Работа над лексикой
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Мироненко Светлана Николаевна

Могу посоветовать людям, интереующимся родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_leksikoy_teksta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ ТЕКСТА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО

ЗВЕНА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И

ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Мироненко С.Н.

МБОУ СОШ № 14 имени А.Ф. Лебедева г. Томска

    Приёмы и методы работы над текстом разнообразны, а система связей, их сочетание создаёт индивидуальный почерк учителя.

    Мы хорошо знаем, как большинство пятиклассников любит писать сочинения (особенно, если они успешны), как все (за некоторым исключением) хотят и стремятся сочинять стихи, небылицы, загадки, шаржи, т.е. создают тексты, стремятся к творчеству. Это естественно, человеку без творчества жить невозможно, можно сказать, творчество и счастье – взаимосвязанные слова.

    Побуждая детей к созданию текста, мы работаем над одной из важных задач языкового образования – формированием у учащихся коммуникативной компетенции, которая предполагает порождение текстов, адекватных         в сфере и ситуации общения; работа над текстом учит лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров.

    Основа любого текста (воспроизводимого или порождаемого самостоятельно) – слова, лексика. Но изучение отдельных примеров того или иного лексического явления – это лишь часть работы по освоению языка и речи. Особый и необходимый интерес представляет изучение, как то или иное слово мастерски использует автор (лексическое значение слова, омонимы, тропы, синонимы, антонимы и т.д.).

    Работа над изложением тоже может быть исследовательской, если поставить цель. Важно, чтобы при выполнении изложения показать, как создавался текст, организовать внимательное наблюдение над отбором слов и их порядком, провести опыты по замене слов, чтобы убедиться в обоснованности авторского выбора. Важно также показать жизнь слова в тексте (т.е. рассмотреть стилистическую функцию слова), исходя из этого, показать зависимость слова от общей направленности текста, его темы, идеи и жанра.

    Вот здесь скрывается проблема, наиболее важная в сфере развития

речи: нормы сочетаемости слова. Именно в норме сочетаемости слов наибольшее количество ошибок. Почему? Большинству наших слов присуща изобразительность (значение, стилистическая окраска, традиции). Общеизвестный яркий пример:

    Дождь пошёл и не проходит

    Дождь, дождь.

    Дождь идёт, хотя не ходит,

    Дождь, дождь.

    Сочетается: дождь пошёл, идёт, проходит.

    Не сочетается: дождь ходит.

    Нельзя сказать «брать цветы», «рвать грибы», «служить в школе», «работать в армии». У одних слов широкая сочетаемость, у других – узкая. Например: «Я, ты, мама могут «вздремнуть». А корова «вздремнула»? Как мы на занятиях усваиваем слова?

  1. Знакомимся со словарными статьями;
  2. Усваиваем и практически овладеваем особенностями их использования;
  3. Находим ключевые слова тем, микротем.

    Эти упражнения многократны, и они проводятся перед написанием изложения. Не забываем и о расширении словарного запаса, подборе однокоренных слов, которые неожиданно обнажают родство (прелесть – лесть. Откуда? Зависть – совесть – однокоренные или нет?), выяснении особенностей употребления неологизмов, архаизмов, омонимов, антонимов и т.д.

    Составление языкового комментария – это кропотливая исследовательская работа. После написания изложения, сочинения даются уроки правки. Но… коммуникативную компетентность невозможно развить без создания текста (а не только произведения):
   Скажи мне - и я забуду,

    Покажи мне – и я запомню,

    Вовлеки меня – и я научусь.

    Мы знаем, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Творческая деятельность может строиться не в русле учебного предмета. Лозунгом этой жизни может служить: «Все из жизни, всё для жизни». Мы не должны забывать, что самая сложная (и основная) задача – развитие творческих способностей – предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность.

    Вовлекать учащихся в деятельность можно, предлагая заочные командировки и репортажи с места событий, действий, очерки, стихи, т.е. мы переводим процесс познания в деятельность. Можно инсценировать конкурс, провести лингвистический турнир – то есть ребята получают конкретную задачу, решают её самостоятельно, затем редактируют в свете полученных знаний в теоретической части курса.

