Мероприятие по русскому языку "Лес"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок-соревнование. Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие по русскому языку и литературе: «Лес»
учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №555 «Белогорье» Егоровой Татьяны Васильевны
Тема: «Лес»
«Я славлю чудо из чудес – родимый лес, зеленый лес!»
Валентин Лукша
Краткая характеристика 5Б класса: класс подготовлен к коллективно-распределительной работе на уроке. Дети умеют работать в парах, в малых группах. Умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. Пытаются самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. Общение между детьми ровное, преобладает сотрудничество.
Тема урока соответствует общей характеристики освоения программы к этому времени. Учащиеся 5Б класса уже знакомы с пословицами, с фразеологизмами; знают средства выразительности; знают, что такое однокоренные слова; умеют пользоваться словарями. Материал к уроку подбирался с учетом работы класса над общешкольным проектом «Лес».
Цели: углубить знания в работе с художественным текстом; уметь работать со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь); воспитывать учебно-познавательный интерес к русскому языку и литературе; воспитывать любовь к родной природе; прививать любовь к поэтическому слову; формировать коммуникативные качества; умение оценивать себя и других; работать в группе и брать лидерство на себя, распределять задания между членами группы .
Тип урока: урок-соревнование
Методы обучения: комбинированный урок с использованием компьютерной презентации.
Раздаточный материал: 4 папки с заданиями (3 – для команд, 1 – для жюри); лист оценивания конкурсов для жюри; словари (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь) для каждой команды;
Структура урока:
Этапы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. (3 мин.) | Зачитываю цели урока: углубить знания в работе с художественным текстом; уметь работать со словарями (словарь иностранных слов, толковый словарь русского языка, фразеологический словарь); воспитывать учебно-познавательный интерес к русскому языку и литературе; воспитывать любовь к родной природе; прививать любовь к поэтическому слову; формировать коммуникативные качества; умение оценивать себя и других; работать в группе и брать лидерство на себя, распределять задания между членами группы . Тип урока: урок-соревнование. | Класс разбит на три команды. |
Представление жюри (из родителей). | Жюри оценивает каждое задание работы команды по 5 бальной системе. Итак, начинаем конкурс. Работают три команды учащихся. На столах лежат словари, папки с заданиями, листы бумаги. Открываю презентацию «ЛЕС» (слайды №1-3). | Чтение наизусть стихотворения В.Лукша: Когда идешь усталый, запыленный, Дорогой длинной в полуденный зной, - Сверни смелее в тихий лес зеленый, И он усталость снимет, как рукой. Я славлю чудо из чудес – Родимый лес, Зеленый лес! |
Разминка. Устно. (2 мин.) Жюри оценивает | Зачитываю загадки. Продолжи пословицу по начальным словам. | Отгадывают загадки и заканчивают пословицы. |
Задание №1. «Собери пословицу из фрагментов». (3 мин.) Жюри оценивает | Возьмите из своей папки файл №1, откройте его и соберите пословицы из фрагментов. Сверьте выполненное задание со слайдами презентации. Открываю для 1 команды слайд №4, для 2 команды – слайд №5, для 3 команды – слайд №6. | Собирают пословицы. |
Задание №2. «Словари»: Работа со словарями. Устно. (5 мин.) Жюри сверяет правильность ответов | «Словари»: 1.Найти значение слова; 2.Найти значение фразеологизма. Задание заключается в следующем: из толкового словаря русского языка, словаря иностранных слов, фразеологического словаря найти значение слов и понятий. Откройте файл №2, там для каждой команды приготовлено свое задание. Выполняйте. Открываю слайды презентации №7-9. Члены команд зачитывают свои ответы по мере готовности. Жюри оценивает правильность ответов, сверяя их с презентацией, выставляет баллы.
| Задание 1 команды: 1. Найти значение слов: «заказник», «лесополоса», «камбий». 2. Найти объяснение фразеологизмов: «Врастать корнями», «Кто в лес, кто по дрова». Задание 2 команды: 1. Найти значение слов: «заповедник», «лесопарк», «флоэма». 2. Найти объяснение фразеологизмов: «Не видеть леса за деревьями», «Вырвать с корнем». Задание 3 команды: 1. Найти значение слов: «перелесок», «лесничество», «самшит». 2. Найти объяснение фразеологизмов: «Корень зла», «Заблудиться в трех соснах». |
Задание №3. Записать как можно больше слов с корнем ЛЕС. (3 мин.) | Возьмите лист бумаги и запишите как можно больше слов с корнем ЛЕС. Жюри сверяет ответы со слайдом №10. Выставляет баллы. | Учащиеся записывают слова с корнем ЛЕС и зачитывают свои ответы по мере готовности. |
Задание №4. Определить значение фразеологизма. Устно. (2 мин.) | Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы. Убедитесь в правильности ответа. Слайд №11. Жюри выставляет баллы. | Для команды №1: Топорная работа; Ответ: столяр Для команды №2: Брать на прицел; Ответ: военный Для команды №3: Закидывать удочку; Ответ: рыбак |
Задание №5 Найти соответствие средств художественной выразительности (3 мин.) | Откройте файл №3. У всех команд одинаковое задание. Найдите соответствие средств художественной выразительности. Сверим со слайдом №12. Жюри оценит работу | Задания: 1.Метафора. - 1.Это когда одно сравнивают с другим. 2.Сравнение.-2.Преувеличение. 3.Гипербола.- 3.Красивый признак предмета. 4.Олицетворение.- 4.Скрытое сравнение, переносное значение слов, уподобление по сходству. 5.Эпитет.- 5.Нарушение порядка слов. 6. Инверсия.- 6. Перенесение черт с живого на неживой предмет, явление. Ответ: 1 – 4 2 – 1 3 – 2 4 – 6 5 – 3 6 – 5 |
Подведение промежуточных итогов.
