Категория состояния 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Открытый урок для конкурса "Учитель года" (муниципальный этап).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.13 МБ |
Дополнение к уроку | 53 КБ |
Конспект урока | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист.
I. Лингвистическая разминка.
– пыт - ____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
(11 слов)
II. Маска – кто вы?
- Охота уже началась.
- Охота было узнать что-то новое.
- Время дорого.
- Время отправляться в путь.
- Ах, как трудно!
III. Подкидыш. V. Исследовательская
Жило-поживало наречие. И случилось с ним невероятное: как-то у двери его дома появился подкидыш. Кто он, откуда, чей? Никто не знал. | 1.На какую часть речи походит? _________________ __________________________ |
Решило наречие отдать незнакомца в хорошие руки, чтобы и у него был дом и друзья, и отправилось на Грамматическое подворье, где разные части речи вступали в разговор, соединяясь в самые разные предложения. |
Новичок оказался «гадким утёнком», его никто не хотел брать, да и имени его никто не знал: как позвать к себе? | 2.Сочетается ли с другими словами? А значит, изменяется ли? _______________________ ___________________________ |
И только безличное предложение, всегда очень ответственное и чуткое, хотя и односоставное, приютило беднягу. | 3.В каких предложениях встречается? ____________ ________________________ |
Это очень ободрило приёмыша. К нему стали подходить существительные и местоимения в Д.п., дополняя его, существительные с предлогами пристраивались, предлагая разные обстоятельства, глаголы быть, становиться, делаться пытались услужить, внося дополнительные значения времени и наклонения. Потянулись и другие части речи. | 4. Какими частями речи управляет, в каких формах? Какую синтаксическую роль выполняют управляемые слова? __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ ___________________________ |
Со временем новичок стал своим в безличном предложении, а некоторые завистники – краткие прилагательные среднего рода, некоторые существительные, причастия и даже наречие – стали подражать ему, переходя в его состояние. | 5. Какие части речи могут употребляться в таком же значении? _________________ _____________________ _____________________ |
Так и стали называть подкидыша – слова категории состояния. | Это признаки части речи, называемой _______________ ___________________________ |
IV. Наши задачи:
- _______________________________________________;
- _______________________________________________;
- _______________________________________________.
VI. Научная.
Новое | Итоги поиска |
1. | 1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
VII. Самостоятельная работа.
- Шалун уж заморозил пальчик: / Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно. (А.С. Пушкин.)
- Лунно на дворе…/ Иней синим бисером / На окне блестит. (И. Бунин.)
- В избушке жарко. А на улице – морозно. На душе у Никиты очень легко. (В. Шукшин.)
- Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. (Н. Гоголь.)
- Хорошо здесь: и шелест, и хруст; / С каждым утром сильнее мороз, / В белом пламени клонится куст / Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова.)
- Засинели, темнеют равнины… / Далеко, далеко в тишине / Колокольчик поёт, замирая… / Мне грустней и больнее вдвойне. (И.Бунин.)
Тест.
Ключ (1 вариант): 1 ( ), 2 ( ), 3 ( ), 4 ( ), 5 ( ).
Ключ (2 вариант): 1 ( ), 2 ( ), 3 ( ), 4 ( ), 5 ( ).
Итог урока.
Оцени свою работу на уроке, поставь себе оценку, учитывая количество следов, оставленных тобою в течение занятия.
39 – 35 баллов – «5»
34 – 29 баллов – «4»
28 – 19 баллов – «3»
Следы ( количество верных ответов): ___________________________________________________
Предварительный просмотр:
Категория состояния как часть речи
Выполнил учитель МОУ «СОШ №2» п. Шайковка
Захарченко Ольга Александровна
Цель: дать общее представление о категории состояния как части речи.
Задачи:
1) научить выделять наиболее общие, существенные признаки категории состояния и находить по ним эту часть речи в тексте;
2) развивать общеучебные умения анализа, сопоставления, обобщения;
3) пробуждая интерес к родному языку, способствовать воспитанию общей культуры человека.
Ход урока.
I.Оргмомент:
1) приветствие;
2) определение характера общения: введение в игровую ситуацию: «Сегодня я предлагаю вам побыть следопытами, а я буду вашим проводником. Отправимся мы на Грамматическое подворье, где недавно произошло важное событие – появилась новая часть речи…
Двигаться к цели мы будем и всем отрядом, и парами, и поодиночке. Чтобы не сбиться с пути, у нас есть маршрутные листы, куда каждый будет вносить свои наблюдения, результаты поиска, отмечать оставленный след и давать оценку своим усилиям – оценивать личный успех.
Итак, в путь…
II.Начало игры.
- В качестве первого испытания предлагаю «Лингвистическую разминку»:
- Известно ли вам, кто такой следопыт? ( Ответы уч. – ся. – Слайд №2.)
