Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.
Цели: - закреплять умения различать приставки по их значению и правильно писать.
-формировать умения правильно писать слова с приставками неясного значения и пользоваться справочным материалом.
- развивать речемыслительные способности учащихся.
Знать: - знать правила правописания приставок пре- и при-.
- лексическое значение слов.
Уметь:- различать приставки по их значению и правильно писать слова с приставками пре- и при-.
- пользоваться толковым словарём.
Ход урока
I Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок необычно. Я буду показывать каждому из вас слово с приставкой пре- и при-. Вы называете ту букву, которую необходимо вставить в слове. И те , которые вставляют букву – е – садятся слева от меня, а те ребята, которые вставят – и – справа. Что же, в добрый путь!
Приехал, премилый, прилёг, преследование, прибил, пребольшой, приморский, преодолеть, прирос, преграда, приоткрыл, преодолеть.
(Назовите свои команды «Аз» и «Буки»)
- Итак, у нас 2 команды. И отправимся мы с вами в путешествие. Мы будем покорять пик Знаний. На нашем пути нам встретятся поляна Эврика, аллея Мыслителей, бухта Знатоков и Проблемная гора. Преодолев эти препятствия мы взберёмся на пик Знаний. Но в начале нам предстоит преодолеть поляну Эврика.
I. Актуализация знаний
Мини – тест. Читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-.
- Эта приставка имеет значение «очень». (пре- )
- Эта приставка пишется в словах приблизится, причудливы. (при-)
- Эта приставка имеет значение «законченное действие».
- Эта приставка имеет значение «пере -»
- Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. (пре- )
- Эта приставка имеет значение неполноты действий.
- Эта приставка пишется в слове приставка (при-).
- Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. (пре- )
- Эта приставка имеет значение присоединения.
- Эта приставка имеет значение «самый - самый».
Проверка: каждая команда зачитывает по 5 примеров. Если кто –то ошибся, записать эти слова и рассказать правило.
II. Проверь свои знания.
Вот мы на аллее Мыслителей. Команда «Аз» записывает слова с приставкой пре- , команда «Буки »записывает слова с приставкой при-.
Приморский край, сидел преспокойно, преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, пришпилить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать Оленя.
- Теперь каждый читает по одному словосочетанию и объясняет правописание приставки. Если кто ошибается, ребята из команды должны помочь.
III. Работа с текстом. Проверяю себя. Бухта Знатоков.
У каждого текст.
Задания:
- Прочтите текст и озаглавьте его.
- Определите тему текста и тип речи.
- Спишите текст, вставляя буквы.
- Найдите в тексте олицетворение, метафору.
- Устно нарисуйте картину, которую вы представили себе после прочтения текста.
- От каждой команды один учащийся выходит к доске. Оба у доски пишут слова с пропущенными буквами. Если кто из них ошибается, кто – то из команды исправляет и объясняет правописание.
ТЕКСТ.
Осенью лес приумолкает! Прислушайтесь! Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла.
Природа зовёт, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.
IV. Мы подходим к Проблемной горе.
На доске слова
Предать – придать
- Скажите, какое из слов написано верно.
Учащиеся отвечают - ОБА
- Особенность этих слов в том, что это однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение.
- По словарю определите значение этих слов и скажите, к какому глаголу можно добавить существительное - форму, а к какому - друга?
В русском языке ещё есть такие слова.
Запишите их:
Притворить дверь – претворить мечту в жизнь
Прибывать на вокзал – пребывать в городе
Призреть сироту – презирать врага
- Объясните лексическое значение этих слов с помощью словаря. Допишите слова из упр.193, попробуйте самостоятельно подобрать к ним зависимые слова.
- V. Творческое задание.
Из «Трудных» слов составить перфокарту, не менее 24 слов, со стр.78-79 упр.196, ЗСП – 6,7.
Та команда, которая выполнила задание первой, читает записанные слова. Другая команда дополняет.
VI. Итак, ребята, мы взобрались с вами на пик Знаний и теперь подведём итоги.
Что необходимо знать нам, чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- ?
- Есть ли трудные случаи написания приставок пре-, при- ? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать приставку.
- Да, необходимо знать лексическое значение слова.
- А если вам сложно определить лексическое значение слова. Что для этого необходимо сделать?
Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, за увлекательное путешествие. Вы были активны, внимательны, рассудительны. За работу вы получили следующие отметки.
VII. Домашнее задание: упр.195,199 3СП – 6,7 повторить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_pristavok_pre-_i_pri-_._obobshchayushchiy_urok.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.
Цели: - закреплять умения различать приставки по их значению и правильно писать.
-формировать умения правильно писать слова с приставками неясного значения и пользоваться справочным материалом.
- развивать речемыслительные способности учащихся.
Знать: - знать правила правописания приставок пре- и при-.
- лексическое значение слов.
Уметь:- различать приставки по их значению и правильно писать слова с приставками пре- и при-.
- пользоваться толковым словарём.
