(На)бок(С)зади, (в)перёд, (в)даль(На)век
-ТЬСЯ И –ТСЯ
Стр. 41. Правило.Пошли ( что делать?) купаться(инфинитив).Он ( что делает?) купается( 3-е лицо). ЦАУпр.84-УСТНО.
ВСПОМНИ СКАЗКУ
В синем небе звезды блещ…т,В синем море волны хлещ…т;Туча по небу идёт,Бочка по морю плывёт.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛОВ 3
I.Хлещут – гл. Волны (что делают?) хлещут.II.Н.ф. -хлестать, 1 спр., во мн.ч., наст. врем., 3 лице.III. Волны ( что делают?) хлещут.
ВЫПОЛНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
СЛЫШ…ТВИД…ТМО…ТРО…ТГОН…тВО…т(не ) завис…т
МОЛОДЦЫ!
Д/з: СТР.3940,41 - ПРАВИЛА. УПР.92 (как в классе). УдачдДо свидания
Подписи к слайдам:
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
Бор…т…ся за чистоту.Закле…т конверт.Ве…т ветерТростник не колыш…тСтро…ся в колоннуСе…ш…,ве…ш…
ПОМНИ!
-ТЬСЯ ЦАТОЛЬКО В ТРАНСКРИПЦИИМЫЛЬНИЦА –сущ.УЧИТЬСЯ- гл.
ПОМНИ!
Исчезать, не мог, сиять, вправо, слева, из-за дерева, брошюра,спортсмен, не был, дрожать от холода, слышит, видит, смотрит, внизу,вверху. Найди сущ-ные.
ПОМНИ!
Существительное - самостоятельная часть речи, отвечающая… и обозначающая… Род, склонение, число, Падеж.-Я- - ?
СКЛОНЕНИЕ СУЩ-НЫХ
1 скл.: м., ж.р.,-а,-я (рама, Ваня,Мама, папа)2скл: м.р. С окончанием (дом, конь), ср.р.-о,-е (окно, море)3 скл.: ж.р. С оокончанием(печь, дочь).
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
1скл. 2 скл. 3скл. на-ие на –ия на -ий Р. -и - -и - -и -Д. -е - -и - -и -П. -е е -и -и -и -иРека окно печьАлгоритм: идут по дорог …(дорога, сущ., 1скл.,по реке, в д.п., е)УПР.100
Ь НА КОНЦЕ СУЩ. ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Стр. 47, правило.РОЖЬ(3 скл.), грач ( не 3 скл.), много туч( не з скл, в Р.П., мн.ч.)Упр.98.
МОЛОДЦЫ!
ОТДЫХАЙТЕ!
МОЛОДЦЫ!
Д/з: СТР.39-47-ПРАВИЛА. УПР.95, слова в тетради. УдачдУдачи!
Подписи к слайдам:
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Запиши слова под диктовку.Самопроверка, сдача работ.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Исчезать, не мог, сиять, вправо, слева, из-за дерева, брошюра,спортсмен, не был, дрожать от холода, слышит, видит, смотрит, внизу,вверху.
ВСПОМНИ!
Существительное - ?ПРИЗНАКИ-?I.Волны- сущ. Хлещут(что?) волны. II.Н.ф.- волна, ж.р.,1 скл., в И.п., во мн.ч. III.Хлещут (что?) волны.
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
1скл. 2 скл. 3скл. на-ие на –ия на -ий Р. - ? - ? Д. - ? - ? П. - ? - ? - ? - ? -? Река окно печьАлгоритм: идут по дорог…(дорога, сущ., 1скл.,по реке, в д.п., ?)Армия, планетарий, знамение -?
ПРИДУМАЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ
РОЖ…, грач…, туч -?Прилагательное –самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
ПРИДУМАЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Осень
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
Упр.102 –устно.
ПОМНИ!
Чтобы проверить безударную гласную в окончании прилагательного, надо задать вопрос от существительного или местоимения. Какое окончание в вопросе, такое пиши в прилагательном.Орфограмма №19, см. второй форзац.
ОКОНЧАНИЕ ПРОВЕРЯЙ ВОПРОСОМ
Глубоким озером(каким? ср.р., в Тв. п.)Упр.104*, 105. Обозначь орфограмму.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 3
I.Огромные- прилагательное, тучи (какие?) огромные. II.Н.ф.- огромный, в И.п., во мн.ч. III.Волны (какие?) огромные.Помни: начальная форма прилагательного-мужской род, ед.ч.