Физкультминутка (2 мин.) | Физкультминутка (2 мин.) | Физкультминутка (2 мин.) |
Задание №6. «Найти средства художественной выразительности в стихотворном тексте». (6 мин.) Подведение промежуточных итогов.
| Откройте файл №4. В стихотворном тексте найдите средства художественной выразительности. Команда №1. Ответ: Метафора: «горит костер рябины красной» Инверсия: «горит костер; рябины красной». Ответ: Эпитет: «лапой вырезной» Сравнение: «Тишина, как в монастырской келье» Олицетворение: «Папоротник кивает». Команда №2 Ответ: Олицетворение: «В багрец и золото одетые леса.» Инверсия: «В багрец и золото одетые леса.» Ответ: Эпитет: «плавными кругами»; «свежестью смолистой» Олицетворение: «ворчит лениво гром» Инверсия: «реет ястреб» Команда №3 Ответ: Олицетворение: «Красной кисть рябина зажглась..» Ответ: Эпитет: «ласкового плена» Инверсия: «Пред черникой преклонять колена». Подведение промежуточных итогов. | Команда №1. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин). Вот и лес. Прохлада и покой. Тишина, как в монастырской келье Папоротник лапой вырезной Мне кивает под корявой елью. (Е. Росс-Базелевская). Команда №2 В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин). По холмам ворчит лениво гром. Реет ястреб плавными кругами. Ни души. И остро пахнет мхом, Свежестью смолистой и грибами. (Е. Росс-Базелевская). Команда №3 Красной кисть рябина зажглась.. (М.Цветаева).
Ты бы никогда и не ушел Из лесного ласкового плена, До того легко и хорошо Пред черникой преклонять колена. (Е. Росс-Базелевская).
|
Задание №7. Восстановите художественный текст. Творческая письменная работа. (5 мин.) | Восстановите текст. Встреча с ___________ лесом Я шагнул на ______________ тропинку и замер то восторга. Меня обступили ______________ деревья. Рукой я дотронулся до ________________ березки. Залюбовался _______________ дубом. Замер рядом с ______________ осинкой и пошептался с ней. Спрятался под ________________ елью, приподняв ее _______________ лапу. Деревья как ______ . У каждого свой характер, его нужно ________________. Каждая команда читает свой восстановленный текст. | Встреча с таинственным лесом Я шагнул на покрытую сугробами тропинку и замер то восторга. Меня обступили сказочные деревья. Рукой я дотронулся до белоснежной березки. Залюбовался величественным дубом. Замер рядом с нежной осинкой и пошептался с ней. Спрятался под пушистой елью, приподняв ее мохнатую лапу. Деревья как люди. У каждого свой характер, его нужно понимать и уважать. |
Задание №8. Выразительное чтение стихов о лесе. (7 мин.) | Пока жюри подводит итоги конкурсов, представители каждой команды прочтут стихотворения о лесе. | Представители от каждой команды читают стихи о лесе |
Домашнее задание | Домашнее задание: Напишите мини сочинение «Красота зимнего леса». | Дети записывают домашнее задание |
Подведение итогов урока. Слово жюри. Выставление отметок.(3 мин.) | Ребята, спасибо за урок. Спасибо родителям за работу в жюри. | В дневник выставляют отметки |
Общие результаты урока: | Общие результаты урока: План урока выполнен. Цели: общеобразовательная (знание средств художественной выразительности, умение подбирать однокоренные слова), воспитывающая (умение работать в группе, брать лидерство на себя) и развивающая (умение пользоваться словарями, чтение стихов) достигнуты. Результат урока положительный. Учащиеся очень многое успели сделать. Показали хорошие знания в работе с текстом. Урок-соревнование по русскому языку и литературе был подготовлен ко Дню открытых дверей для родителей 5Б класса. Дети показали, чему они научились по предметам «литература» и «русский язык». На этом уроке мне хотелось показать работу детей в группах. В конце урока члены команд оценили работу друг друга. Затем жюри выставило баллы. | |
Презентация урока прилагается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"
воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...
"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе
Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...