    Смысл текста раскрывается через лексику. Во всём многообразии работы с текстом только «через лексику», а в лексике через беседы только по этимологии можно найти свои приёмы и методы (т.е. индивидуальный почерк учителя) в среднем звене. Вот один из примеров подобной работы исследования (творчество всегда привлекает детей). Времени не хватает. На каникулах дети часто ездят к бабушке и дедушке в Шегарку, Чажемто и другие сёла Томской области. Даём знание: «Расскажите о деревне, где живут твои родные. Почему так называется? Где расположено? Что главное в деревне, каковы её жители? Найдите ключевые слова для текста, оформите в форме репортажа или зарисовки, очерка». Детям показалась эта работа интересной. От миниатюр в 6 – 7 – х классах, к рассуждениям в 8 – м классе, к репортажам, очеркам в 9 – м классе. Составляем свои словарные статьи. Вот некоторые из них:

1)Чажемто – официально – «Лягушачье болото»; Чаж.(Саз – тюркское происхождение – «грязь»). В агглютинативном языке суффикс –ым, -ем, -«мой»; -то (до) равняется предлогу «в», получается досконально «в грязи». Примечание: сейчас здесь грязелечебницы.

2)Сугот – село, Суготка – «река».(суу – вода; кут, коот – жди, паси, карауль воду). Примечание: село постоянно затоплялось, стоит в низине – жителям приходилось жить в ожидании.

3)Шегарка – село, стоит на реке Шегарка, которая перекатывает камни; «шыгыр-шыгыр» - происхождение по звучанию движения воды (текст ученицы), дословно – журчащая, перекатывающая камни.

4) Малый Татыш и Большой Татыш. Название двух рек, которые текут рядом, то сближаясь, то отдаляясь: тюркское «тотыш» - (звук «а» - ближе к «о») – «догоняшки». Звук «а» - татыш – дружба (что, впрочем, для разъяснения происхождения или смысла не столь далеко друг от друга).

5)Эушта – село, происхождение тюркское: 1. Село, расположенное на наклонное поверхности, суффикс «та» обозначает или равен предлогу «на».2. Звук «о», приближенный к «а» - уже обозначение другое – «голос», «отголосок», который бывает в холмистой местности, в горах. Примечание: почти равны объяснения, только заход с разных сторон.

6) Каргала. 1. Кар – снег, кыр – луг, «га» - на что-то, к чему-то – к снегу, к лугу.2. Каргала – глагол «ла» - обозначение повелительного наклонения, приказ к действию – «предреки», «предскажи», «прокляни».

    На занятиях кружка знакомились с тюркскими словами. Девочка составила текст для нашего мини-этимологического (или топонимического) словаря.

    Детям нравятся лексические тренинги для развития творческих способностей. Обычно работу начинает учитель:

1.«Назови лишнее слово» или «Третий – лишний». Даны слова: Лондон, Париж, Женева, Москва.

    Ответы: 1. Женева – не столица.

                    2.Может быть Лондон, потому что он на острове.

                    3.Москва – она столица нашей родины.

                    4.Лондон – ударение на первом слоге.

    Продолжают придумывать дети.

2.Разминки (их можно найти в психологических журналах). Назвать общий звук в словах, сколько дней в ноябре, в какой стране не родился автор «Золушки», сколько будет 6+6:6?

3.Задачи на развитие слуховой, зрительной памяти, на реакцию.

4.Задачи частично-поискового характера разного уровня и т.д.

    Конечно, только глубокие знания и развитый вкус могут уберечь преподавателя от превращения увлекательных наблюдений, поисков и открытий в нудное объяснение прописных истин. Если ребёнок творит, он на пути к ощущению счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся начальных классов.

В презентации представлены варианты упражнений, направленных на развитие словарного запаса  учащихся, а также процессов словообразования и словоизменения....

Контрольная работа по лексике для 6 класса

Итоговая контрольная работа проводится на последних уроках раздела"Лексика".В ней учтены практически все изученные темы.Особое внимание уделено фразеологизмам,т.к . ребята мало знают их , редко употре...

Словарная работа с лексикой по ИКТ 5 класс.

Кроссворд  "Информационная технология»....

Словарная работа с лексикой по ИКТ 5 класс.

Кроссворд  "Информационная технология»....

контрольная работа по лексике и фразеологии

Контрольная работа по лексике и фразеологии. 6 класс по программе Баранова, Ладыженской....

Работа с лексикой и грамматикой в формате ГИА (Из опыта работы. Методические рекомендации)

  Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экза...