МОЛОДЦЫ!
Д/з: СТР.39-47-ПРАВИЛА. УПР.95, слова в тетради. УдачдУдачи!
Подписи к слайдам:
ПОВТОРИМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОЕ
Что такое местоимение?Примеры?Личные местоимения?
НАЙДИ МЕСТОИМЕНИЯ
Я, ты, он, она,Вместе - целая страна.Вместе - дружная семья,В слове «мы» - сто тысяч «я».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Я, ты, он, она,Вместе - целая страна.Вместе - дружная семья,В слове «мы» - сто тысяч «я».
НАЙДИ МЕСТОИМЕНИЯ
Над тобою солнце светит,Родина моя,Ты прекрасней всех на свете,Родина моя!
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Над тобою солнце светит,Родина моя,Ты прекрасней всех на свете,Родина моя!
МЕСТОИМЕНИЕ-
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Я, мы,Ты, вы,Он, она, оно, ониИзменяются по лицам, числам и (в третьем лице единственного числа) родам, а также склоняются по падежам.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
ПОМНИ!
Грущу по васТоскуешь по нас П.п.Скучаю по нас упр. 394* У неё ( не у ней), к нему, с ним - после предлогов у мест. 3-го лица появляется н!
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
Её нет дома. – Вот её дом.Придумай свой пример!
МЕСТОИМЕНИЕ ВЫ
К старшим по возрасту, к незнакомым людям, нормаЭТИКЕТА в обществе!Раньше так обращались к матери, отцу. Старинная традиция ещё кое-где сохранилась в сельской местности.
МЕСТОИМЕНИЕ ВЫ
Дорогая Ольга ВАСИЛЬЕВНА! Поздравляем Вас с… Желаем Вам здоровья… - Вы, ребята, идёте в кино?- Да, а вы?
МЕСТОИМЕНИЕ ТЫ
Часто встречается в обобщённом значенииХорошо пробежат…ся по свеж…му снегу! Ты идёш… и не вид…шь ничьих следов.
ПРОСКЛОНЯЙ
И. чей голос?Р. Чьего голоса?Д. чьему голосу?В. …?Т. …?П. о …?
РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ
Кто сказал, что нет чудес на свете? Какой зверь не куса…т…ся, ни на кого (не)броса…т…ся, а живёт выше всех?
СОЗВЕЗДИЕ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ!
В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ?
Что находит…ся на горизонте?Я знаю что оп…здал.
В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ?
Что находит…ся на горизонте?1) 2)Я знаю ,(что оп…здал).
РЕШИ ЗАДАЧУ
Укажи начальную форму местоимения, разряд: передо мной, у вас, с нами, за тобой, с собой, к ним, сколько учеников, к себе, какова .
РЕШИ ЗАДАЧУ
Поставь в нужный падеж:грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по (вы).
ПОМНИ!
Вопросит. мест. Относит. мест.(союзн.слова)Кто читал роман? Кто много читает, тот много знает.Какие книги тебяинтересуют? Из книги он узнал,какие животные здесь обитают.Который час? Он заметил Петю, который шёл мимо.
МОЛОДЦЫ!
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ШКОЛЫ!!! До свидания
Подписи к слайдам:
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ МИНУТКА
ДОСКАУ ДОСКИНА ДОСКУЖАЛЮЗИКВАРТАЛДОГОВОР
ПОВТОРИ СЛОВА
РапортСалютИздалекаИзредкаСловосочетаниеПунктуацияСтремитьсяБеседовать посетить
ПОВТОРИ ТЕОРИЮ
СИНТАКСИС - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ,ИЗУЧАЮЩИЙ …-?Пунктуация –раздел науки о языке, изучающий систему ...?Словосочетание -? Его строение?
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПОМНИ!ГЛАВНОЕ СЛОВО- от которого ставится вопрос.ЗАВИСИМОЕ СЛОВО – к которому ставится вопрос.
РАЗБЕРИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, СТР.54
У…кая тр…пинка М…шать дв…жениюУборка ур…жая
ПРИЛ. +СУЩ. КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Высокая рябина мокнет под дождём.Чахлая рябина мокнет под дождём.ЭПИТЕТ?
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯЗНАКИ РАЗДЕЛЕНИЯЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ. … ?, ( ) !; -: «»
КАКИЕ ЗНАКИ ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР?
Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца...Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном. - 5Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла!....Алексей Плещеев
СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
1. Окончание прилагательного: прелестного цветка.2.Окончание существительного ( с предлогом и без):идти по дороге, вижу маму.3.По смыслу: внимательно смотреть.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Упр.125, 127, 132*.
МОЛОДЦЫ!
Д/З:упр.129, 126, правила.
Подписи к слайдам:
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ КОРНЕЙ
БагровыйБагряныйБагрец-Багр- (красная краска)Сумерки(слово мерки не сохранилось в совр. русск.яз.), сравни: меркнуть, мерцать, мрак.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Стр.66,чтение статьи учебника.Предложение –одно или более слов, связанных по смыслу и грамматически.Сухие листья тихо падают на землю.Сколько словосочетаний?
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.
ПОВТОРИ
Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: Эта пара отлично танцует.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: Тишина. Светает.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
Р.п. –П.п. _ _ _ _ дополнениеКакой?чей? Определение Обстоятельство- где? куда? когда? откуда?почему? зачем и как? сколько? _._._._._
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ
Подлежащее - слово разных частей речи:существительноеместоимениеприлагательное числительное неопределённая форма глагола
УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ, ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ
Животные зевают, как и люди.Он кричит. Больной выздоравливает. Присутствующие недоумевают.
УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ
Семеро одного не ждут.Задаваться – всех смешить.Она умна. (Краткое прил.)Она умная. (Полное прил.)Она умнее всех. (Степень сравнения)Упр.141, 142.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательныеВопросительныеПобудительныеМир изменился.Солнышко садится?Будьте здоровы.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, С.70
КликатьКличВосклицаниеНевосклицательное
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Грамматическая основа- ?, включает в себя главные члены в …(? )предложениях и один главный член в …(?).
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!Д/з: Параграф 28,правило,упр.143(орф.).
Подписи к слайдам:
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое, включает в себя главные члены в двусоставных предложениях и один главный член в односоставных.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Двусоставные - это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: Эта пара отлично танцует.
Односоставные - это предложения, имеющие только один главный член, например: Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ
Подлежащее - слово разных частей речи:Существительное (+ глагол)Местоимение (+ глагол)Прилагательное (+ глагол)Числительное (+ глагол) неопределённая форма глагола
УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ
Животные зевают, как и люди.Он что-то кричит. Больной выздоравливает. Присутствующие недоумевают.Один зевнёт, и все начинают зевать.
УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ
Зевать невежливо.Задаваться – всех смешить.Она умна. (Краткая форма.)Она умная. (Полная форма.)Она умнее всех. (Степень сравнения.)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (СТР.70)
ПовествовательныеВопросительныеПобудительныеМир прекрасен!Солнышко садится.Будьте здоровы!
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ
Мир прекрасен!Солнышко садится.Этот цветок красив.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
Все ребята выполнили упражнение?Сегодня холодно?Кто дежурный?Логическое ударение
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ
Совет, просьба, приказ – резко, категорично, мягко, ласково(Не) переб…вайте г…в…рящего.Упр.150.Упр.146, 147
ЗАПИШИ В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-вест-ВестьВесточкаПовествоватьПовествовательноеповествование
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!Д/З: п.29,правило,упр.149.
Предложения по интонации или эмоциональной окраске
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ -?
Мир прекрасен!Солнышко садится.Будьте здоровы!Сегодня холодно?Д.упр.149*, 150*
ГОТОВИМСЯ К СЛОВАРНОМУ ДИКТАНТУ
КликатьКличВосклицаниеНевосклицательноеПунктуация, пунктограмма
ЗАПИШИ В «СЛОВАРЬ КОРНЕЙ»
-вест-ВестьВесточкаПовествоватьПовествовательноеповествование
ВОСКЛИЦАТ. НЕВОСКЛИЦ.
Мир прекрасен! Мир прекрасен.(Пов., воскл., (Пов., невоскл.,простое…) простое…)Что ты делаешь?!Что ни делается , всё к лучшему.(Вопрос., воскл., (Пов., невоскл., простое, двус., сложное…) Распростр., полн.)
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, С.73
КликатьКличВосклицаниеНевосклицательноеУпр.151,152Распределительный диктант
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!Д/з: п.30,правило,упр.155.
Подписи к слайдам:
ВСПОМНИ!
