Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_9klass.rar785.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

(Осень в поэзии, живописи и музыке наших соотечественников.)

Цели урока:

Обучающие:

–  находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными.
–  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
–  правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности.

         - развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при              чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах,

        – воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока:

- компьютер;

- видеопроектор

На доске: (в слайдах)

- тема урока, эпиграф:

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом.

                 Ю. Левитанский

               Ход урока

Организационный момент

Повторение теоретических сведений на примере эпиграфа.

- Дать определение СПП.

- Из каких частей состоит СПП? Как эти части называются?

- Где может находиться придаточная часть по отношению к главной? Привести примеры.

- При помощи чего могут  присоединяться придаточные предложения к главному?

- Как отличить подчинительные союзы от союзного слова? (Союзные слова:  местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: где, куда, откуда,, почему, зачем, сколько, насколько.  Союзное слово: 1) является членом предложения 2) на него падает логическое ударение 3) его можно заменить другим знаменательным словом 4) его нельзя исключить из предложения .

- Приведите примеры (Я сказал, мальчикам, что заблудился. Не знаю, что произошло .

- Какие слова бывают в главной части СПП? Для чего они нужны? (указывают на наличие  придаточного  предложения, указательные слова: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Не говори о том, чего не знаешь)

Сегодня мы познакомимся с основными группами СПП, попытаемся, погружаясь в тайны природы, познакомиться с  СПП с придаточными определительными .

Сначала напишем словарный диктант

Золотые отблески. Застыли в оцепенении. Расцвело последним цветом. Надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].

1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п.  2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.

(Толковый словарь Ушакова, 1935-1940 г.)

Понаблюдаем над  следующими предложениями и определим в них второстепенные члены:

1 Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

2 (Чей?) Мой дом находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим их так, чтобы они стали СПП.

1 Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2 Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3 Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

1 предчувствовало (что?)

2 дом (какой?)

3 добрались (когда?)

Вывод:

Придаточные пред-я сходны по смыслу со второст-ыми членами. Мы записали 3 основных группы СПП: сходные с определением – СПП с придаточными определительными; сходные с дополнениями – СПП с придаточными изъяснительными; сходные с обстоятельством – обстоятельственными.

- Как мы определяем, какой  второстепенный член перед нами? (по вопросу)

Точно также мы определим и тип придаточного пред-я . Здесь главное – задать правильно вопрос

Давайте обратимся к тексту.

 

       В каждом  времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Ему  нравилась  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения  и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

                                                                                  (Из периодической печати)

Работа с текстом:

– Какова тема текста? О чем( о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе)

– Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

–  Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой  любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

– Выделите главную и придаточные части графически.

– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? ( какой?)

– Выделим грамматическую основу.

– Построим схему предложения.

– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы. Главное здесь не союзные слова, а правильно поставленный вопрос

– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов)

– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово (часть речи)

к сущ.

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.

5. Возможны  указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному слову

всегда постпозиция

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

IV. Закрепление.

Прочитайте теоретический материал учебника  - параграф 10

Что нового вы узнали из статьи учебника

- к придаточным определительным  близки местоимённо-опред-ые прид-ые. В них придаточное отн-ся к местоимениям, употреблённым в значении существительного: тот, все, всё, каждый и др.

Ещё волнует всё, (что именно?) что было.

Кто ищет, (кто именно?) тот всегда найдёт. (в отличие от прид-ых опр-ых местоимённо-опр-ые могут стоять и перед определяемым словом.

Конструирование предложений

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Мы в ответе за тех, кого приучили.

На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.

Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.

Из яйца, что на земле лежит, птица в небо полетит.

Из ПП составить СПП с придаточным определительным

Передо мной круглое болото. Из болота торчат редкие травянистые кочки.

Мила мне осенняя роща. Каждый лист шелестит надо мной

Правильно ли построено предложение

Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу за лесом.

Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой

На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас  отказаться от прогулки.

Которые ученики не сдали книги, пусть придут в библиотеку

Дом стоял на пригорке, который смотрел окнами на речку.

 

V. Работа устная:

– Замените причастный оборот придаточным определительным:

1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)

2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)

3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

– А теперь обратная работа.  В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.  Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:

1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.

2.Осенняя панорама, которая открывается с крутого берега  Цны, неповторима в своей красоте.

3. Но ведь есть на белом свете  далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол стремятся причастием,  причастие  не будет характеризовать существительное края.)

VI. Творческая работа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? ( Об осени, предложение СПП с придаточным определительным)

– Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...

Я люблю эти дни,  в их безоблачной,  в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

– О чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите  композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

– Напишите сочинение-миниатюру на тему  «Осень – вечная поэзия» или «Что я чувствую, погружаясь в тайны осени». Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

(…,  какие кружились вчера в незатейливом танце.

…, которые  радуются последним теплым лучам.

…, что пестреет на увядающей траве.

…, что благоухают свежестью.

…, которое наполнено чувством безысходной грусти.

…, который словно жалеет о чем-то.)

– Ребята  1 варианта пусть составят 3-4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4)  правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение  заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...