Урок обобщающего повторения в конце года. Фонетика.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок обобщающего повторения в конце года. Фонетика. 5 класс по программе Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в Лингвинию. Обобщающее повторение в конце года. 5 класс. | 27.4 КБ |
презентация -приложение к уроку "Путешествие в Лингвинию" | 650.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение в конце года. Разделы науки о языке.
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Цели урока: 1.Систематизировать и закрепить знания учащихся по языкознанию.
2.Повторить разделы науки о языке.
3.Закрепить умение учащихся характеризовать фонему, выполнять фонетичекий анализ слова.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы начинаем повторять то, что изучали целый год на уроках русского языка. Цель нашего урока вспомнить, какие разделы существуют в сложной и увлекательной науке о языке, что изучают эти разделы и какие термины используют.
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, “классная работа” и тему сегодняшнего урока. Языкознание. разделы науки о языке. Фонетика.
- Что обозначает термин “языкознание”? От каких слов это слово образовалось? Сегодня нам предстоит ответить на вопрос, что нужно знать, для того, чтобы знать язык.
Ребята, сегодня в школу пришло письмо, адресованное нам с вами. Откроем его?
«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моей землей, с обычаями, нравами, традициями и законами королевств Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание “Лучший знаток Лингвинии “.
Ребята, мы принимаем предложение Русского языка?
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте, какое у вас сейчас настроение. нарисуйте на полях тетради любой значок, который был бы вам понятен и обозначал ваше настроение. Урок у нас с вами непростой, я вас пока не знаю, но свое настроение, я обозначу “радугой”, т.к. оно светлое и творческое, а почему именно радуга, я расскажу в конце урока.
Итак, Лингвиния - волшебная страна. В ней, как и в сказке А.М. Волкова, живет семь волшебных королей, но все они не ссорятся, а дружат между собой. Первое задание. Возьмите карту волшебной страны и за 3 минуты заполните свободные места на карте недостающей информацией о каждом королевстве: название, от какого слова оно произошло, что изучают жители в этом королевстве.
Обратите внимание, что среди этих королевств есть два, жители которых очень сильно зависят от соседей. Подумайте, какие это королевствам и с кем они дружат,
(учащиеся работают).
Начинаем рассказывать, что удалось вспомнить. Пока ваши товарищи рассказывают, вы можете дополнить в своих картах то, что вы забыли дописать.(Во время рассказа учеников учитель открывает на доске плакаты с информацией о разделах языка).
Молодцы! Вы отлично справились! Следующее задание. Посмотрите на экран, на нем написаны термины. Они перепутались во время межкоролевского форума, посвященного русскому языку. Помогите жителям королевств и распределите эти слова по колонкам в зависимости от того, какому королевству они принадлежат.
Приложение 2. Словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, часть речи, ударение, падеж, антоним, гласный, антоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.
( проверка по экрану)
Ребята, Русский язык доволен вашей работой. А сейчас мы пройдем по улицам королевства Фонетика, вспомним, кто живет в этом королевстве и каким законам подчиняются местные жители. Это королевство тесно дружит с другим королевством. Каким? Правильно, орфографией. Почему? В королевстве орфография живут буквы – знаки, которые мы используем при письме, а королевстве фонетика живут звуки и слоги. Очень важно не путать буквы алфавита и звуки, так как они имеют отличия. Посмотрите на доску. В каком примере неправильно названа буква?
1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
3) Марка - эм, а, эр, ка, а.
Ответ : кэ
Для чего же были придуманы буквы, каким звукам они должны соответствовать? Ученые придумали ответ. Какой ?- спросите вы. Сейчас узнаете. Для этого возьмем слово
сом и поиграем с ним. Давайте по цепочке будем заменять в нем первый звук. Запишем эти слова.
Дом – ком – лом – ром – том.
А теперь изменим последний звук:
Сом – сок – сон – сор - сов (Р. п. мн. ч. сущ. Сова)
Посмотрите, меняем один звук, а получаем другое слово. И каждый из звуков отвечает за “свое” слово. Такие звуки – смыслоразличители называются фонемами.
Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.
В этой сказке нет порядка,
Что не слово, то загадка.
Вот что сказка говорит:
Жили-были кот и кит.
Кот огромный, просто страшный,
Кит был маленький, домашний.
Кит мяукал, кот пыхтел,
Кит купаться не хотел,
Как огня воды боялся,
Кот всегда над ним смеялся…
Если вы хотите узнать, что произошло дальше, читайте сказку Б. Заходера “Кот и кит”.
Фонемы образуют слова. Для чего нужны слова? Они называют то, что нас окружает, а если не называют, получается вот что.
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру пол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
простое слово – ПЛИМ.
Я повторяю снова: плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Если вам нравятся слова, которые ничего не значат, найдите книжку А. Линдгрен “Пеппи –Длинный чулок ” и прочитайте о слове “кукарямбя”.
