Урок в 7 классе. Тема: "Изобразительно-выразительные средства"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Кузнецова Елена Васильевна

Урок русского языка  "Изобразительно-выразительные средства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse_izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема:     «Изобразительно – выразительные средства языка»

Цели урока:

1.Образовательные:

а) выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», обобщить материал как систему знаний;

б) углубить знания  языковых средств выразительности и умения определять их роль в тексте;

2. Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;  воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.

3. Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение выявлять авторскую позицию, адекватно воспринимать текст.

Ход  урока.

  1. Актуализация  знаний.

1)  Чтение учителем стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою». (Слайд 1)

                                       Чародейкою Зимою

                                       Околдован, лес стоит.

                                       И под снежной бахромою,

                                       Неподвижною, немою,

                                       Чудной жизнью он блестит.

                                       И стоит он, околдован,

                                       Не мертвец и не живой,

                                       Сном волшебным очарован,

                                       Весь опутан, весь окован

                                       Легкой цепью пуховой.

                                       Солнце зимнее ли мещет

                                       На него свой луч косой-

                                       В нем ничто не затрепещет.

                                       Он весь вспыхнет и заблещет

                                       Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

 - Почему поэтов и писателей называют художником слова?  

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы,  которые под  пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?  

 (Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?  

   (Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?  

    (Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

     - Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы  вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание.  А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

- Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте. Эти уроки помогут вам систематизировать знания по теме.    Сегодня мы обобщим полученные знания о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.

2.  Фронтальный опрос

    -  Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы и стилистические фигуры.

- Что такое тропы?  

    (Это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности)  (Слайд 2)

     - Средства художественной выразительности… А что же они выражают?    

   (Отношение автора к изображаемому; отличительные признаки предмета, явления, настроение героя)

- Назовите известные вам тропы.  

    (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, гипербола, литота)

     - Дайте определение эпитета. Приведите примеры.  

  (Эпитет – это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.)

     - Расскажите о видах эпитета. Приведите примеры.    

  ( «Выразительные» -весёлый ветер, печальная берёза. «Изобразительные» - бледная луна, золотой луч. «Постоянные» - чистое поле.  Изобразительные помогают ярче представить картину; Выразительные (оценочные) выражают чувство автора.)

3. Учебно-тренировочные упражнения

      Упр. 1.  Выпишите из стихотворения эпитеты, охарактеризуйте их.   (Слайд 3)

                                         В этой деревне огни не погашены,

                                         Ты мне тоску не пророчь,

                                         Светлыми звездами нежно украшена

                                         Тихая зимняя ночь.

                                         Светятся тихие, светятся чудные,

                                         Слышится шум полыньи…

                                         Были пути мои трудные, трудные.

                                         Где ж вы печали мои?

                                                                         (Н. Рубцов «Зимняя песня»)

           

    (Светлые звезды; тихая ночь, нежно украшена; тихие, чудные огни; трудные  пути)

 - Какой частью речи выражены эпитеты?

      - Чаще всего эпитет – имя прилагательное. Но может быть выражен и наречием, как в стихотворении  ( нежно  украшена)  и существительным например, идет волшебница зима.

- Какую роль эпитеты играют в тексте?      

  (Создают яркую запоминающую картину, выражают настроение, чувства лирического героя)

         Упр.2.  В произведениях русского народного творчества: сказках, былинах -  широко используются постоянные эпитеты. Назовем их. Я начинаю, вы дополняете:  

ветры…(буйные); мечи…(булатные); дороженька…(столбовая); кони…(добрые, удалые); поле…(чистое); степи…(широкие, раздольные); головушка…(буйная); молодец…(добрый).

        4. Опрос учащихся:

      - В любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете наряду с эпитетами выражения, основанные на сопоставлении двух предметов. Как называются такие выражения?      (Сравнения)

      - В любом сравнении можно выделить предмет сравнения – образ сравнения       

                                                                                                  признак сходства     (Слайд 4)

      - Найдите сравнение в пушкинском описании:

                                              Под голубыми небесами

                                              Великолепными коврами,

                                              Блестя на солнце,

                                              Снег лежит.

      - Назовите предмет, образ сравнения и признак сходства  

     (снежный покров, ковер, закрывает землю)

      - Вспомним способы выражения сравнений. Прокомментируйте примеры.             (Слайд 5)

                                Способы выражения сравнений с помощью

               - сравнительных оборотов с союзами  как, будто, словно, точно, как будто

                                               Уж близок полдень.

                                               Жар пылает.

                                               Как пахарь, битва отдыхает

                                                                                      (А.С. Пушкин)

               - существительного в Т.П.     

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось и помчалось колесом?

                                                                                      (К. Чуковский)

               - формы сравнений прилагательных или наречий

                                                Я ль, скажи мне, всех милее…

                                                                                      (А.С. Пушкин)

               - при помощи слов  подобный, похожий

                                                Твои глаза подобны звездам…

         - Какова роль сравнений?      

     (Рисует внешний облик героя, передает его настроение, переживание; помогает нарисовать предмет, явление, увидеть его по – новому, передать чувства, оценку автора)

         

         5. Игра – соревнование

          А теперь поиграем. Перед вами отрывки из художественных произведений. Ваша задача: найти сравнения и определить их изобразительную роль. Кто быстрее. Посмотрим, какой ряд самый активный.

  1. Хорошая девочка Лида

На улице Южной живет.