Существительное - ?ПРИЗНАКИ-?I.Волны- сущ. Хлещут(что?). II.Н.ф.- волна, ж.р.,1 скл., в И.п., во мн.ч. III.Хлещут (что?) волны.
ПИШИ ПРАВИЛЬНО!
1скл. 2 скл. 3скл. на-ие на –ия на -ий Р. - ? - ? Д. - ? - ? П. - ? - ? - ? - ? -? Река окно печьАлгоритм: идут по дорог…(дорога, сущ., 1скл.,по реке, в д.п., ?)Армия, планетарий, знамение -?
ПРИДУМАЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ, УПР.98-НЕВЕРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ
РОЖ…, грач…, туч -?Прилагательное –самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
ОКОНЧАНИЕ ПРОВЕРЯЙ ВОПРОСОМ
Глубоким озером(каким? ср.р., в Тв. п.)Вид…т, смотр…т,завис…т, кле…т,та…т -? Мне, его, я, он, тот, этот, все, каждый, всякий-?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 3
I.Огромные- прилагательное, волны (какие?)огромные. II.Н.ф.- огромный, в И.п., во мн.ч. III.Волны (какие?) огромные.Помни: начальная форма прилагательного-мужской род, ед.ч.
СИНТАКСИС, СТР.56
СИНТАКСИС - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЕТ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРАВИЛА ИХ ПОСТРОЕНИЯ. Упр.119*, 121*
ПУНКТУАЦИЯ, СТР.57-59
Пунктуация –раздел науки о языке, изучает правила постановки знаков препинания.Сколько всего знаков препинания?
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, УПР.126*
ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯЗНАКИ РАЗДЕЛЕНИЯЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ. … ! ?, ; : - «» ( )
ВЕРНО?УПР.122*
Очень-очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая!Б.Заходер
ПРОЧИТАЙ!
Очень-очень странный вид: Речка за окном, горит Чей-то дом, хвостом виляет Песик, из ружья стреляет Мальчик, чуть не слопал мышку Кот, в очках читает книжку Старый дед, влетел в окно Воробей, схватил зерно Да как крикнет, улетая: -Вот что значит запятая!Б.Заходер
ПУНКТУАЦИЯ
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР- 5
Выполни пунктуационный разбор. ВСЕ ДЕТИ ВЕСЕЛО ПРЫГАЛИ И БЕГАЛИ. Наступила золотая осень деревья преобразились.
МОЛОДЦЫ!
ОТДЫХАЙТЕ!
Подписи к слайдам:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ
Мир прекрасен!Солнышко садится.Будьте здоровы!
Грамматическая основа - ? Она включает в себя главные члены в …(?)предложениях и один главный член в …(?).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Двусоставные - это предложения, имеющие…-? Они отлично танцуют.
Односоставные - это предложения, имеющие только …-? Тишина. Светает.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее-?Сказуемое-?Чем выражаются?На какие вопросы отвечают?Что обозначают?
НАЙДИ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ
Я иду в школу.Москва - столица России.Москва красивая.Петербург прекрасен.
КОГДА СТАВИТСЯ
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ-?Москва столица России. -5Санкт-Петербург северная столица России.Он шахматист.
ЗАПИШИ В ТЕТРАДЬ
подлежащее сказуемое второстепенные члены Что поясняет главные члены? Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
ПОМНИ!!!
РАСПРОСТРАНЁННЫЕ НЕРАСПРОСТРА-НЁННЫЕ (пространство)
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
Р.п. –П.п. _ _ _ _ дополнениеКакой?чей? Определение Обстоятельство- где? куда? когда? откуда?почему? зачем и как? сколько? _._._._._
ДОПОЛНЕНИЕ -?
Мальчик пишет письмо брату.пишет (кому?) братупишет (кого? что?)письмоСтр.83, правило
Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ - ?
И.п.-Р.п.-Д.п.-В.п.-Т.п.-П.п.-Солнце осветило дома.
ЗАПИШИ В СПРАВОЧНИК
Правило –помощник:вопрос к подлежащему ставь от сказуемого(кто? что?),вопрос к дополнению ставь двойной (кого? что).
ВСЕГДА СЛИТНО
ПИШИ НАРЕЧИЯ С КОРНЯМИ:Низ прав зад векВерх лев перёд началВысь бок даль конец
КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Вниз, вверх, ввысьВправо, направо, справаВлево, налево, слеваНабок, вбокСзади, вперёд, вдальНавек, вначале, наконецСоставь 1 предложение.
