Согласные звонкие и глухие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Раздел "Фонетика". Тема урока: "Согласные звонкие и глухие". 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс | 35.93 КБ |
soglasnye_zvonkie_i_gluhie.pptx | 740.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Согласные звонкие и глухие».
Цели:
знать классификацию звуков речи, фонетические процессы в словах, уметь различать звуки речи, характеризовать их, определять фонетические процессы в словах; развивать монологическую речь.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания.
1. Монологическое высказывание на лингвистическую тему: «Что я знаю о фонетике».
- Языковая разминка.
Синтаксический разбор предложения.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в весёлую мелодию.
- Введение в тему.
Просим детей прочитать странную фразу.
Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Улыбнёмся и зададим вопросы:
- Какие согласные звуки претерпели изменения при письме? (Парные звонкие и глухие.)
- С какой целью юморист исказил строчку сказки? Обратим наше внимание на то, что подмена звонкого глухим, а глухого звонким искажает смысл слова.
Объявление темы урока.
- Изучение нового материала.
- Анализ материала для наблюдений – стр. 130.
- В каком из слов, обозначающих нарисованные предметы, имеются только звонкие согласные звуки, в каком – только глухие, а каком – те и другие? Назовите эти согласные.
- Чтение грамматического материала §56, стр. 130.
При чтении параграфа используется метод активного чтения «Пометки на полях»:
«V» - знаю | «+» - новое | «?» - есть вопросы |
- Итак, что нового узнали о согласных? Какие согласные не образуют пар по глухости – звонкости? Назовите глухие согласные, звонкие согласные.
- Закрепление изученного.
- Выполнение упр. 284 (устно).
- Лабораторная работа.
Анализ с выявлением фонетических процессов, происходящих в слове.
Задача для обучающихся: понаблюдайте, что происходит с согласными звуками.
I | II | III | IV | V |
алмаз[c] посадка[т] | молотьба [д’] вокзал[г] | проезжал[ж] улыбается[ц] | аллея[л’] грамматика[м] | серДце солНце |
оглушение | озвончение | слияние родственных звуков | слияние одинаковых звуков | выпадение звука |
сомнительные | непроизносимые |
- Какой же вывод мы сделаем из нашей лабораторной работы-наблюдения?
- Диктант. (Один ученик у доски.)
Совет
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Подчеркните согласные, требующие проверки, объясните знаки препинания.
- Совет хороший, но что значит изменить слово с целью проверки? ( Найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный.)
- Словарный диктант с проверочными словами с последующей взаимопроверкой.
Просьба, спортсмен, рюкзак, увлекаться, окрестный, и́зредка, опасный, родство, класс, баллада.
- Упр. 285(устно) Задание: охарактеризуйте согласные звуки.
- Итог урока.
Счас(?)лив учитель, если кла(с, сс)ное соо...щество чу(?)ствует гра(м, мм)аттику.
- Домашнее задание: § 56; привести 2-3 примера на каждый звуковой процесс (см. лаб.р.)
Приложение 1
Лабораторная работа
Фонетические процессы в русском языке
I | II | III | IV | V |
алмаз[ ] посадка[ ] | молотьба [ ] вокзал[ ] | проезжал[ ] улыбается[ ] | аллея[ ] грамматика[ ] | сердце солнце |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг .
Роза шкаф компьютер
« V » - знаю «+» - новое «?» - есть вопросы
Лабораторная работа I II III IV V алмаз [ ] посадка [ ] молотьба [ ] вокзал [ ] проезжал [ ] улыбается [ ] аллея [ ] грамматика [ ] сердце солнце
Лабораторная работа I II III IV V алмаз [c ] посадка [ т ] молотьба [ д ’ ] вокзал [ г ] проезжал [ ж ] улыбается [ ц ] аллея [ л ’ ] грамматика [ м ] серДце солНце оглушение озвончение Слияние родственных звуков Слияние одинаковых звуков Выпадение звука сомнительные непроизносимые
Словарный диктант Просьба, спортсмен, рюкзак, увлекаться, окрестный, и́зредка , опасный, родство, класс, баллада.
Счас (?)лив учитель, если кла (с, сс ) ное соо...щество чу(?) ствует гра (м, мм)аттику.
Домашнее задание: §56; привести 2-3 примера на каждый звуковой процесс (см. лаб.раб.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Согласные звонкие и глухие"
Урок русского языка в 5 классе...
Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.
Цели:; (Слайд2) - различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....
конспект урока Согласные звонкие и глухие
Цели :1) дать понятие об особенностях образования звонких и глухих согласных;2) показать особенности звуковой организации русской речи, познакомить с аллитерацией как фонетическим средством выра...
Урок письма "Согласные звонкие и глухие (Г - К)" в 3 классе.
Обучение фонетически правильному письму в специальной (коррекционной) школе VIII вида приходится на второй класс. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает тема «Звонкие и глухие согласные». Работа п...
Фонетика. Согласные звонкие и глухие.
Урок русского языка....
Конспект+презентация.Согласные звонкие и глухие [д] и [т], школа 8 вида.
Тема: Согласные звонкие и глухие [д] и [т] (второй урок). Цель: Научить детей различать звуки [д] и [т] и правильно обозначать их в письменной речи....
Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие
План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...