жители королевства фонетика – фонемы, или звуки.Какие фонемы вам известны?
- гласные и согласные.
Перечислим гласные.
- а о у и ы э
Гласные могут быть какими?
-Ударными и безударными.
Приведите примеры, запишите, чтобы каждый гласный звук был ударным и безударным. Получилось ли у вас найти слова с безударными гласными о и э ?
-нет?
-Кто из знатоков может ответить?
- Верно, один из законов королевства фонетика – это закон фонетического аканья и иканья .Он означает, что если звуки о и э оказываются в безударной позиции, то они заменяются звуками а и и .
Ребята, почему гласных звуков в языке 6, а букв больше?. Для чего нужны буквы Е Ё Ю Я?.
-они могут обозначать два звука или гласный звук и мягкость предшествующего согласного.
В каких позициях эти буквы обозначают два звука?
- в начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков.
В королевстве есть особенный житель. Вот он. Это помощник Ь . В чем его особенность.
- ь не обозначает звука, но на письме передает мягкость согласного, который стоит перед ним. Вы хотите сыграть кон в игре, но по-другому будет выглядеть слово конь, мел не похож на мель.
Запишите слова, а затем добавьте к ним ь, посмотрите, как они изменятся.
Банка, ел, был, кров, мол.
Есть в алфавите ещё одна буква – подсказчица – ъ. Её называют твердый знак. Оказывается, если в слове есть приставка, то перед буквами е ё ю я ставится ъ. Он говорит нам, что в гласных буквах спрятан звук Й. как называется такой ъ?
- разделительным. Правильно, т.к. он разделяет приставки и корни.
правило
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.
Но совсем не ест животных
И не трогает людей.
Выпишите из стихотворения слова с Ъ.
Ребята, вспомните, такая функция есть и у Ь. В чем отличие?
- стоит в корне слова.
Запишите по три своих примера с разделительным Ь.
слайд ъ ь
Приложение 3. В каждом ряду найдите слово, в котором букв больше чем звуков?
Моё, конь, поле
Полька, вьюга, яблоко
Подъем, ёлка, пень
Варенье, желудь, компьютер.
- Отлично. Теперь обратим внимание на других жителей – согласные звуки и буквы.
Они образуют несколько сообществ.
Звонкие и глухие.
Твердые и мягкие. При этом есть звуки, которые имеют брата близнеца и есть те, кто живет в одиночку. Но есть фонемы, которые не ходят в паре с глухими или звонкими, это фонемы-одиночки. Запишите их.
Перепишите слова в таком порядке: сначала только те, в которых все согласные глухие, потом звонкие и ,наконец, те, в которых есть и те, и другие. ( в парах)
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, борода, голова, грива, кадушка, катушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
Приложение5.
Запишите фонетическую транскрипцию слова.
Дождь, акация, тетрадка, черёмуха, улыбается, береговой.
По фонетическому облику предложений восстановите их правописание, учитывая фонетические и орфографические законы языка.
Приложение 5.
(Гразапрашлаивэткабэлыхросвакномнэдышытараматам
Павислипэрлыдаждивыйиисонцынитизалатит
Подведем итоги нашего путешествия в лингвинию.
Вы сегодня прекрасно работали, и все заслужили звание знатоков русского языка.
В начале урока мы поставили вопрос, что нужно знать, чтобы знать язык.
разделы лингвистики:....................
Вам понравился урок? оцените свое настроение сейчас. Помните, в начале урока я своё настроение выразила словом радуга, потому что оно было хорошим, слово радуга состоит из гласных и звонких согласных звуков. Если ваше настроение хорошее, придумайте слова, в котором будут только гласные и звонкие согласные. если вы устали, вам было скучно, придумайте слово, состоящее из гласных и глухих согласных. Напишите это слово на облачке, которое лежит перед вами. Передайте облако вперед по партам, это и будет наш общий ответ королю Лингвинии Русскому языку. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
………………………………………………………………………..
Домашнее задание упр720 устно, 723 письменно.
«Дорогие ребята!
До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моей землей, с обычаями, нравами, традициями и законами королевств Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание “Лучший знаток Лингвинии “.
король Русский Язык.
Лингвиния
лексика
фонетика
пунктуация
орфография
синтаксис
словообразование
морфология
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика Лексика Словообразование Морфология Синтаксис Орфография Пунктуация
фонетика (от греч. phone - "звук", phonetikos - "звуковой") - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
Лексика (от греч. λεξικός — «относящийся к слову», от греч. λέξις — «слово», «оборот речи») — раздел науки о языке, изучающий значения слов. Также под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов которые знает тот или иной человек или группа людей.
Словообразование ( морфемика ) — раздел языкознания, изучающий значимые части слова и способы словообразования.
Морфология (от греч. μορφή «форма» + греч. λογία "наука" - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слово как часть речи.
