Категория состояния 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Открытый урок для конкурса "Учитель года" (муниципальный этап).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.13 МБ
Microsoft Office document icon Дополнение к уроку53 КБ
Microsoft Office document icon Конспект урока38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист.

I. Лингвистическая разминка.

 – пыт - ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

        (11 слов)

II. Маска – кто вы?

  1. Охота уже началась.

  1. Охота было узнать что-то новое.

  1. Время дорого.

  1.  Время отправляться в путь.

  1. Ах, как трудно!

III. Подкидыш.                    V. Исследовательская

Жило-поживало наречие. И случилось с ним невероятное: как-то у двери его дома появился подкидыш. Кто он, откуда, чей? Никто не знал.

1.На какую часть речи походит? _________________

__________________________

Решило наречие отдать незнакомца в хорошие руки, чтобы и у него был дом и друзья, и отправилось на Грамматическое подворье, где разные части речи вступали в разговор, соединяясь в самые разные предложения.




Новичок оказался «гадким утёнком», его никто не хотел брать, да и имени его никто не знал: как позвать к себе?

2.Сочетается ли с другими словами? А значит, изменяется ли? _______________________

___________________________

И только безличное предложение, всегда очень ответственное и чуткое, хотя и односоставное, приютило беднягу.

3.В каких предложениях встречается? ____________

________________________

Это очень ободрило приёмыша. К нему стали подходить существительные и местоимения в Д.п., дополняя его, существительные с предлогами пристраивались, предлагая разные обстоятельства, глаголы быть, становиться, делаться пытались услужить, внося дополнительные значения времени и наклонения. Потянулись и другие части речи.

4. Какими частями речи управляет, в каких формах? Какую синтаксическую роль выполняют управляемые слова?  __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

___________________________

         Со временем новичок стал своим в безличном предложении, а некоторые завистники – краткие прилагательные среднего рода, некоторые существительные, причастия и даже наречие – стали подражать ему, переходя в его состояние.

5. Какие части речи могут употребляться в таком же значении?  _________________

_____________________

_____________________

           Так и стали называть подкидыша – слова категории состояния.

Это признаки части речи, называемой  _______________

___________________________

        

IV. Наши задачи:

  1. _______________________________________________;
  2. _______________________________________________;
  3. _______________________________________________.

        

VI. Научная.

Новое

Итоги поиска

1.

1.

2.

2.

3.

3.

VII. Самостоятельная работа.

  1. Шалун уж заморозил пальчик: / Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно. (А.С. Пушкин.)

  1. Лунно на дворе…/ Иней синим бисером / На окне блестит. (И. Бунин.)

  1. В избушке жарко. А на улице – морозно. На душе у Никиты очень легко. (В. Шукшин.)

  1. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. (Н. Гоголь.)

  1. Хорошо здесь: и шелест, и хруст; / С каждым утром сильнее мороз, / В белом пламени клонится куст / Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова.)

  1. Засинели, темнеют равнины… / Далеко, далеко в тишине / Колокольчик поёт, замирая… / Мне грустней и больнее вдвойне. (И.Бунин.)

Тест.

Ключ (1 вариант): 1 (  ), 2 (  ), 3 (  ), 4 (  ), 5 (  ).

Ключ (2 вариант): 1 (  ), 2 (  ), 3 (  ), 4 (  ), 5 (  ).

Итог урока.

Оцени свою работу на уроке, поставь себе оценку, учитывая количество следов, оставленных тобою в течение занятия.

39 – 35 баллов – «5»

34 – 29 баллов – «4»

28 – 19 баллов – «3»

Следы ( количество верных ответов): ___________________________________________________



Предварительный просмотр:

Категория состояния как часть речи

Выполнил учитель МОУ «СОШ №2» п. Шайковка

Захарченко Ольга Александровна

Цель: дать общее представление о категории состояния как части речи.

Задачи:

1) научить выделять наиболее общие, существенные признаки категории состояния и находить по ним эту часть речи в тексте;

2) развивать общеучебные умения анализа, сопоставления, обобщения;

3) пробуждая интерес к родному языку, способствовать воспитанию общей культуры человека.

Ход урока.

I.Оргмомент:

1) приветствие;

2) определение характера общения: введение в игровую ситуацию: «Сегодня я предлагаю вам побыть следопытами, а  я буду вашим проводником. Отправимся мы на Грамматическое подворье, где недавно произошло важное событие – появилась новая часть речи…

Двигаться к цели мы будем и всем отрядом, и парами, и поодиночке. Чтобы не сбиться с пути, у нас есть маршрутные листы, куда каждый будет вносить свои наблюдения, результаты поиска, отмечать оставленный след и давать оценку своим усилиям – оценивать личный успех.

Итак, в путь…

II.Начало игры.

  1. В качестве первого испытания предлагаю «Лингвистическую разминку»:        

 - Известно ли вам, кто такой следопыт? ( Ответы уч. – ся. – Слайд №2.)

