Исторический комментарий к уроку русского языка
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Использование исторического комментария на уроках помогает учащимся лучше уяснить современные явления в русском языке, а также заинтересовать школьников. Исторический комментарий может стать и ценным средством создания на уроках проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_kommentariy.docx | 12.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторический комментарий.
Являются ли равн и ровн двумя разными корнями или вариантами корней? Обратимся к истории языка. В древнерусском языке слова с этими корнями имели одно и то же значение, были лексическими дублетами. Причем в одном и том же корне совмещались и значение "равный", "одинаковый", "такой же" и значение "ровный, гладкий, прямой, плавный". Еще в 19 веке слово "ровный" могло употребляться и в значении "равный", "одинаковый". Например: Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге (Гоголь); Имение было разбито на три ровные части (Герцен).
Затем происходит их "размежевание", из дублетов они превращаются в разные корни, каждому из которых язык "присваивает" свое значение. Но старые отношения в некоторых словах закрепились на письме. Теперь эти слова, если учитывать современное значение корней равн и ровн приходится считать исключениями: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Но отступлениями от морфологического принципа являются фонетические написания, т. е. пишем, как слышим. К фонетическим написаниям относится правописание приставок на з- и с- и правописание гласных ы, и после приставок (безымянный). Наряду с фонетическим и морфологическим принципами орфографии существует еще и традиционно- исторический. При традиционно- историческом правописании на письме передается звуковой состав слов применительно не к современному состоянию языка, а к его прошлому. Например, написание буквы г в окончании прилагательного красного, синего объясняется только исторически, правописание непроверяемых согласных о и а: забор, забота, железо. Такие правописания рекомендуется запомнить. Однако правописание непроверяемых безударных гласных во многих случаях все-таки можно, если не проверить, то объяснить правомерность написания той или иной буквы. Для этого достаточно лишь обратиться к истории русского языка или к другим языкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
упражнения с использованием исторического комментария на уроках русского языка
Изучение курса русского (родного) языка в основной школе строится на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистичес...
О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка
О необходимости использовать исторические комментарии на уроках русского языка (на примере темы «Наречие»)....
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
Формирование исторического мировоззрения на уроках русского языка и литературы через этимологию слова
При изучении “трудных” слов на уроках русского языка просто необходимо использование различных словарей (особенно этимологического и толкового) для получения сведений о происхождении и строении слова,...
О необходимости использования исторического комментария на уроках русского языка
Материал используется при изучении темы "Наречие" в 7 классе....
Урок русского языка по теме "Создание комментария к проблеме" (подготовка к ЕГЭ).
Урок разработан на текстовом материале романа Л. Н. Толстого "Война и мир"....