Пропедевтическая работа по разделу "Орфография" в курсе основного образования при подготовке учащихся к ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Это опыт работы учителя при подготовке к ЕГЭ. Ценность данного опыта заключается в том , что учителем разработана система методов и средств при обобщении и систематизации знаний учащихся в выпускном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа№3 с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
Пропедевтическая работа по разделу «Орфография» в курсе основного образования
при подготовке учащихся к ЕГЭ
Опыт работы
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №3 с. Дивное
Гаврилко Е.В.
октябрь 2012г.
1. Условия формирования опыта
Пока общественность размышляет над формой выпускных экзаменов (быть или не быть ЕГЭ), педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Учитель опять остался наедине со своими проблемами: учебников для подготовки к ЕГЭ нет, а учеников готовить надо; методических пособий много, а как найти одно, нужное и обеспечивающее качественную подготовку выпускников.
С переходом на профильное обучение в 10 класс приходят учащиеся с разным уровнем знаний. Как целенаправленно подготовить каждого к Единому государственному экзамену? Современный учитель русского языка должен активно включиться в освоение новой формы экзамена, овладеть необходимыми методами работы, чтобы выпускник выдержал сложное испытание, сдал ЕГЭ.
2. Цель и задачи опыта
Главная цель моей деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ – совершенствование практических орфографических и пунктуационных умений, связанных с анализом различных языковых умений, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. О том, как я организовываю свою работу, я и расскажу сегодня. Я поделюсь своим опытом по теме «Пропедевтическая работа по разделу « Орфография» в курсе основного образования при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку».
Задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
- стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без боязни ошибиться;
- использование системы непрерывного устного и письменного тренинга на уроке и дома;
- психологически настроить ученика на ситуацию экзамена, научить управлять собой в условиях стресса.
3. Ведущая педагогическая идея опыта
В связи с введением ЕГЭ необходимо отказаться от количественных знаний учащихся, направить деятельность на сформированность универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.
4.Теоретическая база опыта
Правильно организованные упражнения должны вырабатывать обобщенные умения и сознательные навыки применять орфографические правила и оперировать грамматическими понятиями.
Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям:
- упражнения должны иметь характер задач, вызывающих необходимость применять для их решения изученные учащимися приемы или способы умственной работы;
- для закрепления и совершенствования этих приемов необходимо количество повторений, достаточное для автоматизации умений и навыков;
- для выработки обобщенных умений следует варьировать языковой материал упражнений с тем, чтобы учащиеся привыкали применять понятия или правила к языковым фактам и явлениям, находящимся в разнообразном лексическом и синтаксическом контакте.
5. Актуальность и перспективность опыта
ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Претендовать на высокую оценку можно в том случае, если ученик хорошо знает предмет и все особенности и тонкости экзамена по этому предмету. Форма экзамена в 11 классе отличается от традиционных диктантов, сочинений, устных ответов.
Цель проведения уроков русского языка в старших классах – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, а самое главное – подготовка к ЕГЭ. Учителю необходимо выстроить свою систему подготовки учащихся к ЕГЭ.
Моя система подготовки к ЕГЭ строится на наиболее эффективных приемах обучения. Каждый ученик, имея свою образовательную траекторию, поэтапно осваивает необходимый материал, приобретает практические орфографические и пунктуационные навыки, что способствует успешной сдаче ЕГЭ.
6. Новизна опыта
В связи с введением ЕГЭ учителя в системе обучения стали активнее применять тестовые технологии. Я использую не только сборники тематических тестов, выпущенных Центром тестирования РФ для учащихся 5-11 классов. В условиях подготовки к ЕГЭ изменяю позицию ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта умения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего нужные для этого способы действия. Поэтому привлекаю самих учащихся к составлению тематических тестов (по орфографии, пунктуации, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфоэпии и т.д.), поиску необходимой информации (примеры изобразительных средств из текстов художественной литературы).
Развивая компетентность учащихся, создаю условия, в которых ученик сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации. Для этого мною созданы тематические папки с заданиями, различными тестами (обучающие, тематические, контролирующие). Работая с тематическими папками, ученик «двигается» по индивидуальной образовательной траектории.