Си́нтаксис (греч. σύνταξις — составление) – раздел науки о языке, который изучает строение словосочетания и предложения.
Орфография (от др.-греч. ὀρθός — правильный и γράφω — пишу) — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи. Пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, вследствие чего облегчается устное воспроизведение написанного.
Распределите термины по разделам языкознания, к которым они относятся. Словосочетание, слово, звук, лицо, синоним, согласный, предложение, значимая часть слова, основа, род, шипящий, часть речи, ударение, падеж, антоним, гласный, омоним, приставка, член предложения, окончание, сказуемое, вид глагола.
Проверь себя : Фонетика: звук, согласный, шипящий, ударение, гласный, Лексика: Слово, синоним, антоним, омоним Словообразование: значимая часть слова, основа, приставка, окончание Морфология: лицо, род, часть речи, падеж , вид глагола Синтаксис: предложение, член предложения, сказуемое
В каком примере неправильно названа буква? 1 ) Книга - кэ, эн, и, гэ, а. 2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ. 3) Марка - эм , а, эр, ка , а.
Б. Заходер . Кит и кот В этой сказке нет порядка, Что не слово, то загадка. Вот что сказка говорит: Жили-были кот и кит. Кот огромный, просто страшный, Кит был маленький, домашний. Кит мяукал, кот пыхтел, Кит купаться не хотел, Как огня воды боялся, Кот всегда над ним смеялся…
Слова, которые ничего не значат Ложка – это ложка, Ложкой суп едят. Кошка – это кошка, У кошки пять котят Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру пол. Шапка – это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, простое слово – ПЛИМ. Я повторяю снова: плим , плим , плим . Вот прыгает и скачет Плим , плим , плим ! И ничего не значит Плим , плим , плим !
Фонемы Гласные Согласные
Гласные фонемы [а'] [о'] [у'] [и'] [ ы '] [э'] [а] [-] [у] [и] [ ы ] [-] “ аканье ” “ иканье ” О А Э И Коса - [ кас ` а ] петух - [ п ' ит ` ух ]
Е Ё Ю Я обозначают 2 звука: [ Й ']+ Э, О, У, А В начале слова После гласной После ъ и ь [ согл ']+Э,О,У,А В остальных случаях Приведите свои примеры
Удивительные буквы Ъ иЬ Ъ - Разделяет согласный и Е,Ё,Ю,Я на стыке корня и приставки Об ъ явление, под ъ езд Ь Обозначает мягкость согласного Разделяет согласный и гласный в корне В ь юга, полоз ь я
Банька, ель, быль, кровь, моль Банка, ел, был, кров, мол + Ь
Выпишите слова с разделительным Ъ, обозначьте приставку Все вокруг объяты страхом: Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Все зверье уносит ноги Даже несъедобный ежик Съежился от страха тоже. Разъяренный людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей. Но совсем не ест животных И не трогает людей.
В каком ряду букв больше, чем звуков: Моё, конь, поле Полька, вьюга, яблоко Подъем, ёлка, пень Варенье, желудь, компьютер.
Согласные Б В Г Д Ж З Л М Н Р й П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ ЗВОНКИЕ глухие
Согласные [б', п ', в', ф ', г', к', д ', т', з ', с', л', м', н ', р ', х ' ч' , й ' , щ '] [б, п , в, ф , г, к, д , т, з , с, л, м, н , р , х ж, ш , , ц , ] Твердые Мягкие
Выпишите: 1 вариант: слова в которых все согласные глухие 2 вариант: слова, в которых все согласные звонкие Петушок, гребешок, травинка, борода, голова, грива, кадушка, катушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
Восстановите предложение по его фонетическому облику [ Граз ` апрашл ` аив '` эткаб '` элыхр ` освакн ` омн '` эд ` ышытарам ` атам ]. [ Пав '` исл ' ип '` эрлыдажд ' ив ` ый ' иис ` онцын '` ит ' изалат '` ит ].
Ваше настроение Слово из гласных и звонких согласных Слово из гласных и глухих согласных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение в конце года 8 класс
В данной презентации учащимся предлагается отправиться в путешествие. На пути детям придется решить несколько заданий. Данный урок станет не только интересным приключением, но и прекрасной подготовкой...
Дидакический материал для повторения в конце года 8класс
Зачетные карточки для проверки усвоения знаков препинания за курс 8 класса. 10 вариантов...
Анализ текста (повторение в конце года)
Анализ текста (повторение в конце года)...
Презентация к уроку обобщающего повторения: "Начало учебного года", 6 класс
Задания к уроку обобщающего повторения...
Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....
Презентация для урока по теме "Итоговое повторение в конце года" дл учащихся 5 класса
Данная презентация поможет учителю русского языка и литературы организовать повторение изученного материала по основным разделам и темам, изучаемым в 5 классе и подготовит учащихся 5 класса к успешном...