ГОТОВИМСЯ К ГИА И ЕГЭ
А8.Найди грамматическую основу (и дополнение).1.Село украшает сад.2.Альбом взял мальчик.3.Лето сменяет осень.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Упр.180Образец.И.п. Свежий ветерок играет (кем? чем?)Т.п. листочками.
МОЛОДЦЫ! Выполните дома:упр.182,правила (стр.76-83).Спасибо! До свидания!
Подписи к слайдам:
КОГДА СТАВИТСЯ
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ-?Санкт-Петербург северная столица России.-5
ПОВТОРИ
подлежащее сказуемое второстепенные членывосклицательноеНевосклицательное клич
ПОМНИ!!!
РАСПРОСТРАНЁННЫЕ НЕРАСПРОСТРА-НЁННЫЕ (пространство)дополнение определение в словарьобстоятельство
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
Р.п. –П.п. _ _ _ _ дополнениеКакой?чей? Определение Обстоятельство- где? куда? когда? откуда?почему? зачем и как? сколько? _._._._._
КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Вниз, вверх, ввысьВправо, направо, справаВлево, налево, слеваНабок, вбокСзади, вперёд, вдальНавек, вначале, наконецСоставь 1 предложение.
Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы … падежей и обозначает …
ВСПОМНИ!
Правило –помощник:вопрос к подлежащему ставь от … (кто? что?),вопрос к дополнению ставь … (кого? что). Октябрь покрывает дороги ковром.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Стр.85*-86, правило.ОПРЕДЕЛЕНИЕКакой? Чей?(прил.) (мест.) Упр.186.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ?!
Кирпичный дом – сущ.дом из кирпича(из чего? какой?)Двойная роль! Определение!
ПЕРЕСТРОЙ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Стальная труба-труба(какая?)из сталиМалиновое вареньеСтеклянная трубкаАпельсиновый джемПисьменный стол
ДОПОЛНЕНИЕ -?
Приметы осени вовсём встречает взор.Встречает(кого? что?)приметыПриметы(какие?)осени
Р\Р КАК ВЕРНО?
Коричневые глазаКарие глаза ?Коричневые волосыКаштановые волосы ?
СОБЛЮДАЙ ЯЗЫКОВЫЕ ТРАДИЦИИ! Р2
Коричневые глазаКоричневые волосы – так говорят только иностранцы! Р2
ЗАПОМНИ!
Карие глазаКаштановые волосы- верно!
МОЛОДЦЫ! Спасибо! Отдыхайте!
Подписи к слайдам:
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
Р.п. –П.п. _ _ _ _ дополнениеКакой?чей? Определение Обстоятельство- где? куда? когда? откуда?почему? зачем и как? сколько? _._._._._
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕКакой? Чей?(прил.) (мест.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ?!
Кирпичный дом – сущ.дом из кирпича(из чего? какой?)Двойная роль! Определение!
Р\Р КАК ВЕРНО?
Коричневые глазаКарие глаза ?Коричневые волосыКаштановые волосы ?
ЗАПОМНИ!
Карие глазаКаштановые волосы- верно!
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Обстоятельство- где? куда? когда? откуда?почему? зачем и как? сколько? каким образом? в какой степени? как долго? _._._._._ Стр.88,правило.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
наречия : сущ. в косв.Падеже:Иду быстро. Сижу в лодке.
ЗАПИШИ В СЛОВАРЬ
УтромВечеромЗавтра наречияСегодняотовсюду
КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Вниз, вверх, ввысьВправо, направо, справаВлево, налево, слеваНабок, вбокСзади, вперёд, вдальНавек, вначале, наконецСоставь 1 предложение.Упр.192
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В небе тихо плавали пуховые обл..ка. Они таяли в лучах в..сёлого солнца.-4
МОЛОДЦЫ! Д\З: стр.83-88, правила, слова ,упр.195, 197.До свидания!
Подписи к слайдам:
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ (С.94)
НЕТ СОЮЗОВ:Ребята купались,играли.ПЕРЕД А, НО, ДА(=НО):Ребята не читали, а писали.
ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ
союз И соединяет однородные члены:Ребята купались Ииграли.Им было весело И хорошо.
ПОМНИ!