7. Трудоемкость опыта
Невозможно с начала 10 класса начать эффективную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ без имеющейся методической и дидактической базы. Учитель должен постепенно накапливать и создавать необходимые материалы. К сожалению, не по всем темам мною был накоплен материал к 10 классу. Это очень трудоемкая работа, только к середине 11 класса я создала тематические папки к части А.
При создании этих папок пользовалась материалами методического журнала «Русский язык в школе», методическими пособиями ФИПИ, Г.Т.Егораевой, СенинойН.А., ЦыбулькоИ.П.
8. Технология опыта
Успеха можно добиться, предусмотрев в своей работе четко 2 линии:
1) Знание теории по орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике;
2) Умение работать с тестами
(это есть тренажер – постоянная работа с тестами как одним из видов контроля)
I. Знание теории
Как добиться, чтобы все правила «уместились» в детской голове?
С 5 и до 9 класса веду тетрадь-помощницу, которая в 10-11 классах становится настольной книгой на уроках русского языка.
Все правила, схемы, таблицы, все исключения – все в этой тетради. Зная материалы ЕГЭ 11 класса, я уже в 5 классе акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 5 классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ.
Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал.
II. Умение работать с тестами
«Чтобы решать тесты, их нужно просто решать», - так я говорю ребятам.
В начале 10 класса обязательно рекомендую учащимся для подготовки к ЕГЭ учебные пособия, справочники, словари, диски, даю перечень сайтов, на которых размещены материалы ЕГЭ. Преподавание русского языка в 10-11 классах веду по рекомендованному учебнику под редакцией А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. К сожалению, этот учебник не располагает достаточным материалом для работы по некоторым разделам орфографии, синтаксиса. Поэтому теоретический материал повторяем по учебному пособию В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко и по учебнику Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина для 10-11 классов.
Знакомство с учащимися 10 класса начинаю с безоценочного диагностического теста за курс 5-9 классов. Что это мне дает? Выявление уровня работы с тестами, определение пробелов в области орфографии, пунктуации, групп учащихся с высоким, средним, низким уровнем подготовки. Такая деятельность позволяет мне скорректировать запланированную ранее работу по повторению. 85% учащихся из моего 10 класса оказались с низким уровнем подготовки. Поэтому системное повторение к тематическому планированию уроков русского языка в 10 классе построила с учетом подготовки учащихся.
В 10 классе основная задача при повторении – повторить с учащимися все части речи, все синтаксические конструкции. После повторения части речи обязательно провожу тестирование только по данной части речи, например, прилагательного . В ходе повторения морфологических признаков части речи обязательно повторяем все орфограммы, которые связаны с ее правописанием. Так, при повторении прилагательного учащиеся выполняют тренировочные упражнения по орфографии, самостоятельно составляют тесты на правописание приставок, суффиксов, окончаний прилагательных. Таким же способом повторяем различные синтаксические конструкции. В конце 10 класса провожу обязательно репетиционную работу по материалам и в форме ЕГЭ. Результаты работы подробно обсуждаем с учащимися. Каждый ученик корректирует свою образовательную траекторию для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В помощь учащимся мною составлен перечень теоретического и практического материала к каждому заданию части А
В 11 классе передо мною стоит уже другая задача: при повторении совершенствовать практические умения, связанные с анализом различных языковых явлений. Материал всего курса орфографии и пунктуации повторяем блоками. Например, «Безударные гласные в корне слова», сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные». Большую помощь при таком повторении помогают обобщающие таблицы, алгоритмы, схемы Н.А.Сениной (приложение №4). После тщательного повторения правила обязательно провожу итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. К сожалению, количество уроков русского языка (2 часа в неделю) не позволяет отрабатывать умения по каждому правилу со всеми учащимися одновременно. Для этой цели я создала тематические папки, материалы которых помогают учащимся индивидуально ликвидировать пробелы по определенным орфограммам, пунктограммам.
