Мероприятие по русскому языку "Лес"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Егорова Татьяна Васильевна

Урок-соревнование. Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по русскому языку и литературе: «Лес»

учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №555 «Белогорье»                                    Егоровой Татьяны Васильевны

Тема: «Лес»

«Я славлю чудо из чудес – родимый лес, зеленый лес!»

Валентин Лукша

 

Краткая характеристика  5Б класса: класс подготовлен к коллективно-распределительной работе на уроке. Дети умеют работать в парах, в малых группах. Умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. Пытаются самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. Общение между детьми ровное, преобладает сотрудничество.

Тема урока соответствует общей характеристики освоения программы к этому времени. Учащиеся 5Б класса уже знакомы с пословицами, с фразеологизмами; знают средства выразительности;  знают, что такое однокоренные слова; умеют пользоваться словарями. Материал к уроку подбирался с учетом работы класса над общешкольным проектом «Лес».

Цели: углубить знания в работе с художественным текстом; уметь работать со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь); воспитывать учебно-познавательный интерес к русскому языку и литературе; воспитывать любовь к родной природе; прививать любовь к поэтическому слову; формировать коммуникативные качества;  умение оценивать себя и других; работать в группе и брать лидерство на себя, распределять задания между членами группы .

Тип урока: урок-соревнование

Методы обучения: комбинированный урок с использованием компьютерной презентации.

Раздаточный материал: 4 папки с заданиями (3 – для команд, 1 – для жюри); лист оценивания конкурсов для жюри; словари (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь) для каждой команды;

Структура урока:

Этапы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.  (3 мин.)

Зачитываю цели урока: 

углубить знания в работе с художественным текстом; уметь работать со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь); воспитывать учебно-познавательный интерес к русскому языку и литературе; воспитывать любовь к родной природе; прививать любовь к поэтическому слову; формировать коммуникативные качества;  умение оценивать себя и других; работать в группе и брать лидерство на себя, распределять задания между членами группы .

Тип урока: урок-соревнование.

Класс разбит на три команды.

Представление жюри (из родителей).  

Жюри оценивает каждое задание работы команды по 5 бальной системе.

Итак, начинаем конкурс. Работают три команды учащихся. На столах лежат словари, папки с заданиями, листы бумаги.

Открываю презентацию «ЛЕС» (слайды №1-3).

Чтение наизусть стихотворения В.Лукша:

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной, -

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет, как рукой.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зеленый лес!

Разминка.

Устно. (2 мин.) Жюри оценивает

Зачитываю загадки. 

Продолжи пословицу по начальным словам.

Отгадывают загадки и заканчивают пословицы.

Задание №1.

«Собери пословицу из фрагментов».

(3 мин.)        

Жюри оценивает

Возьмите из своей папки файл №1, откройте его и соберите пословицы из фрагментов.

Сверьте выполненное задание со слайдами презентации.

Открываю для 1 команды слайд №4, для 2 команды – слайд №5, для 3 команды – слайд №6.        

Собирают пословицы.

Задание №2.

«Словари»: Работа со словарями. Устно.

(5 мин.)

Жюри сверяет правильность ответов

«Словари»:

1.Найти значение слова;

2.Найти значение фразеологизма.

Задание заключается в следующем: из толкового словаря русского языка, словаря иностранных слов, фразеологического словаря найти значение слов и понятий.

Откройте файл №2, там для каждой команды приготовлено свое задание. Выполняйте.

Открываю слайды презентации №7-9.   Члены команд зачитывают свои ответы по мере готовности. Жюри оценивает правильность ответов, сверяя их с презентацией, выставляет баллы.

         

Задание 1 команды:

1. Найти значение слов: «заказник», «лесополоса», «камбий».

2. Найти объяснение фразеологизмов: «Врастать корнями», «Кто в лес, кто по дрова».

Задание 2 команды:

1. Найти значение слов: «заповедник», «лесопарк», «флоэма».

2. Найти объяснение фразеологизмов: «Не видеть леса за деревьями», «Вырвать с корнем».

Задание 3 команды:

1. Найти значение слов: «перелесок», «лесничество», «самшит».

2. Найти объяснение фразеологизмов: «Корень зла», «Заблудиться в трех соснах».

Задание №3.

Записать как можно больше слов с корнем ЛЕС.

(3 мин.)        

Возьмите лист бумаги и запишите как можно больше слов с корнем ЛЕС.

Жюри сверяет ответы со слайдом №10.

Выставляет баллы.

Учащиеся записывают слова с корнем ЛЕС и зачитывают свои ответы по мере готовности.

Задание №4.  

Определить значение фразеологизма. Устно.

(2 мин.)

Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы. Убедитесь в правильности ответа. Слайд №11.        

Жюри выставляет баллы.

Для команды №1:

Топорная работа; Ответ: столяр

Для команды №2:

Брать на прицел; Ответ: военный

Для команды №3:

Закидывать удочку; Ответ: рыбак

Задание №5

Найти соответствие средств художественной выразительности  

 (3 мин.)

