Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssp_9klass.rar | 785.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)
Цели урока:
Обучающие:
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений;
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
Воспитывающие:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока:
- компьютер;
- видеопроектор
На доске: (в слайдах)
- тема урока, эпиграф:
Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.
Ю. Левитанский
Ход урока
Организационный момент
Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.
- Дать определение СПП.
- Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?
- Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.
- При помощи чего могут присоединяться придаточные предложения к главному?
- Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова: местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда,, почему, зачем, сколько, насколько. Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения .
- Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло .
- Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие придаточного предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)
Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с СПП с придаточными определительными .
Сначала напишем словарный диктант
Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.
ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].
1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.
(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)
Понаблюдаем над следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:
1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.
3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим их так, чтобы они стали СПП.
1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
1 предчувствовало (что?)
2 дом (какой?)
3 добрались (когда?)
Вывод:
Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением – СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями – СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством – обстоятельственными.
- Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (по вопросу)
Точно также мы определим и тип придаточного пред-я . Здесь главное – задать правильно вопрос
Давайте обратимся к тексту.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
(Из периодической печати)
Работа с текстом:
– Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)
– Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.
(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? ( какой?)
– Выделим грамматическую основу.
– Построим схему предложения.
– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)
Итак, заполним таблицу:
1. Вид придаточного | определительное |
2. Вопрос. | какой? |
3. Контактное слово (часть речи) | к сущ. |
4. Средства связи. | союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др. |
5. Возможны указательные слова. | тот, такой |
6. Позиция по отношению к контактному слову | всегда постпозиция |
(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)
– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.
IV. Закрепление.
Прочитайте теоретический материал учебника - параграф 10
Что нового вы узнали из статьи учебника
- к придаточным определительным близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.
Ещё волнует всё, (что именно?) что было.
Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.
Конструирование предложений
И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
Мы в ответе за тех, кого приучили.
На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.
Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.
Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.
Из ПП составить СПП с придаточным определительным
Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.
Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной
Правильно ли построено предложение
Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.
Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой
На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку
Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.
V. Работа устная:
– Замените причастный оборот придаточным определительным:
1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)
2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)
3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)
– А теперь обратная работа. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:
1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, причастие не будет характеризовать существительное края.)
VI. Творческая работа.
– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? ( Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)
– Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества,-
Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -
И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
– О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
– Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.
(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.
…, которые радуются последним теплым лучам.
…, что пестреет на увядающей траве.
…, что благоухают свежестью.
…, которое наполнено чувством безысходной грусти.
…, который словно жалеет о чем-то.)
– Ребята 1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.
VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Цель урока: Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...