 - Чтобы стать следопытом, нужно обратиться за помощью к самому слову. Что оно может рассказать о  себе? (Состоит из 2 -х корней:  - след  -  и  - пыт - . След – отпечаток, знак. О корне  - пыт  - : где обнаружим значение корня? (В родственных словах.) Сколько слов удалось собрать? Интересно ли вам  узнать, сколько таких слов хранит словарь?) см. Слайд №2:

Вывод: вот какой интересный корень – пыт – (Слайд №2).

Все эти значения принёс он с собой в слово «следопыт».

( Отметьте свой успех количеством «следов». Не забывайте делать это после каждого задания.)

Теперь вы посвящены в следопыты, а значит, должны проявить качества, присущие «пытливому» корню!

III. Маска – кто вы?

Мы прибыли во второй пункт нашего маршрута.

Задание: в ваших листах есть предложения под номерами 1,2,….5. Попробуйте определить основы предложений и способ выражения главных членов. (Слайд №3.) На задание отводится 5 минут.

После выполнения задания открывается Слайд №3:

 - Легко ли было выполнять задание?

 - Какие трудности вы испытали?

(Трудно определить, чем выражено сказуемое в предложениях №2, 4, 5.)

 - Ваши гипотезы (предположения)?

IV.Подкидыш. 

 Чтобы ответить на этот вопрос, мы пришли в пункт «Подкидыш».

Задание: читаем и  слушаем одноимённую лингвистическую сказку. В ней скрыты следы нашего незнакомца. Ваша цель – определить его «имя», а после обнаружить приметы. (Слайд №4.)

 

После чтения и слушания сказки:

 - Как же зовут подкидыша?

(Категория состояния.)

 - Кто же скрывался под маской?

 (Слова категории состояния.)

Отметьте их в задании №3.

 - Что вы знаете об этой части речи?

(Она неизвестна.)

 - Так что же будет объектом нашего исследования, какова тема урока?

 (Слова категории состояния как часть речи.)

 Мы уже на полпути к цели нашего путешествия, а потому предлагаю сделать привал.

V. Привал.

Физкультминутка (Слайд  №5.)

VI.Справочная.

 - Мы оказались на распутье. Куда дальше? В каком направлении вести исследования? Обратимся в «Справочную». Компасом в наших поисках станет алгоритм изучения частей речи. (Слайд №6.)

 - Можем ли мы по «компасу» определить задачи нашего поиска?

 (Формулировка задач. Слайд №7.)

 - Смело отправляемся в пункт «Исследовательская».

VII. Исследовательская.

Задание: «вооружившись» цветными ручками, выделите в сказке «Подкидыш» основные приметы слов категории состояния и запишите их в своём маршрутном листе.

После выполнения задания проверяем полученный результат (его предварительно можно обсудить с соседом – работа в парах.) (Слайд №8.)

 - А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?

VIII.Научная.

 - Обратимся к учебнику, на стр. 124-125 и 126 (упр.276) помещены научные данные.

После чтения параграфа 45:

 - Что узнали нового?

(Слова категории состояния имеют форму сравнительной степени; на какие вопросы отвечают и что обозначают.)

(Слайд №9, 1-я часть.)

 - Есть ли в нашем исследовании то, чего нет в учебнике?

(Есть.)

 - Что мы  «открыли» самостоятельно?

(Какими частями речи может управлять категория состояния; какие части речи употребляются в значении категории состояния; что оно бывает сказуемым только в безличных предложениях.)

(Слайд №9, 2-я часть.)

Результаты исследования занесите в маршрутные листы.

IX.Знакомый незнакомец.

 - Теперь мы вооружены знанием и готовы выполнить практические задания по обнаружению слов категории состояния.

1) Самостоятельная работа.

Задание: в предложениях, помещённых на ваших листах, найдите и подчеркните слова категории состояния.

Проверка: взаимопроверка. Слайд№10.

2) Тест.

Задание: отметьте верные ответы в тесте, а в маршрутный лист внесите только номера ответов, чтобы получился ключ.

После выполнения задания:

 - Этим ключом мы и откроем ворота Грамматического подворья, где совсем недавно появилась новая часть речи…КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ.

(Самопроверка. Слайд №11.)

X.Урок окончен.

 - Подведём итоги урока: что узнали, чему научились?

 - Очередное задание для следопытов вы выполните дома. Оно внесено в ваши маршрутные листы.

 - Оценку своего труда вы определите сами: это баллы, полученные за тест и самостоятельную работу, а также количество следов, собранных вами в течение урока.

Ваш успех остаётся с вами.

(Слайд №12 – рефлексия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)

 Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point  для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...

Модель урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния" (с презентацией)

Материал может быть использован на первом уроке по теме "Категория состояния". В нем содержится проблемный вопрос, который учащиеся самостоятельно пытаются решить при анализе предложенных материалов. ...