Методическая разработка урока по русскому языку "Название праздников и знаменательных дат"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Тема: Порядковые числительные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-"Название праздников и знаменательных дат" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Названия праздников или знаменательных дат.
Тема: Порядковые числительные.
Цель: Научить учащихся правильно употреблять порядковые числительные в составе названий праздников или знаменательных дат.
Ход урока.
I.Повторение ранее пройденного материала.
1.Буквенный диктант.
Определить количественные и порядковые числительные и у количественных числительных определить разряды. (Целые числа обозначаете буквой Ц, собирательные – С, дробные – Д, порядковые – П.) В результате должна получиться запись:
ц с ц д п с ц п д ц п ц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1
22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков, 5 территории, шестой
2
класс, двое саней, три знамени, девятнадцатый день, 3 стадиона,
полтораста метров, девятый год, 60 саженцев.
2. Работа с карточками.
Двое учащихся работают с опорной карточкой на месте в тетради, работу проверяют по проверочной карточке.
А) Опорная карточка №1.
Прочитайте сказку-загадку, затем спешите, вставьте пропущенные буквы, поставьте на количественными числительными букву К, над порядковыми – П.
Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рук..ва птиц. М..хнул он рук..вом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, луж..к зацветает. Как третья тройка всп..рхнула, стало жарко, а вылетела четвёртая тройка, подул х..лодный ветер и пошли дожди. А птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь пер..ев.
Отгадайте загадку.
Проверочная карточка №1.
Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рукАва птиц.
К К
МАхнул он рукАвом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по
К П П
три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег
П
тает, лужОк зацветает. Как третья тройка вспОрхнула, стало жарко, а
П
вылетела четвёртая тройка, подул хОлодный ветер и пошли дожди. А
К К
птицы-то не простые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перЬев.
Б) Опорная карточка №2.
Прочитайте, затем спешите, заменяя цифры словами и указывая падеж числительных. У порядковых числительных выделите окончания.
Биатлон – слово составное. В нём соединены латинское слово би – «двух», «дву» и греческое атлон – «состязание». Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.
Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 километров и, четырежды сделав остановку – на 3, 8, 13 и 18-м километре, - поразить мишени. На первом огневом рубеже расстояние до цели 250 метров, на втором – 200 метров, на третьем – 150. На четвертом рубеже мишень удалена от снайпера всего на 100 метров, но зато стрелять ему здесь приходится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: из положения «стоя без упора».
Проверочная карточка №2.
Биатлон – слово составное. В нём соединены латинское слово би – «двух», «дву» и греческое атлон – «состязание». Получилось «двойное состязание»: состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.
Член каждой команды должен пройти на лыжах двадцать (вин.п.) километров и, четырежды сделав остановку – на третьем (пр.п.) восьмом (пр.п.), тринадцатом (пр.п.) и восемнадцатом (пр.п.) километре, - поразить мишени. На первом огневом рубеже расстояние до цели двести пятьдесят (вин.м.) метров, на втором – двести (им.п.) метров, на третьем – сто пятьдесят (вин.п.). На четвертом рубеже мишень удалена от снайпера всего на сто (вин.п.) метров, но зато стрелять ему здесь приходится не лёжа, как на предыдущих рубежах, а обязательно из самого трудного положения: из положения «стоя без упора».
В) У доски .
Карточка №3.
Прочитайте предложение, спишите, разберите по членам.
Пятого ноября тысяча девятьсот двадцать девятого года в Москве открыт первый в Советском Союзе планетарий.
Проверочная карточка №3.
Пятого ноября тысяча девятьсот двадцать девятого года в Москве
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- -.-.-.-.-.-.-
открыт первый в Советском Союзе планетарий.
===== -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. __________
(Повест., невоскл., простое, распр.)
2.Ответить на вопросы (класс отвечает на вопросы с места).
А) Что вы знаете о порядковых числительных?
Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при счёте: первый том, второй том,…В предложении порядковые числительные обычно являются определением.
Б) Как образуются порядковые числительные?
Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, четыре – четвёртый, пять – пятый, сто – сотый.
В) Как изменяются, склоняются порядковые числительные?
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И.четвёртый – новый, Р. Четвертого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. Четвёртым – новым, П. (о) четвёртом - новом).
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
И. сто двадцать первый
Р. сто двадцать первого
Д. сто двадцать первому
В. как И. или Р.
Т. сто двадцать первым
П. (о) сто двадцать первом.
II.Правильное оформление названий праздников или знаменательных дат.
1.Слово учителя.
Порядковые числительные мы очень часто употребляем в своей речи. Но наибольшие затруднения и ошибки возникают в использовании порядковых числительных при названии месяца (даты) и названиях праздников.
Если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая.
Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.
2.Работа над предложениями.
(На доске записаны предложения, вставить пропущенные буквы.)
А) Наша страна готовится к Двенадцатому апрел.. .
Б) К Восьмому март.. ребята приготовили подарки своим мамам.
В) К десятому август.. школа была отремонтирована.
Обратить внимание учащихся на правильное построение словосочетаний, обозначающих даты: существительные в этих словосочетаниях всегда употребляются только в родительном падеже, независимо от падежа имени числительного.
3.Работа с учебником.
А) Прочитать правило по учебнику стр. 135 – 136.
Б) Упр.353 (1 учащийся у доски записывает 1 словосочетание в 2-х вариантах, 2 учащийся работает со 2-м словосочетание, весь класс записывает в тетрадь. Дальше работаем устно.)
4.Объяснительный диктант.
Учащиеся списывают предложения с доски и проговаривают.
А) А.М.Горькой родился 28 марта 1868 года, а умер 19 июня 1936 года.
Б) М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году.
Обратить внимание учащихся на правильную постановку вопроса о годе рождения: «Какого ты года рождения?» (не «с какого года рождения») и ответа на вопрос: «Я … года рождения.» (без предлога с).
2 – 3 учащихся устно задают и отвечают на вопрос о годе рождения.
5.Работа с учебником.
Упр.352 – письменно, по вариантам, проверяют по аудиозаписи.
I в. – с 1 по 5 предложения.
IIв. – с 6 по 9 предложения.
6.Устный творческий диктант (проговорить по слогам).
Заменить сочетание числительного с существительным сложными прилагательными (словосочетания записаны на доске).
Население в 25 тысяч, трасса длинною в 11 километров, тираж в 2 миллиона; школа, в которой учатся 11 лет; словарь в 4-х томах.
III.Обобщение.
Ответить на вопросы:
1.Чем отличаются порядковые числительные от количественных?
2.В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
3.Чем является в предложение порядковое числительное?
4.Как записываются названия праздников и знаменательные даты?
IV.Домашнее задание.
Подписать поздравительные открытки своим родным, мамам, папам: мальчики к 8 Марта, девочки к 23 февраля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...