Откройте файл №3.

У всех команд одинаковое задание.

Найдите соответствие средств художественной выразительности.  

Сверим со слайдом №12.

Жюри оценит работу

 Задания:

1.Метафора. - 1.Это когда одно сравнивают с другим.

2.Сравнение.-2.Преувеличение.

3.Гипербола.- 3.Красивый признак предмета.

4.Олицетворение.- 4.Скрытое сравнение, переносное значение слов, уподобление по сходству.

5.Эпитет.- 5.Нарушение порядка слов.

6. Инверсия.- 6. Перенесение черт с живого на неживой предмет, явление.

Ответ:

1 – 4

2 – 1

3 – 2

4 – 6

5 – 3

6 – 5

Подведение промежуточных итогов.

 

Физкультминутка

(2 мин.)                

Физкультминутка

(2 мин.)        

Физкультминутка

(2 мин.)        

Задание №6.

«Найти средства художественной выразительности в стихотворном тексте».  

(6 мин.)

Подведение промежуточных итогов.

         

Откройте файл №4.

В стихотворном тексте найдите средства художественной выразительности. Команда №1.

Ответ:

Метафора:

«горит костер рябины красной»

Инверсия:

«горит костер; рябины красной».

Ответ:

Эпитет:

«лапой вырезной»

Сравнение:

«Тишина, как в монастырской келье»

Олицетворение:

«Папоротник  кивает».

Команда №2

Ответ:

Олицетворение:

«В багрец и золото одетые леса.»

Инверсия:

«В багрец и золото одетые леса.»

Ответ:

Эпитет:

 «плавными кругами»;

«свежестью смолистой»

Олицетворение:

«ворчит лениво гром»

Инверсия:

«реет ястреб»

Команда №3

Ответ:

Олицетворение:

«Красной кисть рябина зажглась..»

Ответ:

Эпитет:

«ласкового плена»

Инверсия:

«Пред черникой преклонять колена».

Подведение промежуточных итогов.

Команда №1.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С.А. Есенин).

Вот и лес. Прохлада и покой.

Тишина, как в монастырской келье

Папоротник лапой вырезной

Мне кивает под корявой елью.

(Е. Росс-Базелевская).

Команда №2

В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин).

 По холмам ворчит лениво гром.

Реет ястреб плавными кругами.

Ни души. И остро пахнет мхом,

Свежестью смолистой и грибами.

(Е. Росс-Базелевская).

Команда №3

Красной кисть рябина зажглась..

(М.Цветаева).

 

Ты бы никогда и не ушел

Из лесного ласкового плена,

До того легко и хорошо

Пред черникой преклонять колена.

 (Е. Росс-Базелевская).

 

Задание №7.

Восстановите художественный текст.

Творческая письменная работа.

 (5 мин.)        

Восстановите текст.

Встреча с     ___________    лесом

Я шагнул на  ______________  тропинку и замер то восторга. Меня обступили  ______________  деревья.  Рукой я дотронулся до ________________  березки. Залюбовался _______________ дубом.  Замер рядом с ______________ осинкой и пошептался с ней. Спрятался под ________________ елью, приподняв ее _______________ лапу.

 Деревья как ______ . У каждого свой характер, его нужно ________________.         

Каждая команда читает свой восстановленный текст.

Встреча с таинственным лесом    

Я шагнул на покрытую сугробами   тропинку и замер то восторга. Меня обступили сказочные деревья.  Рукой я дотронулся до белоснежной  березки. Залюбовался величественным дубом.  Замер рядом с нежной осинкой и пошептался с ней. Спрятался под пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу.

Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать.

Задание №8.

Выразительное чтение стихов о лесе.

(7 мин.)

Пока жюри подводит итоги конкурсов, представители каждой команды прочтут стихотворения о лесе.  

Представители от каждой команды читают стихи о лесе

Домашнее задание

Домашнее задание: 

Напишите мини сочинение «Красота зимнего леса».        

Дети записывают домашнее задание

Подведение итогов урока.

Слово жюри. Выставление отметок.(3 мин.)        

Ребята, спасибо за урок.

Спасибо родителям за работу в жюри.          

В дневник выставляют отметки

Общие результаты урока:

Общие результаты урока:

План урока выполнен.  

Цели: 

общеобразовательная 

(знание средств художественной выразительности, умение подбирать однокоренные слова), воспитывающая 

(умение работать в группе, брать лидерство на себя) и

развивающая (умение пользоваться словарями, чтение стихов) достигнуты.  

Результат урока положительный. Учащиеся очень многое успели сделать. Показали хорошие знания в работе с текстом.                                                                                      Урок-соревнование по русскому языку и литературе был подготовлен ко Дню открытых дверей для родителей 5Б класса. Дети показали, чему они научились по предметам «литература» и «русский язык».

На этом уроке мне хотелось показать работу детей в группах. В конце урока члены команд оценили работу друг друга. Затем жюри выставило баллы.

Презентация урока прилагается.

 

 

         

 

 

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...