Урок русского языка в 5 классе
материал (русский язык, 5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Корень слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Корень слова.
Цель урока:
Формирование умений выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова, правильно их произносить; закрепление умения выделять в слове окончание и основу. Совершенствование действия морфемного анализа слов. Развитие речи учащихся устной и письменной. Воспитание интереса к своему прошлому, к «древу жизни», заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать какое именно место они занимают в «древе жизни» своей семьи. ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки трёх деревьев: обычное дерево, древо жизни, словообразовательное дерево, таблички, памятка «Как определить корень», карточки, цветок. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Дежурный вам слово.
2. Сообщение темы.
- У нас сегодня в гостях корень слова. Откроем тетради, запишем число.
3. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Нам уже известно, что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях изменение слова парта по падежам (ученик выполняет на классной доске) . И.п. парта В.п. парту Р.п. парты Т.п. партой Д.п. парте П.п. о парте
Учитель: Найдите часть слова, которая изменяется, обозначьте её. Как называется изменяемая часть слова? Ученик: Это часть называется окончанием. Учитель: Для чего служит окончание в предложении? Ученик: Окончание служит для связи слов в предложении. Учитель: Как называется часть слова без окончания? Ученик: Эта часть слова называется основой. Учитель: Можно ли понять значение слова, например, парт- без окончания? Ученик: Можно. Учитель: Значит, часть слова без окончания можно считать основной для понимания значения слова. Отсюда и название «основа слова». 4. Усвоение новых понятий. Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем, какая часть входит в основу слова. Сравним основы: лес – лесной. Выделим общую часть. Назовите общую часть. Ученики: Общая часть лес. Учитель: Как называется эта общая часть? Ученики: Эта общая часть называется корнем. Учитель: Сравним три рисунка ( показ рисунков). Что изображено на этих рисунках? Ученики: На этих рисунках изображены деревья. Учитель: Рассмотрим каждое из них. (1 рисунок – обычное дерево) Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны? Ученики: Я вижу на рисунке ветви, ствол, корень. Учитель: Какая часть для дерева самая важная? Ученики: Самая важная часть слова – корень. Учитель: А почему? Ученики: Без корня дерево не может расти. Учитель: Рассмотрим другое дерево, семейное. Кого вы видите? Ученики: Я вижу бабушку, дедушку, маму, папу, ребёнка. Учитель: Бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок – родные друг другу люди, родственники. Почему людей называют родственниками? Ученики: Они относятся к одному роду. Учитель: Вот это дерево называется «древом жизни» - “нәсел агачы”, которые показывают нашу родословную – “шәҗәрә”. Авы знаете вашу родословную? К то был вашим дедом, прадедом? Об этои узнайте у своих родителей, постараайтесьсоставить ваше “древо жизни”.
Словарная работа.
“древо жизни” – “нәсел агачы”
предок – “нәсел башлангычы”
родословная – “шәҗәрә”
( табличка висит на доске, по ходу беседы провожу словарную работу)
Учитель: ( показываю 3 рисунок дерева- словообразовательное дерево)
- Ребята, а вот это дерево словообразовательное.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивиттельной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик. Вот такой уютный и округлый.
Учитель: На ветвях нашего дерева”растут слова”. Можно ли сказать, что все слова с этого дерева- родственники?
Ученики: Можно. У них общий корень.
Учитель: На нашем дереве назовите общего “предка”, т.е. корень? Ещё раз как назывются слова-родственники?
Ученики: Эти слова называются однокоренными
Учитель: Итак, с помощью корня слова можно понять значение всех однокоренных слов. Мы отметили, что у дерева корень – главная часть, без которой дерево не может жить. А может ли быть слово без корня?
Ученик: Без корня значение слова понять нельзя.
Учмтель: Итак:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова. (повторяем хором)
Корень – главная знчимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. ( чтение правила учениками по учебнику, раздаю памятки)
Зачения слов на нашем словообразовательном дереве вам понятны?
Словарная работа
Толковый словарь русского языка решил вам оказать помощь, русско-татарский решил не отставать.
Лесистый – заросший лесом – урманлы.
Перелесок – небольшой лес. Отделённый полянами от других лесных участков – сирәк урман.
Подлесок – кустарники и мелкие деревҗя – урман эчендә вак агачлар.
Физкультминутка
-А сейчас минутка отдыха.
-Эльвира, пожалуйста.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише.
А деревце всё выше, выше.
А теперь под музыку выполняем движения.
-Отдохнули? Продолжим урок.
5. Формирование умений и навыков.
-Ребята, вы хотите оказаться на игровой поляне? Попасть туда вам поможет цветок, но при одном условии. Вы должны помочь ему найти родственников. Вам нужно подобрать однокоренные слова.
(Варианты ответов: цеток, цветы, цветник, расцветает, зацветает, цветение ...)
-Молодцы! Итак вы на игровой поляне. Цветок вам очень благодарен и хочет с вами поиграть в игру “ Третий лишний” . В каждой тройке слов одно не родственное. Назовите это слово.
Игра “Третий лишний”.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час,
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Учебник вам тоже приготовил свой сюрприз – упражнение 261
Задание: подберите однокоренные словак словам свет и ученик. Выделите корень.
1 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем -уч-.
2 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем -свет-.
(Варианты ответов с корнем -уч-: уитель, ученик, учёный, учить, учебный, обучение переучивать, заучивать учительница, завуч, научить, учёба, учительская...
Варианты ответов с корнем –свет-: свет, свеча, светлый, светлячок, светло, подсвечник, светить...)
-За окном зима ... и цветочек приготовил для вас снежную сказку. Давайте послушаем “Снежную сказку” ( стихотворение С.Погорельского) .
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Задание:выпишите однокоренные слова(работа по карточкам).
-Молодцы!Цветочку вы очень понравились, он даже решил снова с вами встретиться.
Итак, до новых встреч!
6. Подведение итогов.
- Что такое корень ?Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?
7.Домашнее задание.
1 уровень – придумать сказку о корне.
2 уровень - упражнение 319 ( доказать, что дорогой и дорога имеют один и тот же корень - по образцу)
3 уровень – упражнение 321 ( спишите текст, найдите однокоренные слова)
8. Оценка деятельности учащихся.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков (системно -деятельностный подход) Седова Р.С. Предмет английский язык класс 8, класс 11
Тема урока "Употребление условных предложений смешанного типа." 8 классТема урока "Употребление Future Perfect (Active & Passive)", 11 класс...
Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.
Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский языкКласс : 6 классТема урока: Исчисляемые и...
План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»
Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...
Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)
Программа учебного предмета английский язык Класс 3(индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического ...
Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...