Ход урока
I Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок необычно. Я буду показывать каждому из вас слово с приставкой пре- и при-. Вы называете ту букву, которую необходимо вставить в слове. И те , которые вставляют букву – е – садятся слева от меня, а те ребята, которые вставят – и – справа. Что же, в добрый путь!
Приехал, премилый, прилёг, преследование, прибил, пребольшой, приморский, преодолеть, прирос, преграда, приоткрыл, преодолеть.
(Назовите свои команды «Аз» и «Буки»)
- Итак, у нас 2 команды. И отправимся мы с вами в путешествие. Мы будем покорять пик Знаний. На нашем пути нам встретятся поляна Эврика, аллея Мыслителей, бухта Знатоков и Проблемная гора. Преодолев эти препятствия мы взберёмся на пик Знаний. Но в начале нам предстоит преодолеть поляну Эврика.
I. Актуализация знаний
Мини – тест. Читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-.
- Эта приставка имеет значение «очень». (пре- )
- Эта приставка пишется в словах приблизится, причудливы. (при-)
- Эта приставка имеет значение «законченное действие».
- Эта приставка имеет значение «пере -»
- Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. (пре- )
- Эта приставка имеет значение неполноты действий.
- Эта приставка пишется в слове приставка (при-).
- Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. (пре- )
- Эта приставка имеет значение присоединения.
- Эта приставка имеет значение «самый - самый».
Проверка: каждая команда зачитывает по 5 примеров. Если кто –то ошибся, записать эти слова и рассказать правило.
II. Проверь свои знания.
Вот мы на аллее Мыслителей. Команда «Аз» записывает слова с приставкой пре- , команда «Буки »записывает слова с приставкой при-.
Приморский край, сидел преспокойно, преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, пришпилить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать Оленя.
- Теперь каждый читает по одному словосочетанию и объясняет правописание приставки. Если кто ошибается, ребята из команды должны помочь.
III. Работа с текстом. Проверяю себя. Бухта Знатоков.
У каждого текст.
Задания:
- Прочтите текст и озаглавьте его.
- Определите тему текста и тип речи.
- Спишите текст, вставляя буквы.
- Найдите в тексте олицетворение, метафору.
- Устно нарисуйте картину, которую вы представили себе после прочтения текста.
- От каждой команды один учащийся выходит к доске. Оба у доски пишут слова с пропущенными буквами. Если кто из них ошибается, кто – то из команды исправляет и объясняет правописание.
ТЕКСТ.
Осенью лес приумолкает! Прислушайтесь! Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла.
Природа зовёт, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.
IV. Мы подходим к Проблемной горе.
На доске слова
Предать – придать
- Скажите, какое из слов написано верно.
Учащиеся отвечают - ОБА
- Особенность этих слов в том, что это однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение.
- По словарю определите значение этих слов и скажите, к какому глаголу можно добавить существительное - форму, а к какому - друга?
В русском языке ещё есть такие слова.
Запишите их:
Притворить дверь – претворить мечту в жизнь
Прибывать на вокзал – пребывать в городе
Призреть сироту – презирать врага
- Объясните лексическое значение этих слов с помощью словаря. Допишите слова из упр.193, попробуйте самостоятельно подобрать к ним зависимые слова.
- V. Творческое задание.
Из «Трудных» слов составить перфокарту, не менее 24 слов, со стр.78-79 упр.196, ЗСП – 6,7.
Та команда, которая выполнила задание первой, читает записанные слова. Другая команда дополняет.
VI. Итак, ребята, мы взобрались с вами на пик Знаний и теперь подведём итоги.
Что необходимо знать нам, чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- ?
- Есть ли трудные случаи написания приставок пре-, при- ? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать приставку.
- Да, необходимо знать лексическое значение слова.
- А если вам сложно определить лексическое значение слова. Что для этого необходимо сделать?
Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, за увлекательное путешествие. Вы были активны, внимательны, рассудительны. За работу вы получили следующие отметки.
VII. Домашнее задание: упр.195,199 3СП – 6,7 повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"
Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.Класс: 5УМК В.В.БабайцевойТема урока: "Правописание приставок при- и пре-"Тип урока: «открытие» нового знанияЦели урока:Деятельно...
Урок русского языка в 6 классе «Написание приставок при- и пре-» (с применением электронного лектория и компьютерной поддержкой)
Цели урока:1. Повторить сведения об изученных уже приставках.2. Изучить правила «Написание приставок при- и пре-», формировать умения опреде...
Урок русского языка в 6 классе. Тема: "Написание приставок при- и пре-".
Данная презентация содержит алгоритм написания приставок, знакомство с приставкками через сказку и закрепительный материал....
Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"
Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...
конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С
Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...
Конспект урока-практикума для учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку).
Конспект урока-практикумадля учащихся 9 класса. Тема: «Написание приставок» (Задание 4 вариантов ОГЭ по русскому языку). Цель: сформировать навык нахождения нужных орфограмм...
Урок-сказка Написание приставок пре- и при- (закрепление)
Цели: закрепление умения у учащихся различать приставки пре- и при- по их значению; формирование навыков правильно писать слова с данными приставками; развитие творческих способностей у учащихся...