Урок русского языка по теме "Строение СПП".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова.
- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении; - дать представление о его строении; - научить различать союзы и союзные слова в СПП; - совершенствовать пунктуационные навыки. |
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова.)
Участник, прочувствованный, расчет, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.
2. Грамматическое задание.
1-й вариант: выделить слова с приставками;
2-й вариант: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.
II. Слово учителя. Изучение строения сложноподчиненного предложения
О сложноподчиненных предложениях вам многое известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали § 5 о строении сложноподчиненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, я стараюсь его усвоить. (Объяснение материала нужно разбить на несколько стадий, за каждую из которых отвечает кто-либо из учеников. Функция учителя — задавать вопросы, направлять ими ход урока. Уточнять, комментировать объяснения лучше совместно с классом.)
III. Выводы
главное предложение подчиняет себе придаточные.
|
IV. Объяснение учителя
1. Подчинительные союзы и союзные слова.
Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.
Рассуждаем так. Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.
Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае «что» — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.
2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, «Мужество»).
«Что» в обоих случаях - союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе - словом «трагедия».
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово - союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазанно.
Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?
Причина отсутствия запятой — общее главное предложение «Мы знаем», а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.
2. Схемы сложноподчиненных предложений.
Условимся обозначать главные предложения квадратными скобками, а придаточные - круглыми. Отметим аналогию с ролью квадратных и круглых скобок в математике. Вспомним, что для обозначения сложносочиненных предложений применяются только квадратные скобки, т. к. предложения равноправны.
Предлагаю в схемах союзные слова вносить в скобки: они являются членами предложения, а союзы оставлять за скобками: их роль вспомогательная, служебная; они не члены предложения.
Изобразим схематически наши предложения:
1)[ ],что( ). 2) [ ], (что...) и (что...). |
V. Закрепление материала
1. Работа с учебником.
2. Анализ предложений:
1) Эту семейную историю я столько раз слышал, что знал ее почти наизусть. 2) Если б мишки были пчелами, то они бы нипочем, никогда бы не подумали так высоко строить дом. 3) Чем дальше в лес, тем больше дров. 4) Никогда не говори о том, чего не знаешь. |
В каких предложениях встречаются двойные союзы, а в каких - указательные слова?
(Двойные союзы - в предложениях 2 (если — то) и 3 (чем — тем); указательные слова - в предложениях 1 (столько), 1 (так) и 4 (о том).)
VI. Словарная работа
Записать в словарик слова в рамках: аккомпанемент, аккомпанировать.
Разобрать слова по составу.
VII. Занимательная лингвистика
Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных «что»:
1) О нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? (А. Блок) 2) а) Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. б) Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. (С. Есенин) |
(1-е предложение: что - относительное местоимение, дополнение. 2-е предложение: а) что - подчинительный союз, б) что = которые - относительное местоимение, подлежащее.)
VIII. Домашнее задание § 5; 30, 32 (по выбору); подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 1 и 2 |
Урок 14.
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП
|
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы для закрепления теоретических знаний:
- Чем различаются ССП и СПП? - Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете? - Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? - Какую роль играют указательные слова? - Как образуются составные подчинительные союзы? - Каково место придаточных предложений по отношению к главному? - Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в составе СПП? (Разделительную.) - Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи? |
2. Проверка упражнений 30, 32. Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.
II. Лингвистическая разминка
1. Сделать фонетический разбор слова дирижёр.
2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова безымянный.
III. Структура сложноподчиненных предложений
Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы, представив структуру предложений в виде схем; определить, чем прикрепляются придаточные предложения к главным (один человек работает у доски, остальные в тетрадях).
1). Опытные шахматисты могут играть вслепую, не смотря на доску, что очень трудно для начинающих.
2). Софья слишком поздно поняла, что Молчалин её никогда не любил.
3). Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. (В. М. Песков.)
Схемы предложений: 1) [ ], (что...); 2) [ ], что ( ); 3) [...там], (где...). Союзные слова (члены предложения) и указательные слова вносим в круглые скобки, подчинительные союзы выносим за скобки.
IV. Конструирование предложений
1. Упражнение 33 устно. Дополнительное задание: указать особенности подчинительных союзов и союзных слов, их значение; сделать схемы получившихся предложений на доске и в тетрадях.
2. Составить предложения по данным схемам:
1) [ ], (которые...). 2) [ ], (где...)? 3) [там.., (где...),...]. 4) Чтобы ( ),[ ]. |
Примеры предложений:
1) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими. 2) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живете? 3) Там, где небо сходится с землей, пламенела полоса заката. 4) Чтобы много знать, необходимо много читать. |
V. Схематический восстановительный диктант
1. Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.
2. Учитель читает диктант второй раз, после чего ученики по схемам восстанавливают текст.
1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, — замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.
(79 слов) (По В. Солоухину)
3. Сделайте самопроверку.
Схемы предложений: 1. [...тогда], когда ( ). 2. Чтобы ( ),[ ]. 3. [ ], пока ( ). 4.[ ]. 5. [ ], когда ( ). 6. [ ]. 7. [ ], (которые...). |
VI. Слово учителя
Диктант, который мы только что написали, необычный. Вы восстанавливали предложения по схемам, которые составили на слух. Этот прием можно
применять и в работе над изложениями. В течение года мы напишем не-; только изложений из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. По одному из так называемых «открытых» текстов этого же сборника будет проводиться экзаменационное изложение. Чем больше мы сумеем разобрать изложений, тем лете зам будет на экзамене.
Для начала возьмем тест из первого десятка изложений (всего их 73). Прочитайте все десять текстов, попробуйте кратко восстановить их в вашей памяти, перескажите родителям или друзьям. Решите, в каком стиле написан каждый из десяти текстов. Озаглавьте тексты, не имеющие названий.
Советую чаще обращаться к сборнику изложений, выбирать из него необходимые примеры, время от времени прочитывать тексты.
VII. Домашнее задание 1. Работа над текстами изложений 3-10 из экзаменационного сборника. 2. Выписать из каждого текста по одному сложноподчиненному предложению, сделать его синтаксический разбор и схему к нему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...