Согласные звонкие и глухие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Раздел "Фонетика". Тема урока: "Согласные звонкие и глухие". 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 класс35.93 КБ
Файл soglasnye_zvonkie_i_gluhie.pptx740.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Согласные звонкие и глухие».

Цели: 

знать классификацию звуков речи, фонетические процессы в словах, уметь различать звуки речи, характеризовать их, определять фонетические процессы в словах; развивать монологическую речь.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

1. Монологическое высказывание на лингвистическую тему: «Что я знаю о фонетике».

  1. Языковая разминка.

 Синтаксический разбор предложения.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию.

  1. Введение в тему.

Просим детей прочитать странную фразу.

Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Улыбнёмся и зададим вопросы:

  1. Какие согласные звуки претерпели изменения при письме? (Парные звонкие и глухие.)
  2. С какой целью юморист исказил строчку сказки? Обратим наше внимание на  то, что подмена звонкого глухим, а глухого звонким искажает смысл слова.

Объявление темы урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Анализ материала для наблюдений – стр. 130.
  1. В каком из слов, обозначающих нарисованные предметы, имеются только звонкие согласные звуки, в каком – только глухие, а каком – те и другие? Назовите эти согласные. 

  1. Чтение грамматического материала §56, стр. 130.

 При чтении параграфа используется метод активного чтения «Пометки на полях»:

«V» - знаю

«+» - новое

«?» - есть вопросы

  1. Итак, что нового узнали о согласных? Какие согласные не образуют пар   по глухости – звонкости? Назовите глухие согласные, звонкие согласные.
  1. Закрепление изученного.
  1. Выполнение упр. 284 (устно).
  2. Лабораторная работа.

Анализ с выявлением фонетических процессов, происходящих в слове.

Задача для обучающихся: понаблюдайте, что происходит с согласными звуками.

I

II

III

IV

V

алмаз[c]

посадка[т]

молотьба [д]

 вокзал[г]

проезжал[ж]

улыбается[ц]

аллея[л]

грамматика[м]

серДце

солНце

оглушение

озвончение

слияние родственных звуков

слияние одинаковых звуков

выпадение звука

сомнительные

непроизносимые

  1. Какой же вывод мы сделаем из нашей лабораторной работы-наблюдения?

  1. Диктант. (Один ученик у доски.)

                                                  Совет

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

Подчеркните согласные, требующие проверки, объясните знаки препинания.

  1. Совет хороший, но что значит изменить слово с целью проверки? ( Найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный.)
  1. Словарный диктант с проверочными словами с последующей взаимопроверкой.

Просьба, спортсмен, рюкзак, увлекаться, окрестный, и́зредка, опасный, родство, класс, баллада.

  1. Упр. 285(устно)  Задание: охарактеризуйте согласные звуки.
  1. Итог урока.

Счас(?)лив учитель, если кла(с, сс)ное  соо...щество чу(?)ствует гра(м, мм)аттику.

  1. Домашнее задание: § 56; привести 2-3 примера на каждый звуковой процесс (см. лаб.р.)

Приложение 1

Лабораторная работа

Фонетические процессы в русском языке

I

II

III

IV

V

алмаз[   ]

посадка[   ]

молотьба [   ]

 вокзал[   ]

проезжал[   ]

улыбается[   ]

аллея[   ]

грамматика[   ]

сердце

солнце


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласные звонкие и глухие

Слайд 2

Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг .

Слайд 3

Роза шкаф компьютер

Слайд 4

« V » - знаю «+» - новое «?» - есть вопросы

Слайд 5

Лабораторная работа I II III IV V алмаз [ ] посадка [ ] молотьба [ ] вокзал [ ] проезжал [ ] улыбается [ ] аллея [ ] грамматика [ ] сердце солнце

Слайд 6

Лабораторная работа I II III IV V алмаз [c ] посадка [ т ] молотьба [ д ’ ] вокзал [ г ] проезжал [ ж ] улыбается [ ц ] аллея [ л ’ ] грамматика [ м ] серДце солНце оглушение озвончение Слияние родственных звуков Слияние одинаковых звуков Выпадение звука сомнительные непроизносимые

Слайд 7

Словарный диктант Просьба, спортсмен, рюкзак, увлекаться, окрестный, и́зредка , опасный, родство, класс, баллада.

Слайд 8

Счас (?)лив учитель, если кла (с, сс ) ное соо...щество чу(?) ствует гра (м, мм)аттику.

Слайд 9

Домашнее задание: §56; привести 2-3 примера на каждый звуковой процесс (см. лаб.раб.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Согласные звонкие и глухие"

Урок русского языка в 5 классе...

Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.

Цели:; (Слайд2) -  различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....

конспект урока Согласные звонкие и глухие

Цели :1) дать понятие об особенностях образования звонких и глухих согласных;2) показать особенности звуковой организации русской речи, познакомить с аллитерацией как фонетическим средством выра...

Урок письма "Согласные звонкие и глухие (Г - К)" в 3 классе.

Обучение фонетически правильному письму в специальной (коррекционной) школе VIII вида приходится на второй класс. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает тема «Звонкие и глухие согласные». Работа п...

Конспект+презентация.Согласные звонкие и глухие [д] и [т], школа 8 вида.

Тема: Согласные звонкие и глухие [д] и  [т] (второй урок). Цель: Научить детей различать звуки [д] и  [т] и правильно обозначать их в письменной речи....

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...