Рабочая программа, русский язык, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Рабочая программа
по русскому языку
для 1 курса
цикл гуманитарных и математических дисциплин
Санкт-Петербург
2012 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 курса составлена на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 20090, которая допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года. Программа предусматривает изучение предмета 70 часов в год, количество часов в неделю -2, на проведение контрольных работ отведено 6 часов, на проведение уроков по развитию речи -15.
Основные цели программы:
- формирование у суворовцев на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать суворовцам представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки,
Формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности суворовцев.
- Основное содержание.
Международное значение русского языка ( 1час.)
Закрепление изученного в 5-8 классах ( 7 час.)
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Сложные предложения (1час.)
Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса.
Союзные сложные предложения ( 6час.)
Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения ( 5 час.)
Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм.
Сложноподчиненные предложения ( 24 час.)
Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП. Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными причины, следствия, условия. СПП с придаточными уступки, цели. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. Различные способы выражения сравнения. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Деловые документы (автобиография, заявление). Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.
Бессоюзные сложные предложения ( 8час.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.
Сложные предложения с различными видами связи ( 7час.).
Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.
Общие сведения о языке ( 3час.)
Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. Язык художественной литературы
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи ( 6час.)
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология, синтаксис. Орфография, пунктуация.
III. Требования к уровню подготовки выпускников.
1. Суворовцы должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых на 1 курсе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 1 курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
IV. Учебно-методический комплекс.
Основная литература:
1.Учебник: «Русский язык. 9 класс». Авторы: Бархударов С.Г.,Крючков С.Е.,Максимов Л.Ю. и др.Москва, «Просвещение», 2009.Данный учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература:
- «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.
- «Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2007.
- «Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2008.
- «Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2007.
- «Русский язык. ГИА.Практикум.9 класс» Г.Т.Егораева.Изд.»Экзамен», Москва,2012
Учебно-тематическое планирование по разделам.
Русский язык 1 курс.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
уроков | контрольных уроков | уроков по развитию речи | Всего по разделу |
1 | Международное значение русского языка | 1 | - | - | 1 |
2 | Закрепление изученного в 5-8 классах | 4 | 1 | 2 | 7 |
3 | Сложные предложения | 1 | - | - | 1 |
4 | Союзные сложные предложения | 5 | 1 | - | 6 |
5 | Сложносочиненные предложения | 3 | - | 2 | 5 |
6 | Сложноподчиненные предложения | 17 | 2 | 5 | 24 |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 5 | 1 | 2 | 8 |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 4 | 1 | 2 | 7 |
9 | Общие сведения о языке | 3 | - | - | 3 |
10 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 4 | - | 2 | 6 |
11 | Резерв | 2 | 2 |
12 | Итого: | 49 | 6 | 15 | 70 |
Учебно- тематическое планирование.
Русский язык 1 курс.
№ п/п | Тема урока | Количество учебных часов |
по разделам | по темам | Из них контроль |
Раздел 1 | Международное значение русского языка (1ч) | 1 |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
Раздел 2 | Закрепление изученного в 5-8 классах | 7 | 1 |
2 РР | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка | 1 |
3 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
4 | Предложения с обособленными членами | 1 |
5 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
6 РР | Изложение с продолжением (повествовательного характера с элементами описания) | 1 |
7 К | Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5-8 классах» | 1 |
8 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 |
Раздел 3 | Сложные предложения | 1 |
9 | Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса | 1 |
Раздел 4 | Союзные сложные предложения | 6 | 1 |
10 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
12 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 |
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 |
14 | Интонация сложного предложения | 1 |
15 К | Контрольный диктант по разделу «Союзные сложные предложения» | 1 |
Раздел 5 | Сложносочиненные предложения | 5 |
16 | Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | 1 |
17 РР | Сочинение –рассуждение // описание (упр.14//22) | 1 |
18 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
19 | Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» | 1 |
20 РР | Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм | 1 |
Раздел 6 | Сложноподчиненные предложения | 24 | 1 |
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки | 1 |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 |
23 РР | Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95) | 1 |
24 | Союзы и союзные слова в СПП | 1 |
25 | Роль указательных слов в СПП | 1 |
26 РР | Рецензия на прочитанное произведение (упр.101) | 1 |
27 | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными | 1 |
28 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
29 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
30 | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места | 1 |
31 | СПП с придаточными причины, следствия, условия | 1 |
32 | СПП с придаточными уступки, цели | 1 |
33 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения | 1 |
34 | Различные способы выражения сравнения | 1 |
35 РР | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166) | 1 |
36 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них | 1 |
37 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них | 1 |
38 РР | Деловые документы (автобиография, заявление) | 1 |
39 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 |
40 РР | Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178) | 1 |
41 | Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» | 1 |
42 К | Контрольная работа-тест по разделу «Сложноподчиненное предложение" | 1 |
43 К | Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение" | 1 |
44 | Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 |
Раздел 7 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | 2 |
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП | 1 |
46 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 |
47 РР | Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192) | 1 |
48 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 |
49 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 |
50 РР | Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202) | 1 |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» | 1 |
52 К | Контрольная работа-тест по разделу «БСП» | 1 |
Раздел 8 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 1 |
53 | Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) | 1 |
54 РР | Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213) | 1 |
55 | Знаки препинания в СП с различными видами связи | 1 |
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | 1 |
57 РР | Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222) | 1 |
58 | Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи» | 1 |
59 К | Контрольный диктант по разделу «сложные предложения с различными видами связи» | 1 |
Раздел 9 | Общие сведения о языке | 3 |
60 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей | 1 |
61 | Язык художественной литературы | 1 |
62 | Язык художественной литературы | 1 |
Раздел 10 | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 6 |
63 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование | 1 |
64 | Морфология, синтаксис | 1 |
65 | Орфография,пунктуация | 1 |
66 РР | Изложение с элементами сочинения | 1 |
67 РР | Изложение с элементами сочинения | 1 |
68 | Заключительный урок | 1 |
69, 70 | Резерв | 2 |
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКОУ С-П СВУ
МВД России
полковник внутренней службы
Федяев Г.Н.
«___» ______________20 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель начальника училища по учебной работе
начальник учебного отдела
полковник внутренней службы
Кадинский А.В.
«________» ________________ 20 г.
Программа обсуждена и принята на заседании цикла гуманитарных и математических дисциплин
Протокол № ___ от «_____» _________20 г.
Начальник цикла
подполковник внутренней службы
Антонец С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...