Подготовка к ЕГЭ по теме: "Синтаксис и культура речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Этот материал может быть полезен для учителей русского языка при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_i_kultura_rechi_9_klass.docx | 21.27 КБ |
sintaksis_i_kultura_rechii.ppt | 692.5 КБ |
sintaksis_11_klass.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Синтаксис и культура речи»
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Форма урока: деловая игра.
Цели урока: учащиеся должны знать историю возникновения имён, их происхождение, влияние на этот процесс различных культур; уметь определять виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, определять виды словосочетаний, целенаправленно использовать в речи сложные предложения.
Оборудование: словари: этимологический, толковый; выставка журналов-гороскопов «Я и моё имя», «Влияние имени на жизнь человека», раздаточный материал для синтаксического практикума, интерактивная доска.
Приёмы работы: работа с текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ «трудных» слов, творческая работа, выборочный диктант.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, представьте такую ситуацию: в семье родился ребёнок.
О чём мы спрашиваем первым делом после того, как выясняем, мальчик родился в семье или девочка?
Ученик: Как назвали ребёнка.
Учитель: Правильно. А почему это так важно для нас?
Ученик: Да потому, что мы понимаем: имя играет в жизни человека определённую роль.
Учитель: Какую?
Ученик: Прежде всего имя – это ответ на вопросы: «Кто я» и «Какой я».
Учитель: Попробуйте спросить трёхлетнего малыша: «Кто ты?» – и, скорее всего, он ответит либо: «Я – мальчик», либо: «Я – Толик».
Конечно, имя определяет будущую жизнь человека не в такой степени, как, скажем, пол, но оно позволяет человеку психологически осознавать себя как личность, а это очень важный фактор.
Давайте поближе познакомимся, меня зовут Лариса Александровна, а вас? Представьтесь, пожалуйста.
(Представление учащихся)
Имена, которые сейчас прозвучали, – это личные имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе.
(По ходу урока на доске заполняется этимологическая страничка)
Таким образом, вы уже догадались, что разговор наш сегодня пойдёт о чём?
Ученик: Об именах.
(Запись темы урока. В мире имён.)
Учитель: У каждого из вас, наверное, есть множество вопросов, связанных с данной темой, озвучьте их.
Ученик: Зависит ли судьба человека от имени?
Зависит ли характер человека от имени?
Каково происхождение наших имён? Почему наши имена различны по происхождению?
Учитель: На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ во время нашего урока.
Итак, мы живём с вами в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:
Между живущих людей безымянным
никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый,
и низкий и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный
дар получает...
Давайте попытаемся разобраться: влияет ли имя на характер человека?
2. Самостоятельная работа.
Первое задание называется «Автопортрет».
(Этимологическая страничка. Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя.)
Учитель: Пусть каждый из вас словесно нарисует себя таким, каким видит.
Предложения какой структуры помогут вам выполнить наиболее полно это задание?
Ученик: Предложения сложной конструкции.
Учитель: Какой раздел в русском языке изучает простые и сложные предложения?
Ученик: Синтаксис.
Учитель: Что ещё изучает данный раздел?
Ученик: Словосочетания.
Учитель: Для чего нужно изучать правила построения словосочетаний и предложений?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
Учитель: Какой раздел в русском языке тесно связан с синтаксисом?
Ученик: Культура речи.
Учитель: Таким образом, разобраться в нашей теме урока «В мире имен» нам поможет какая тема русского языка?
Ученик: Синтаксис и культура речи.
(Продолжение записи темы урока)
Учитель: Творческая работа по написанию автопортрета займёт 8–10 минут.
(Проверка письменного задания: учащиеся вслух зачитывают свои работы.)
Учитель: Давайте сравним ваш автопортрет со значением вашего имени.
(Ученик-консультант, назначенный учителем, комментирует значение имени читающего ученика.)
Так зависит ли характер человека от имени?
Ученик: Нет. Так как при сопоставлении автопортрета и значения имени единства не обнаружилось.
3. Учитель: Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражается быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народа.
Кто из вас знает что-либо о происхождении своего имени?
Ученик: Меня зовут Наталья, мне ничего неизвестно о происхождении своего имени.
Учитель: А я знаю, что моё имя Ольга – скандинавского происхождения (хейла – святая). Имя Наталья – латинского происхождения (значение имени – природная).
Почему наши имена настолько различны по происхождению?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы выполним следующее задание (групповая работа)
1-я группа
Прочитайте текст, найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставных предложений.
2-я группа
Прочитайте текст, найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений.
3-я группа
Прочитайте текст, найдите обособленное распространённое определение. Составьте схему данного предложения.