Каждая тематическая папка выстроена по определенной структуре:
- Теория (на каждую орфограмму или пунктограмму)
- Практические упражнения (на каждую орфограмму или пунктограмму)
- Тесты (на каждую орфограмму или пунктограмму)
- Обобщающая таблица, схема, алгоритм
- Практические упражнения (на все орфограммы или пунктограммы этого блока)
- Контролирующий тест (на все орфограммы или пунктограммы этого блока)
Такой вид индивидуальной работы дает определенные результаты. Занимаясь по этой системе, учащиеся на диагностических , тренировочных работах ( Стат град 5 работ), репетиционных работах в 11 классе е значительно улучшили свои результаты: увеличили количество баллов за часть А (приложение №5).
Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того, использую не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это – «скелет» предложения, его суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем предложения осложнены.
Систематическая работа по орфоэпии также влияет на повышение грамотности. Если орфоэпические упражнения однообразны, не вызывают интереса, то и на уроке они пройдут мимо ученика. Поэтому стараюсь разнообразить орфоэпические минутки. Например, слово агент. Сначала говорим о лексическом значении, а потом прошу учащихся вспомнить кинофильмы, современные детективы, в которых встречаются агенты. Жанр детектива сейчас очень моден, ученики называют много произведений, где герои – агенты полиции, милиции.
Народная мудрость гласит: «Кто не умеет слушать, тот не умеет говорить». Конечно, задача современного учителя русского языка – научить каждого ученика правильно говорить и писать, но сначала нужно научить их слушать. Слушать речь учителя, актера, диктора. Уметь не только слушать о чем говорят, но и как говорят. Когда ученики научатся слушать, можно переходить ко второму этапу: анализировать собственную речь, а также речь других носителей языка с точки зрения произносительных особенностей.
Сейчас, в последние годы, появилось много новых передач на центральном телевидении, радио. К, сожалению, уже нет таких дикторов, речь которых была образцом русского литературного произношения. Предлагаю внимательно послушать речь выступающих на телевидении и выполнить следующие задания:
- записать неправильные обороты, попытаться исправить конструкцию предложения;
- у кого есть возможность – сделать запись речи, потом проанализировать в классе;
- сильным учащимся предлагаю проанализировать саму речь говорящего: богатство лексики, стилистику, нормы ударения
Такие задания помогают учащимся сделать вывод, что нелитературное произношение отвлекает внимание от содержания высказывания и может действовать отрицательно на восприятие речи, затрудняя тем самым общение говорящего и слушателей.
Обязательно перед началом учебного года составляю план работы по подготовке к ЕГЭ. Это систематизирует деятельность, позволяет планомерно работать над каждой частью ЕГЭ (приложение №6).
При подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах урок строю в соответствии с намеченной целью, части его могут переструктурироваться, но для совершенствования грамотности учащихся в каждый урок включаю обязательные этапы:
1. Словарно-орфоэпическая разминка (письмо по памяти, задания по орфоэпии, чтение орфоэпического минимума и т.д.)
1.1. Расставить ударение: апостроф, афера, балованный, береста, бытие, ветеринария, внесенный, газопровод, гофрировать, договор, жалюзи, завидно, завсегдатай, дремота, задолго, звонить, избалованный, исчерпать, искра, исповедание, камбала, кухонный, наискось, колледж, колос, красивее, откупорить, премировать, принудить.
1.2. Сгруппировать слова по ударению на определенный слог (1-ый, 2-ой, 3-ий): опека, откупорить, побеленный, подогнутый, поутру, приданное, углубить, раскупорить, свекла, снадобье, согбенный, согнутый, украинский, феерия, ходатайствовать.
2. Лексико-стилистическая разминка:
- определение лексического значения слова, составление словосочетания или предложения, различение слов- паронимов (В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть: 1. Мишка одел братишку потеплее, и они побежали к реке. 2. На выпускной вечер Ольга одела длинное серебристое платье. 3. Я одену тебя в шелка, твои плечи укрою мехом.
- подбор синонимов (антонимов) к словам (Подберите к данным словам антонимы, сгруппируйте антонимические пары по частям речи: радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало,).
Данные задания направлены на обогащение словарного запаса учащихся.
3. Орфографическая разминка.
Это может быть:
- Словарный диктант слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка.
