Неделя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме
Турнир эрудитов-одно из мероприятий недели русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка и литературы
Турнир эрудитов.
1 .Представление эрудитов.
I тур - разминочный
1)Кто больше вспомнит пословиц о знаниях, о грамоте, об учебе. Что такое пословица?
Со зрителями: Какие вы знаете пословицы о дружбе?
(Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде.
Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
Для друга семь вёрст не околица.
Нет друга - ищи, а найдешь - береги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Доброе братство дороже богатства.
Согласного стада и волк не берёт.
Сам пропадай, товарища выручай.
Дружба дороже денег.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот кто правду скажет.
Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
Был бы друг, найдется и досуг.
Не в службу, а в дружбу).
О грамоте.
(Век живи - век учись.
Повторять да учить - ум точить.
Повторенье-мать ученья.
Разум силу победит.
Азбука - к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
От учителя наука.
Ученику - удача, учителю - радость.
Ученье - свет, а неученье тьма.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга мала, а ума придала. Перо пишет, а ум водит.
Знайку вперед толкают, а незнайка за печкой сидит.
Ученье - путь к уменью.
Книга не говорят, а правду сказывают.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит).
2)Что вы знаете о фразеологизмах? Для чего они нужны? А что такое синонимы?
Задание: к данным словам или словосочетаниям подобрать фразеологизмы синонимы.
По 1 представителю от команд берут по 3 карточки.
1 .Исчез бесследно - как сквозь землю провалился; как в воду канул. 2.Появился неожиданно - как с Луны свалился; как снег на голову. 3.Очень далеко (куда Макар телят не гонял; за тридевять земель). 4.Недавно - без году неделя.
5.Очень темно (ходить глаз выкали; ни зги не видно). б.Перекусить (заморить червячка).
7.Быстро (во все лопатки; сломя голову; очертя голову; во весь дух). 8.Мало (кот наплакал, с гулькин нос).
9.Делать бессмысленную работу (носить воду решетом; крутиться, как белка в колесе).
Со зрителями:
1 .Говорить искренне - от всего сердца.
2.Тесно - яблоку негде упасть; как сельди в бочке.
3.Мешать кому-либо - совать палки в колеса.
4.Иногда - время от времени.
5.Догонять - наступать на пятки.
б.Наедине - с глазу на глаз, один на один.
3)Отгадайте слово по его лексическому значению. (Капитаны берут карточки).
1 .Начитанность, глубокие и широкие познания - это....
а) интеллигентность
б) опытность
в) эрудиция
г) талант
д) самомнение.
2.Отсутствие интереса к окружающим - это ....
а) рациональность
б) пассивность
в) чуткость
г) противоречивость
д) чёрствость.
3.Бодрое и радостное восприятие мира - это .... а) грусть б)стойкость
в) оптимизм
г) сентиментальность
д) равнодушие.
II тур - отборочный
1)Расставить ударение в словах за 1 мин. (по карточке)
Положил, красивее, километр, ворота, на доску, копировать, водопровод.
Баловать, добрались, воры, силос, щавель, цемент, углубить.
Торты, звонят, принята, начал, прибывший, крапива, фарфор.
Со зрителями:
Что стоит посередине земли?
Что мы слышим в начале урока?
Какой город сладкий?
2)Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов, (карточки).
Встретить — встретьте Отлынивать - отлынивайте Ускорять - ускоряйте Опрокидывать - опрокидывайте Вымести - выметите Убавлять - убавляйте.
Со зрителями:
Почему летают самолеты?
Какие корни не нужны растению?
Какого цвета тоска?
Чего нет ни в капусте, ни в редьке, нив свекле, но есть в помидорах и огурцах? 3)Найдите ошибки (карточки).
1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». 2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!»
З.Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу.
Со зрителями:
Найти ошибку в предложении: (на обоях) Мой отец занимается отловом живых карасей.
III тур - победный
1 .Исправить ошибки в тексте (карточки)
В средневековой Европе мощёными были лишь те дороги, что сохранялись от времени Древнего Рима. Дома запирались массивной дубовой дверью с коваными петлями. Стекло было дорого, окна в дамах горожане затягивали пузырями или промасленным холстом, нередко разрисованными яркими красками.
Со зрителями:
- Что это за существо? (на доске)
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать.
Загадки:
Можно ли измерить цену вкуса и вес горя?
Что можно сделать из жаворонка?
Когда руки бывают тремя местоимениями?
Откуда надо танцевать?
Какая игла не тонет в море?
2.Составить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву (П). - 5 мин.
Со зрителями:
- Кто подберет больше причастий к слову «доска»?
(Расшатанная, покосившаяся, исписанная, поцарапанная, покрашенная, стоящая, падающая, купленная, поломанная, починенная, блестящая, потускневшая, отражающая солнце, подкрепленная, приобретенная, вымытая, расчерченная).
Шарады.
1)Первое - нота, второе - игра, а целое встретим у столяра. 2)Первое можно засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим. 3)Подряд три предлога возьмем, а целое на дереве найдем.
З.Я (показываю) - переливаю из пустого в порожнее.
Задание - проинсценировать любые два фразеологизма из числа предложенных (карточки).
держать камень за пазухой
водить за нос
наступать на пятки
хватать на лету
воды в рот набрать
обвести вокруг пальца
клевать носом
ворон считать
Со зрителями;
- 3амените устаревшие слова синонимами
Очи - глаза
Чело - лоб
Ланиты - щёки
Уста - губы
Перст - палец
Брань – битва
Глаголет - говорит
Льзя – можно
Зрачный - видимый
Брадобрей - парикмахер
- Написать слова, в которых есть по 2 музыкальные ноты.
- Придумать слова на букву «Э». Кто больше. Называть по порядку.
- Преобразовать слова: ложа - жало трепак - паркет вобла - обвал
- пион - пони числа - силач планка - клапан конус - сукно.
Подведение итогов
Команда - победитель, самые активные болельщики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"
Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...