(Проверка заданий по группам)
Учитель: Кто знает, как называется наука, изучающая собственные имена?
(Этимологическая страничка. Антропонимика – наука о собственных именах.)
4. Работа у доски.
Подберите однокоренные слова к слову имя.
Имя, именинник, именной, именины, именитый, именовать, одноименный.
Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое именины?
Ученик: Именины – день ангела.
(Этимологическая страничка. Именины – личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого.)
5. Работа с текстом (проецирование текста на интерактивную доску ).
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То хошь – не хошь – Иероним!
(Ю. Ливеровский)
(Этимологическая страничка. Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке.)
Задание: Выписать из стихотворения словосочетания, определить тип подчинительной связи.
Учитель: День рождения и именины у людей часто не совпадают. Почему?
Ученик: Согласно обычаю, имя ребёнку выбирает священник при крещении. В этот день он открывает Святцы и смотрит – у каких святых сегодня праздник. Не каждое имя святого нравится родителям, поэтому они и называют ребёнка так, как хочется им.
Учитель: У кого из присутствующих сегодня именины?
(У Анны, Анастасии именины 22 декабря)
Мне бы от всей души хотелось поздравить наших именинников и подарить им на память стихотворение великого поэта А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём», где, на мой взгляд, содержатся глубокие мысли о воплощённом имени.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
6. Рефлексия.
Учитель: На столе лежат карточки с именами. Пусть каждый подойдёт и прикрепит одно из имён к определённой группе:
Древнерусские Христианские «Красные»
Пискун Андрей Идея
Новосёл Ирина Ревмир
Беляй Анна Диамат
Малыш Мария Октябрина
Продан Ольга Ким
Любим Сергей
Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие темы из раздела «Синтаксис и культура речи» мы с вами сегодня повторили?
Ученик: Виды сложных предложений, виды придаточных предложений в составе сложноподчинённых предложений, типы подчинительной связи в словосочетаниях, предложения с однородными членами.
Учитель: Я надеюсь, что эта встреча оставит след в вашей душе. Спасибо всем за работу и приятное общение. Я с вами не прощаюсь, до новых встреч.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Сейчас в моде стали гадалки, прорицатели. Можно встретить различные книги об именах, где можно прочитать о том, что тебя ожидает на жизненном пути, согласно твоему имени.
Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Связана ли судьба человека с его именем?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока – совершенствование синтаксической, пунктуационной и речевой грамотности; – повторение сложных вопросов синтаксиса; – формирование навыков культуры речи; – умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма
Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств. Р.А.Будагов
1.Расскажите , что изучает синтаксис? 2.Объясните, в чем различие словосочетания и предложения как единиц синтаксиса. 3.Приведите примеры словосочетаний и предложений разных типов.
Основное содержание раздела «Синтаксис» 1.Словосочетание как единица синтаксиса 2.Предложение как единица синтаксиса 3.Простое предложение: двусоставное и односоставное; распространенное и нераспространенное; осложненное ( однородными, обособленными Членами, сравнительными оборотами, обращениями, вводными конструкциями 4.Сложное предложение(ССП,СПП,БСП)
Виды словосочетаний Именные глагольные наречные
1) Что входит в понятие «синтаксической нормы»? 2) Какую роль играет порядок слов в русском языке? 3) Что такое нормы управления? 4) Каковы особенности употребления деепричастных оборотов в современном русском языке? 5) Каковы особенности употребления причастных оборотов в современном русском языке?
Смешение конструкций Оплатить за что-либо ↔ Оплата за что-либо возникло под влиянием сочетаний Платить за что-либо ↔ Плата за что-либо Глагол « оплатить » управляет формой винительного падежа существительного без предлога. Оплатить проезд (расходы, билет)
Вариант 1 2) Ученые хотели вникнуть ( во что? ) в тайны природы и познать ( что? ) их. Вариант 2 3) Одному из героев ( каких? ) романа, ищущих смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Типичные ошибки устной и письменной речи 1) Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах. 2) Он действовал вопреки предписания . 3) По истечению депутатского срока назначаются новые выбору. 4) Работы заключаются сразу по заключению договора. Предлог « по » употребляется в конструкциях №3, №4 в значении « после чего-либо » в предложном падеже.
Особенности управления слов Отчитываться → за что? Указать → на кого/что? Благодаря → чему? Согласно → чему? Вопреки → чему? Вследствие → чего? В случае → чего?
Особенности управления слов Надеть → что на что? Отзыв → о чем? Уверенность → в чем? Уплатить → за что? Идентичный → чему? Беспокоиться → о ком? Одеть → кого во что? Рецензия → на что? Вера → во что? Оплатить → что? Сходный → с чем? Тревожиться → за кого?
