Урок русского языка в 5 классе
материал (русский язык, 5 класс) по теме

Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

Урок  русского  языка  в 5 классе  на  тему: "Корень слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Открытый  урок  русского языка  в 5 классе.

        Тема урока: Корень слова.                                                                        

    Цель урока:

 Формирование умений выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова, правильно их произносить; закрепление умения выделять в слове окончание и основу.                                                                                                  Совершенствование действия морфемного анализа слов. Развитие речи учащихся устной и письменной.                                                                                             Воспитание интереса к своему прошлому, к  «древу жизни», заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать какое именно место они занимают в «древе жизни» своей семьи.                                                       ОБОРУДОВАНИЕ:   Рисунки  трёх деревьев: обычное дерево, древо жизни, словообразовательное  дерево,  таблички, памятка «Как определить корень», карточки,  цветок.                                                                                                                                                                                                                                                                                         ХОД  УРОКА:                                                                                1. Организационный  момент.                                                         

-Здравствуйте, садитесь. Дежурный вам слово.                        

2. Сообщение темы.                                                

- У нас сегодня в гостях корень слова. Откроем тетради, запишем число.

    3. Актуализация прежних знаний.

Учитель: Нам уже известно, что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях       изменение слова парта по падежам (ученик выполняет на классной доске) .                                          И.п. парта                           В.п. парту                                                                                                      Р.п.  парты                          Т.п. партой                                                                                                             Д.п. парте                            П.п. о парте

Учитель: Найдите часть слова, которая изменяется, обозначьте её. Как называется изменяемая часть слова?                                                                                                            Ученик: Это часть называется окончанием.                                                                        Учитель: Для чего служит окончание в предложении?                                                      Ученик: Окончание служит для связи  слов в предложении.                                        Учитель: Как называется часть слова без окончания?                                                Ученик: Эта часть слова называется основой.                                                                  Учитель: Можно ли понять значение слова, например, парт- без окончания?         Ученик: Можно.                                                                                                                          Учитель: Значит, часть слова без окончания можно считать основной для понимания значения слова. Отсюда и название «основа слова».                                                             4. Усвоение новых понятий.                                                                                            Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем, какая часть входит в основу слова. Сравним основы: лес – лесной. Выделим общую часть. Назовите общую часть.                 Ученики: Общая часть лес.                                                                                                  Учитель: Как называется эта общая часть?                                                                         Ученики: Эта общая часть называется корнем.                                                                      Учитель: Сравним три рисунка  ( показ рисунков). Что изображено на этих рисунках?  Ученики: На этих рисунках изображены  деревья.                                                                          Учитель: Рассмотрим каждое из них. (1 рисунок – обычное дерево) Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны?                                                            Ученики: Я вижу на рисунке ветви, ствол, корень.                                                                        Учитель: Какая часть для дерева самая важная?                                                                            Ученики: Самая важная часть слова – корень.                                                            Учитель: А почему?                                                                                                                           Ученики: Без корня дерево не может расти.                                                                       Учитель: Рассмотрим другое дерево, семейное. Кого вы видите?                                     Ученики: Я вижу бабушку, дедушку,  маму, папу, ребёнка.                                                         Учитель: Бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок – родные друг другу люди, родственники. Почему людей называют родственниками?                                               Ученики: Они относятся к одному роду.                                                                                         Учитель: Вот это дерево называется «древом жизни» - “нәсел агачы”, которые показывают нашу родословную – “шәҗәрә”. Авы знаете вашу родословную? К то был вашим дедом, прадедом? Об этои  узнайте  у своих родителей, постараайтесьсоставить ваше “древо жизни”.

Словарная  работа.

“древо жизни” – “нәсел агачы”                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

предок – “нәсел башлангычы”

родословная – “шәҗәрә”    

( табличка висит на доске, по ходу беседы провожу словарную работу)

Учитель: ( показываю 3 рисунок дерева- словообразовательное дерево)

- Ребята, а вот это дерево словообразовательное.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивиттельной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.  Общую главную часть родственных слов так  и зовут с тех пор корнем. Из глубого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик. Вот такой  уютный и округлый.