Аттестат, баллада, без разбору, блокпост, бумеранг, винегрет, в диковинку, вестибюль, впотьмах, градация, дифирамб, дрожжи, званый, иероглиф, каллиграфия, клише, колонна, оккупация, пессимист, под мышкой, тушенка, фестиваль, ядреный, явственный.
- Объяснительный диктант. Объяснить орфограммы, знаки препинания, сделать разбор выделенных предложений.
- Орфографическое чтение (учитель объясняет принцип и цель работы, предлагает любой текст).
4. Пунктуационная разминка (Расставить знаки препинания, графически объяснить.
5. Теоретическая разминка (актуализация полученных ранее знаний, составление плана-конспекта (таблицы), алгоритма, правила).
6. Повторение пройденного на предыдущих занятиях:
- устный опрос;
- проверка домашнего задания.
7. Практические задания (выполняются устно или письменно):
- Упражнения по темам из любого учебника или пособия.
Правописание н, нн в суффиксах имен прилагательных.(Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин)
1. Мы – рж…ые, толоко…ые, пестряди…ые, вы – чугу…ые, бето…ые, электрические, млечные.2. В буре электрического света умирает ю…ая Джульетта. 3. Шумели тучи в небе полуде…Ом, как в паводок плывущие плоты. 4. И каждый вечер, в час назначе…ый (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваче…ый, в тума…ом движется окне. 5. Всюду пестрели голубые гроздья журавли…ого гороха, золотые чашечки кури…ой слепоты, цветы иван-да-марьи. 6. И опять кольнут доныне неотпуще…ой виной, и окно по крестовине сдавит голод дровя…ой. 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утре…ей заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. 8. Он (Онегин) три часа по крайней мере пред зеркалами проводил подобный ветре…ой Венере…
- Упражнения (задания) по стилистике, развитию речи из любых учебников, пособий, упражнений из методической копилки учителя.
Определить стилистический характер использования выделенных предлогов. (Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика)
1. Я увидел, что, благодаря болтливости ямщика, меня принимали как придворного временщика. 2. Она бала одета, чтобы ехать в спектакль. 3. Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря. 4. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами. 5. Марья Степановна занялась распоряжениями касательно убранства гостиной и выгрузки разного хлама, привезенного на четырех подводах из деревни. 6. Я согласен на то, чтобы допустить его переночевать эту ночь в этом доме, ввиду болезненного состояния его.
9. Результативность опыта
Системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ. Необходимо как можно больше тренироваться в выполнении тестовых заданий. Это позволит учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Результаты репетиционных работ по материалам и в форме ЕГЭ
Часть А Кол-во баллов | 10 класс | 11класс, декабрь | 11 класс, март | 11 класс, апрель |
0 - 10 | 2 | 1 | - | - |
11 - 15 | 10 | 8 | 6 | 5 |
16 - 20 | 7 | 7 | 8 | 7 |
21 - 25 | 2 | 5 | 6 |
26 - 30 | 1 |
Список литературы.
1. Евграфова С.М. Тяжело в учении – легко на экзамене // «Русский язык» 2004, № 34, с. 20-24.
2. Жданова И.В. Единый государственный экзамен: плюсы и минусы // «Русский язык» 2006, № 2, с. 44-45.
3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ // «Интеллект-Центр», 2007.
4. Крамаренко Г.М., Малюшкин А.Б. Вспомним морфемику и подготовимся к экзамену // Журнал «Русский язык в школе» 2005, № 5, с. 25-26.
5. Лукашевич Е.В., Кузнецова Н.А. Анализ контрольно-измерительных материалов и результатов ЕГЭ по русскому языку «Русский язык» 2005, № 8, с. 4-10..
86 Единый государственный экзамен 2006-2007: Контрольные измерительные материалы: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
7 Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – 5-е издание, перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. (Серия «ЕГЭ 100 баллов»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по физике для организации итогового контроля за курс основного общего образования
Тест разработан для диагностики предметных компетенций по физике за курс основного общего образования. Разработка проводилась в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Диагностика учебных ...
Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....
Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования
Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...
Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования
В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....
Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
В работе используется предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.) Данная программа конкре...
Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа для 5...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ "Реализации основной образовательной программы основного общего образования"
Приоритетные направления работышколыОбновление содержания образования (ФГОС ООО)....