Тема: Имя прилагательное. 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
6 класс.
Тема: Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе.
Цели: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определить синтаксическую роль прилагательных в предложении; формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6 класс. Тема: Имя прилагательное. | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
Тема: Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе.
Цели: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определить синтаксическую роль прилагательных в предложении; формирование умения использовать в речи имена прилагательные.
Ход урока.
1. Анализ текста.
Была галера и штурвал,
И дева украшала нос.
Это отрывок из стихотворения Редьярда Киплинга. Оно вызывает в недоумение, а у некоторых даже смех. Напрасно. Автор замечательных произведений написал отличные строки, но я умышленно убрала некоторые из текста. Какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете эти строки?
- Какая галера и какой штурвал?
- Какая дева могла украшать нос?
Правильно! Нам не хватает 4 слов, чтобы внести полную ясность. Прочитаем восстановленный текст.
Хороша была галера, и хорош штурвал резной,
И серебряная дева украшала нос резной...
Говорят друзья о бурях, о тяжелых временах,
Как галеру потрепало в грозных северных волнах.
2. Актуализация опорных знаний.
-Слова какой части речи помогли внести полную ясность в картину воспоминаний друзей?
-Вспомните, что называется прилагательным?
- Приведите примеры.
-Какую форму могут иметь прилагательные?
-Каким членом предложения могут быть имена прилагательные?
- Как изменяются именные прилагательные?
- Помните ли вы, какова начальная форма прилагательного?
-А как вы думаете, к чему прилагается прилагательное? Согласны ли вы с госпожой Простаковой из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина? Желая показать, как выучен грамматике ее сын Митрофан, она хочет, чтобы его проэкзаменовали. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает : «Много. Она Существительна да прилагательна».
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта прилагательна.
- Почему же?
Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
- С какой частью речи связано прилагательное?
(Прилагательное связано с существительным, т. к. обозначает признак предмета).
-Как определить род, число, падеж именного прилагательного?
(По роду, числу, падежу существительного от которого оно зависит).
- Определите род, число, падеж именительных прилагательных в следующих словосочетаниях.
3. Работа по теме урока.
- Вспомните, что нужно, чтобы правильно написать окончания прилагательных.
- Определите род, число, падеж именительных прилагательных в следующих словосочетаниях.
На доске (или распечатано для каждого ученика)
В осенн_м лесу, зимн_м днем, в тяжел_м свинцов_м небе, на трескуч_м морозе, в дремуч_м лесу, о весен_й поре, под ярк_м солнцем, в бел_й шубке.
- Составьте с 2 словосочетаниями предложения так, чтобы полное прилагательное стало кратким. Кто больше и быстрее?
Колючий куст, гибкое растение, могучий ствол, яркий день.
-Прилагательное одно из самых употребляемых частей речи (после существительного и глагола). Поэтому мы попробуем подобрать как можно больше прилагательных к словам:
Друг (1 вариант)
Поступок (2 вариант)
-И следующее задание: составьте и напишите словосочетания имен существительных с именем прилагательным добрый. Выделите в именах прилагательных окончания, обозначьте род, число.
Добрый день....
- Замените прилагательные подходящим синонимом:
Высокий человек_________
Высокий дом _________
Высокий урожай_________
Высокая культура________
Высокие гости __________
- Прилагательные помогают охарактеризовать предмет так, что мы легко узнаем, о ком или о чем говорится. Подберите слово, которое может быть охарактеризовано следующими прилагательными:
Серый, хитрый, жадный...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Методическая разработка к уроку английского языка в 4-9 классах по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухсложных прилагательных)
Методическая разработка на презентации к уроку английского языка в 4 классе по теме: «Степени прилагательных» (Образование сравнительной и превосходной степеней у односложных и двухс...
Урок письма и развития речи в 6 классе по теме: «Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам».
План - конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 классов, обучающихся по программе Воронковой В.В. (Программа специальных образовательных учреждений VIII вида)....
Урок в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"
Урок в 6 классе коррекционной школы по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"
Презентация к уроку в 6 классе коррекционной школы по теме "Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам"...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...