Учитель: На ветвях нашего дерева”растут слова”. Можно ли сказать, что все слова с этого дерева- родственники?

Ученики: Можно. У них общий корень.

Учитель: На нашем дереве назовите общего “предка”, т.е. корень? Ещё раз как назывются слова-родственники?

Ученики: Эти слова называются однокоренными

Учитель: Итак, с помощью корня слова  можно понять значение всех однокоренных слов. Мы отметили, что у дерева корень – главная часть, без которой дерево не может жить. А может ли быть слово без корня?

Ученик: Без корня значение слова понять нельзя.

Учмтель: Итак:

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова. (повторяем хором)

Корень – главная знчимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. ( чтение правила учениками  по  учебнику, раздаю памятки)

Зачения слов на нашем словообразовательном  дереве вам понятны?

Словарная работа

Толковый словарь русского языка решил вам оказать помощь, русско-татарский решил не отставать.

Лесистый – заросший лесом – урманлы.

Перелесок – небольшой лес. Отделённый полянами от других лесных участков – сирәк урман.

Подлесок – кустарники и мелкие деревҗя – урман эчендә вак агачлар.

Физкультминутка

-А сейчас минутка отдыха.

-Эльвира, пожалуйста.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише.

А деревце всё выше, выше.

А теперь под музыку выполняем движения.

-Отдохнули? Продолжим урок.

5. Формирование умений и навыков.

-Ребята, вы хотите оказаться на игровой поляне? Попасть туда вам поможет цветок, но при одном условии.  Вы должны помочь ему найти  родственников. Вам  нужно подобрать однокоренные слова.

(Варианты ответов: цеток, цветы, цветник, расцветает, зацветает, цветение ...)

-Молодцы! Итак вы на игровой поляне. Цветок вам очень благодарен и хочет с вами поиграть в игру “ Третий лишний” . В каждой тройке слов одно не родственное. Назовите это слово.

Игра “Третий лишний”.

Желток, железо, жёлтый.

Часовщик, часть, час,

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Учебник вам тоже приготовил свой сюрприз – упражнение 261

Задание: подберите однокоренные словак словам свет и ученик. Выделите корень.

1 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем  -уч-.

2 группа – составляет гнездо родственных слов с корнем   -свет-.

(Варианты ответов с корнем  -уч-: уитель, ученик, учёный, учить, учебный, обучение переучивать, заучивать учительница, завуч, научить, учёба, учительская...

Варианты  ответов с корнем –свет-: свет, свеча, светлый, светлячок, светло, подсвечник, светить...)

-За окном  зима ... и цветочек приготовил для вас снежную сказку. Давайте  послушаем “Снежную сказку” ( стихотворение С.Погорельского) .

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Задание:выпишите однокоренные слова(работа по карточкам).

-Молодцы!Цветочку вы очень понравились, он даже решил снова с вами встретиться.

Итак, до новых встреч!

6. Подведение итогов.

- Что такое корень ?Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?

7.Домашнее задание.

1 уровень – придумать  сказку о корне.

2 уровень -     упражнение 319  ( доказать, что дорогой  и  дорога   имеют один и тот же корень  - по образцу)

3 уровень – упражнение 321 ( спишите текст, найдите однокоренные слова)

8.  Оценка деятельности  учащихся.

- Спасибо за урок!

                                                         

                                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков (системно -деятельностный подход) Седова Р.С. Предмет английский язык класс 8, класс 11

Тема урока "Употребление  условных предложений смешанного типа." 8 классТема урока "Употребление Future Perfect (Active & Passive)", 11 класс...

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»

Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...

Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)

Программа  учебного предмета   английский  язык Класс 3(индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету английский язык  для детей с задержкой психического ...

Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...