Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Тема: Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.

 

Цели: - закреплять умения различать приставки по их значению и правильно             писать.

-формировать умения правильно писать слова с приставками неясного значения и пользоваться справочным материалом.

- развивать речемыслительные способности учащихся.

Знать: - знать правила правописания приставок пре- и при-.

           - лексическое значение слов.

Уметь:- различать приставки по их значению и правильно писать слова с приставками пре- и при-.

           - пользоваться толковым словарём.

Ход урока

I  Оргмомент.  Здравствуйте, ребята. Мы  начнём урок необычно. Я буду показывать каждому из вас слово с приставкой пре- и при-. Вы называете ту букву, которую необходимо вставить в слове. И  те , которые вставляют букву – е –   садятся слева от меня, а те ребята, которые вставят – и –  справа. Что же, в добрый путь!

Приехал, премилый, прилёг, преследование, прибил, пребольшой, приморский, преодолеть, прирос, преграда, приоткрыл, преодолеть.

(Назовите свои команды «Аз» и  «Буки»)

 -  Итак, у нас 2 команды. И отправимся мы с вами в путешествие. Мы будем покорять пик Знаний. На нашем пути нам встретятся поляна Эврика, аллея Мыслителей, бухта Знатоков и Проблемная гора. Преодолев  эти препятствия мы взберёмся на  пик Знаний. Но в начале нам предстоит преодолеть поляну Эврика.

I. Актуализация знаний

Мини – тест.  Читается задание, в ответе пишется только  приставка пре- или  при-.

  1. Эта приставка имеет значение «очень». (пре-  )
  2. Эта приставка пишется в словах приблизится, причудливы. (при-)
  3. Эта приставка имеет значение «законченное действие».
  4. Эта приставка имеет значение  «пере -»
  5. Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. (пре-  )
  6. Эта приставка имеет значение неполноты действий.
  7. Эта приставка пишется в слове приставка (при-).
  8. Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. (пре-  )
  9. Эта приставка имеет значение присоединения.
  10. Эта приставка имеет значение «самый - самый».

 

Проверка: каждая команда зачитывает по 5  примеров. Если кто –то ошибся, записать эти слова и рассказать правило.

 

II. Проверь свои знания.

Вот мы на аллее Мыслителей. Команда «Аз» записывает слова с  приставкой пре- , команда «Буки »записывает слова с приставкой  при-.

Приморский край, сидел преспокойно, преобразился,   прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над  пресложной задачей, превратиться в чудовище,  прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда,  пришпилить  к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать Оленя.

 

  • Теперь каждый читает по  одному  словосочетанию и объясняет правописание  приставки. Если кто  ошибается, ребята из команды должны помочь.

 

III. Работа с текстом. Проверяю себя.  Бухта Знатоков.

У каждого текст.

Задания:

  1. Прочтите текст и  озаглавьте его.
  2. Определите тему текста и  тип речи.
  3. Спишите  текст, вставляя буквы.
  4. Найдите в тексте олицетворение, метафору.
  5. Устно нарисуйте картину, которую вы представили себе после прочтения текста.
  6. От каждой команды  один учащийся выходит к доске.  Оба у доски пишут слова с пропущенными буквами. Если кто из них ошибается, кто – то из  команды исправляет и объясняет  правописание.

 

 

ТЕКСТ.

           Осенью лес приумолкает! Прислушайтесь! Какая стоит  необыкновенная тишь! В предчувствии холодов  притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла.

           Природа  зовёт, манит к  себе.  Настроение приподнимается. Кажется, что  преодолимы все препятствия.

 

 

IV. Мы  подходим к  Проблемной горе.

На доске слова

 Предать – придать

  •  Скажите, какое из слов написано верно.

Учащиеся отвечают - ОБА

  • Особенность этих слов в том, что это однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение.
  • По словарю определите  значение  этих слов и скажите, к какому  глаголу можно добавить существительное - форму, а к какому -  друга?

В русском языке ещё есть такие слова.

 

Запишите их:

Притворить дверь – претворить мечту в жизнь

Прибывать на вокзал – пребывать  в городе

Призреть сироту – презирать врага

  • Объясните лексическое значение  этих  слов с помощью словаря. Допишите слова из упр.193, попробуйте самостоятельно подобрать к ним зависимые  слова.

 

  • V. Творческое задание.

 

Из  «Трудных» слов составить перфокарту, не  менее 24 слов, со стр.78-79 упр.196, ЗСП – 6,7.

Та команда, которая выполнила задание первой, читает записанные слова. Другая команда дополняет.

 

VI.   Итак, ребята,  мы взобрались с вами на пик Знаний и теперь подведём итоги.

 

Что необходимо знать нам, чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- ?

  • Есть ли трудные случаи написания приставок пре-, при- ? Что необходимо знать, чтобы правильно  выбрать приставку.
  • Да, необходимо знать  лексическое значение слова.
  • А если вам сложно определить  лексическое значение слова. Что для этого необходимо  сделать?

 

Ребята, я  благодарю вас за сотрудничество, за увлекательное путешествие. Вы были активны, внимательны, рассудительны.  За работу вы получили следующие отметки.

 

VII. Домашнее задание: упр.195,199 3СП – 6,7 повторить.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_pristavok_pre-_i_pri-_._obobshchayushchiy_urok.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.

Цели: - закреплять умения различать приставки по их значению и правильно             писать.

-формировать умения правильно писать слова с приставками неясного значения и пользоваться справочным материалом.

- развивать речемыслительные способности учащихся.

Знать: - знать правила правописания приставок пре- и при-.

        - лексическое значение слов.

Уметь:- различать приставки по их значению и правильно писать слова с приставками пре- и при-.