Беспокоиться о ребенке, тормозить развитие, пойти на факультет, доступ в Интернет, оплатить проезд, потребность в знаниях, скучать по вас, осудить казнь, удивляться результатам, контроль за выполнением, контролировать ход лечения, участвовать в выборах, заплатить за квартиру, уверенность в завтрашнем дне, рецензия на сочинение.
Деепричастный оборот не употребляется 1) если деепричастие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разными лицам; 2) если в безличном предложении нет инфинитива; 3) в пассивной конструкции Уходя домой, оборудование проверяется рабочими
Употребление причастных оборотов в речи Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможно в том случае, если только союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего. Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать. Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.
Употребление причастных оборотов в речи Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже. Я вижу человека, которого обвиняют во всех смертных грехах. Я вижу человека, обвиняемого во всех смертных грехах.
Употребление причастных оборотов в речи В остальных случаях замена невозможна, например: Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем доме. Замена невозможна, если придаточная часть присоединяется союзным словом « где »: Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Вариант 1 1) Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город. Вариант 2 2) Мне знакомы эти дворы, где весною так сладко пахнет сиренью.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
Тема: Синтаксис и культура речи.
(Подготовка к ЕГЭ. Задание В. )
Цели:
- Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме.
- Развивающая: совершенствование синтаксических навыков.
- Воспитывающая: установка на серьезную работу по подготовке к экзамену.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Приложение, слайд 1)
II. Сообщение темы и целей урока
III. Слово учителя
Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), они являются заданиями повышенной сложности.
– Прочитайте формулировки заданий части В.
– Сформулируйте материал, который нам необходимо повторить.
– Начинайте с В3.
Блоки для повторения.
- Типы связи слов в словосочетаниях.
- Простое осложненное предложение.
- Односоставное предложение.
- Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
- Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Рассмотрим важнейшее из них.
IV. Обобщающее повторение
Класс разделен на группы. Каждая группа получает задание по одному из блоков. Один из группы по презентации выступает с повторением теории.
Группа №1 В3 (сл.2-11)
1) Типы связи слов в словосочетаниях.
2) Тестирование.
1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование
Я должен был понять быков, чтобы вытащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. (мою тележку)
2. Выпишите из предложения со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и стрекотали кузнечики, мы мечтали о будущем. (мечтали о будущем)
3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе. (показалось однажды)
4. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление, согласование.
Кто узнает, какая сила разрушила древние постройки. (разрушила постройки, древние постройки)
Группа №2 В4 (сл.12-18)
1) Односоставное предложение
2) Тестирование
Определите тип односоставного предложения:
О/л – определенно-личное
н/л – неопределенно-личное
об/л – обобщенно-личное
б – безличное
н – назывное
Тестирование (сл.19)
- С самого утра окна залепило снегом.
- Проводите меня сегодня с работы.
- За одного битого двух небитых дают.
- Страшный треск. Крики.
- Хочу записаться в секцию плавания.
- Ночью холодом веет с земли.
- Привези мне что-нибудь в подарок.
- Туман сырого сада.
- В дверь громко и настойчиво постучали.
- Слезами горю не поможешь.
Ключ: 1) – б; 2) – н/л; 3) – об/л; 4) – н; 5) – о/л; 6) – б; 7) – о/л; 8) – н; 9) – н/л; 10)
Группа №3 В6 (сл.20)
1) Сложноподчиненные предложения.
Типы придаточных.
2) Тестирование.
Определите тип придаточных.
- Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.
- Что бы со мной ни было, я хочу быть один.
- Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
- Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне…
- Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.
- Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.
- Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
- Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловно подлинность многих произведений Куприна.
- Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.
- В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.
- Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.
- Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.
- Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.
- Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Ответы:
- Определительное
- Уступки
- Сравнения
- Изъяснительное
- Места
- Времени
- Изъяснительное
- Цели
- Причины
- Уступки
- Следствия
- Времени
- Образ действия
- Изъяснительное
- Определительное
Группа №4 В7 (сл.21-23)1) Средства связи между предложениями в тексте.2) Работа с текстом.
V. Итог урока – Итак, мы на уроке повторили и закрепили ряд заданий (В3, В4, В6, В7)
Задания соответствуют экзаменационным. Следующее повторение и закрепление заданий В5, В8
VI. Домашнее задание: В5, В8, тесты 8,9 (сл.24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме"Синтаксис и культура речи", 11 класс
Материал поможет при подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс
Данный материал поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 5-го класса по всем темам изученного раздела....
Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Конспект урока...
Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи».
Материалы для работы с учащимися по теме «Синтаксис и культура речи»....
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...