Тест-классы. Приложение к занятиям 1-2
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Повторение орфограмм, используемых в тест-классах: занятия 1-2.
Чередования гласных в корне слова;
Способы проверки безударной гласной в корне слова;
Правописание гласных после Ц;
Правописание ГЛАСНЫХ после ШИПЯЩИХ;
Способы подчинительной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test-klassy._prilozhenie_1_k_zanyatiyam_1-2.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест – классы
Приложение 1 к занятиям 1-2
И или Е | А или О | |||
- БИРа – (БЕР -) - ДИРа – (ДЕР-) - ТИРа – (ТЕР-) -ЖИГа – (ЖЕГ-) -МИРа – (МЕР-) -ПИРа – (ПЕР-) -ЧИТа – (ЧЕТ-) -СТИЛа – (СТЕЛ-) -БЛИСТа – (БЛЕСТ-) Пишите И, если после корня есть суффикс – А -, в остальных случаях пишите Е. Примеры: Блистать – блестеть Замирать – замеретьт Исключения: Чета, сочетать, сочетание | КАСа- (-КОС-) Пишите А, если после корня есть суффикс –А -, в остальных случаях пишите О. Примеры: Касаться, коснуться | - МАК- (-МОК-) -РАВН- (-РОВН-) Написание зависит от лексического значения корня -МАК- (в значении отпускать, погружать в жидкость) Макать кисточку в краску -МОК- (в значении пропускать, впитывать влагу) сапоги промокают -РАВН- (в значении равный, одинаковый) уравнение -РОВН- ( в значении ровный) подровнять газон Исключения: Подравняться в шеренгах, поравняться с кем-либо, равнина, поровну | -ПЛАВ- Пишите А во всех словах Примеры: Плавание, плавник Исключения: Пловец, пловчиха, плывун | |
-ГАР- (-ГОР-) -КЛАН- (-КЛО-) -ТВАР- (-ТВОР-) -ПАЗД- (-ПОЗД-) Без ударения пишите О Примеры: Загорать, поклониться,творение, опоздание Под ударением пишите то, что слышите Загар, заклание, поклон, тварь, опаздывать Исключения: -ЗОР- (-ЗАР-) Без ударения пишите А Заря, зарница Ср. зори, зарево | ||||
- ЛАГ –(-ЛОЖ -) -РАСТ- (-РАЩ-, -РОС-) -СКАК- (-СКОЧ-) Написание зависит От последней согласной корня Примеры: Прилагательное, приложение, растение, выращенный, заросли, скакать, заскочу Исключения: Полог, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль, скачу, скачок | ||||
- ИМ – (-ИН-) Пишите в глаголах несовершенного вида Примеры: (что делать? Что сделать?) Снимать – снять (им/я) Разминать –размять, Прижимать - прижать |
Примечание: безударную гласную во всех этих случаях проверять ударением нельзя.
Способы проверки безударной гласной в корне слова
ПРОВЕРЯЙТЕ УДАРЕНИЕМ | Подберите однокоренное слово | Таинственный - тАйна | |
Подберите сложносокращенное слово | Корреспондент - спецкОр | ||
ИЗМЕНИТЕ ФОРМУ | У СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО измените число | Моря - мОре | |
У ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО замените полную форму краткой | Слепой - слЕп | ||
У ГЛАГОЛА | Измените лицо | Я вожу – он вОдит | |
Измените время | Приказал - прикАжет | ||
У глагола прошедшего времени измените род | Несла - нЁс |
Правописание ГЛАСНЫХ после Ц
Ы пишите | В окончаниях и суффиксе -ЫН | Улицы, Царицыно, сестрицын | В фамилиях сохраняется традиционное написание | Птицын, Цицин |
И ПИШИТЕ | В КОРНЕ СЛОВА | Цирк, цифра | Исключения | Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц и в однокоренных словах (цыганочка, цыкну и т.д.) |
В существительных, заканчивающихся на –ция и в прилагательных, заканчивающихся на -ционный | Станция, Нация, Лекционный, революционный | |||
Ю и Я | Пишутся только в некоторых словах иностранного происхождения | Цюрих, Цявловский | ||
О пишите | Под ударением в суффиксе, Окончании и корне (редко) | Танцор, Свинцовый, Кузнец – Кузнецов, цоколь | В слове ЦОКОТ и Однокоренных Словах всегда пишите О | Цокать, цокотуха |
Е пишите | В безударном корне, суффиксе и окончании | Поцелуй, Глянцевый, Ситцевый, Танец - танцев | Исключение В некоторых словах иностранного происхождения Пишите О | Герцог, скерцо |
Правописание ГЛАСНЫХ после ШИПЯЩИХ
Ж Ч Ш щ | И А у | Жизнь Чаща чудесный | Исключения Жюри Брошюра парашют | ||
0 | Под ударением О, без ударения Е В суффиксах и окончаниях существительных, Наречий и прилагательных | Речонка-реченька Большого-горячего | Исключение ещё | ||
ё | В корне слова, если можно подобрать Однокоренное слово с Е Если нет такого родственного слова, то пишите О | Чёрт-черти Печёнка-печень Мажор Крыжовник | |||
В суффиксах И окончаниях | глаголов | Бережёт, увлечёшь, пережёвывать | |||
Существительных с суффиксом - ЁР | Стажёр ухажёр | ||||
Отглагольных существительных с суффиксом –ЁВК- | Ночёвка – ночевать Корчёвка -корчевать | ||||
Отглагольных прилагательных с суффиксом –ЁН- И образованных от них существительных с суффиксом –ЁНК- | Копчёный Тушёное (мясо) Тушёнка сгущёнка | ||||
Причастий с суффиксами -ЁНН- (-ЁН- в краткой форме) И образованных от них наречий | Увлечённый – увлечён Увлечённо отрешённо | ||||
Примечание 1. Различайте написание существительных поджог, ожог и глаголов поджёг, ожёг (обжёг) Примечание 2. В суффиксах некоторых кратких прилагательных мужского рода и существительных женского рода в родительном падеже множественного числа под ударением появляется «беглая» О, а без ударения – «беглая» Е. Смешной – смешон, грешный – грешен, княжна – княжон, матрёшка - матрёшек |
Способы подчинительной связи | ||
Согласование | управление | примыкание |
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное | Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже | Зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, интонацией, порядком слов |
Яркий полдень (м.р., ед.ч., им.п.) | Тормозить движение (вин.п.) Написать другу (дат.п.) | Очень вкусный Ушёл гулять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест -классы для 9 класса
Данные тест-классы предназначены для подготовки учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Тест, класс 5
Грамматика, Present Simple, Present Continuou...
Приложение к занятию по литературе, посвящённому историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Раздаточный материал к уроку....
Приложение к занятиям по графике с дошкольниками: фотоматериалы.
Рисунки детей, созданные ими на занятиях графикой....
Приложение к занятию "Перелетные птицы тайги"
В приложении к занятию "Перелетные птицы тайги" даны инструктивные карточки....
Приложение к занятию "Туристические узлы"
Приложение к занятию "Туристические узлы"...
Приложение к занятию Образ матери на Руси
Приложение...