        - пользоваться толковым словарём.

Ход урока

I  Оргмомент.  Здравствуйте, ребята. Мы  начнём урок необычно. Я буду показывать каждому из вас слово с приставкой пре- и при-. Вы называете ту букву, которую необходимо вставить в слове. И  те , которые вставляют букву – е    садятся слева от меня, а те ребята, которые вставят – и   справа. Что же, в добрый путь!

Приехал, премилый, прилёг, преследование, прибил, пребольшой, приморский, преодолеть, прирос, преграда, приоткрыл, преодолеть.

(Назовите свои команды «Аз» и  «Буки»)

 -  Итак, у нас 2 команды. И отправимся мы с вами в путешествие. Мы будем покорять пик Знаний. На нашем пути нам встретятся поляна Эврика, аллея Мыслителей, бухта Знатоков и Проблемная гора. Преодолев  эти препятствия мы взберёмся на  пик Знаний. Но в начале нам предстоит преодолеть поляну Эврика.

I. Актуализация знаний

Мини – тест.  Читается задание, в ответе пишется только  приставка пре- или  при-.

  1. Эта приставка имеет значение «очень». (пре-  )
  2. Эта приставка пишется в словах приблизится, причудливы. (при-)
  3. Эта приставка имеет значение «законченное действие».
  4. Эта приставка имеет значение  «пере -»
  5. Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. (пре-  )
  6. Эта приставка имеет значение неполноты действий.
  7. Эта приставка пишется в слове приставка (при-).
  8. Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. (пре-  )
  9. Эта приставка имеет значение присоединения.
  10. Эта приставка имеет значение «самый - самый».

Проверка: каждая команда зачитывает по 5  примеров. Если кто –то ошибся, записать эти слова и рассказать правило.

II. Проверь свои знания.

Вот мы на аллее Мыслителей. Команда «Аз» записывает слова с  приставкой пре- , команда «Буки »записывает слова с приставкой  при-.

Приморский край, сидел преспокойно, преобразился,   прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над  пресложной задачей, превратиться в чудовище,  прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда,  пришпилить  к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать Оленя.

  1. Теперь каждый читает по  одному  словосочетанию и объясняет правописание  приставки. Если кто  ошибается, ребята из команды должны помочь.

III. Работа с текстом. Проверяю себя.  Бухта Знатоков. 

У каждого текст.

Задания:

  1. Прочтите текст и  озаглавьте его.
  2. Определите тему текста и  тип речи.
  3. Спишите  текст, вставляя буквы.
  4. Найдите в тексте олицетворение, метафору.
  5. Устно нарисуйте картину, которую вы представили себе после прочтения текста.
  6. От каждой команды  один учащийся выходит к доске.  Оба у доски пишут слова с пропущенными буквами. Если кто из них ошибается, кто – то из  команды исправляет и объясняет  правописание.

ТЕКСТ.

                Осенью лес приумолкает! Прислушайтесь! Какая стоит  необыкновенная тишь! В предчувствии холодов  притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла.

                Природа  зовёт, манит к  себе.  Настроение приподнимается. Кажется, что  преодолимы все препятствия.

IV. Мы  подходим к  Проблемной горе. 

На доске слова

 Предать – придать

  1.  Скажите, какое из слов написано верно.

Учащиеся отвечают - ОБА

  1. Особенность этих слов в том, что это однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение.
  2. По словарю определите  значение  этих слов и скажите, к какому  глаголу можно добавить существительное - форму, а к какому -  друга?

В русском языке ещё есть такие слова.

Запишите их:

Притворить дверь – претворить мечту в жизнь

Прибывать на вокзал – пребывать  в городе

Призреть сироту – презирать врага

  1. Объясните лексическое значение  этих  слов с помощью словаря. Допишите слова из упр.193, попробуйте самостоятельно подобрать к ним зависимые  слова.

  1. V. Творческое задание. 

Из  «Трудных» слов составить перфокарту, не  менее 24 слов, со стр.78-79 упр.196, ЗСП – 6,7.

Та команда, которая выполнила задание первой, читает записанные слова. Другая команда дополняет.

VI.   Итак, ребята,  мы взобрались с вами на пик Знаний и теперь подведём итоги.

Что необходимо знать нам, чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- ?

  1. Есть ли трудные случаи написания приставок пре-, при- ? Что необходимо знать, чтобы правильно  выбрать приставку.
  2. Да, необходимо знать  лексическое значение слова.
  3. А если вам сложно определить  лексическое значение слова. Что для этого необходимо  сделать?

Ребята, я  благодарю вас за сотрудничество, за увлекательное путешествие. Вы были активны, внимательны, рассудительны.  За работу вы получили следующие отметки.

 

VII. Домашнее задание: упр.195,199 3СП – 6,7 повторить. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"

Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.Класс: 5УМК  В.В.БабайцевойТема урока: "Правописание приставок при- и пре-"Тип урока:  «открытие» нового знанияЦели урока:Деятельно...

Урок русского языка в 6 классе «Написание приставок при- и пре-» (с применением электронного лектория и компьютерной поддержкой)

Цели урока:1.      Повторить сведения об изученных уже приставках.2.      Изучить правила «Написание приставок при- и пре-», формировать умения опреде...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Написание приставок при- и пре-".

Данная презентация содержит алгоритм написания приставок, знакомство с приставкками через сказку и закрепительный материал....

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).

Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...

Урок-сказка Написание приставок пре- и при- (закрепление)

Цели: закрепление умения  у учащихся различать приставки пре- и при- по их значению; формирование навыков правильно писать слова с данными приставками; развитие творческих способностей у учащихся...