- Чтобы стать следопытом, нужно обратиться за помощью к самому слову. Что оно может рассказать о себе? (Состоит из 2 -х корней: - след - и - пыт - . След – отпечаток, знак. О корне - пыт - : где обнаружим значение корня? (В родственных словах.) Сколько слов удалось собрать? Интересно ли вам узнать, сколько таких слов хранит словарь?) см. Слайд №2:
Вывод: вот какой интересный корень – пыт – (Слайд №2).
Все эти значения принёс он с собой в слово «следопыт».
( Отметьте свой успех количеством «следов». Не забывайте делать это после каждого задания.)
Теперь вы посвящены в следопыты, а значит, должны проявить качества, присущие «пытливому» корню!
III. Маска – кто вы?
Мы прибыли во второй пункт нашего маршрута.
Задание: в ваших листах есть предложения под номерами 1,2,….5. Попробуйте определить основы предложений и способ выражения главных членов. (Слайд №3.) На задание отводится 5 минут.
После выполнения задания открывается Слайд №3:
- Легко ли было выполнять задание?
- Какие трудности вы испытали?
(Трудно определить, чем выражено сказуемое в предложениях №2, 4, 5.)
- Ваши гипотезы (предположения)?
IV.Подкидыш.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы пришли в пункт «Подкидыш».
Задание: читаем и слушаем одноимённую лингвистическую сказку. В ней скрыты следы нашего незнакомца. Ваша цель – определить его «имя», а после обнаружить приметы. (Слайд №4.)
После чтения и слушания сказки:
- Как же зовут подкидыша?
(Категория состояния.)
- Кто же скрывался под маской?
(Слова категории состояния.)
Отметьте их в задании №3.
- Что вы знаете об этой части речи?
(Она неизвестна.)
- Так что же будет объектом нашего исследования, какова тема урока?
(Слова категории состояния как часть речи.)
Мы уже на полпути к цели нашего путешествия, а потому предлагаю сделать привал.
V. Привал.
Физкультминутка (Слайд №5.)
VI.Справочная.
- Мы оказались на распутье. Куда дальше? В каком направлении вести исследования? Обратимся в «Справочную». Компасом в наших поисках станет алгоритм изучения частей речи. (Слайд №6.)
- Можем ли мы по «компасу» определить задачи нашего поиска?
(Формулировка задач. Слайд №7.)
- Смело отправляемся в пункт «Исследовательская».
VII. Исследовательская.
Задание: «вооружившись» цветными ручками, выделите в сказке «Подкидыш» основные приметы слов категории состояния и запишите их в своём маршрутном листе.
После выполнения задания проверяем полученный результат (его предварительно можно обсудить с соседом – работа в парах.) (Слайд №8.)
- А не хочется ли вам сверить открытое самостоятельно с тем, как освещает этот вопрос наука?
VIII.Научная.
- Обратимся к учебнику, на стр. 124-125 и 126 (упр.276) помещены научные данные.
После чтения параграфа 45:
- Что узнали нового?
(Слова категории состояния имеют форму сравнительной степени; на какие вопросы отвечают и что обозначают.)
(Слайд №9, 1-я часть.)
- Есть ли в нашем исследовании то, чего нет в учебнике?
(Есть.)
- Что мы «открыли» самостоятельно?
(Какими частями речи может управлять категория состояния; какие части речи употребляются в значении категории состояния; что оно бывает сказуемым только в безличных предложениях.)
(Слайд №9, 2-я часть.)
Результаты исследования занесите в маршрутные листы.
IX.Знакомый незнакомец.
- Теперь мы вооружены знанием и готовы выполнить практические задания по обнаружению слов категории состояния.
1) Самостоятельная работа.
Задание: в предложениях, помещённых на ваших листах, найдите и подчеркните слова категории состояния.
Проверка: взаимопроверка. Слайд№10.
2) Тест.
Задание: отметьте верные ответы в тесте, а в маршрутный лист внесите только номера ответов, чтобы получился ключ.
После выполнения задания:
- Этим ключом мы и откроем ворота Грамматического подворья, где совсем недавно появилась новая часть речи…КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ.
(Самопроверка. Слайд №11.)
X.Урок окончен.
- Подведём итоги урока: что узнали, чему научились?
- Очередное задание для следопытов вы выполните дома. Оно внесено в ваши маршрутные листы.
- Оценку своего труда вы определите сами: это баллы, полученные за тест и самостоятельную работу, а также количество следов, собранных вами в течение урока.
Ваш успех остаётся с вами.
(Слайд №12 – рефлексия.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Представленный урок является первым из четырёх в теме «Слова категории состояния как части речи». Разработан на основе учебника русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской с использов...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)
Электронное приложение к уроку «Слова категории состояния» разработано в программе Microsoft Office - Power Point для демонстрации при помощи мультимедийного проектора. Используется учителем по ходу...
Методическая разработка по русскому языку в 7 классе по теме: "Категория состояния"
Урок русского языка в 7 классе...
Модель урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния" (с презентацией)
Материал может быть использован на первом уроке по теме "Категория состояния". В нем содержится проблемный вопрос, который учащиеся самостоятельно пытаются решить при анализе предложенных материалов. ...