Детям нравились и фрукты, и сладости.Детям нравились фрукты, и сладости, и представление артистов. и ,и . ,и ,и.
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Стр. 96, правило.В вазе лежали фрукты:яблоки, груши, сливы. Яблоки, груши, сливы – эти фрукты лежали в вазе.Фрукты- обобщающее слово.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Упр.209-210, пунктуационный разбор.Что узнали на уроке?
СПАСИБО!Д/з: стр.90-97, правила, упр.211, чистая тетрадь с обложкой.
Подписи к слайдам:
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ?
Ребята купалисьиграли.ПЕРЕД А, НО, ДА(=НО):Ребята не читали а писали.
ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ?
союз И соединяет однородные члены:Ребята купались Ииграли.Им было весело И хорошо.
РАССТАВЬ ЗНАКИ
Детям нравились и фрукты и сладости.Детям нравились фрукты и сладости и представление артистов.
РАССТАВЬ ЗНАКИ
В вазе лежали фруктыЯблоки груши сливы. Яблоки груши сливы эти фрукты лежали в вазе.Фрукты- обобщающее слово.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Упр. 204- пунктуационный разбор.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.А. Косоговский
ОБРАЩЕНИЕ
Стр. 98*,99, правила.Что, царевич, ты не весел?
РАССТАВЬ ЗНАКИ
Приплыла к нему золотая рыбка спросила: « Что тебе надобно старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся государыня рыбка!»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Упр. 213*, 214.Упр.216.Стр.100-101*.ИЗВИНИТЕ вежливыеПОЖАЛУЙСТА словаБУДЬТЕ ДОБРЫ
РАССТАВЬ ЗНАКИ
Я вам друзья открою тайны здешних мест.Братцы что он про меня сочиняет?Цветик становись на бочку и читай свои стихи.Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.
СПАСИБО!Д/з: параграфы 41-42, правила, слова, упр.215
Подписи к слайдам:
Р/р ИЗЛОЖЕНИЕ
НАПИШИ ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ к тексту
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ.НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА?ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ? НАЙДИ ГЛАВНЫЕ СЛОВА.
ТИПЫ ТЕКСТОВ
ПОВЕСТВОВАНИЕ -?ОПИСАНИЕ-?РАССУЖДЕНИЕ-?
ПАМЯТКА
Раздели текст на части и озаглавь их.Послушай текст ещё раз и перескажи по частям, а затем полностью.Напиши изложение, проверь его.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В ПЛАНЕ?
ПЛАН 1.Пень и люди.2.Поклон пню.3.Возгордился пень.4.Деревья и пень.5.Перескажи текст.
ПРЕДУПРЕДИ Р5
Р5( неоправданный повтор слова): Девочка плачет. Девочка хочет домой.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Р6(неверное использование местоимения):Девочка увидела маму. Она плакала.Р4(употребление однокоренных слов):Писатель описывает осень.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
ПоклонилисьКузовкиСиничкаПрилетелаЗащебеталаА:-Реплика.Напиши изложение
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В ПЛАНЕ?
ПЛАН 1.Пень и люди.2.Поклон пню.3.Возгордился пень.4.Деревья и пень.5.Синичка и пень.
МОЛОДЦЫ!
Проверьте работы.Сдайте их, пожалуйста. ДО свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык - А26 (ТРЕНАЖЕР)"
Учебная презентация - тренажер предназначена для проверки навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи (задание А26).Может быть использована как для фронталь...
Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: "Разделы науки о языке"
2011 учебный год....
Презентация к конкурсу презентаций по иностранному языку "Окно в мир"
Данная презентация "Красная книга России" была сделана обучающимися 6 класса к муниципальному конкурсу презентаций на иностранном языке "Окно в мир". Может быть использована на уро...
Презентация по английскому языку на тему:"Английский язык – это язык парадоксов".
Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ обучающихся5-11 классов «Старт в науку»Название работы:«Английский язык – язык парадоксов»....
Презентация к муниципальному конкурсу презентаций на иностранном языке "Лучшие произведения зарубежной литературы".
Данная презентация "Чудесные сказки Шарля Перро" была сделана обучающимися 6 класса к муниципальному конкурсу презентаций на иностранном языке "Лучшие произведения зарубежной литературы...
Презентация к муниципальному конкурсу презентаций на иностранном языке "Родному краю посвящается".
Презентация по французскому языку "Население Кемеровской области-Кузбасса"...