Её золотые косицы

Затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

Как в поле, мелькают цветы.

                         (Я. Смеляков)

                                 (сравнения рисуют внешний облик человека)

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

                              (И. Бунин)

                 (сравнение создает картину нарядного, шумного леса, его красоту)

  1. Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

                               (М.Ю. Лермонтов)

                        (с помощью сравнения передано сочувствие автора герою)

  1. Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

                                (М.Ю. Лермонтов)

                  (передано восхищение героя, подчёркнута быстрота смены событий)

(Подведение итога игры)

                       6. Опрос  учащихся

         - Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре.  

   (Метафорой называют перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними.)

      - Вы знаете, что метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении. Приведите примеры таких загадок. (Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

      - По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках?    (по форме и т. д.)

- В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков.  Перед вами  метафоры.   (Слайд 6)

Распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам:

                                          По форме: (лента дороги)

                                          Цвету: (костер рябины красной, золото волос)

                                          Размеру, количеству: ( гора книг, море слёз)

                                          Расположению: ( голова и хвост поезда, подошва горы)

                                          Производимому впечатлению: (зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев)

Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

                          7. Работа с картиной.  (Слайд 7)

         - Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Весенний солнечный день, Сергиев Посад». Дома вы должны были составить рассказ по этой картине, стараясь употребить эпитеты, сравнения, если удастся, то и метафоры. Послушаем ваши рассказы.  (2-3 сочинения)

         - Чей рассказ наиболее удачен и почему?

         - Разновидностью метафоры является олицетворение.

         - Дайте определение этому тропу.    

   (Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых)      

- Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении  самостоятельное предметное значение.

        - Какие примеры олицетворений из народных и литературных сказок вы нашли дома?           (Проверка домашнего задания)

Чуковский «Федорино горе»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Печка, яблоня, речка)

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? 

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка — скажу. 

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... 

Печка ей не сказала.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- "Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил".

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет


       - Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?

          (Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного  героя. Еще одна важная олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»:  «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька»).

      8.   Тестирование

        - Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его. (Слайд 8)

                                                Белая береза

                                                Под моим окном

                                                Принакрылась  снегом,

                                                Точно серебром.

                                                 На пушистых ветках

                                                 Снежною каймой

                                                 Распустились кисти

                                                 Белой бахромой.

                                                 И стоит береза в синей тишине,

                                                 И горят снежинки

                                                 В золотом огне.

                                                 А заря, лениво обходя кругом,

                                                 Обсыпает ветки

                                                 Новым серебром.

          - Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

            Фрагмент анализа стиха: (Слайд 9 и у каждого ученика на парте)

            В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными  …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и  …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне).      (3мин. -   выполнение задания)

          - Проверим, что у вас получилось.

          - А теперь мы вспомним такое средство художественной выразительности как метонимия?   В чем секрет этого тропа?    

 (Вид тропа, в основе которого лежит принцип  смежности)

          - Сравним два выражения («Спит усталый ветер» и «Спит усталый город»). В чём их разница?         (Мы можем сказать «ветер устал» подобно человеку (ветер соотносится по действию с живым существом). Попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди. Это метонимия).

9. Учебно-тренировочные упражнения

          - Выполним задания.

1. Докажите, что в приведенных выражениях использована метонимия: (Слайд 10)

Говорит и показывает Москва. Картина написана маслом. Он парень с головой. Чайник кипит.

2.А теперь прочитайте фразы из повести Пушкина «Метель», найдите в них метонимии  и объясните их смысл: (Слайд 11)

    а)  Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном …(Никогда не будет в их доме)

    в)  Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случай открыть ей своё сердце, потребовал минуты внимания. (Признаться в любви)

10.  Проверочная работа    

       - Сегодня на уроке мы закрепили знания о таких средствах художественной выразительности, как эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия.  А сейчас я проверю, как вы усвоили данный материал.

             Работа в парах с пазлами из открыток.

          (На них определение изученных тропов с примерами каждого из них)

        - Вам необходимо собрать правильно пазлы, чтобы каждому тропу соответствовало точное его определение и пример из художественного произведения.

Метафора – это …

В багрец и золото одетые леса  (А.С. Пушкин)

Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

(Д. Кедрин)

Метонимия – это …

Ну, скушай же ещё тарелочку

мой милый.

(И.А. Крылов)

Олицетворение  - это …

Но струя бежит и плещет,

И на солнце мечась, блещет

И смеется над тобою.

(Ф.И. Тютчев)

Эпитет – это …

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

(Н.А. Вяземский)

Сравнение  - это …

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк.

(И. Бунин)

                                                                (Проверка задания)

  11.   Итог  урока

-Итак, с помощью игры я убедилась в том, что материал вы усвоили. Некоторым из вас (перечислить фамилия ребят, не справившихся с заданием) необходимо дома ещё раз закрепить изученный материал и привести свои примеры.

    12.    Домашнее задание.

Найти и выписать из повести Гоголя « Тарас Бульба» (глава 2: описание степи) примеры изученных тропов: эпитеты, метафоры, олицетворения.

   

         

   

 

                               

                                           

       

   

   

             

                       

 

         

                                     

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка

открытый урок на тему: Изобразительно-выразительные средства языка...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»

Цели урока:познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;развивающий аспе...

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

Конспект урока по теме "Изобразительно-выразительные средства"

Урок по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства"...